Рабочая программа учителя-логопеда
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа) на тему

Рабочая программа на 2018-19 учебный год.Подготовительная группа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_2018-19.docx79.18 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский с

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Целевой раздел


1.1. Аннотация к рабочей программе учителя – логопеда

……………………………………………………………                                  .3-4

1.2. Пояснительная записка.……………………………………………….. 4-7

1.3.Характеристика речевого развития детей 6 -7 лет с ФФНР,          …....8-10

1.4.Характеристика речевого развития детей 6-7 лет с ОНР……………..10-11

1.5.Общее недоразвитие речи I уровня…………………………………….11-12

1.6.Общее недоразвитие речи II уровня……………………………………12-13

1.7. Общее недоразвитие речи III уровня…………………………………. 13

1.8. Аналитическая справка по логопункту……………………………….. 13

  1. Целевой компонент рабочей программы

учителя-логопеда МБДОУ

2.1.Целевые ориентиры (планируемые результаты) по образовательной области «Речевое развитие»……………………………………………….. 14-15

2.2. Промежуточные планируемые результаты по образовательной области «Речевое развитие»………………………………………………………… 15-17

2.3.Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации рабочей программы логопеда……………………………………………… 18

  1. Учебно – методический комплекс.

3.1. Учебно- методический комплекс………………………………………19

3.2 Литература, используемая на НОД с детьми..………………………...19

3.3 Электронные ресурсы…………………………………………………        20

3


1.1.Аннотация

к рабочей программе учителя – логопеда

Актуальность:

  • связи с тем, что в общеобразовательных дошкольных учреждениях возросло количество детей с нарушениями речи, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи, возникла необходимость введения на логопедическом пункте при МБДОУ специализированной программы по коррекции речевых нарушений старших дошкольников.

  • данное время происходит переосмысление и продуманность коррекционно - развивающей работы с учетом новых федеральных государственных образовательных стандартов. Исходя из этого, логопедическую деятельность необходимо адаптировать к условиям работы на логопедическом пункте при массовом детском саде, определить выбор направления инновационной деятельности, его содержания в русле интегрированного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса.

Практическая значимость:

Результатом успешной коррекционно -логопедической работы по данной программе можно считать следующее:

ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения: умеет правильно произносить все звуки родного (русского) языка в соответствии с языковой нормой; умеет во время речи осуществлять правильное речевое дыхание, ритм речи и интонацию;

ребёнок овладел универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции: умеет дифференцировать на слух гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки; умеет выделять первый и последний звук в слове; положение заданного звука в слове; придумывает слова на заданный звук и правильно воспроизводит цепочки из 3-4 звуков, слогов, слов; самостоятельно выполняет звуковой анализ и синтез слов разной слоговой структуры;

ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия, способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации с взрослыми и сверстниками: усваивает новые слова, относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки значений слов, переносное значение слов и словосочетаний. Применяет их в собственной речи. Подбирает однокоренные и образовывает новые слова. Согласовывает слова

4


  • числе, роде, падеже. Самостоятельно составляет рассказ по картинке, по серии картинок, пересказывает тексты, используя развёрнутую фразу;

педагоги и родители детей с нарушениями речи включены в коррекционно-образовательный процесс, взаимодействуют с учителем - логопедом в результате этого у ребёнка сформированы первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе: в соответствии с возрастными возможностями уточнён и обобщён словарь, сформирован грамматический строй речи, достаточно развита связная речь по лексическим темам в соответствии с образовательной программой дошкольного учреждения.

Инновационная  направленность

заключается  в  использование

информационных  носителей,

аудио  и  видео  аппаратуры,  компьютерных

технологий в работе с детьми.

1.2. Пояснительная записка.

В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) и требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации. Многие проблемы трудностей в обучении кроются в раннем и дошкольном возрасте, и очень часто могут быть обусловлены нарушением психофизического и речевого развития, низким уровнем сформированности познавательных интересов,

незрелостью эмоционально-личностной сферы, неблагоприятным социальным окружением или сочетанием тех и других факторов.

Известно, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребёнком, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а также, возможно предупреждение вторичных нарушений развития. Современный этап развития системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, в частности с нарушениями речи, в условиях дошкольного образовательного учреждения характеризуется повышением требований к организации и осуществлению коррекционно-образовательного процесса и направлено на социальную адаптацию и интеграцию детей в общество. Все вышесказанное, вызывает необходимость разработки содержания Рабочей Программы коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда в условиях логопедического пункта дошкольной образовательной организации.

Рабочая Программа коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда Куколевой Ю.В. рассчитана на 2017-2018 учебный год и предназначена для детей 6 – 7 лет с нарушениями речи ( ФФНР, ОНР и др.), зачисленных по результатам обследования и решением ПМПК на логопедический пункт ДОУ.

5


Таким образом, Рабочая программа разработана с учетом целей и задач

основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников ДОУ. В программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи. Данная рабочая программа предназначена для обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет с различными речевыми патологиями (в основном ФН, ФФНР, ОНР), зачисленных на логопедический пункт ДОУ.

