Логопедические игры для развития фонематического слуха и восприятия
методическая разработка по логопедии
В сборнике логопедические игры для развития фонематического слуха и восприятия детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sbornik_logopedicheskih_uprazhneniy_.docx | 36.92 КБ |
Предварительный просмотр:
КГБОУ «Бийская общеобразовательная школа-интернат № 3»
Логопедические игры
для развития фонематического слуха и восприятия.
Подготовила: учитель – логопед
Маркова Наталья Александровна
Логопедические игры
для развития фонематического слуха и восприятия.
Уважаемые родители и педагоги!
Фонематический слух – это правильное восприятие звуков родного языка. Говоря другими словами, это те звуки, которые мы слышим с самого рождения, это гласные и согласные звуки, которые произносит говорящий, их звукосочетания, слоги, слова.
От фонематического слуха первоначально зависит то, как быстро начнёт говорить ребёнок правильно, т.е. развитие звуковой стороны речи. Затем, при подготовке к школе, фонематический слух очень важно при обучении чтению, т.к. первоначально необходимо познакомить ребёнка со звуками, а потом уже с буквами и в целом с составом слова. А если ребёнок неправильно слышит эти звуки?! Значит, он их неправильно произносит! Значит, он неправильно их будет выделять в словах! И значит, он будет в дальнейшем неправильно писать эти слова и будет неграмотным! Вот, какую важную роль играет фонематический слух!!!
Для того, чтобы развивать фонематический слух можно использовать специальные дидактические логопедические игры. Эти логопедические игры на развитие фонематического слуха построены на умении правильно слышать звуки родного языка. Практически во всех играх в задании указано, что необходимо выделить определённые звуки в начале, в середине или в конце слова, а для этого их нужно услышать.
За этими играми можно не только весело и интересно скоротать время, но и провести это время с пользой! Данные речевые игры способствуют развитию речи, обогащения словаря, внимания, воображения ребенка. С помощью таких игр ребенок научиться классифицировать, обобщать предметы.
В данном материале предлагаются логопедические игры, упражнения, которые могут быть использованы родителями, а так же учителями начальных классов при работе над развитием фонематического восприятия. Упражнения, игры можно использовать на уроках, во время динамических пауз и в других режимных моментах.
Желаю Вам успехов!
«Назови лишние слово»
Инструкция: Взрослый произносит слова, ученик вслушивается и отгадывает, какие из них лишние? (те, где нет заданного звука)
P.S произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно.
Звук А
Арбуз, ослик, автобус, азбука
Океан, ананас, апельсин, цветок
Абрикос, мыло, автомобиль, афиша
Айболит, аквариум, штаны, окно
Звук Б
Банан, батон, бусы, плита
Ботинки, буквы, азбука, липа
Зубы, билет, автобус, тюльпаны
Собака, яблоки, кабан, паук
Звук В
Вата, тыква, вафли, губы
Валенки, вагон, ванна, бант
Паук, ива, хвост, двойка
Диван, клюква, панама, ваза
Звук Г
Гвозди, картина, гвоздика, флаг,
Игра, парк, газета, газон,
Газовщик, гадалка, гадюка, тетрадка
Гайка, стол, гамак, галка,
Звук Д
Книга, судак, дубок, бидон
Дублёнка, душ, дуга, парта
Домино, листок, добро, догадка
Дождевик, сумка, дозор, домовой
Е
Енот, малина, ель, ежевика
Улитка, небо, хлеб, факел
