«В мире звуков» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (индивидуальные занятия с учителем-логопедом)
рабочая программа по логопедии (старшая группа) на тему
Программа дополнительного образования «В мире звуков» направлена на работу с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речевой деятельности. Программа представляет собой систему диагностики и нормализации нарушений речи у детей посредством специального обучения и воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dopy_budaeva_eo.docx | 58.91 КБ |
Предварительный просмотр:
«В мире звуков»
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(индивидуальные занятия с учителем-логопедом)
Составила: учитель-логопед
Будаева Екатерина Олеговна
Москва 2017г.
Содержание программы:
- Пояснительнаязаписка………………………………………………….3 с.
1. 1. Характеристика детей с фонетическим и с фонетико-фонематическим недоразвитием речи………………………………….5 c.
- Организация образовательной деятельности…………………………..6 с.
2. 1. Задачи и содержание индивидуальных занятий……………….....7 с.
2. 2.Взаимодействие с родителями……………………………………..8 с.
2. 3. Организация предметно-пространственной среды………………8 с.
- Интеграция образовательных областей в логопедической работе…...9 с.
- Содержание коррекционной работы……………………………….…12 с.
4.1. Методическое обеспечение………………………………………16 с.
4.2. Календарно-тематическое планирование………………………...18 с.
- Планируемые результаты освоения рабочей программы……………20 с.
- Список литературы…………………………………………………..…24 с.
- Пояснительная записка
В последние годы значительно повысился процент детей имеющих нарушения звукопроизношения и фонематического восприятия. Любое отклонение в развитии речи рассматривается как во взаимосвязи с развитием других сторон речевой деятельности, так и в контексте общего психического развития ребёнка. Среди них значительную часть составляют дети дошкольного возраста 5 – 7 лет, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка.
Программа дополнительного образования «В мире звуков» направлена на работу с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речевой деятельности. Программа представляет собой систему диагностики и нормализации нарушений речи у детей посредством специального обучения и воспитания.
Логопедическая работа с детьми обуславливает создание социально-коммуникативных условий, профилактику и коррекцию нарушений речевой деятельности, развитие сенсорных функций, моторики, развитие познавательной деятельности, что благотворно влияет на построение новых речевых возможностей, повышение социального потенциала [6].
Актуальность программы определяется её спецификой, нарушения речи – отклонения от речевой нормы, принятой в языковой среде, которые частично или полностью препятствуют речевому общению, ограничивает возможность познавательного развития и социокультурной адаптации детей [1]. В свою очередь, логопедическое воздействие преследует цель направленной стимуляции речевого развития с учётом нарушенной функции речевого механизма, воспитание и обучение ребёнка с речевым нарушением для последующей интеграции его в среду нормально развивающихся сверстников[2].
Работа педагога дополнительного образования (деятельность учителя-логопеда по коррекции речевых нарушений) основана на использовании «Программы обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной[10].Данная программа дополнительного образования сообразуется с образовательной программой
работы образовательной организации, отвечает Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО). Программа предназначена для обучения и воспитания детей 5 - 7 лет (старший, подготовительный дошкольный возраст) с отклонениями в речевой деятельности[3][9].
Цель программы – сформировать звуковую сторону речи.
Задачи:
- сформировать полноценную фонетическую систему языка;
- развивать фонематическое восприятие и навыки звукового анализа;
- автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных речевых ситуациях;
- обучить детей изменять просодические характеристики высказывания в зависимости от речевых намерений.
Программа рассчитана на 56 занятий.
Возраст детей: 5 – 7 лет.
Дети, страдающие иными заболеваниями, такими как задержка психического развития, общее недоразвитие речи, заикание, стёртая дизартрия должны быть направлены в специальные учреждения. В случае отказа от направления учитель-логопед не несет ответственности за полное устранение нарушения.
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:
1) принцип опережающего подхода, определяющий важность раннего выявления дошкольников с функциональными и органическими нарушениями в развитии, с одной стороны, и разработку соответствующего логопедического воздействия - с другой;
2) принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;
3) принцип полифункционального подхода, диктующий одновременное выполнение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;
4) принцип сознательности и активности, заключающийся в том, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей старших дошкольников.
Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, таким образом, чтобы он опирался на собственный опыт. Данный принцип благоприятствует более активному психическому развитию детей и предусматривает понимание ребёнком материала, а также удачное использование его в практической деятельности в дальнейшем;
5) принцип доступности и индивидуализации, определяющий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие данного принципа базируется на преемственности речевых и двигательных заданий;
6) принцип постепенного повышения требований, подразумевает поэтапный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
7) принцип наглядности, предоставляющий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов старших дошкольников.
1.1. Характеристика детей с фонетическим и с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — нарушение
процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. При частичной компенсации ФФН переходит в ФНР (фонетическое нарушение речи). ФФН бывает на фоне дислалии, стертой дизартрии, ринолалии. [5]. Наиболее существенным признаком фонематического недоразвития является низкая способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием выделяются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть отражена в речидошкольника различным образом:
• трудностями различения звуков;
• заменой звуков более простыми по артикуляции;
• особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.
Ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуковречи, что тянет за собой трудности детей при практическом осознании основных элементов языкаи речи. Кроме выше представленных особенностей произношения и различения звуков, прифонематическом нарушении детей частоповреждается просодическаясторона речи: темп,тембр, мелодика.
Проявления речевого дефекта у данной категории детей выражены,как правило,не резко [7]. Наблюдается бедность словарного запаса и несущественная задержка в формировании грамматическогостроя речи. При углубленном обследовании речи дошкольников возникают отдельные ошибки в употреблении сложных предлогов,падежных окончаниях, согласовании прилагательных ипорядковых числительных с существительными и т. п.
- Организация образовательной деятельности
Занятия с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими фонетические, фонетико-фонематические нарушения речи, проводятся индивидуально, 2 раза в неделю.
Продолжительность индивидуальногозанятия должна составлять 25 -30 минут для детей старшихи подготовительных групп.
Выпуск детей проводится по мере устранения у них речевых дефектов.
Программа составлена с учётом формы организации коррекционно-развивающих занятий:индивидуальные занятия, основная цель - подбор комплексных упражнений, направленных наустранение специфических нарушений звуковой стороны речи при дислалии, дизартрии. При этомучитель-логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, привлечь его вниманиек контролю над качеством звучащей речи учителя-логопеда и дошкольника, наметить индивидуальный подход сучетом личностных особенностей (речевой негативизм, фиксация на дефекте, невротические реакциии т. п.);
2. 1. Задачи и содержание индивидуальных занятий:
• развивать артикуляционныйпраксис;
• развивать фонационноедыхание;
• уточнять артикуляцию правильно произносимых звуков в различных звукослоговыхсочетаниях;
• вызывать и ставить отсутствующие звуки или корректировать искаженные звуки;
• автоматизировать их на первоначальном этапе в упрощенных фонетических условиях;
• закреплять навыки произношения изученных звуков;
• отработать навыки восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих изправильно произносимых звуков;
• воспитать готовность к звуковому анализу и синтезу слов, состоящих из правильнопроизносимых звуков;
• расширять лексический запас в процессе закрепления поставленных ранее звуков;
• закреплять доступные возрасту грамматические категории с учётом исправленных на занятиях звуков [8].
2. 2. Взаимодействие с родителями
Данная программа может быть успешно реализована при условии включения в коррекционно-развивающую деятельностьродителей (законных представителей).
Учитель-логопед взаимодействует с родителями (законными представителями) дошкольниковчерез:
- проведение просветительской работы (консультации, беседы);
- ведение «домашних тетрадей» детей с нарушениями речевой деятельности.
При организации образовательной деятельности отмечаются приоритеты в работе взрослыхучастников образовательного процесса:
Учитель-логопед:
-диагностика звуковой культуры речи и состояния звукопроизношения;
- формирование правильного звукопроизношения;
- формирование фонематического восприятия;
- речевое и языковое развитие.
Родители:
- выполнение рекомендаций;
- закрепление навыков и расширение знаний [4].
2. 3. Организация предметно-пространственной развивающей среды
1. Зеркало с лампой дополнительного освещения.
