Конспект КНОД. Лексическая тема «Зима». Образовательная область «Коммуникация»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Конспект подгруппового логопедического занятия в условиях реализации ФГОС в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи "Прогулка в зимнем парке"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_2017_god.docx | 26.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Центр образования № 6» учебный корпус № 4
(, г. Тула, п. Косая Гора, ул. М. Горького, д. 29)
«Прогулка в зимнем парке»
Конспект подгруппового логопедического занятия в условиях реализации ФГОС в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи
Лексическая тема «Зима».
Образовательная область «Коммуникация»
Автор и разработчик Стародубцева О. А.
Тула, 2017
Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представлений о зиме и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря признаков, образование относительных прилагательных (холодная, ветряная, снежная, морозная, белый, пушистый, сильный). Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов, согласование прилагательных с существительными в роде и числе). Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов (выделение согласного на фоне слова). Совершенствование навыков анализа предложений. Совершенствование слоговой структуры слов. Развитие синтаксической стороны речи (Составление предложений с заданным словом.). Совершенствование умения разгадывать ребусы. Профилактика дисграфии.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие сильного плавного выдоха, связной речи, фонематических представлений, навыков фонематического анализа, зрительного и слухового внимания и восприятия, мышления, общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе, воспитание умения наблюдать и любоваться красотой родного края.
Оборудование. Доска, магнитная доска, изображения «весёлого» и «грустного» снеговиков, конверты с наборами для составления схемы предложения, картина «В зимнем парке», рабочие тетради, простые карандаши по числу детей.
Ход занятия
- Организационный момент. (Объявление темы занятия. Создание положительного эмоционального фона. Совершенствование умения подбирать прилагательные к существительным)
Дети проходят в логопедический кабинет. Приветствие детей. Логопед вывешивает на магнитную доску фигурку «грустного» снеговика.
Логопед: Дети, посмотрите, кто сегодня пришел к нам в гости?
Дети: Снеговик.
Логопед: А как вы думаете, какое настроение у снеговика?
Дети: Грустное.
Логопед: А снеговик, тогда, какой?
Дети: Грустный.
Логопед: А знаете почему? Он рассказал мне, что с ним никто не хочет пойти гулять в парк, потому что он не может выполнить задания. Поможем снеговику?
Дети: Да.
Логопед: А потом пойдем с ним гулять в парк.
- Основная часть.
- Игра «Семейка слов». (Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренные слов)).
Логопед: Дети, скажите, а из чего мы лепим снеговика.
Дети: Из снега.
Логопед: Вспомните слова, образованные от слова снег. Как ласково назвать снег?
Дети: Снежок.
Логопед: Что мы можем поймать на ладошки, когда идёт снег?
Дети: Снежинку.
Логопед: Какую бабу слепили из снега?
Дети: Снежную.
Логопед: Каким станет парк, если его занесет снегом?
Дети: Заснеженным.
Логопед: Когда идет сильный снег, снег падает, как мы это называем?
Дети: Снегопад.
Логопед: Посмотрите, как много слов можно образовать от слова снег: снежок, снежинка, снежная, заснеженный, снегопад. Снеговик благодарит вас за помощь в выполнении такого сложного задания! А теперь давайте встанем в круг.
2. Игра «Скажи, какая погода?» (Уточнение, расширение и активизация словаря признаков. Образование относительных прилагательных).
Дети встают в круг, логопед берет в руки мяч.
Логопед: Я называю явление природы и бросаю мяч вам. Вы ловите мяч, а потом говорите, какая тогда будет погода, и возвращаете мяч мне. Постарайтесь быть внимательными.
Логопед: Если на улице снег, погода какая?
Дети: снежная.
Логопед: Если на улице холод, погода какая?
Дети: холодная.
Логопед: Если на улице ветер, погода какая?
Дети: ветряная.
Логопед: Если на улице мороз, погода какая?
Дети: морозная.
Логопед: Молодцы! А теперь садитесь на свои места.