Цель программы – создать условия для формирования полноценной фонетической и лексико-грамматической системы языка, развития фонематического восприятия и навыков первоначального звукового анализа

  • синтеза у детей с нарушениями речи (ФНР, ФФНР, ОНР и др. речевыми патологиями), зачисленных на логопедический пункт ДОУ.

  • процессе коррекционного процесса решаются следующие задачи:

выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;

преодоление недостатков в речевом развитии;

воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;

нормализация звукопроизношения и слоговой структуры слова;

развитие навыков звукового анализа и синтеза;

развитие лексико-грамматических категорий и связной речи (монологической и диалогической речи).

Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:

принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;

принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;

принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;

принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;

принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;

принцип постепенности подачи учебного материала;

принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.

принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;

6


Основной  формой  работы  с  детьми  является игровая деятельность —

основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие (индивидуальные и подгрупповые), в соответствии с Рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения.

Таким образом, основной задачей Рабочей программы учителя-логопеда на 2017-2018 учебный год является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.

Срок реализации данной программы рассчитан на один год. Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда.

Форма организации обучения  подгрупповая и индивидуальная.

Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября. Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября по регламенту НОД, составленному учителем - логопедом. По договоренности с администрацией ДОУ и воспитателями групп. Логопед может брать детей со всех занятий. Поэтому в расписании образовательной деятельности нет времени, специально отведенного для занятий с логопедом. Регламент логопедической НОД составляется таким образом, чтобы не мешать усвоению общеобразовательной программы. В соответствии с СанПин продолжительность подгрупповых занятий с детьми 6-го года жизни составляет 20-25 минут, с детьми 7-го года жизни - 25-30 минут. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения. Дополнительно проводятся подгрупповые занятия с детьми с ОНР по развитию ЛГСР и связной речи. Количество детей в подгруппе 5 человек.

Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и

индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут. Дети с ФФНР занимаются с логопедом 2 раза в неделю, с ОНР – 2-3 раза в неделю.

Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных

7


для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции. На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно,

  • прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с конкретным воспитанником ДОУ, зачисленным на логопедический пункт, включает в себя те направления, которые соответствуют структуре его речевого дефекта.

Продолжительность        коррекционно-развивающей        работы        во        многом

обусловлена индивидуальными особенностями детей. Примерная продолжительность занятий с детьми с ФНР составляет 6 месяцев, ФФНР - 1 год, ОНР – 1-2 года. Согласно положению о логопедическом пункте ДОУ, в течение года на логопункте занимаются 25 детей. Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребёнка.

Индивидуальные занятия.

Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными

психофизическими        особенностями        детей,        продолжительность

индивидуальных занятий 15 минут.

ФФНР и ФНР – 2 раза в неделю.

1.3.Характеристика речевого развития детей 6 -7 лет с ФФНР, ФНР

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем. Дети с ФФНР — это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-

8


фонематической и артикуляторно-фонематической формы. Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени — звукового анализа. Звуковой анализ — это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустико-артикуляционными признаками. Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна.

  • фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний:

трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;

при сформированной артикуляции неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам;

невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.

Основные проявления, характеризующие ФФНР:

недифференцированное произношение пар или групп звуков, т.е. один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или более звуков. Например, вместо звуков «с», «ч», «ш» ребенок произносит звук «ть»: «тюмка» вместо «сумка», «тяска» вместо «чашка», «тяпка» вместо «шапка»;

замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т.е. сложные звуки, заменяются простыми. Например, группа свистящих и шипящих звуков может заменяться звуками «т» и «д», «р» заменяется на «л», «ш» заменяется на «ф». «Табака» вместо «собака», «лыба» вместо «рыба», «фуба» вместо «шуба»;

смешение звуков, т.е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах. Ребенок в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Например, ребенок умеет правильно произносить звуки «р», «л» и «с» изолированно, но в речевых высказываниях вместо «столяр строгает доску» говорит «старял стлагает дошку»;

другие недостатки произношения: звук «р» — горловой, звук «с» — зубной, боковой и т.д.

При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФНР нарушается слоговая структура слова и произношение слов со стечением согласных. Характер нарушенного звукопроизношения у детей с ФФНР

9


указывает        на        низкий        уровень        развития        фонематического        восприятия.

Несформированность фонематического восприятия выражается:

в нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи;

в неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза;

в затруднениях при анализе звукового состава речи.

  • детей с ФФНР наблюдается некоторое недоразвитие или нарушение высших психических процессов:

внимание у таких детей может быть неустойчивым, нестабильным и иссякающим, а также — слабо сформированным произвольное внимание, когда ребенку трудно сосредоточиться на одном предмете и по специальному заданию переключиться на другой;

объем памяти может быть сужен по сравнению с нормой. При этом ребенку понадобится больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный материал;

отмечаются особенности в протекании мыслительных операций: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций может быть несколько замедленной, вследствие чего может быть замедленным и восприятие учебного материала и т.д.