2. Стол, 2 стульчика для занятий у зеркала.
3. Одноразовые шпатели, вата, ватные палочки, марлевые салфетки.
4. Антибактериальные влажные или спиртовые салфетки.
5. Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания.
6. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков (слоги, слова,словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты).
7. Логопедический альбом для обследования речи.
8. Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.
9. Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации звуков.
10. Настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации звуков.
11. Дидактические игры для совершенствования памяти, внимания, зрительного и слуховоговосприятия.
12.Пособия для развития всех видов моторики (артикуляционной, мелкой, общей).
3. Интеграция образовательных областей в логопедической работе
Образовательная область | Задачи | Вид деятельности |
Социально-коммуникативное развитие | Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать её содержание, слышать ошибки в своей и чужой речи. Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи. Учить соблюдать технику безопасности. Закреплять правила поведения на улице, с бездомными животными, с бытовыми приборами. | - игровые ситуации - настольно-печатные дидактические игры - автоматизация поставленных звуков в стихах, рассказах, спонтанной речи. |
Познавательное развитие | Учить воспринимать предметы, их свойства, сравнивать предметы, подбирать составление описательных рассказов группу предметов по заданному признаку. Развивать слуховое внимание и память при восприятии неречевых звуков. Учить различать звучание нескольких игрушек или детских музыкальных инструментов, предметов заместителей; громкие и тихие, высокие и низкие звуки. Продолжать развивать мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов. Развивать зрительное внимание и память в работе с разрезными картинками и пазлами. Совершенствовать и развивать конструктивныйпраксис и мелкую моторику в работе с разрезными картинками, пазлами, дидактическими игрушками, играми, в пальчиковой гимнастике. | - составление описательных рассказов - автоматизация поставленных звуков в словах - дидактические игры на развитие слухового и зрительного восприятия - игры с мозаикой, пазлами, с мелкими предметами - пальчиковая гимнастика |
Речевое развитие | Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать её содержание, слышать ошибки в своей и чужой речи. Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи. Развивать интерес к художественной литературе, навык слушания художественных произведений, формировать эмоциональное отношение к прочитанному, к поступкам героев; учить высказывать своё отношение к прочитанному. Учить выразительно читать стихи, участвовать в инсценировках. | - автоматизация поставленных звуков в стихотворных текстах, рассказах |
Художественно-эстетическое развитие | Развивать умение слышать ритмический рисунок. Учить передавать ритмический рисунок. Развивать графомоторные навыки. | - дидактические игры и упражнения; - штриховка |
Физическое развитие | Развивать координированность и точность действий. Формировать правильную осанку при посадке за столом. Расширять знания о строении артикуляционного аппарата и его функционировании. | - речь с движением - физкультминутки - кинезиологические упражнения - дыхательные упражнения |
4. Содержание коррекционной работы
Индивидуальная коррекционная работа включает направления, которые соответствуют структуреречевого нарушения.
Нарушения устной речи | Направления коррекционной работы |
Фонетическое недоразвитие речи | Коррекция звукопроизношения Совершенствование слоговой структуры слов |
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи | Развитие фонематического восприятия Совершенствование слоговой структуры слов Коррекция звукопроизношения |
Содержание:
1. Артикуляционная гимнастика
Цель: формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальнойдостаточности для постановки звука.
Подготовительные упражнения, статические:
«Желобок»
«Заборчик»
«Кискасердится»
«Лопатка»
«Улыбка»
«Щёточка»
Подготовительные упражнения, динамические:
«Футбол»,
«Фокус».
Длясвистящих:
«Желобок»
«Заборчик»
«Лопатка»
«Улыбка»
«Фокус»
«Футбол»
«Щёточка»
Для шипящих:
«Вкусноеваренье»
«Грибок»
«Погреем руки»
«Трубочка»
«Чашечка»
«Поймаеммышку захвостик»
Для Р, Р`:
«Барабанщик»
«Болтушка»
«Гармошка»
«Грибок»
«Индюк»
«Лошадка»
«Маляр»
«Пулемёт»
Для Л:
«Лопатка»
«Накажемязык»
«Улыбка»
2. Развитие слухового внимания, фонематического восприятия
Цель: развитие умения различать в произношении звуки, сходные по артикуляции или позвучанию.
