Логопедические игры для развития фонематического слуха
консультация по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Памятка для родителей с играми для детей на развитие фонематического слуха
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игры для развития фонематического слуха | 18.85 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРЫ и УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ
(неречевые звукоразличения)
• «Угадай, что звучало» Проанализируйте с ребенком бытовые шумы – скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан, шелест страниц и пр. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и с закрытыми глазами, постепенно удерживать в памяти «голоса» всех предметов, доводя их количество с 1-2 до 7-10.
• «Шумящие коробочки» Нужно взять два комплекта небольших коробочек – для себя и ребенка, наполнить их различными материалами, которые, если коробочку потрясти, издают разные звуки. В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т.д. Вы берете коробочку из своего набора, трясете ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары.
• «Что как звучит» Сделайте с ребенком волшебную палочку, постучите палочкой по любым предметам, находящимся в доме. Пусть все предметы в Вашем доме зазвучат. Прислушайтесь к этим звукам, пусть ребенок запомнит, что как звучит и находит предметы, которые звучали, по Вашей просьбе: «скажи, покажи, проверь, что звучало», «что звучало сначала, а что потом».
• «Где позвонили» – определяем направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу.
• «Подбери картинку или игрушку» Вы стучите (шелестите, гремите, трубите, звените, играете на пианино), а ребенок угадывает, что Вы делали, что звучало и подбирает соответствующую картинку, игрушку.
• «Отрабатываем ритмический рисунок». Вы задаете ритм, отстукивая его рукой, например: – 2удара-пауза-3удара. Ребенок его повторяет. Сначала ребенок видит Ваши руки, потом выполняет это упражнение с закрытыми глазами. Варианты игры: ребенок повторяет ритмический рисунок правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно, поочередно (хлопки или удары по столу); ребенок воспроизводит тот же ритмический рисунок ногами; ребенок придумывает свои ритмические рисунки и контролирует их выполнение.
• «Громко-тихо». Попросите ребенка произнести гласный звук, слог или слово громко, потом – тихо, протяжно, потом отрывисто, высоким голосом – низким. Вариант игры: придумайте или вспомните каких-то сказочных персонажей, договоритесь, кто из них как говорит, а потом разыгрывайте небольшие диалоги, узнавайте ваших героев по голосу, меняйтесь ролями.
• «Узнай свой голос». Вам нужно записать на диктофон голоса знакомых, родных, обязательно свой голос и голос ребенка. Прослушайте запись вместе, важно, чтобы ребенок узнавал свой голос и голоса близких людей. Может быть, ребенок не сразу узнает свой голос на записи, к его звучанию надо привыкнуть.
Развитие фонематического слуха.
(опознание звука в словах, слогах, дифференциация звуков, близких по артикуляционным признакам; акустическим признакам. работа над воспроизведением слоговых рядов с оппозиционными звуками. Дифференциация слов, близких по звуковому составу. Выделение первого, последнего звука в слове. Подбор слов на заданный звук. Определение позиции звука в слове. Проведение звукового анализа. Работа над фонематическим синтезом слов).
• «Какой звук есть во всех словах?» Взрослый произносит три – четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь – и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
• «Подумай, не торопись» Предложите детям несколько заданий на сообразительность: Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол. Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова лей. (Воробей) Подбери слово, чтобы первый звук был к, а последний — а.
• Подбор слов, картинок с заданным звуком. Подбери слово со звуком [л]. Выбери картинки, в словах- названиях которых имеется звук [л]. Назови одежду, в названии которой есть этот звук. Назови слово, в котором звук [л] имеется в начале слова (в середине или в конце).
Выбери картинки, в словах-названиях которых есть слог ла, из ряда других (лапа, ладошка).
• Игра «Поймай звук». Слышать заданный звук среди других в звуковом ряду. 1 вариант. Взрослый предлагает ребенку внимательно послушать произносимые звуки и хлопнуть в ладошки только на определенный звук (например, на звук [А]): а, и, а, о, и, у.
2 вариант. Взрослый называет слова, а ребёнок должен хлопнуть только тогда в ладоши, когда услышит в слове заданный звук (например: [Г]): нога, коньки, гриб, конфета…
• «Поймай слог». Слышать слог в ряду других слогов или слоговых сочетаний. Хлопнуть в ладоши или поднять руку, если в названных слогах будет услышан заданный слог, например, ра.
• Какой слог лишний — ра-ра-ла-ра?
• Найди потерявший звук. (До…ожка, ка…тошка.) «Р». (Ка…а, ко…ка.) «Ш».
• Назови пропущенный слог. Произносится слово ма…на. Задания выполняются с опорой на картинку.
• Расставь картинки в звуковые домики. В один домик поставь картинки, в названии которых звук [с] слышится в начале слова, на нижнюю — со звуком [с] в конце слова.
• Назови гласные (согласные твёрдые, мягкие) звуки, которые ты слышишь в слове ЛУЖА.
• Узнавание слова по наличию согласных звуков: Какое слово задумано, если в нем есть такие согласные звуки: [с], [л], [н]- (слон)
• Звуки рассыпались. «Разбросай» звуки слова рак. Взрослый называет слово, а ребёнок находит нужные буквы и составляет из них названное слово.
• Слова-рифмы. «Дополни слово» (в стихотворении).
ИГРЫ НА САЙТЕ: mersibo.ru
«ПРЕОДОЛЕНИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ПОМОЩЬЮ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем.
ГБОУ ШКОЛА № 1571
Структурное подразделение
«Ручеёк»
ул. Фомичёвой, д.12, к.2
Логопед:
Тер-Григорян Юлия Николаевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
I. Теоретические основы развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возрастаСовременные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематического слуха у детей с ФФНОсобенности развития...
«Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»
В данной статье рассматриваются направления коррекционной работы, а также описана система игр и игровых приёмов по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР....
Логопедические распевки и игры на развитие фонематического слуха
Логопедические распевки (или рифмушки, как называют их дети нашей группы) – это короткие стишки-чистоговорки для пропевания, которые применяются для коррекции звукопроизношения, темпа ...
Логопедические игры для развития фонематического слуха и восприятия
В сборнике логопедические игры для развития фонематического слуха и восприятия детей...
Практико-ориентированный логопедический проект по развитию фонематического слуха у детей 6-7 лет Тема: «Фонематическая мозаика»
В логопедическом проекте представлены материалы по организации совместной деятельности логопеда с детьми, воспитателями и родителями по развитию фонематического слуха у детей 6-7 лет....
Логопедический проект по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста: "Думаем, играем и слух мы развиваем"
Одним из факторов, вызывающих нарушение звукопроизношения, затруднения в понимании речи, в овладении навыками чтения и письма, являются недостаточно сформированные о...