Исходя из перечисленных особенностей высшей нервной деятельности, дети с ФФН в педагогическом плане характеризуются следующим образом:

поведение может быть нестабильным, с частой сменой настроения;

могут возникать трудности в овладении учебными видами деятельности, т.к. на занятиях дети быстро утомляются, для них сложно выполнение одного задания в течение длительного времени;

возможны затруднения в запоминании инструкций педагога, особенно

— двух-, трех-, четырехступенчатых, требующих поэтапного и последовательного выполнения;

в ряде случаев появляются особенности дисциплинарного характера.

  • отличие от детей с ФФНР дети с фонетическим нарушением речи (ФНР) не имеют нарушений фонематического слуха и восприятия.

ФНР - это нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата. Может наблюдаться расстройство отдельного звука или нескольких звуков одновременно. Как правило, такие нарушения звукопроизношения связаны с нарушением артикуляционной моторики или ее недостаточной

10


сформированностью. Ребенок не может правильно выполнять движения органами артикуляции, особенно языком, в результате чего звук искажается. (Моторное нарушение речи).

Такие расстройства могут проявляться:

в отсутствии (пропуске) звука – акета вместо ракета

в искажениях – горловое произнесение звука р, щечное — ш ит.д.

Чаще всего нарушаются:

  1. свистящие звуки – С, З (и их мягкие пары), Ц
  2. шипящие звуки – Ш, Ж, Ч, Щ
  3. сонорные (язычные) – Л, Р (и их мягкие пары)
  4. заднеязычные – К, Г, Х (и их мягкие пары)

Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука, но реже нарушаются те звуки, которые просты по способу артикуляции и не требуют дополнительных движений языка (м, н, п, т).

               1.4.Характеристика речевого развития детей 6-7 лет с ОНР

ОНР - это такое речевое нарушение, при котором у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом наблюдается недоразвитие всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематического и лексико-грамматического). Это обусловлено тем, что в процессе оптогенеза все компоненты развиваются в тесной взаимосвязи, и недоразвитие какого-то одного компонента вызывает недоразвитие других компонентов речевой системы.

Речевой опыт детей с ОНР весьма ограничен, языковые средства, которыми они пользуются, являются несовершенными. Они далеко не полностью удовлетворяют потребность устного обучения. Поэтому разговорная речь детей с данными речевыми нарушениями оказывается бедной, малословной, тесно связанной определенной ситуацией. Вне этой ситуации она становится часто непонятной. Связная (монологическая) речь, без которой не может быть полноценного усвоения приобретенных детьми знаний, либо развивается с большими трудностями, либо, вообще, полностью отсутствует.

Все указанные отклонения в развитии речи самостоятельно не преодолеваются и не исчезают. Поэтому речевое развитие таких детей можно обеспечить только при условии использования системы коррекционных мероприятий, предусматривающих формирование речевой практики, в

11


процессе которой происходит овладение фонематическими и лексико-грамматическими закономерностями языка, обучение речи как средству общения и обобщения.

Выделение ОНР - это выделение определенного симптомокомплекса. Данная группа является сложной нозологии и механизмам. Существуют различные категории детей: дети с моторной и сенсорной алалией; дети с задержкой речевого развития как симптом задержки психического развития; дети с дизартрией; дети с задержкой речевого развития невыраженной этиологии.

Уровень общего недоразвития речи может быть различен: от полного отсутствия речевых средств обучения, до развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.

Левина Р.Е. выделила три уровня общего недоразвития речи:

  1. самый тяжелый – ОНР 1 уровня;

  1. средний – ОНР 2 уровня;

  1. более легкий – ОНР 3 уровня.

1.5.Общее недоразвитие речи I уровня.

Наблюдается почти полное отсутствие вербальных средств общения. Дети четырех-пятилетнего возраста имеют очень скудный словарный запас, который включает не более 20 слов. Ребенок использует либо слова - звукоподражания («би-би»), либо лепетные слова (фрагменты полного развернутого слова, например, «уту» вместо «петух»). Эти звуковые компоненты сопровождаются мимикой и большим количеством жестов. Также много слов диффузного значения: одно слово имеет много значений (например, «лапа» - это все то, с помощью чего передвигаются: и ноги, и колеса, и лапы). За словом не закреплено конкретное значение. Иногда один

  • тот же предмет называется различными словами. Ребенок меняет одно слово другим (например, действие заменяет названием предмета, «кров» (кровать) вместо «спать»). Очень грубо искажена звуковая структура слов, воспроизводится как правило, односложная структура, реже двусложная.

Фонематические восприятия, анализ и синтез отсутствуют. Фонетическая сторона речи тоже грубо нарушена, звукопроизношение смазанное. На этом уровне речевого развития трудно определить, какой звук произносит ребенок. Пассивный словарь шире активного, но понимание речи все же ограничено ситуацией. Грамматический строй речи практически не сформирован. Словоизменение и словообразование отсутствует. Появляется фраза, но в ней нет точной связи между словами, нет грамматического

12


оформления, связь отсутствует в виде просодики и интонации, т.е. фразовая речь либо полностью отсутствует на первом уровне ОНР, либо характеризуется фрагментарностью.