Проводится параллельно с коррекцией звукопроизношения на отработанном в произношенииматериале.
3. Дыхательная гимнастика
Цель: нормализация тонуса дыхательных мышц, закрепление навыка правильного дыхания.
Упражнения:
«Задуй свечу»
«Шторм встакане»
«Снегопад»
«Листопад»
«Понюхайцветочек»
«Фокус»
«Футбол»
4. Пальчиковая гимнастика
Цель: активизация речевой зоны путём воздействия на пальцы ребёнка методами пальчиковойгимнастики.
5. Постановка звука
Цель: вызывание отсутствующего звука или исправление искажённого звука. Проводится по подражанию, механическим или смешанным способами.
6. Автоматизация поставленного звука
Цель: закрепление правильного звукопроизношения в самостоятельной речи детей.Автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь – вслогах со стечением согласных
- в слогах:
a) С, З, Ш, Ж, С, З, Л автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и впоследнюю очередь – в слогах со стечением согласных;
b) Ц, Ч, Щ, Л наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;
c) Р, Р можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатыватьвибрацию.
«Ш» - автоматизируется вначале в прямых слогах: ша, шо, шу…, затем в обратных: аш, ош,уш…, в последнюю очередь – в слогах со стечением согласных: шла, шно, шме …..
«Л» - автоматизируется вначале в обратных слогах: ал, ол, ул…, затем в прямых : ла, ло, лу…,в последнюю очередь – в слогах со стечением согласных: плу,гла,плы …..
«Р» - автоматизируются вначале в прямых слогах: ра, ро, ру…, затем в обратных: ар, ор, ур…, впоследнюю очередь – в слогах со стечением согласных: пра, тро, пру …
- в словах:
Проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.
По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется всловах с данным слогом.
Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектамиобъединяются в подгруппы.
- в предложениях:
Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельныепредложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с даннымсловом.
7. Дифференциация звуков
Цель: развитие умения различать звуки сходные по артикуляции и звучанию.
С-З, С- Ц,С-Ш;
Ж-З, Ж-Ш;
Ч-С, Ч-Т, Ч-Щ;
Щ-С. Щ-Т, Щ-Ч, Щ—Ш;
Р-Л, Р-Р, Р-Л,Р-Й, Л-Л;
Цель: развитие умения различать данный звук со сходным:
по твердости - мягкости;
по звонкости - глухости;
по месту образования;
по способу образования [11].
4. 1. Методическое обеспечение
В процессе логопедической работы применяются различные методы: наглядные, словесныепрактические, репродуктивные и продуктивные. Выбор и оперирование тем или иным методомопределяется природой речевого дефекта, содержанием, целями и задачами коррекционно-развивающего воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическимиособенностями старшего дошкольника. На каждом из этапов логопедического воздействия эффективность освоенияправильными речевыми навыками обеспечивается конкретной группой методов. Так, для этапапостановки звука присуще использование практических и наглядных методов,при автоматизации, в особенности в связной речи, активно используется беседа, пересказ, рассказ.
К практическим методам коррекционно-развивающей работы относятся упражнения, игры имоделирование. Упражнение – это многократное повторение ребенком заданных практических и умственныхдействий. При логопедическом воздействии они актуальны при устранении артикуляторных иголосовых расстройств. Так, в результате систематического выполнения упражнений формируютсяпредпосылки для постановки звука, для правильного его произношения. На этапе постановки звукаразвивается навык его изолированного произношения, а на этапе автоматизации добиваютсяправильного произношения звука в словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи.
В логопедической работе основное место занимают упражнения практического характера(дыхательные, голосовые, артикуляторные, развивающие общую и мелкую моторику). Наначальных этапах усвоения используется наглядный показ действий, при повторениях, по мереусвоения способа действий, наглядный показ уменьшается и заменяется словеснымобозначением. В процессе логопедического воздействия широко используются речевые упражнения, такие как повторения слов с поставленным звуком при коррекции нарушенийзвукопроизношений.