3. Рассматривание картины «В зимнем парке» и беседа по ней. (Закрепление представлений о зиме и ее приметах. Совершенствование умения подбирать прилагательные к существительным).
Логопед: А теперь закройте глаза и представьте, что мы с вами оказались в парке…
Логопед помещает картину «В зимнем парке» на доску.
Логопед: Открывайте глаза. Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?
Дети: На картине нарисована зима, потому что на земле, лежит снег.
Логопед: Правильно. А теперь скажите, снег какой?
Дети: Снег белый, пушистый, холодный, блестящий.
Логопед: Деревья в парке какие?
Дети: Деревья голые, заснеженные.
Логопед: Что делают в парке дети?
Дети: Они гуляют, катаются на санках и лыжах, лепят снежную бабу.
Логопед: Как вы думаете, детям нравится гулять в зимнем парке? Какое у них настроение?
Дети: Детям нравится гулять в парке. Им весело и интересно.
Логопед: Хорошо, а давайте мы тоже поиграем и попробуем развеселить нашего снеговика.
4. Упражнение «Снеговик». (Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.)
Дети и логопед встают в круг на ковре.
Давай, дружок, смелей, дружок, Идут по кругу, изображая, будто катят
Кати по снегу свой снежок. перед собой снежный ком.
Он превратится в толстый ком, «Рисуют» руками большой круг.
И станет ком снеговиком. «Рисуют» снеговика из трех комков.
Его улыбка так светла! Широко улыбаются.
Два глаза, шляпа, нос, метла. Показывают соответствующие движения.
Но солнце припечет слегка — Медленно приседают.
Увы! — и нет снеговика. Разводят руками, пожимают плечами.
В. Егоров
Логопед с детьми подходят к доске.
Логопед: А теперь, давайте посмотрим, стал наш снеговик весёлым? Нет, он говорит, что нужно постараться помочь ему и выполнить остальные задания.
5. Упражнение «Прохлопай слово». (Совершенствование слоговой структуры слов).
Логопед: Какое время года у нас сейчас?
Дети: Зима.
Логопед: Давайте все вместе прохлопаем это слово. И скажем сколько слогов в этом слове.
Дети: Зи-ма. В этом слове 2 слога.
Логопед: А теперь, давайте придумаем слова, связанные с зимой и по очереди прохлопаем их.
Дети: Сне-жин-ка. В этом слове 3 слога.
Дети: Сне-гу-роч-ка. В этом слове 4 слога.
Дети: Со-суль-ка. В этом слове 3 слога.
Дети: Конь-ки. В этом слове 2 слога.
Дети: Суг-роб. В этом слове 2 слога.
Дети: Снеж-ки и т. д.)
6. Игра «Что бывает зимой?» (Развитие синтаксической стороны речи. Закрепление представления о предложении. Составление предложений с заданным словом)
Логопед: Сейчас мы с вами сядем на свои места и поиграем в игру «Что бывает зимой?». Мы будем придумывать предложения со словом ЗИМА и считать сколько слов в наших предложениях.
Дети: Зимой идет снег. В моем предложении 3 слова.
Логопед: Хорошо. Возьмите конверты, которые лежат у вас на столах и выложите схему этого предложения.
Дети: Зимой можно кататься на санках. В моем предложении 5 слов.
Логопед: Молодцы! Выложите схему этого предложения.
Дети: Я очень люблю гулять зимой! В моем предложении 5 слов.
Логопед: А теперь давайте придумаем предложения со словом СНЕГ.
Дети: Сегодня на улице идет сильный снег. В моем предложении 6 слов.
Логопед: Выложите схему этого предложения.
Дети: Я построил из снега снежную крепость. В моем предложении 6 слов.
Дети придумывают предложения с другими заданными словами: снеговик, снежинка и т. д. и выкладывают схемы придуманных предложений.
6. Игра «Что лишнее?» (развитие слухового внимания, мышления)
Логопед приглашает детей сесть в круг на ковре.