1.6.Общее недоразвитие речи II уровня.

На втором уровне речевые возможности ребенка значительно возрастают. У детей имеется довольно большой словарный запас. В речи преобладают существительные, мало глаголов, и еще меньше прилагательных. Очень много в речи детей наблюдается вербальных ошибок (например, «стрехает» вместо «чистит», «стирает», «моет»), особенно глагольных. Много смешений, наблюдается неточность значений слов. В речи ребенка очень много аморфных глаголов («делает», «идет», «стоит» и т.п.). Ребенок использует фразовую речь. Появляются распространенные предложения. С точки зрения количества слов предложения довольно объемные, но грамматически фраза оформлена неправильно. Не все формы дифференцируются правильно. Ребенок неправильно употребляет падежные беспредложные формы (неправильное согласование существительных и прилагательных в среднем роде, особенно в косвенных падежах).

Предложно-падежные конструкции воспроизводятся неправильно. Например: « Я была лелька», вместо «Я была на елке». В целом, предлоги и союзы используются редко. Для детей со 2-ым уровнем ОНР характерны грубые нарушения грамматического строя речи. Наблюдается большое количество аграмматизмов при употреблении существительных, глаголов; прилагательные употребляются крайне редко, т.к. они носят отвлеченный характер. У детей усвоены только простые формы словоизменения. Словообразование грубо нарушено. Его практически нет, кроме уменьшительно-ласкательных форм. У детей со 2-ым уровнем речевого

недоразвития синтаксически предложения значительно лучше сформированы, чем у детей с 1 уровнем ОНР. Понимание речи значительно улучшается. Ребенок дифференцирует многие акустически близкие слова, но не все. Фонематическая сторона речи нарушена, ребенок не может выделить звук на фоне слова. Звукослоговая структура слов более развернута (ребенок воспроизводит два-три слова). Но наблюдается грубое искажение многосложных слов, особенно слогов со стечением. Слова воспроизводятся

вариативно (например, «ада» вместо «звезда»). Нарушение звукопроизношения носит полиморфный характер. Правильно произносятся гласные и простые по артикуляции звуки. Как правило, наблюдаются стечения и замены. Замены характеризуют задержку фонетического развития ребенка.

Таким образом, у детей с ОНР 2 уровня наблюдаются морфологические

  • синтаксические аграмматизмы, примитивная связная речь, понимание речи остается неполным, т.к. многие грамматические формы различаются недостаточно.


1.7. Общее недоразвитие речи III уровня.

Этот уровень характеризуется тем, что обиходная речь становится более развернутой, отсутствуют грубые фонетические и лексико-грамматические нарушения. Звуковая сторона относительно сформирована, но остаются нарушения произношения сложных по артикуляции звуков и нарушения звукослоговой структуры слова. Особенно большие нарушения наблюдаются во всех формах связной речи (рассказ по сюжетной картинке, рассказ на заданную тему). Есть неточности употребления многих слов, вербальные парафазии. Имеется несформированность семантических полей.

  • активном словаре присутствуют существительные, глаголы, но мало прилагательных, сложных предлогов и союзов, но они все-таки уже имеются.

  • активной речи используются преимущественно простые распространенные предложения. Возникают большие трудности при употреблении

сложноподчиненных предложений. Наблюдается недостаточная сформированность и неточная дифференциация форм словоизменения и словообразования. Аграмматизмы наблюдаются в тех формах, которые поздно появляются в онтогенезе. Например, согласование существительных и прилагательных в среднем роде, употребление сложных предлогов «из-за», «из-под». Очень часто отсутствуют связующие звенья в сложноподчиненных предложениях. Наблюдается нарушение сложных форм фонематического анализа и синтеза. Выражены нарушения в овладении чтением и письмом.

Таким образом, на третьем уровне ОНР наибольшие затруднения наблюдаются при построении произвольной фразы.

1.8. Аналитическая справка по логопункту.

  • сентябре 2017 года на логопедический пункт МБДОУ были

зачислены 27 детей. Дети имеют разные речевые нарушения – ФНР, ФФНР, ОНР.

  1. Целевой компонент рабочей программы учителя-логопеда МБДОУ

2.1.Целевые ориентиры (планируемые результаты) по образовательной области «Речевое развитие»

14


Результаты освоения рабочей программы учителя-логопеда представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться

  • реальными достижениями детей. Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры данной Программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной рабочей программы.

  • целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с программой ДОУ относятся

следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:

Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.

Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.

Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.

Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.

Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.

Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты.

Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности.

Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям.

15


У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.

Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

Результативность коррекционной логопедической образовательной деятельности отслеживается через диагностические исследования 2 раза в год с внесением последующих корректив в индивидуальные планы (маршруты) коррекции и в содержание всего коррекционно-образовательного процесса.

