Неврологическая симптоматика дизартрии
статья по логопедии на тему

Якушева Лира Александровна

Симптомы дизартрии относятся к числу неврологических, а значит, проблема диагностики и терапии дизартрии является в первую очередь неврологической. Специалисты в области патологии речи в трактовке дизартрии и в подходе к ее преодолению опираются на неврологические представления об особенностях иннервации речевых органов со стороны соответствующих мозговых структур.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Неврологическая симптоматика дизартрии.

Составила: учитель-логопед

Якушева Л.А.

МБДОУ детский сад № 12

г. Новочеркасск

Основные проявления дизартрии состоят в расстройстве артикуляции звуков, нарушениях голосообразования, а также в изменениях темпа речи, ритма и интонации. При дизартрии может нарушаться звукопроизношение, как согласных, так и гласных звуков. Нарушение гласных классифицируется по рядам и подъемам, нарушения согласных – по их четырем основным признакам: наличию и отсутствию вибрации голосовых связок, способу и месту артикуляции, наличию или отсутствию дополнительного подъема спинки языка к твердому небу.

Для всех форм дизартрии характерны нарушения артикуляционной моторики, которые сочетаясь между собой, составляют первый важный синдром артикуляционных расстройств.

Симптомы дизартрии относятся к числу неврологических, а значит, проблема диагностики и терапии дизартрии является в первую очередь неврологической. Специалисты в области патологии речи в трактовке дизартрии и в подходе к ее преодолению опираются на неврологические представления об особенностях иннервации речевых органов со стороны соответствующих мозговых структур.

Артикуляционные расстройства при дизартрии проявляются следующими признаками:

  • нарушения мышечного тонуса;
  • ограничение подвижности мышц органов артикуляционного аппарата (языка, губ, мягкого неба), а также в лицевой мускулатуре;
  • патология реципрокной иннервации;
  • наличие насильственных движений и оральных синкинезий в артикуляционной мускулатуре (гиперкинезы, тремор, синкинезий);
  • нарушения четкости кинестетических ощущений.

1.Характер нарушения мышечного тонуса зависит от локализации поражения мозга и может быть следующим:

  • спастичность артикуляционных мышц – постоянное повышение тонуса в мускулатуре языка, губ, в лице и шейной мускулатуре.

Язык «комком» оттянут назад, спинка его спастически изогнута, приподнята в верх, кончик языка не выражен. Приподнятая к твердому небу напряженная спинка языка способствует смягчению согласных звуков (палатализация). Иногда спастичный язык «жалом», вытянут в перед.

Повышение мышечного тонуса в круговой мышце рта приводит к спастическому напряжению губ, плотному смыканию рта (произвольное смыкание рта при этом затруднено). В ряде случаев при спастическом состоянии верхней губы рот может быть, приоткрыт. При этом наблюдается повышение слюнотечения (гиперсаливация). Активные движения при спастичности артикуляционных мышц ограничены. 

  • Гипотония - снижение тонуса мышц. 

При гипотонии язык тонкий, распластанный в полости рта; губы вялые, не могут плотно смыкаться. Рот обычно полуоткрыт, может быть выражена гиперсаливация. Гипотония мышц мягкого неба препятствует достаточному продвижению небной занавески вверх  и ее прижатию к задней стенке глотки; струя воздуха выходит через нос. Голос приобретает носовой оттенок (назализация). 

  • Дистония - меняющийся характер мышечного тонуса. В состоянии покоя

может наблюдаться низкий мышечный тонус, при попытках к речи и в момент речи тонус резко нарастает. Дистония искажает артикуляцию. Особенность звукопроизношения при дистонии – непостоянство искажений, замен и пропусков звуков. 
У детей с неврологической патологией часто отмечается смешанный и вариативный характер нарушений тонуса в артикуляционной мускулатуре (так же, как и в скелетной). Например, в язычной мускулатуре может отмечаться спастичность, а в лицевой и губной – гипотония. 

2.Недостаточность подвижности артикуляционных мышц также нарушает артикуляционную моторику и звукопроизношение при дизартрии.

  • При нарушении иннервации губ страдает произношение гласных и согласных

звуков. Ребенок затрудняется вытянуть губы вперед, округлить их, растянуть улыбку рта в стороны, поднять вверх верхнюю губу и опустить. Ограничения подвижности мышц губ нередко и нарушают артикуляцию в целом, так как эти движения имеют размер и форму преддверия рта, оказывая влияние на резонирование всей ротовой полости.

