Проект: Оздоровительно-речевой клуб «Правильно дышим – меньше болеем!»
проект по логопедии (подготовительная группа) на тему
Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, их родителей, педагогов ДОУ. Работа по проекту оздоровительно-речевого клуба «Правильно дышим – меньше болеем!» проводится на базе ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravilno_dyshim-menshe_boleem.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 «Образовательный Центр» села Кинель-Черкассы муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области детский сад «Василёк»
Проект:
Оздоровительно-речевой клуб «Правильно дышим – меньше болеем!»
Выполнила
Воспитатель Черепанова А.В.
2014
Аннотация проекта:
Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, их родителей, педагогов ДОУ. Он может быть использован в качестве обобщения опыта работы учителя-логопеда, инструктора по физическому воспитанию, медицинской сестры по развитию правильного дыхания детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Главное в этом проекте является осмысление всеми участниками (родителями, детьми, педагогами) особенностей целенаправленного коррекционного воздействия, направленного на развитие речевого дыхания, профилактику заболеваний верхних дыхательных путей, совершенствование дыхания в процессе выполнения физических упражнений.
В ходе проекта педагоги самостоятельно изучают материал по теме, проводят анкетирование, мониторинги, проводят мастер-классы, оформляя полученные результаты в виде презентаций, буклетов, сборника конспектов физкультурно-оздоровительно-речевых досугов и сборника комплексов дыхательных гимнастик на электронном носителе, рекомендаций для родителей. Родители и педагоги творчески представляют свои работы по изготовлению нестандартного оборудования на развитие правильного дыхания.
Время проведения проекта: ноябрь 2013 - май 2014 г.
Актуальность проекта:
Старший дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования всех органов и систем организма и сенситивных периодов психического развития. Именно в этом возрасте развиваются те личностные свойства, двигательные качества, навыки и умения ребенка, которые служат основой его нормального психического и физического развития, функциональной готовности к обучению в школе, формирование здоровья.
Основополагающим компонентом личности в педагогике личностно-ориентированного образования и обучения считается приоритетность здоровья, что находит свое отражение в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, СанПиНе. Согласно Федеральным государственным требованиям к основной общеобразовательной программе, сохранение и укрепление здоровья одна из важнейших задач дошкольного образования. Ведь дошкольный возраст является решающим этапом формирования фундамента физического, психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.
Актуальность выбранной нами темы обусловлена тем, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, моторной и сенсорной алалией, заиканием, ринолалией; увеличивается степень сложности речевого развития у детей, поступивших в логопедический пункт (так как в сельской местности нет специализированных групп компенсирующей направленности); недостаточно разработаны вопросы положительной мотивации правильного дыхания в ходе коррекции речи, формирование внимания к ощущениям в акте дыхания, использование нестандартного оборудования, оптимизирующего процесс постановки речевого дыхания.
В связи с этим учитель-логопед, инструктор по физическому воспитанию и медицинская сестра детского сада в последние годы ввели в свою практику использование здоровьесберегающих технологий по формированию правильного речевого дыхания у детей с общим недоразвитием речи, направленных на физическое развитие детей с речевой патологией, целенаправленное воздействие на дыхательную систему организма ребенка.
Наличие большого количества детей, страдающих речевой патологией, с одной стороны, и не малого количества детей с заболеваниями верхних дыхательных путей, с другой, заставляет искать новые формы взаимодействия всех участников педагогического процесса, в котором особая роль принадлежит родителям. Поэтому мы решили создать клуб «Правильно дышим – меньше болеем!» по формированию у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи правильного дыхания с активным привлечением в этот процесс родителей. Программа клуба нацелена не только на речевое развитие детей, но и на профилактику простудных заболеваний.
Проблема:
У детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи наблюдается нарушение дыхания, что затрудняет процесс коррекционно-речевого воздействия и повышает риск заболевания верхних дыхательных путей.
Цель:
Формирование у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи умений и навыков правильного физиологического и речевого дыхания при помощи вовлечения всех участников педагогического процесса в работу клуба «Правильно дышим – меньше болеем!»
Задачи:
- Расширение знаний педагогов, родителей и детей о дыхании и создание доверительных отношений в процессе совместной деятельности;
- Проведение мастер-классов по ознакомлению педагогов, родителей и детей с различными видами упражнений для развития правильного дыхания и обучение их доступным средствам развивающим дыхание;
- Изготовление нестандартного оборудования и картотек дыхательных гимнастик, направленных на развитие речевого дыхания, профилактику заболеваний верхних дыхательных путей, совершенствование функций дыхания в процессе выполнения физических упражнений;
- Создание взаимосвязи педагогов, родителей и детей старшего дошкольного возраста через открытие клуба по формированию правильного дыхания «Правильно дышим – меньше болеем!», и разработка его программы;
- Пропагандирование знаний и навыков по формированию правильного дыхания и здорового образа жизни среди родителей и педагогов района.