Наглядные методы представляют собой те формы усвоения системы знаний, умений и навыков, которыенаходятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий итехнических средств обучения. Использование данных средств и пособий способствует уточнению ирасширению представлений детей дошкольного возраста, развитию познавательной деятельности, создаёт эмоциональноблагоприятный фон для проведения индивидуальных логопедических занятий.
Репродуктивные методы эффективны в развитии имитационной способности детей, формировании навыков четкого произношения звуко - слоговых упражнений, при восприятии речевых образцов. Их роль важна при формировании первоначальных навыков произношения звуков, коррекции нарушения голоса.
Продуктивные методы чаще всего используются при построении связных высказываний, различных видов рассказа, в творческих заданиях.
В процессе логопедической работы используются также разнообразные словесные приёмы: показ образца, пояснение, объяснение, педагогическая оценка. Например, при постановке звука, сопровождающийся показом, учитель-логопед использует объяснение правильности артикуляции, акцентирует внимание на положение губ, языка.
Принципиальное значение в логопедическом процессе имеет педагогическая оценка результата выполнения задания, способа и хода его выполнения. Она оказывает содействие улучшению качества коррекционно-развивающего процесса, стимулирует и активизирует деятельность ребенка, помогает формированию самоконтроля и самооценки.
При оценке речевой деятельности ребенка необходимо учитывать возрастные и индивидуально-психологические его особенности. Неуверенных, застенчивых, остро переживающих свой дефект следует чаще подбодрять, проявлять педагогический такт при каждом оценивании их деятельности [12].
4. 2. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Содержание | Количество часов |
1 | Логопедическое обследование | 1 |
2 | Логопедическое обследование | 1 |
3 | Постановка звука [C] | 1 |
4 | Постановка звука [C] | 1 |
5 | Автоматизация звука [C] в слогах | 1 |
6 | Автоматизация звука [C] в словах | 1 |
7 | Автоматизация звука [C] в предложениях | 1 |
8 | Постановка звука [З] | 1 |
9 | Автоматизация звука [З] в слогах | 1 |
10 | Автоматизация звука [З] в словах | 1 |
11 | Автоматизация звука [З] в предложениях | 1 |
12 | Дифференциация звуков [C]-[З] | 1 |
13 | Постановка звука [Ц] | 1 |
14 | Постановка звука [Ц] | 1 |
15 | Автоматизация звука [Ц] в слогах | 1 |
16 | Автоматизация звука [Ц] в словах | 1 |
17 | Автоматизация звука [Ц] в предложениях | 1 |
18 | Постановка и автоматизация звука [C’] в слогах, словах, предложениях | 1 |
19 | Дифференциация звуков [C’]-[Ц] | 1 |
20 | Постановка и автоматизация звука [З’] в слогах, словах, предложениях | 1 |
21 | Постановка звука [Ш] | 1 |
22 | Постановка звука [Ш] | 1 |
23 | Автоматизация звука [Ш] в слогах | 1 |
24 | Автоматизация звука [Ш] в словах | 1 |
25 | Автоматизация звука [Ш] в предложениях | 1 |
26 | Дифференциация звуков [C]-[Ш] | 1 |
27 | Постановка звука [Л] | 1 |
28 | Постановка звука [Л] | 1 |
29 | Автоматизация звука [Л] в слогах | 1 |
30 | Автоматизация звука [Л] в словах | 1 |
31 | Автоматизация звука [Л] в предложениях | 1 |
32 | Постановка и автоматизация звука [Л’] в слогах, словах, предложениях | 1 |
33 | Постановка звука [Ж] | 1 |
34 | Автоматизация звука [Ж] в слогах | 1 |
35 | Автоматизация звука [Ж] в словах | 1 |
36 | Автоматизация звука [Ж] в предложениях | 1 |
37 | Дифференциация звуков [Ж]-[З] | 1 |
38 | Дифференциация звуков [Ж]-[Ш] | 1 |
39 | Постановка звука [Р] | 1 |
40 | Постановка звука [Р] | 1 |
41 | Автоматизация звука [Р] в слогах | 1 |
42 | Автоматизация звука [Р] в словах | 1 |
43 | Автоматизация звука [Р] в предложениях | 1 |
44 | Постановка и автоматизация звука [Р’] в слогах, словах, предложениях | 1 |
45 | Дифференциация звуков [Р]-[Л] | 1 |
46 | Дифференциация звуков [Л’] - [Л’] | 1 |
47 | Дифференциация звуков [Р] - [Р’] | 1 |
48 | Дифференциация звуков [Р’] - [Л’] | 1 |
49 | Дифференциация звуков [Р] - [Й] | 1 |
50 | Автоматизация звука [Ч] в словах | 1 |
51 | Автоматизация звука [Ч] в предложениях | 1 |
52 | Дифференциация звуков [Ч] - [Т’] | 1 |
53 | Дифференциация звуков [Ч] - [С’] | 1 |
54 | Автоматизация поставленных звуков в спонтанной речи | 1 |
55 | Совершенствование фонематического восприятия | 1 |
56 | Повторная диагностика | 1 |
Сроки реализации программы: с 01.10.17 – 30. 04.18.