Пчела, нос, щенок, щетка
Тетрадь, река, ремень кот
Ё
Ёлка, лапка, ёжик, ёрш
Валёк, кулёк, слова, василёк
Верёвка, луна, вёрсты, вёрстка,
Полка, каёмка, вороньё, гримёр
Звук Ж
Жук, жаба, окно, ёж
Жучок, жёлтый, рука, кожа
Кофта, лужайка, снежинка, буква
Баклажан, рожок, сапожок, дверь
Звук З
Зонт, зубы, коза, оса
Коса, лиса, звук, ваза
Фазан, завод, сон, позолота
Звонок, гнездо, изба, слон
Звук И
Игра, волна, игла, диван
Трава, иволга, индейка, шина
Машина, мишутка, шутка, подошва
Изба, коза, заноза, груша
ЗвукЙ
Зайка, хозяйка, девочка, май
Чай, фестиваль, лай, вой
Чашка, троллейбус, балалайка, гайка
Йод, кислород, жжёт, игрок
Звук К
Кабинет, кадет, каблук, шнур
Внук, кавалер, размер, весы
Платье, опёнок, бок, поток
Веник, пальто, кинжал, кета
Звук Л
Лифт, лавка, лыжник, булыжник
Лаванда, гитара, одеяло, покрывало
Комод, Лада, лавина, ладонь
Ласточка, дятел, соловей, чехол
Звук М
Мама, рама, лапа, ноты
Мост, ласка, сом, комната
Пена, Лена, магазин, бегемот
Веник, самосвал, мясорубка, миска
Звук Н
Вагон, носок, книга, юбка
Нити, Антон, осёл, танк
Стол, сын, сон, нота,
Сосна, Нина, доска, сани
Звук О
Окно, ведро, сад, ночь
Полка, паста, сапоги, тесто
Шапка, нос, кочка, точка
Солнышко, сокол, небо, роза
Звук П
Пена, сено, ноги, пакет
Пеликан, пальто, паук, бумага
Дети, Петя, плита, попугай
Панама, мак, подкова, липа,
Звук Р
Рама, яма, Рая, руки
Реки, огурец, краски, карнавал
Крокодил, хоровод, телефон, вагон
Лев, филин, ива, картофель
Звук С
Сова, собака, снеговик, пион
Шпион, бусы, доска, самолёт
Стол, чашка, сайка, шайка
Колосок, сок, мяч, лес
Звук Т
Такса, вакса, тапки, танк
Телега, потоп, бант, хвост
Квас, билет, звон, вата
Клюква, ива, тюльпан, бинт
Звук У
Суп, утюг, улитка, индюк
Ботинки, автобус, буквы, конь
Уборка, будильник, валенки, вафли
Двойка, дубы, кубы, батон
Звук Ф
Филин, фабрика, фартук, вата
Портфель, санки, фокус, гусеница
Стрекоза, арфа, флаг, жираф
Шофёр, фуфайка, фура, фундук
Звук Х
Хлопушка, игрушка, хворост, хоккей
Мох, хобот, хата, хлев
Акробат, муха, петух, кухня
Бухта, кофта, конфета, пихта
Звук Ц
Цапля, сабля, цыплёнок, собака
Царевич, цунами, водица, сестрица
Сом, цена, гном, семь
Курица, птица, калина, медведь
Звук Ч
Чайник, начальник, вокзал, часы
Замок, молоток, частушка, хлопушка
Врач, чайка, черепаха, чемодан
Очки, сказочка, таз, удочка
Звук Ш
Шапка, шашки, слойки, штаны
Шофёр, мотор, каша, Маша
Капуста, ремешок, порошок, петушок
Мыши, малыши, картошка, кошка
Звук Щ
Щавель, счастье, щель, метель
Щетка, счёт,щи, площадка
Овощи, роща, лист, клён
Помошник, хищник, пища, вещи
Звук Ы
Мыло, дыня, баня, масло
Дым, тик, кит, пыль
Ёжик, ёршик, улыбка, берёзы
Матрёшка, копыта, письмо, сын
Мягкий знак
Пыль, моль, этаж, монтаж
Месяц, осень, восемь, октябрь
День, пень, лень, мел
Январь, февраль, март, апрель
Звук Э
Экскаватор, экскимо, Эмма, антена
Школа, эльф, экран, свет
Поэт, этаж, эхо, Эдик
Сыр, Эля, мир, каратэ
Ю
Юла, Мила, июнь, юбка
Июль, юбилей, Юля, верблюд
Юнга, лимоны, губы, юноша
Яблоко, юмор, юннат, юрта
Я
Яма, ящерица, яйцо, загадка
Рояль, эмаль, ящик, боксёр
Оля, лето, куча, цапля
Зацепка, фонарик,гусята, лягушка
«Поймай нужный звук»
Инструкция: Если услышишь звук (К) в слове – хлопни в ладоши
Кран, морковь, шалаш, ботинок, кот, сосна, дым, ягоды, паук, калитка, попугай, тахта, кубики, тапка, ухо, топат.