Результаты мониторинга находят отражение в речевых картах детей, где отмечается динамика коррекции звукопроизношения и развития речевых функций каждого ребенка, итоговом обследовании речевого развития детей на логопункте ДОУ, ежегодном отчете учителя-логопеда . Для диагностики используются методики логопедического обследования Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной. Сроки проведения  исследований – сентябрь, май.

Согласно целям и задачам образовательной области «Речевое развитие» основным планируемым результатом работы в этой области является - достижение каждым ребенком уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам, предупреждение возможных трудностей в условии школьных знаний, обусловленных нарушениями речи, и обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе.

                            2.2. Промежуточные планируемые результаты по

образовательной области

«Речевое развитие»

Ребенок 6-7лет, выпущенный из логопедического пункта ДОУ, должен обладать следующими знаниями, умениями и навыками в образовательной области ФГОС «Речевое развитие»:

Нормализация фонетической стороны речи:

  • правильно артикулирует все звуки русского языка в различных фонетических позициях и формах речи;

  • Дифференцирует все звуки;

16


Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:

  • способен участвовать в коллективной беседе (самостоятельно формулировать и задавать вопросы, аргументировано отвечать на вопросы);

  • свободно пользуется речью для установления контакта, поддержания и завершения разговора.

Развитие компонентов ЛГСР (лексической стороны, грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности:

  • использует слова разных частей речи в точном соответствии с их значением, активно пользуется эмоционально-оценочной лексикой и выразительными средствами языка;

  • использует разнообразные способы словообразования, сложные предложения разных видов, разные языковые средства для соединения частей предложения;

  • самостоятельно пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения, составляет по плану и образцу описательные и сюжетные рассказы;

  • называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах, различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности:

  • воспринимает слово и предложение как самостоятельные единицы речи, правильно использует в своей речи;

  • способен делить предложения на слова и составлять из слов (2-4);

  • способен членить слова на слоги (2-4) и составлять из слогов;

  • способен проводить звуковой анализ слов;

  • понимает смыслоразличительную роль фонемы.

Содержание коррекционной образовательной деятельности обеспечивает:

        Выявление        особых        образовательных        потребностей

нарушениями речи;

        Осуществление        индивидуально        ориентированной

педагогической        помощи        детям        с        нарушениями        речи


детей        с

медико-

с        учетом

17


особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей;

Возможность освоения детьми с нарушениями речи основной общеобразовательной программы ДОУ и их интеграции в образовательном учреждении.

В соответствии со спецификой логопедического пункта ДОУ образовательная область «Речевое развитие» выдвинута в рабочей программе на первый план, так как овладение родным языком является одним из основных элементов формирования личности.

Основными направлениями работы учителя-логопеда ДОУ по коррекции

  • развитию речи детей с нарушениями речи на логопедическом пункте ДОУ в соответствии с образовательной областью «Речевое развитие» ФГОС ДО являются:

  1. Воспитание звуковой культуры речи (нормализация звукопроизношения) - развитие восприятия звуков родной речи и произношения;

  1. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (развитие фонематического восприятия и слуха) – различение звука и слова, нахождение места звука в слове;

  1. Развитие активного словаря – освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение;
  2. Формирование грамматического строя речи:

А) морфология (изменение слов по родам, числам, падежам),

Б) синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений),

В) словообразование;

  1. Развитие связной речи – монологической (рассказывание) и диалогической (разговорной);

  1. Воспитание любви и интереса к художественному слову.

Организация деятельности логопеда в течение года определяется задачами, поставленными Рабочей программой. Учебный год на логопедическом пункте ДОУ условно делится на 3 периода:

1 период – сентябрь – ноябрь;

2 период – декабрь – февраль,

  1. период – март – май.

18


2.3.Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации рабочей программы логопеда

Исходя из целей и задач Рабочей программы учителя-логопеда Куколевой Ю. В., были составлены следующие документы, регламентирующие работу на логопедическом пункте ДОУ на 2017-2018 учебный год:

  • Годовой план работы учителя-логопеда на 2017-2018 учебный год, в который входят планы работы с педагогами МБДОУ, с родителями, с детьми;

  • Перспективный план работы с детьми 6-7 лет с ФНР, ФФНР и ОНР;

  • План индивидуальной коррекционной работы по

звукопроизношению на логопедическом пункте МБДОУ на 2017-2018 учебный год.

Учебно – методический комплекс.

19


  1. Программа логопедической работы по преодолению общего недорозвития речи у детей. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, С.А. Миронова, А. В. Лагутина.
  2. Инновации в логопедическую практику. О. Е. Громова.

  1. Ребенок плохо говорит. Почему? Что делать? Л. Р. Давидович; Т. С. Резниченко.

  1. Речевое развитие ребенка. О. А. Шорохова.

  1. Логопедия в детском саду. Л. Н. Смирнова; С. Н. Овчинников.

  1. Логопедическая работа с дошкольниками. Г. Р. Шашкина; Л. П. Зернова; И. А. Зимина.

  1. Методика формирования начального детского лексикона. О. Е. Громова.