  • Ограниченная подвижность мышц языка при дизартрии проявляется:
  • В недостаточности подъема кончика языка вверх в полости рта, что связано с нарушением иннервации шилоязычной и некоторых других мышц;
  • В ограничении языка вниз – это связано с нарушением иннервации ключично-подъязычной, щитовидно-подъязычной, челюстно-подъязычной, подбородочно-язычной и двубрюшной мышц;
  • В ограничении движения языка назад, причина – нарушение иннервации подъязычно-глоточной, лопаточно-подъязычной, шилоподъязычной, двубрюшной (заднее брюшко) и др.
  • В порезах мышц языка, что препятствует возможности изменить его конфигурацию, его удлинению, укорочению, выдвижению, оттягиванию назад.
  • Ограниченная подвижность мышц мягкого неба утяжеляет нарушения звукопроизношения. Причина:
  • Нарушение иннервации веточками тройничного, лицевого блуждающего нервов мышц мягкого неба, поднимающих и натягивающих его.

При парезах небно-глоточных и небно-язычных мышц подъем небной занавески в момент речи затрудняется, происходит утечка воздуха через нос, голос приобретает носовой оттенок, искажает тембр речи, недостаточно выражены шумовые признаки речевых звуков.

3. Дискоординационные расстройства. При дискоординационных расстройствах звукопроизношение расстраивается больше не на уровне произношения изолированных звуков, а при произнесении автоматизированных звуков в слогах, словах и предложениях. Это связано с запаздыванием включения некоторых артикуляционных движений, необходимых для произнесения отдельных звуков и слогов. Речь становится замедленной и сканированной.

4.Патология реципроксной инвертации является одним из звеньев в общей цепи нарушений артикуляционной моторики.

Произвольные, в том числе и артикуляционные, движения осуществляются при синхронном протекании двух процессов: возбуждении нервных центров, приводящих к сокращению нервных мышц, и торможении, уменьшающем возбудимость центров, контролирующих группу мышц - антагонистов (выполняющих противоположную функцию).

Во многих мышцах языка имеются волокна мышц, выполняющих основное движение и волокна антагонистических групп. Точность и дифференцированность движений, необходимых для нормального звукопроизношения, обеспечивается совместной работой этих двух групп мышц. Если этой избирательной иннервации не происходит, то нарушается выполнение движения и в итоге правильного произношения.

5.Насильственные движения – еще один частый признак дизартрии. Они искажают звукопроизношение, делая речь малопонятной, а в тяжелых случаях – почти невозможной; обычно усиливаются при волнении, эмоциональном напряжении, поэтому нарушения звукопроизношения различны в зависимости от ситуации речевого общения. При этом отмечаются подергивания языка, губ иногда в сочетании с гримасами лица, мелкое дрожание языка (тремор), непроизвольное открывание рта, выбрасывания языка вперед (в тяжелых случаях). Насильственные движения можно наблюдать и в покое, в статических артикуляционных позах.

6. Нарушения четкости кинестетических ощущений – частый признак дизартрии является нарушение, недостаточность артикуляционного праксиса (диспраксия). Дети слабо ощущают положение языка, губ, направление их в движении, они затрудняются по подражанию воспроизвести и сохранить артикуляционный уклад, что свидетельствует о нарушении проприоцептивной афферентной импульсации от мышц артикуляционного аппарата.

Литература.

  1. Логопедия. Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов/под редакцией Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской – М.: Гуманит. изд. Центр «Владос», 2009г.

  2. https://vuzlit.ru/836834/diskoordinatsionnye_rastroystva_dizartrii
  3. https://infourok.ru/material.html?mid=84675


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дыхательной и звуковой гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста с неврологическими нарушениями

В данной статье представлены упражнения, направленные на формирование правильного дыхания и развитие голоса. Звуковая и дыхательная гимнастика особенно важны в работе с  детьми с неврологическими...

Неврологические основы патологии речи: афазия, алалия, дислекия, дисграфия, дизартрия.

Различные формы нарушений речи возникают нередко на фоне тех или иных нарушений деятельности нервной системы, являющейся материальным субстратом мышления, сознания и речи. Без учета состо...

Статья по логопедии по теме:Неречевая симптоматика детей с сенсорной алалией

У детей с сенсорной алалией выявляются: неврологическая симптоматика, нарушения двигательной сферы, нарушения высших психических функций, трудности поведения....

Реферат на тему "АЛАЛИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ЭТИОЛОГИЯ, СИМПТОМАТИКА. КЛАССИФИКАЦИЯ АЛАЛИИ"

Специальные исследования показали разнообразие проявлений речевых патологий. В одних случаях отмечаются только отклонения в развитии звуковой стороны речи, в других - у детей нарушается формирование в...

Дисграфия: классификации и симптоматика

В данном материале дается определение понятия дисграфии, рассматриваются классификации дисграфии с точки зрения разных авторов....

Классификация и симптоматика дизартрии

В современной литературе выделено несколько классификаций дизартрии: по степени выраженности, по степени понятности речи для окружающих, на основе синдромологического подхода, с уч...