ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
статья по логопедии (младшая группа) на тему

Зимина Алина Зарифовна

Значение пальчиковой гимнастики. Методические рекомендации по выполнению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon palchikovaya_gimnastika.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

          ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Давно известно, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.

Что же происходит, когда ребёнок занимается                        
                                   пальчиковой гимнастикой?

  1.  Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
  2.  Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
  1.  Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
  2.  Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
  3.  Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
  4.  У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
  5.  В результате освоения упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Все упражнения разделены на три группы.

I группа. Упражнения для кистей рук:

— развивают подражательную способность, не требуют тонких дифференцированных движений;

  •  учат напрягать и расслаблять мышцы;
  •  развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
  •  учат переключаться с одного движения на другое.

II группа. Упражнения для пальцев условно статические:

— совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

III группа. Упражнения для пальцев динамические:

  •  развивают точную координацию движений;
  •  учат сгибать и разгибать пальцы рук:
  •  учат противопоставлять большой палец остальным.

   Все упражнения будут полезны как  детям с нарушениями речи, так и детям, у которых речевое развитие происходи своевременно.          

С какого возраста можно начинать выполнять                                        
                                           пальчиковую гимнастику?

   Заниматься пальчиковой гимнастикой можно с 6 -7 месяцев. Но и в более позднем возрасте занятия будут очень полезны и эффективны.

   Начинать можно с ежедневного массажа по 2 - 3 минуты кистей рук и пальцев:

  1.  поглаживать и растирать ладошки вверх—вниз;
  2.  разминать и растирать каждый палец вдоль, затем — поперёк;
  3.  растирать пальчики спиралевидными движениями.

     Затем можно выполнять некоторые упражнения III группы, но в пассивной форме, то есть Вы сами сгибаете, разгибаете пальчики малыша и совершаете другие энергичные движения, сопровождая их ритмичными строчками. При этом важно, чтобы в упражнениях участвовали все пальчики.

   Далее кроме пассивных упражнений III и II групп ребёнка нужно учить:

  •  катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного размера;
  •  рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина;
  •  перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговки и т.п.) одной рукой или двумя одновременно.

     Затем малыша можно начинать учить движениям, имитирующим знакомые ему действия и предметы (упражнения I группы).

     После освоения упражнений I группы приступайте к выполнению упражнений II и III групп, но уже в активной форме, то есть ребёнок выполняет сам все упражнения.

    Если же вы начинаете заниматься с детьми в возрасте 2-, 3-, 4 лет и старше, то отрабатывайте последовательно все упражнения, начиная с I группы.

    Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут.

   Пальчиковая гимнастика:

  1.  Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу или научите его помогать себе второй рукой.
  2.  Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем — другой рукой, после этого — двумя одновременно.
  3. К каждому упражнению можно подобрать рисунок для создания зрительного образа. Сначала покажите ребёнку цветной рисунок и объясните, как должно выполняться упражнение. Постепенно надобность в объяснениях отпадает: Вы показываете картинку, называете упражнение, а малыш вспоминает, какое положение кистей рук или пальцев он должен воспроизвести.

Когда все упражнения будут хорошо знакомы, можно выполнять следующие игровые задания:

1.        Запоминать и повторять серию движений по словесной инструкции, начиная с двух движений и заканчивая тремя, четырьмя и больше.

Например: «Коза» — «Улитка». Ребёнок переключается с позиции «коза» на позицию «улитка» (3-4 раза). Сначала упражнение выполняется по словесной инструкции, затем на счёт «раз-два».

Или: «Вилка» — «Кольцо» — «Заяц». Можно предлагать любую последовательность упражнений.

2.        «Рассказывать руками» сказки и маленькие истории. Сначала Вы сами придумываете рассказ, затем предлагаете сочинить свою историю малышу.

Например: «В одном чудесном месте протекала речка (изображаем «речку»). В ней жила маленькая рыбка (изображаем «рыбку»). Как-то раз по реке проплыл пароход (упражнение «пароход»), он сильно гудел, рыбка испугалась и уплыла. А на берегу реки («река»), росло дерево (упражнение «дерево») и т. д.

     Рассказать с помощью рук сказки помогут картинки.    

                                            Желаю успеха!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта педагогической работы "Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями. Описание комплекса пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах.

1.Сообщение из опыта педагогической работы "Пальчиковая гимнастика с детьми с речевыми нарушениями".2.Описан комплекс пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах (по лексическим темам)...

Консультация для родителей. Пальчиковая гимнастика в детском саду Почему проводится пальчиковая гимнастика в детском саду.

Для малышей пальчиковая гимнастика в детском саду проводиться для того чтобы развить мелкую моторику, стимулировать разговорную зону...

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»....

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников.

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольниковПальчиковая гимнастика — эффективный способ развития ...

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста Комплекс пальчиковой гимнастики № 1 «МОЯ СЕМЬЯ»

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возрастаКомплекс пальчиковой гимнастики № 1«МОЯ СЕМЬЯ»Этот пальчик - дедушка,Этот пальчик - бабушка,Этот пальчик - папо...