Логопед: Я вам назову несколько слов, а вы подумайте и назовите лишнее слово и расскажите почему оно лишнее. Снег, сугроб, огонь, мороз.
Дети: Лишнее слово – огонь, потому что это не зимнее явление.
Логопед: Лыжи, мяч, коньки, санки.
Дети: Лишнее слово – мяч, потому что это не зимний спортивный инвентарь.
8. Работа в тетрадях.
Логопед приглашает детей за столы и раздаёт тетради и простые карандаши.
Логопед: Откройте тетради на странице 12. Что нарисовано на этой странице?
Дети: Снеговик.
Логопед: А что нужно сделать с изображением снеговика?
Дети: Заштриховать.
Логопед: Обратите внимание, что штриховать нужно в различных направлениях, будьте внимательными, смотрите на стрелочки, которые вам подскажут направления штриховки.
Дети штрихуют снеговика.
Логопед: А еще посмотрите что еще есть внизу страницы?
Дети: Это ребус.
Логопед: Какая картинка нарисована первой?
Дети: Лиса.
Логопед: перед этой картинкой нарисовано две запятые, что это значит?
Дети: В слове лиса нужно убрать два первых звука. Остаются звуки [С] [А].
Логопед: Правильно, запишите две буква С и А под ребусом.
Дети записывают слог СА.
Логопед: Что написано дальше?
Дети: Буква Н.
Логопед: Запишите букву Н рядом с буквами С, А.
Дети записывают букву Н.
Логопед: Какая картинка нарисована дальше?
Дети: Кит.
Логопед: Что нужно сделать с этим словом?
Дети: Нужно убрать последнюю букву, потому что после этой картинки нарисована одна запятая. Останутся две буквы К, И.
Логопед: Молодцы! Запишите эти две буквы рядом с другими.
Дети записывают буквы К, И.
Логопед: А теперь давайте прочитаем, какое слово у нас было зашифровано.
Дети читают слово САНКИ.
Логопед: Молодцы! Вы справились с очень трудным заданием!
- Итог занятия
Логопед вывешивает на магнитную доску фигурку «веселого» снеговика.
Логопед: Вы молодцы, вы выполнили все задания снеговика и, посмотрите, он стал веселым!
Предложить детям вспомнить, где они сегодня побывали, какие задания выполняли, что им было интересно делать. Затем оценить работу детей.
Литература
1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
2. Жукова Н.С., Мастюкова Е. М., Филтева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.— М., Просвещение, 1990.
3. Коноваленко В.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. - М.: Гном и Д, 2001.
4. Матросова Т.А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями. – М.: Сфера, 2006.
5. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.
6. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей.- М.: «Мозаика-Синтез», 2005.
7. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации.- М., 2009.
8. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.- М., 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе Образовательная область..Коммуникация. Тема. "Овощи и фрукты"
Конспект составлен в соответствии с требованиями ФГТ непосредственно для проведения образовательной деятельности в старшей группе в рамках тематической недели "Овощи и фрукты". Цель данного...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» по теме «Осенний лес», группы компенсирующей направленности.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Художественное творчество»Цель: Обогащение и активизация словаря по теме «Осенний лес», развитие связной речи. З...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» с детьми старшего дошкольного возраста на тему:«Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Котик и Ёжик на качелях» с опорой на схему»
Конспект по ЛГС и РР для детей старшей логопедической группы....
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Образование приставочных глаголов с использованием опорных схем и моделей».
Конспект НОД "Коммуникация" для детей старшей логопедической группы....
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Составление описательного рассказа “Зима” с опорой на мнемотаблицы».
В работе представлены разные варианты использования мнемотаблиц: разучивание стихов, отгадывание мнемозагадок, составление предложений по мнемодорожкам, составление описательного рассказа с опорой на ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» Лексическая тема: «Весна»
Тема: Пересказ рассказа В.Осеевой «Женский день»...
Конспект занятия на тему "Транспорт" (образовательная область "Коммуникация" )
Конспект занятия НОД во второй младшей группе по Окружающему миру "Транспорт"...