«Придумай слова назаданный звук»
Инструкция: Придумай слова на гласные звуки
(А, О, У, И, Э), Затем на согласные (Р ,С ,Ш, Л, П, Б, И и.т.д.)
Определи место звука в слове»
Инструкция: Определи, где: в начале, в середине, в конце слова мы слышим звук:
Ш – шапка, кошка, душ, шина, камыш, груша.
Ч– чайник, кочка, ночь, дочь, ручка, чугун.
С – солнышко, собака, нос, паста, автобус.
Р – паровоз, пар, роза, река, сахар, огурцы.
З–ваза, зубы,коза, зонт, незабудка.
М – малина, дом, майка, панама, самолет.
Х – кухня, муха, петух, яхта, хвоя, хобот.
П– парта, липа, плита, тапка, тополь,
Т – кит, батон, вата, туфли, утка, тыква.
«Красный - белый»
Инструкция: Взрослый предлагает учащимся внимательно вслушиваться и определить, в каком слове есть заданный звук.
Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять
кружок , если нет – то кружок
«Кто больше слов придумает?»
Инструкция: Взрослый называет какой – нибудь звук и просит придумать слова, в которых встречается этот звук. Затем учащиеся образовывают круг. Один из играющих бросает кому – нибудь мяч. Поймавший мяч должен сказать слово с условленным звуком. Тот, кто не придумал слово, выбывает из игры.
«Какой звук пропал в слове?»
Инструкция: Отгадай, какие слова Незнайка хотел написать? Какой звук пропущен? Где находится этот звук (начало, середина, конец слова)?
Написал письмо я зайке, нозабыл приклеить …арки.
Своей младшей дочке Тосе заплетает мама …осы.
Подарили нам игрушки: целый день палили …ушки.
Землю роет старый к…от, под землёю он живёт.
В зоопарке живёт с…он, словно дом огромен он.
Мама кукле шар… вязала, ей Ньаташа помогала.
Серый вол… голодный, злой, ходит по лесу зимой.
Нам темно. Мы просим папу нам включить поярче ла…пу.
Прыгал птенчик по дорожке и клевал большие к…рошки.
На арену …игры вышли, мы от страха все притихли.
«Кто больше?»
Инструкция: Взрослый показывает картинку, например «Огород». После расматривания картины предлагает рассказать, что растёт на огороде. Затем перед учащимися ставиться задача сказать, в названии каких предметов имеется звук (Р). За кажое слово даётся картонный кружок, выигрывает тот, у кого больше кружков.
«Кто первый»
Инструкция: Покажите ученику картинку с предметом, который начинается с гласного «А», «У», «О», или «И». Учащийся должен четко назвать, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук (например у – у – у – утка). Затем учаеник должен выбрать соответствующий символ.
«Хорист»
Инструкция: Пропиваем заданный звук с разными интонациями.
«Дирижер»
Инструкция: Прорисуйте рукой с учеником в воздухе заданную букву. Затем пусть учащийся попробует сделать это самостоятельно.
«Отгадай, что это?»
Инструкция: Отгадай предмет по названию его частей
- Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).
- Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).
- Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).
- Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).
- Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).
- Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).
- Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).
- Рукава, воротник, манжеты (рубашка).
- Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).
- Пол, стены, потолок (комната).
- Подоконник, рама, стекло (окно).
«Шутки – минутки»
Хвост с узорами сапоги со ш орами!
Тили – бом! Тили – бом
Загорелся кошкин ом!
За окошком зимний сад,
Там листочки в очках спят!
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет ёд!
К т плывёт по океану,
К т из блюдца ест сметану?
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползёт зелёный ук!
С длинными усами!
Божья коро ка, полети на небо,
Принеси мне хлеба!