Теоретическое обоснование:
Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем ЦНС. Каждый из органов речи имеет свою функцию. По мнению А.Р. Лурия, нарушение одной из них отразится на деятельности остальных органов. Поэтому так важна роль дыхания, как «пускового механизма» в начале постановки звукопроизношения, голосоподачи, голосоведения в логопедической практике.
Существуют определенные методики, направленные на восстановление этой важной функции. Суть всех дыхательных игр и упражнений речевого и физиологического дыхания заключается в осознанном управлении всеми фазами дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра, что влияет на оздоровление организма детей с речевой патологией.
Наряду с общеизвестными дидактическими принципами (наглядность, систематичность, последовательность и доступность) данный проект требует соблюдения следующих принципов:
- Принцип индивидуального и дифференцированного подхода (то есть, учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития);
- Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что развитие правильного дыхания это показатель, как коррекции речи, так и снижение заболеваемости;
- Принцип преемственности и взаимодействие с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи (родители должны выступать активными участниками педагогического процесса).
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней верхних дыхательных путей. Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, предохраняет от переохлаждения. Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у детей положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений.
Рассматривая физиологическое дыхание, как один из факторов здоровьесбережения ребенка, а речевое – как фундамент формирования устной речи, удовлетворяются потребности детей в двигательной активности и различных формах деятельности, сообразной их природе.
Ход реализации проекта:
№п/п | Содержание | Срок | Ответственное лицо | ||
1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ | |||||
1. | Создание рабочей группы по реализации проекта. | Ноябрь 2013г. | Логопед | ||
2. | Изучение литературы и различных методик по данной теме. | Декабрь 2013г. | Рабочая группа. | ||
3. | Анкетирование родителей «Что вы знаете о пользе правильного дыхания». | Декабрь 2013г. | Инструктор по физподготовке | ||
4. | Мониторинг уровня знаний детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, степени сформированности практических умений и навыков. | Декабрь 2013г. | Логопед и инструктор по физ подготовке. | ||
5. | Мониторинг заболеваемости верхних дыхательных путей детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. | Декабрь 2013г. | Мед сестра | ||
Ожидаемые результаты:
| |||||
2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ | |||||
1. | Проведение мастер-классов: - «Парадоксальная дыхательная гимнастика» (по А.Н. Стрельниковой). Цель: познакомить родителей, педагогов и детей с нетрадиционной методикой оздоровления по системе А.Н.Стрельниковой и обучить их приемам ее проведения. - «Выработка воздушной струи, как необходимый и значимый аспект для постановки звуков». Цель: обучение родителей и детей формированию правильного речевого дыхания. - «Выработка у детей старшего дошкольного возраста способности к ритмическому дыханию в сочетании с физическими и эмоциональными нагрузками на организм в многочисленных игровых ситуациях». Цель: познакомить родителей, педагогов с особенностями дыхания старших дошкольников во время выполнения физических упражнений. | Январь 2014г. февраль 2014г. Март 2014г. | Медицинская сестра Учитель-логопед Инструктор по физическому воспитанию | ||
2. | Разработка программы работы клуба «Правильно дышим – меньше болеем!» с различными методами развития правильного дыхания. | Январь, февраль 2014г. | Рабочая группа. | ||
3. | Проведение заседаний клуба «Правильно дышим – меньше болеем!» с привлечением всех участников педагогического процесса. | 1 раз в квартал. | Рабочая группа. | ||
4. | Проведение совместных с родителями и детьми старшего дошкольного возраста с ОНР физкультурно-оздоровительно-речевых досугов: - «Путешествие в страну «Правильнодыши»; - «Фея Правильнодыши в царстве Снежной Королевы»; - «Фея Правильнодыши в гостях у Мойдодыра»; - «Фея Правильнодыши спешит на помощь Дюймовочке». | Один раз в квартал. | Рабочая группа. | ||
5. | Проведение конкурса по изготовлению нестандартного оборудования педагогами и родителями детей старшего дошкольного возраста с ОНР на развитие правильного дыхания и оформление выставки работ «Очумелые ручки спешат на помощь фее Правильнодыши!». | Март 2014г. | Рабочая группа. | ||
Ожидаемые результаты:
| |||||
3 ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ | |||||
1. | Обобщение опыта работы клуба «Правильно дышим – меньше болеем!» по досуговой деятельности на районном методическом объединении учителей-логопедов. | Март 2014г. | Учитель-логопед | ||
2. | Публикация на сайте ДОУ фотовыставки «Очумелые ручки спешат на помощь фее Правильнодыши!» с представлением конкурсных работ с приложением инструкции по их изготовлению. | Апрель 2014г. | Инструктор по физподготовке | ||
3. | Создание на электронном носителе сборника конспектов совместных с родителями и детьми старшего дошкольного возраста с ОНР физкультурно-оздоровительно-речевых досугов. | Март – апрель 2014г. | Рабочая группа. | ||
4. | Оформление страницы с комплексами дыхательных гимнастик для детей старшего дошкольного возраста с ОНР на сайте детского сада. | 1 раз в квартал. | Рабочая группа. | ||
5. | Обобщение опыта работы клуба «Правильно дышим – меньше болеем!» по формированию правильного дыхания на зональном и краевом уровне. | По завершению проекта | Учитель-логопед. Инструктор по физ подготовке. Мед сестра. | ||
6. | Определение эффективности проекта (мониторинги). | Май 2014г. | Рабочая группа. | ||
Ожидаемый результат:
Образовательный продукт:
|
Апробация проекта:
Работа по проекту оздоровительно-речевого клуба «Правильно дышим – меньше болеем!» проводится на базе ДОУ. Охватывает группу детей старшего дошкольного возраста с ОНР, их родителей, педагогов ДОУ. Проект реализовывается в период с ноября 2012 по май 2014 года.