Итого: всего 56 часов, 2 раза в неделю
5. Планируемые результаты освоения программы
Результатом успешной логопедической работы по данной программе следует считать:
- ребенок сообразно использует вербальные и невербальные средства общения: умеет вернопроизносить все звуки родного (русского) языка в соответствии с языковой нормой; умеет во времяречи совершать правильное речевое дыхание, ритм и интонацию;
- ребёнок овладел универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать поправилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции: умеет дифференцировать наслух гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки;
- умеет выделять первый и последний звук в слове; положение заданного звука в слове; придумываетслова на заданный звук и правильно воспроизводит цепочки из 3-4 звуков, слогов, слов;
- самостоятельно выполняет звуковой анализ и синтез слов разной слоговой структуры;
- ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия, способен изменять стильобщения в зависимости от ситуации с взрослыми и сверстниками: усваивает новые слова,относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки значений слов,переносное значение слов и словосочетаний. Применяет их в собственной речи.
В ходе обследования изучаются определенные компоненты, составляющие речевую систему:
1. Фонематические процессы
2. Звукопроизношение
3. Слоговая структура
4. Связная речь
Обследование проводится по альбому с картинным материалом Иншаковой О. Б., Нищевой Н. В., альбом логопедического обследования ребенка, Российская академия образования, Ассоциация «Профессиональное образование»
Динамика развития | Количество баллов |
Высокая | 17-20 баллов |
Выше среднего | 13-16 баллов |
Средняя | 9-12 баллов |
Ниже среднего | 5-8 баллов |
Низкая | 1-4 баллов |
Методика изучения уровня речевого развития и система его оценки
1.Фонематическое восприятие и звуковой анализ:
- подобрать картинки к словам-паронимам
Крыса – крыша______________
Бочка - почка______________
Коза – коса______________
Рожки -ложки______________
Дрова - трава______________
- определить:
а) наличие звука Р в словах дом, шар, стул _______;
б) позицию звука Р в этом слове ____;
в) первый звук ___ ;
г) второй звук _____.
Оценка:
5 баллов – правильное выполнение всех заданий;
4 балла – выполнение заданий, кроме заданий в,г;
3 балла - выполнение заданий, кроме заданий б,в,г;
2 балла - выполнение заданий, кроме заданий а,б,в,г;
1 балл – отказ от выполнения.
2.Звукопроизношение:
Обследование звуков
Собака-маска-нос.
Сено-василёк –высь.
Замок-коза.
Зима-магазин.
Цапля – овца-палец.
Шуба – кошка-камыш.
Жук-ножи.
Щука – вещи-лещ.
Чайка – очки-ночь.
Рыба – корова-топор.
Река – варенье-дверь.
Лампа – молоко - пол.
Лето – колесо-соль.
Йогурт – майка-клей.
С | С` | З | З` | Ц | Ш | Ж | Ч | Щ | Р | Р` | Л | Л` | J | Другие |
С-замена на данный звук; - - пропуск; м/з –межзубный
Оценка:
- 5 баллов – норма;
- 4 балла – верно изолированно;
- 3 балла – верно изолированно и в начале слова;
- 2 балла - верно 1 звук из группы;
- 1 балл – все неверно.