Помоги собрать вещи»
Инструкция: Взрослый: собрались комар и жук в путешествие. Помоги собрать им вещи в дорогу. Комару нужны вещи со звуком (з), а жуку со звуком (ж):
Зонтик, замок, пижама, лыжи, ножи, рюкзак, азбука, жилет, пирожок, блуза, звезда, жёлудь, значок.
«Дует ветер».
Инструкция: Дует лёгкий летний ветерок: у-у-у (тихо-тихо).
Подул сильный ветер: У-У-У (громко).(Можно использовать картинки).
«Добавь звук».
Инструкция: Взрослый, бросая мяч ученику, называет олово без последнего звука. Ученик, бросает мяч, добавляет последний звук, а затем произносит слово полностью.(Слова подбираются с учетом того типа слоговой структуры, который формируется у ученика и оканчивающиеся на один звук).
«К нам гости»
Оборудование: Картинки с изображениями кошки, жука, поросенка, крота, гусей, зайца, светлячка, зебра, жирафа, кукушки, носорога, воробей, щенка, белки; маленькие картинки: ложка, сук, теленок, рот, шишки, вышка, бабочка, зубы, шкаф, пушка, цапля, мел, тапки, санки.
(Материал игры можно разделить на 2 занятия).
Инструкция: Взрослый просит детей вспомнить согласные звуки. Говорит, что к ним придут гости и будут называть слова, нужно внимательно послушать слово и сказать, какой согласный звук стоит в начале слова:
Кошка. Прибежала тихо кошка,
Принесла нам слово “ложка”.
Жук. Вот ползет рогатый жук,
Тащит молча слово “сук”.
Поросенок. Нам прохрюкал поросенок
Слово ласково «теленок».
Крот. Вырыл ямку старый крот,
Вытащил нам слово «рот».
Гуси. Гуси громко гоготали,
Слово «шишки» называли.
Заяц. Прыгал маленький зайчишка,
Приносил нам слово “вышка”.
Светлячок. Светлячок к нам прилетал,
Слово «бабочка» сказал.
Зебра. Зебра весело скакала,
Слово «зубы» называла.
Жираф. Приходил сюда жираф
И оставил слово “шкаф”.
Кукушка. Прилетела к нам кукушка,
Произнесла здесь слово “пушка”.
Носорог. Носорог нас навестил,
Слово “цапля” сообщил.
Воробей. Воробей к нам залетел,
Прочирикал слово “мел”.
Щенок. Утащил от нас щенок
Слово “тапки” в уголок.
Белка. Белка ловко поскакала,
Слово “санки” отыскала.
« Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой».
Инструкция: Взрослый: Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук [Э].
А-У-О – Э-У-И – О – Э – Ы – И–А
«Телевизор»
Инструкция: На экране телевизора прячется слово. На доске или наборном полотне вывешиваются картинки на каждую букву спрятанного слова по порядку. Ребенок (дети) должен по первым буквам слов в картинках сложить спрятанное слово. Если ребенок (дети) правильно назвал слово - экран телевизора открывается.
Например: месяц - спрятанное слово
Картинки: медведь, ель, собака, яблоко, цапля.
Количество играющих: один и больше человек.
«Цепочка слов»
Инструкция: Кладется картинка, к ней в виде цепочки прикладывается следующая начинающаяся именно с этого звука, которым заканчивается предыдущее слово, и т.д. Количество играющих: один человек и более.
«Собери цветок»
Инструкция: На столе лежит «серединка» цветка. На ней написана буква например, «С». Рядом выкладываются « цветочные лепестки», на которых нарисованы картинки со звуками [с], [з], [ц], [ш]. Ученик должен среди этих «лепестков» с картинками выбрать те, где есть звук [с]. Количество играющих 1-3 человека.
«Рассели животных»
Инструкция: Стоит домик с окошками. На крыше написана буква. Рядом выложены картинки животных. Учащиеся должны выбрать тех животных, в названии которых есть звук, соответствующий букве на крыше, поселить их и окошки с прорезями.
Например: домики с буквами Ц и Ш. Выложены следующие картинки: собака, цапля, лягушка, цыпленок, синица, мишка, мышка, курица, кошка, щенок. Предварительно все слова проговариваются. Количество играющих 1-2 человека.