  1. Эффективные методы Развития речи у детей. И. С. Лисицына; Г. В. Щербак.

  1. Справочник логопеда. М. А. Поваляева.

Литература, используемая для занятий с детьми.

  1. Логопедия ( пособие по автоматизации свистящих, шипящих и сонорных звуков). Ю. К. Школьник.

  1. Веселые скороговорки для не послушных звуков. И. Г. Сухин.

  1. Логопедические скороговорки и считалки ( речевой материал для автоматизации звуков у детей)

  1. Сто логопедических игр. И. В. Скворцова.
  2. Секреты трудных звуков ( игровое пособие) О. Земцова.

  1. Исправление звукопроизношения у детей. (дидактический материал) Т. В. Туманова.

  1. Гимнастика для пальчиков. Развиваем моторику. Е. Косинова.

Электронные ресурсы.

20


  1. Logoped. ru.
  2. Maam. ru.
  3. Logopedia. ru.

  1. http://nsportal.ru/ - Социальная сеть работников образования «Наша сеть»;

  1. http://logoportal.ru/- логопедический портал;
  2. http://www.boltun-spb.ru/- Логопедический сайт «Болтунишка»
  3. http://logopedia.by/ - логопедический сайт.

Годовой план учебно-методической работы логопеда

21


МБДОУ детский сад №4 «Ласточка» на 2017-2018

учебный год.

Цель работы: своевременное выявление и преодоление проблем в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста.

Задачи логопедической работы:

Диагностика речевых нарушений.

Создание благоприятных условий для развития речевой коммуникации. Сформировать и закрепить правильное, отчётливое произношение

нарушенных звуков.

Коррекционно-воспитательное воздействие на речь и личность детей в процессе логопедической деятельности.

Совершенствование форм и методов логопедической работы, способствующих наиболее полному преодолению дефектов речи дошкольников.

Профилактика нарушений речи.

Комплексное развитие речи дошкольников, направленное на:

  • формирование правильного звукопроизношения
  • обогащение и развитие словаря
  • развитие грамматического строя речи

  • формирование связной речи детей

Мероприятия

Сроки проведения

I. Организационная работа

1.

Подготовка кабинета к новому учебному году.

До 1 сентября

Приобретение и изготовление наглядности для

оформления логопедического кабинета.

2.

Обследование речи детей с целью выявления детей,

1 – 15 сентября;

нуждающихся в логопедической помощи.

15 – 31 мая

3.

Зачисление детей, нуждающихся в логопедической

С 1 по 15 сентября

помощи, на индивидуальные логопедические занятия,

комплектование в группы по 2 человека в зависимости

от речевого дефекта.

II. Работа с документацией

1.

Составление списка детей, нуждающихся в

С 1 по 15 сентября

логопедической помощи.

2.

Заполнение речевых карт детей, зачисленных на

С 1 по 15 сентября

логопедические занятия.

3.

Изучение документации детей, принятых на

С 1 по 15 сентября

логопедические занятия.

22


4.

Оформление документации логопеда на начало и

С 1 по 15 сентября,

конец учебного года.

с 15 по 31 мая

5.

Составление расписания логопедических занятий и

С 1 по 15 сентября

согласование его с администрацией детского сада.

6.

Продолжение работы по накоплению специальных

В течение года

компьютерных программ для коррекции речи и

психических процессов, а также систематизации

методического материала в электронном виде.

7.

Анализ коррекционной работы.

С 15 по 30 мая

8.

Заполнение медицинских карт выпускников детского

Март

сада, указание речевых диагнозов.

9.

Выявление детей, нуждающихся в ПМПК

В течение года

10. Составление годового отчета о проделанной

К 30 мая

работе.

III. Коррекционная работа.

1.

Проведение фронтальных логопедических занятий

С 15 сентября по 15 мая

согласно циклограмме рабочего времени.

2.

Проведение индивидуальных коррекционных занятий

С 15 сентября по 15 мая

согласно циклограмме рабочего времени.

IV. Научно-методическая работа.

1.

Разработка индивидуальных маршрутов развития

В течение года

коррекционно-развивающих логопедических занятий с

детьми, зачисленными на занятия.

2.

Проведение консультаций для родителей:

«Когда следует обратиться за помощью к логопеду»

Октябрь

«Обогащаем словарь детей»

«Развитие связной речи детей в семье»

Ноябрь

   «Речевая  подготовка  детей  к  школе  в  семье» (для

Декабрь

родителей детей подготовительной группы)

Март

Итоговое собрание по результатам логопедической

Май

работы за год (для родителей детей, посещающих

логопедические занятия).

3.Тематические консультации, семинары-практикумы для

педагогов:

«Причины и виды отклонений в речевом развитии

Октябрь

детей дошкольного возраста»

Февраль

«Средства развития мелкой моторики рук у детей с

нарушением речи».

   «Общаться позитивно – что это значит». Практикум

Март

для педагогов.

4. Индивидуальные консультации для

В течение года

родителей.

23


5.

Участие в семинарах-практикумах для

В течение года

педагогов.