- Сформированность слоговой структуры:
Назвать по картинкам слова сложной слоговой структуры
Полотенце_____________
сковородка_____________
аквариум_____________
велосипед_____________
Оценка.
5 баллов – правильное выполнение задания;
4 балла – замедленное послоговое воспроизведение;
3 балла – содружественное проговаривание;
2 балла – искажение звуко-слоговой структуры слова;
1 балл - невыполнение задания.
4. Связная речь:
- Какие домашние животные есть в доме? _______________________________________________________________
- Описать внешний вид и поведение животного. __________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка.
5 баллов – рассказ полный, грамматически правильный;
4 балла – рассказ составлен с грамматическими ошибками;
3 балла – составлен рассказ со стимулирующей помощью;
2 балла – рассказ составлен с грамматическими ошибками, со стимулирующей помощью;
1 балл – невыполнение даже при наличии помощи [5].
6. Список литературы
1. Алексеева В.В. Опыт работы интегрированного детского сада / Алексеева В. В., Сошина И. В.- М.: Теревинф, 2004. - 112 с.
2. Архипова Е. Ф. Методические рекомендации по проведению логопедических занятии с детьми в I - IV периодах доречевого развития. – В кн.: Семеновой К. А. и Махмудовой Н. М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом. - Т.: Медицина, 1979. - 318—331 с.
3. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. «От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования» - М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 304 с.
4. Давыдова О. И. Работа с родителями в детском саду / Учебное пособие. – Б.: БГПУ, 2013. – 160 с.
5. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2008. - 279 с.
6.Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
7. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов. Кн. V: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 480 с.
8. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. -М.: Сфера, 2007. – 192 с.
9.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - М.:Центр педагогического образования, 2014. – 30 с.
10. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. - М.:МГОПИ, 1993. – 72 с.
11. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.Формирование звукопроизношения у дошкольников - М.:Профессиональное образование,1993. – 232 с.
12. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми. - М. АРКТИ,2005. – 239 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "Ладошки на песке". Составитель: учитель-логопед МБДОУ д/с №16 "Былина" Напылова С.Г. (г.Бор, Нижегородской обл.)
Я работаю учителем-логопедом детского сада компенсирующей направленности. Мои воспитанники - дети с ОНР (общим недоразвитием речи). Статистика показывает...
Мониторинг освоения детьми программы дополнительного образования «Проведение занятий по развитию танцевальных способностей у детей» «Капельки»
Справка по результатам мониторинга...
Программа дополнительного образования" Развивающие занятия с детьми младшего дошкольного возраста".
Программа дополнительного образованияРазвивающие занятия с детьми младшего дошкольного возраста / в рамках оказания платных дополнительных образовательных услуг/ Возраст де...
Конспект индивидуального занятия для ребёнка раннего возраста с ОВЗ в рамках программы дополнительного образования «Учим малыша говорить»
Тема: «Птички».Цель: закрепление звуков (т), (ть) в слогах и простых словах; развитие сенсорных и коммуникативных навыков у ребенка раннего возраста.Обучающие задачи:учить выполнять ...
Конспект индивидуального занятия для ребёнка раннего возраста с ОВЗ в рамках программы дополнительного образования «Учим малыша говорить»
Тема: «Птички».Цель: закрепление звуков (т), (ть) в слогах и простых словах; развитие сенсорных и коммуникативных навыков у ребенка раннего возраста.Обучающие задачи:учить выполнять ...
Отчет о прохождении стажировки в ходе освоения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Совершенствование профессиональных компетенций учителя-логопеда, учителя-дефектолога дошкольной образовательной организации»
Тема: «Использование нейроупражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ТНР»Цель виртуальной стажировки: Показать значение и эффективность нейроупражнений в логопедиче...
Конспект ООД по программе дополнительного образования «Веселый Язычок» учителя-логопеда в средней группе «Заюшкина сказка»
Конспект организованной образовательной деятельности по программе дополнительного образования «Веселый Язычок» учителя-логопеда в средней группе «Заюшкина сказка»...