«Рыбалка»
Инструкция: Дается установка: «поймать слова со звуком (Л)» (и другими). Учащийся берет удочку с магнитом на конце «лески» и начинает «ловить» нужные картинки со скрепками. «Пойманную рыбку» показывает другим ученикам, которые хлопком отмечают правильный выбор
Стучалочка»
«Звуки я сказать хочу! И по мячику стучу»
Инструкция: Ученики и взрослый садятся в круг. Мяч зажат у каждого между коленями. Логопед произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Учащиеся повторяют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например:
А Э У
АА ЭЭ УУ
ААА ЭЭЭ УУУ
«Звуковая цепочка»
«Свяжем мы из слов цепочку! Мяч не даст поставить точку».
Инструкция: Взрослый называет первое слово и передаёт мяч ученику. Далее мяч передаётся от ученика к ученику. Конечный звук предыдущего слова - начало следующего.
Например: весна – автобус – слон – нос-сова…
«Сто вопросов - сто ответов с буквы А (И, В…) – и только с этой».
Инструкция: Взрослый бросает мяч ученику и задает ему вопрос. Возвращая мяч логопеду, ученик должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например со звука (И).
Пример:-Как тебя зовут?-Ира.
-А фамилия?-Иванова.
-Откуда ты приехала? - Из Ижевска. (и.д.т).
«Волшебный круг».
Инструкция: Круг со стрелками в виде часов, вместо цифр картинки. Ученик должен подвинуть стрелку на предмет, название которого отличается одним звуком, от названия того предмета, на который указывает другая стрелка (предварительно все слова проговариваются.) Остальные дети хлопком отмечают правильный ответ.
Например:
удочка - мишка-мышка коза – коса - уточка
мак-рак трава – дрова кит-кот
кадушка – катушка усы-уши дом-дым
«Магазин»
Наглядный материал: игрушки, в названиях которых есть звуки м - мь, п - пь, б - бь (матрешки, машина, мишка, поезд, пушка, Петрушка, барабан, балалайка, Буратино, собака, белка, кукла и пр.)
Инструкция: Взрослый расставляет на столе игрушки и предлагает учащимся поиграть. "Я буду продавцом”, - и переспрашивает: «Кем я буду?” Ответ. "А вы будете покупателями. Кем вы будете?» - «Покупателями”,-отвечают ученики. " Что делает продавец?» - «Продает”.-"Что делает покупатель?» - «Покупает”. Логопед показывает игрушки, которые он собирается продавать. Ученики называют их. Затем логопед приглашает к столу одного ребенка и спрашивает, какую игрушку он хотел бы купить. Он называет, например, мишку. Логопед соглашается продать, но предлагает попросить вежливо, при этом слово, пожалуйста, выделяет голосом. Логопед дает игрушку и одновременно может спросить ребенка, для чего ему нужна эта игрушка. Ребенок отвечает и садится на место. В магазин приглашается следующий. И так до тех пор, пока все предметы не будут распроданы. Логопед следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки м - мь, п - пь, б- бь в словах, отчетливо выговаривали слова с этими звуками.
«Подумай не торопись»
Инструкция: Взрослый предлагает детям несколько заданий на сообразительность и одновременно проверяет, как они научились слышать и выделять определенные звуки в словах:
- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.
- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач…)
- Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний – "ш". (Карандаш, камыш…)
- Какое получится слово, если к "но" - прибавить один звук? (Нож, нос…)
- Составь такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука "м". (Мама моет Машу мочалкой.)
- Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук "у". (Бумага, дудочка, Буратино…)
«Что мы слышим?»
Инструкция: отгадать загадку, назвать звук, который позволил найти отгадку.
Как взялась кума за дело,
Завизжала и запела.
Ела – ела дуб, дуб.
Поломала зуб, зуб.
Ответ: это пила. Повторяется звук з.
Ежедневно,
В шесть утра,
Я трещу:
«Вставать поррра!!»
Ответ: это будильник. Повторяется звук р.
«Кто заметит больше небылиц?»
Инструкция: отметить все небылицы.
Кисель там варят из резины,
Там шины делают из глины.
