Речевое дыхание.Учимся правильно дышать
консультация по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
«Речевое дыхание. Учимся правильно дышать»
.
Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью речи является дыхание.
Речевое дыхание — основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Хорошо поставленное дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе. Оно отличается от физиологического тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы.
Речевое дыхание у дошкольников с речевыми нарушениями характеризуется:
‒ малым объемом легких;
‒ слабой дыхательной мускулатурой;
‒ слабым вдохом и выдохом, что ведет к тихой, едва слышной речи (часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных);
‒ неэкономным и неравномерным распределением выдыхаемого воздуха (в результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом, нередко из-за этого он не договаривает конец слова или фразы);
‒ неумелым распределением дыхания по словам (ребенок вдыхает в середине слова ;
‒ торопливым произнесением фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием; ‒ слабым выдохом или неправильно направленной выдыхаемой воздушной струей, которая, в свою очередь, приводит к искажению звуков.
Работая с детьми с речевыми нарушениями, дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. В артикуляционную гимнастику следует вводить упражнения на развитие речевого дыхания.
При занятиях необходимо соблюдать следующие требования:
выполнять упражнения каждый день по 3 – 5 минут, в зависимости от возраста детей;
проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке;
заниматься до еды;
заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;
дозировать количество и темп проведения упражнений;
вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот;
вдыхать легко и коротко, а выдыхать длительно и экономно;
в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе;
после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2 – 3 с.
Для правильного произношения любого звука необходима воздушная струя, идущая из легких. Струя воздуха предназначена прежде всего для дыхания. Значит, ребенок должен научиться одновременно дышать и говорить. Этому и способствуют дыхательные упражнения, вырабатывающие направленную воздушную струю. Рассмотрим некоторые из них:
1. Ребенка обучают, не надувая щеки, сквозь сближенные и слегка выдвинутые вперед губы сдувать поднесенный ко рту любой легкий предмет (ватный шарик, бумажную бабочку или снежинку, перышко и т. д.).
Сдуваемый предмет может находиться на ладони или на твердом поле. Можно использовать для поддувания предмет, привязанный ниткой к штативу или твердому полю.
2. Исходная позиция для поддувания та же, но ребенку предлагается для перемещения более тяжелый предмет, например, карандаш. Причем сначала используется круглый карандаш, а затем ребристый. Карандаш кладется на гладкую поверхность стола, и ребенок дует на него, чтобы он покатился до определенной границы .
3. С детьми отдельно отрабатывается холодный выдох и теплый выдох; сильная воздушная струя и плавная воздушная струя.
4. Ребенка тренируют в умении сочетать произнесение звука с началом выдоха.
5. Детей учат на одном выдохе произносить 3—4 слога(гав-гав-гав, цып-цып-цып-цыпи т. п.).
6. Детей учат слитно произносить фразу из 2—3, 3—4, 4—5, 5—6 слов — с коротким вдохом и длительным выдохом.
7. У детей вырабатывают дифференцированное дыхание: вдох ртом, выдох ртом;
вдох ртом, выдох носом; вдох носом, выдох ртом; вдох носом, выдох носом.
Дыхательные упражнения систематически проводятся в комплексах артикуляционной гимнастики, в повседневной жизни, на занятиях.
Формирование правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста позволяет:
- Сократить время для постановки и автоматизации речевых звуков.
- Увеличить количество произнесенных слов на выдохе.
- Выработать четкую и внятную речь.
- Достичь координации дыхания, речи и движений.
Правильное носовое дыхание способствуют тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения.Работа над речевым дыханием ребенка способствует развитию навыка произношения длинных фраз и является профилактикой заикания
Литература:
1. Гуськова А. А. Развитие речевого дыхания детей 3–7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2011.
2. .Земляченко М. В. Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы «учитель-логопед — ребенок — родитель» // Молодой ученый. — 2017г, №10, С. 421-424.
3.Кривилева Т. А. Методическая разработка: Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях.htt://nsportal.ru/detskii-sad
4..Щетинин М. Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой.-М.: Метафора, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевое дыхание. Учимся правильно дышать.
Речевое дыхание. Учимся правильно дышать....
Проект: Оздоровительно-речевой клуб «Правильно дышим – меньше болеем!»
Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, их родителей, педагогов ДОУ. Работа по проекту оздоровительно-речевого клуба «Правильно дышим ...
Правильное речевое дыхание. Учимся, играя!
Способы развития правильного речевого дыхания путем игр....
Презентация к логопедическому проекту "Правильно дышим - правильно говорим"
Многие дети 4-7 плохо говорят, дефекты их речи носят стойкий характер с огромным количеством случаев межзубного, призубного и бокового сигматизма. Как известно произношение звуков те...
Логопедический проект "Правильно дышим - правильно говорим"
Многие дети 4-7 плохо говорят, дефекты их речи носят стойкий характер с огромным количеством случаев межзубного, призубного и бокового сигматизма. Как известно произношение звуков тесно св...
Консультация для коллег "Знакомство с Речевой гимнастикой- Учимся правильно дышать"
Комплекс упражнений для развитий умений правильно дышать...
Буклет для педагогов "Дышим правильно—дышим для здоровья"
Александра Николаевна Стрельникова – оперная певица, театральный педагог. Совместно со своей матерью она разработала принципы дыхательной гимнастики для расширения диапазона голоса, улучшения те...