6.

Проведение открытых индивидуальных

В течение года

занятий для родителей, воспитателей.

7.

Публикация опыта работы (методических

В течение года

наработок, конспектов занятий, рекомендаций) в

печатных периодических изданиях, на образовательных

сайтах, на сайте детского сада.

V. Взаимосвязь со специалистами ДОУ.

1. Ознакомление педагогов детского сада с

Сентябрь

направлениями коррекционной работы на текущий

учебный год.

2. Ведение тетрадей взаимосвязи логопеда и

В течение года

воспитателей.

3. Индивидуальное консультирование педагогов.

В течение года

4. Участие в педагогических советах, в заседаниях

В течение года, по плану

методического совета.

ДОУ

VI. Самообразование

1.   Изучение новинок специальной литературы.

В течение года

2.   Посещение семинаров и методических

В течение года

объединений логопедов города.

3.

Заполнение тетради самообразования.

В течение года

VII. Работа с родителями

1.

Посещение родительских собраний

В течении года, по плану

ДОУ

2.

Проведение индивидуальных консультаций с

В течении года

родителями

3.

Практикум «Артикуляционная гимнастика»

Ноябрь

4.

Консультации для родителей:

«Когда следует обратиться за помощью к детскому

Октябрь

логопеду»

Ноябрь

«Обогащаем словарь детей»

Декабрь

«Развитие связной речи детей в семье»

Март

«Речевая  подготовка  детей  к  школе  в  семье»  (для

Май

родителей детей подготовительной группы)

Май

Итоговое собрание по результатам логопедической

работы за год (для родителей детей, посещающих

логопедические занятия).

Перспективный план коррекционной работы

24


учителя – логопеда Виноградовой С. В.

на 2017 – 2018 учебный год.

Период

Произношение

Фонематическое

Развитие речи

восприятие

Сентябрь,

Выработка

Распределение

Закрепление навыка

октябрь,

дифференцированных

предметных

употребления

ноябрь.

движений органов

картинок, названия

категории

артикуляционного

которых включают:

множественного

аппарата.

•дифференцируемые

числа

Развитие речевого

звуки;

существительных.

дыхания.

• определенный

Закрепление навыка

Постановка

заданный звук.

употребления

отсутствующих в

На этом же

формы

речи звуков (в

материале:

родительного

соответствии с

• определение места

падежа с предлогом

индивидуальными

звука в слове;

у. Согласование

особенностями речи

• выделение гласных

притяжательных

детей).

звуков в положении

местоимений мой,

Автоматизация

после согласного в

моя, мое с

поставленных звуков;

слоге;

существительными

• изолированно;

• осуществление

мужского, женского,

• в открытых слогах

анализа и синтеза

среднего рода.

(звук в ударном

прямого слога;

слоге);

• выделение

• в обратных слогах;

согласного звука в

• в закрытых слогах;

начале слова;

• в стечении с

• выделение

согласными;

гласного звука в

• в словах, где

конце слова.

изучаемый звук

Практическое

находится в

знакомство с

безударном слоге.

понятиями “твердый

— мягкий звук” и

“глухой — звонкий”.

Декабрь,

Продолжение работы

Различение слов,

Закрепление умения:

январь,

над развитием

близких по

• подбирать

февраль.

подвижности органов

звуковому составу;

однокоренные слова;

артикуляционного

определение

• образовывать

аппарата.

количества слогов

сложные слова;

Постановка

(гласных) в слове.

• составлять

отсутствующих

Дифференциация на

предложения по

звуков: [л], [л’], [р],

слух сохранных

демонстрации

[р’] ,[с] — [ш], [з] —

звуков (без

действий, картине,

[ж].

проговаривания):

вопросам;

Автоматизация ранее

• по твердости —

• составлять

поставленных звуков

мягкости;

предложения по

в предложениях и

• по глухости —

опорным словам;

25


коротких текстах

звонкости;

• в обратных слогах;

• в слогах со

стечением двух

согласных;

• в словах и фразах;

• составление

предложений с

определенным словом;

Автоматизация

Составление схемы

• Составлять

Март, апрель,

слова с выделением

май.

поставленных звуков

ударного слога.

предложения по

в собственной речи.

картине, серии

Выбор слова к

Дифференциация

картин, пересказывать

звуков по месту

соответствующей

тексты, насыщенные

образования:

графической схеме.

изучаемыми звуками;

• [с] — [ш], [з] — [ж];

• заучивать

Выбор графической

• [р] — [л];

стихотворения,

схемы к

• в прямых и

насыщенные

обратных слогах;

соответствующему

изучаемыми звуками.

• в слогах со

слову.

Закрепление знаний и

стечением трех

умений, полученных

Преобразование

согласных;

ранее, на новом

слов за счет замены

словесном материале.

• в словах и фразах;

одного звука или

• в стихах и коротких

текстах;

слога.

• закрепление

Подбор слова с

умений, полученных

заданным

ранее, на новом

количеством звуков.

речевом материале.

Определение

последовательности

звуков в слове

(спеллинг).