Кирпич там жгут из молока,
Творог готовят из песка.
Стекло там плавят из бетона,
Плотины строят из картона.
Обложки там из чугуна,
Там варят сталь из полотна.
Там кроят рубахи из пластмассы,
Посуду делают из пряжи,
Прядут там нити из сукна,
Костюмы шьют из толокна.
Едят там вилками компот,
Там пьют из чашки бутерброд,
Из хлеба с сыром там котлеты,
Из мяса свежего конфеты.
С начинкой сладкой суп с фасолью,
В тарелках все там варят с солью
Это верно или нет?
Что, как сажа, черен снег?
Сахар – горек,
Уголь – бел,
Ну а трус, как заяц, смел?
Что комбайн не жнет пшеницы?
Что в упряжке ходят птицы?
Что летать умеет рак,
А медведь – плясать мастак?
Что растут на вербе груши?
Что киты живут на суше?
Что с зари и до зари
Сосны валят косари?
Ну, а белки любят шишки,
А лентяи любят труд…
А девчонки и мальчишки
В рот пирожных не берут?
(Л. Станчев).
«Угадай, чей голос?»
Инструкция: Учитель подходит к любому ребенку в классе, и он произносит что – либо, а ведущий с закрытыми глазами угадывает, чей это голос.
«Да и нет, не говорить! »
Инструкция: Ответь на вопросы. Запрещается говорить «да» и «нет».
Ты любишь лето?
Тебе нравится зелень парков?
Ты любишь солнце?
Тебе нравится купаться в море или реке?
Ты любишь рыбалку?
Ты любишь зиму?
Ты любишь кататься на санках?
Тебе нравится играть в снежки?
Ты любишь, когда холодно?
Тебе нравится лепить снежную бабу?
«Где стучали?»
Инструкция: дети сидят с закрытыми глазами, а логопед стучит чем – нибудь в любом месте. Ученики должны показать место, откуда слышался звук.
«Что звучало?»
Инструкция: Учитель демонстрирует ученикам звучание бубна, губной гармошки, дудки и т. д. Слушают и запоминают, как звучит каждый музыкальный инструмент, потом закрывают глаза и на слух определяют, что звучало.
(Если нет инструментов, то можно использовать чашку, игрушки и т. д. ).
«Слушай и делай!»
Инструкция: Учитель дает ученику следующие, к примеру, команды:«Подойди к окну и подними руку», «Возьми в правую руку линейку, а в левую тетрадь» и т. д.
«Послушай и повтори!»
Инструкция: Учитель шепотом за экраном произносит слова по теме урока, а ученики вслух повторяют их.
«Испорченный телефон»
Инструкция: Взрослый произносит шепотом три слова по теме одному ученику, а он по цепочке передает другим детям. Слова должны дойти до последнего игрока. Педагог спрашивает его: «Какие ты услышал слова?», если он скажет верно, значит, телефон исправен.
«Дятел»
Инструкция: Учитель отстукивает разные ритмы в быстром темпе (… … .; … .. … и т. д.),а учащиеся повторяют за ним.
ОПРЕДЕЛИ НА СЛУХ САМОЕ КОРОТКОЕ СЛОВО
Строитель, каменщик, дом, стекольщик.
(Слова подбираются в соответствии с темой урока, также можно дать задание на определение самого длинного слова).
«Цепочка»
Инструкция: Учитель называет слово, а ученики по порядку придумывают слова, которые начинаются с последнего звука предыдущего слова.
« Назови звук»
Инструкция: Взрослый произносит 3 – 4 слова, в каждом из которых есть один из отрабатываемых звуков и спрашивает: «Какой звук есть во всех этих словах?»
«Кто лучше слушает?»
Инструкция: Учитель называет слова, а ученики поднимают руку лишь тогда, когда услышат в слове заданный звук, например:
Ш: шапка, дом, жук, лиса, ежик, кошка, тарелка, вешалка, лыжи, карандаш, бочка, ножницы, замок, лужа, крыша.
«Найди картинку»
Инструкция: Учитель раскладывает перед учеником или перед детьми ряд картинок с изображением животных (пчела, жук, кошка, собака, петух, волк и др.) и воспроизводит соответствующие звукоподражания. Далее детям дается задание определить по звукоподражанию животного и показать картинку с его изображением.