Список литературы:
- Баль Л.В. Букварь здоровья: дошкольников и младших школьников. М.: ЭКСМО, 1995.
- Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики. М., 1996.
- Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шинкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников. М., 2004.
- Бестужев-Лада И. Радость отдыха семьей.- Семья и школа, 1985. №3.
- Бойко Е.А. Энциклопедия дыхательной гимнастики. М., 2000.
- Вавилова Е.Н. Развивайте быстроту, ловкость, выносливость. М., 1978.
- Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей. М., 1987.
- Горчакова А.М. Формирование воздушной струи в процессе преодоления нарушений звукопроизношения.//Логопед в детском саду, 2005. №2.
- Детская энциклопедия здоровья. М., 1993.
- Закон «Об образовании РФ» от 10.07.1992 № 3266-1.
- Зверева О.Л. Работа детского сада с молодой семьей. М., 1990.
- Зубко И.Л. О правильном дыхании. //Логопед, 2007. №4.
- Новикова Е.Л. Здоровьесберегающая технология формирования правильного дыхания у детей 6 лет с ОНР. //Дошкольное воспитание, 2010. №3.
- Лебедева Н.В. Нетрадиционный подход к формированию речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи. М., 2000.
- Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движения. СПб., 1997.
- Онучин Н.А. Дыхательная гимнастика для детей. М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005.
- Печинина С.И. Играя, лечим!//Логопед. 2007. №4.
- Приказ № 655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования» от 23.11.2009.
- СаНПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» от 22.12.2010.
- Хоппе Л. Формирование дыхания и развитие голоса у детей с нарушением речи и слуха.//Логопед. 2007. №7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Больше поем - меньше болеем.
Вид проекта: исследовательско-творческийУчастники проекта:- дети подготовительной группы- воспитатели группы- педагог группы- родители детей.Проблема: Снижение риска заболевания ОРЗЦель проекта: опред...
Проект Тема: «Правильно дышим и болеем мало» для детей старшей группы (5-6 лет) и их родителей
Наличие большого количества детей, имеющих нарушение речи, с одной стороны, и немалого количества детей с заболеваниями верхних дыхательных путей, с другой, заставляет искать новые формы взаимодействи...
«Дышим правильно – болеем мало!»
quot;Люди плохо дышат, говорят,кричат и поют, потому что болеют, а болеют, потому что не умеют правильно дышать" (А.Н. Стрельникова)Уважаемые коллеги ! Я предлагаю вам ознакомиться и самим научи...
Больше поём-меньше болеем
Консультация для родителей. Данный материал поможет родителям расширить знания о детском голосе и его особенностях....
Рекомендация - Тренажёры для дыхательной гимнастики "Дышим правильно - болеем мало"
Занятия дыхательной гимнастикой способствуют общему оздоровлению организма ребенка, активизации деятельности иммунной, дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной, пищеварительной систем. Упражнения на ...
Методическая разработка: дидактическое пособие по развитию дыхания "Дышим правильно-болеем мало!"
Дыхание – это жизнь. Справедливость такого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение. Действительно, если без твердой пищи организм может обходиться несколько месяцев, без воды &ndash...
Проект по развитию навыков правильного дыхания у детей младшего возраста "Дышим - не болеем"
Данный проект реализован с детьми младшего возраста. Он направлен на ознакомление родителей со здоровьесберегающей технологией "Дыхательная гимнастика"....