Определение

порядка следования

звуков в слове.

Определение

26


План

индивидуальной коррекционной работы

по звукопроизношению

на 2017-2018 учебный год.

Подготовительный этап.

Задача: Создать условия для подготовки ребенка к длительной коррекционной работе, а именно:

а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, потребность в них;

б) развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие в играх и специальных упражнениях;

в) формировать и развивать артикуляционную моторику для постановки звуков;

Формирование произносительных умений и навыков.

Задачи:

а) устранять дефектное звукопроизношение;

б) развивать умения и навыки дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;

в) формировать практические умения и навыки пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

Виды коррекционной работы на данном этапе:

1.Постановка звуков в такой последовательности:

  • свистящие С, 3, Ц, С’, 3'
  • шипящий Ш
  • соноры Л, Ль
  • шипящий Ж
  • соноры Р, Р'
  • шипящие Ч, Щ

27


Способ постановки:

Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):

  • для свистящих: «Улыбка», «Заборчик»,

«Лопатка», «Желобок», «Щеточка», «Футбол», «Фокус»;

  • для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок»,«Погреем руки»;

  • для Р, Р': «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок»,«Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»;

  • для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык».

Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.

  1. Автоматизация каждого исправленного звука в слогах:

По мере постановки может проводиться как индивидуально, так в подгруппе:

а) 3, Ш, Ж, С, 3', Л' автоматизируются вначале в прямых

слогах, затем в обратных и в последнюю очередь - в слогах

со стечением согласных;

б) Ц, Ч, Щ, Л - наоборот: сначала в обратных слогах, затем

в прямых и со стечением согласных;

в) Р, Р' можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.

3.Автоматизация каждого исправленного звука в словах.

Проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности. По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.

4.Автоматизация звуков в предложениях.

Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стихотворения с данным словом.

28


5.Дифференциация звуков:

  • – З, СЬ – Ц, С – Ш;

  • – З, Ж – Ш;

Ч – ТЬ, Ч – СЬ, Ч – Щ;

  • – С, Щ – ТЬ, Щ – Ч, Щ – Ш;

Р – Л, Р – РЬ, РЬ – ЛЬ, РЬ – Й, ЛЬ – Л

6.Автоматизация в спонтанной речи.

(в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и т. д.).

Методы коррекционной логопедической работы:

  1. Наглядные

  • непосредственное наблюдение и его разновидности;

  • опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам);

  1. Словесные

-чтение и рассказывание художественных произведений;

  • заучивание наизусть стихов, небольших рассказов, скороговорок, чистоговорок и др.

  • пересказ;

  • обобщающая беседа;

  • рассказывание без опоры на наглядный материал;

  1. Практические

  • дидактические игры и упражнения;

  • игры-драматизации и инсценировки;

  • хороводные игры и элементы логоритмики.

29


Средствами коррекции и развития речи детей с ФНР, ФФН и ОНР являются:

  • общение детей со взрослыми (родителями, воспитателями, логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре и др.);

  • культурная языковая среда (дома и в детском саду);

  • обучение родной речи на занятиях (занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи, занятия по развитию ЛГСР и связной речи, чтение художественной литературы);

  • художественная литература, читаемая помимо занятий (дома и в детском саду);

  • изобразительное искусство, музыка, театр;

  • занятия по другим разделам образовательной программы ДОУ.

Формы и приемы организации образовательного коррекционного процесса

Совместная образовательная деятельность учителя-логопеда с детьми.

Образовательная деятельность в семье.

Непосредственно образовательная логопедическая деятельность:

  1. Подгрупповая НОД

  1. Индивидуальная НОД

  1. Дидактические игры

  1. Настольно-печатные игры

  1. Компьютерные обучающие игры и программы

  1. Разучивание скороговорок, чистоговорок, стихотворений

  1. Речевые задания и упражнения

  1. Работа по нормализации звукопроизношения, обучению пересказу, составлению описательного рассказа

  1. Выполнение рекомендаций учителя-логопеда по исправлению нарушений в речевом развитии.

30


  1. Речевые игры

  1. Беседы

  1. Чтение книг, рассматривание иллюстраций

  1. Заучивание скороговорок, потешек, чистоговорок, стихотворений

  1. Игры-драмматизации

31



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный конструктор рабочей программы учителя-логопеда, учителя -дефектолога

Данный материал, был предоставлен слушателям курсов АППО для написания рабочей программы учителя-логопеда(дефектолога)...

Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) Автор-составитель: учитель-логопед Зайцева Е.В.

Представленная «Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) МБДОУ « Детски...

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда «Логопедический клуб для родителей «ЛОГОПЕДиЯ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучителя-логопеда«Логопедический клуб для родителей«ЛОГОПЕДиЯ»...

Рабочая программа учителя - логопеда для детей 6-7 лет группы компенсирующей направленности срок реализации программы 2019-2020 учебный год

Структура рабочей программы учителя-логопеда 1ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ31.1.Пояснительная записка          32.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ52.1. Образовательная дея...