«Хлопки»
Инструкция: Взрослый сообщает ученикам, что он будет называть различные слова. Как только он назовет животное, дети должны хлопать. При произнесении других слов хлопать нельзя. Тот, кто ошибся, выбывает из игры.
«Кто летит?»
Инструкция: Взрослый сообщает детям, что он будет говорить слово «летит» в сочетании с другими словами (птица летит, самолет летит). Но иногда он будет ошибаться (например: собака летит). Дети должны хлопать только тогда, когда два слова употребляются правильно. В начале игры логопед медленно произносит фразы, делает паузы между ними. В дальнейшем темп речи ускоряется.
«Угадай - ка»
Инструкция 1: Какой одинаковый звук слышите в слогах са, со, су, сы? (Дети называют звук (c).
Инструкция 2: Если услышите звук (р), поднимите синий кружок, если (р’) – зеленый.
(Произносятся слоги ра, ри, ру, ро, рю, ре и др.).
«Разноцветные мячики»
Инструкция: Взрослый называет слоги ма, ла, са, ва, га, мя, ля, ся, вя, гя. Услышав мягкий вариант, дети бросают друг другу зеленые мячики, а услышав твердый – синие.
«Наоборот»
Инструкция: Если учитель бросает синий мячик, ученик должен назвать твердый вариант слога и бросить учителю или товарищу зеленый мячик, а тот называет мягкий вариант слога.
«Поход в магазин»
Инструкция: Незнайка пошел в магазин за фруктами, пришел в магазин, а название фруктов забыл. Помогите Незнайке купить фрукты, в названиях которых есть звук (л’).
На наборном полотне выставляются предметные картинки: яблоки, апельсины, груши, мандарины, сливы, лимоны, виноград. Дети отбирают картинки, в названии которых есть звук (л’).
«Какой звук потерял Незнайка?»
Инструкция: Четко, сохраняя ударение, произносить сочетания звуков. Дети поднимают соответствующие символы (красный или синий) и произносят каждое слово целиком, называя первый звук и соответствующую букву.
( - тка, - голка, - рбуз, - камейка, автобу -, - адуга, - арабан).
«Какой звук спрятался в слове?»
Инструкция: Найти гласный звук, обозначить его символом или буквой (сон, мир, зал, суп, волк и др). Слова четко прочитываются, дети показывают символы.
«Волшебный домик»
Оборудование: Плоский картонный домик с вырезанными окошками, буквы.
Инструкция: Логопед прикрепляет к доске домик и в пустые окошки вписывает на доске в произвольном порядке наборы букв. Ученики должны ожидать, какие слова живут в этом домике. За каждое правильно составленное и записанное под домиком слово ученик получает игровой жетон Примерный материал:
Бусы : б, у, с, ы, р. (усы, бусы, сыр): к, т, о, я, л (Коля, Толя, кто, кот): м, а, ш, к, а, (каша, мак, Маша): р, ы, б, а, к, (рыбак, бык, рыбак, рак, бак)
«Допиши букву»
Инструкция: Учитель предлагает учащимся дописать буквы, включая данный элемент. Выигрывает ученик, который записал больше букв с данным элементом. Особо поощряется тот, кто смог записать все возможные буквы, не оставив на листке бумаги ни одного свободного элемента.
«Отгадай, кто Я?»
Оборудование: Элементы букв у каждого ученика.
Инструкция: Учитель называет элементы букв, например: овал и палочка с закруглением внизу, два овала и длинная палочка посередине; три палочки с закруглением внизу и т.д. Учащиеся находят их и складывают букву, произносят соответствующий звук.
«Лишнее слово»
Инструкция: Взрослый называет слова, ребенок, должен угадать какое слово лишнее?
Осень, осень, восемь, осень.
Сентябрь, сентябрь, октябрь, сентябрь.
Ненастье, ненастье, Настя, ненастье.
Хмуриться, хмуриться, жмуриться, хмуриться.
Пень, пень, пень, день.
Опята, опята, опять, опята
Лисичка, лисичка, сестричка, лисичка.
Варенье, соленье, варенье, варенье.
Клюква, клюква, брюква, клюква.
Черника, черника, голубика, черника.
Дуб, дуб, зуб, дуб.
Рябиновый, рябиновый, малиновый, рябиновый.
Ветка, пипетка, ветка, ветка.
Лук, лук, плуг, лук.
Огурец, молодец, огурец, огурец.
Редис, редис, кипарис, редис.
Репка, репка, кепка, репка.
Грач, грач, врач, грач.
Ласточка, ласточка, тачка, ласточка.
Дрозд, дрозд, хвост, дрозд.
Скворец, скворец, дворец, скворец.
Рот, рот, крот, рот.
Уши, уши, ужи, уши.
Палец, палец, танец, палец.
Тапки, тапки, тапки, шапки.
Обувь, обруч, обувь, обувь.
Год, год, год, кот.
Лёд, лёд, мёд, лёд.
Мороз, мороз, мороз, рогоз.
Львица, львица, тигрица, львица.
Слон, тон, слон, слон.
Пеликан, пеликан, великан, пеликан.
Сова, сова, трава, сова.
Морж, морж, корж, морж.
Тюлень, тюлень, олень, тюлень.
Крючок, крючок, сверчок, крючок.
Кости, гости, кости, кости.
Удочка, дудочка, удочка, удочка.
Улов, улов, улов, плов.
Праздник, праздник, проказник, праздник.
Букет, букет, куплет, буклет.
Мамочка, мамочка, дамочка, мамочка.
Дочка, дочка, точка, дочка.
Почка, почка, дочка, почка.
Апрель, апрель, капель, апрель.
Капля, капля, цапля, капля.
Гвоздь, гвоздь, трость, гвоздь.
Гайка, зайка, гайка, гайка.
Нож, нож, ложь, нож.
Дрель, трель, дрель, дрель.
Цвет, цвет, свет, цвет.
Нарцисс, нарцисс, маркиз, нарцисс.
Роза, роза, угроза, роза.
Герань, герань, грань, герань.
Улица, улица, лица, улица.
Мост, мост, дрозд, мост.
Залив, залив, прилив, залив.
Метро, метро, ведро, метро.
Электричка, земляничка, электричка.
Грусть, грусть, грусть, груз.
Обидно, видно, обидно, обидно.
Муха, уха, муха, муха.
Комар, комар, пожар, комар.
Шмель, мель, шмель, шмель
Стрекоза, коза, стрекоза, стрекоза.
Тепло, тепло, светло, тепло.
Купаться, купаться, одеваться, купаться.
Загар, угар, загар, загар.
Урок, урок, срок, урок.
Мелок, мелок, мешок, мелок.
Звонок, звонок, звонок, венок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры на развитие фонематического слуха и восприятия (авторские)
Игровой материал, напрвленный на формирование фонематического слуха и восприятия, могут использовать как педагоги ДОУ, так и родители....
Игры для развития фонематического слуха и восприятия
Картотека дидактических игр для развития фонематического слуха и восприятия...
Информационный уголок для родителей "Игры для развития фонематического слуха и восприятия"
Для родителей старшей группы предлагаются игрв на развитие фонематического слуха и восприятия....
Дидактические игры для развития фонематического слуха и восприятия. Материалы предназначены как для родителей, так и для педагогов.
Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух. Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается способн...
Методическая разработка: "Дидактические игры на развитие фонематического слуха и восприятия"
Дидактические игры рассчитаны на домашнюю работу родителей с детьми 6-7 лет (подготовительная логопедическая группа).Выполняя игровые упражнения, дети познакомятся со звуками русского языка, научатся ...
Логопедический проект по развитию фонематического слуха и восприятия у детей 6-7 лет
Одной из актуальных проблем современной логопедии является проблема нарушений фонематических процессов у детей дошкольного возраста. Несформированность фонематического восприятия негативно влияет на ф...
Дидактические игры на развитие фонематического слуха и восприятия
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад общеобразовательного вида №15 “Нэбзый”Разработала: Сердюкова И.Н....