Формирование навыков образования притяжательных прилагательных у детей с общим недоразвитием речи через использование дидактических игр и упражнений при работе над лексическими темами.
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)

Опыт работы по формированию у дошкольников навыков образования притяжательных прилагательных:  актуальность и научное обоснование, картотека игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл притяжательные прилагательные49.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное

                                                           образовательное учреждение

                                                                     МКДОУ детский сад «Родничок»

                                                              пгт Тужа Кировской области

                                                                        учитель-логопед Вершинина И. А.

Формирование навыков образования притяжательных прилагательных  у  детей с общим недоразвитием речи через использование  дидактических игр и упражнений при работе над лексическими темами.

Формирование процессов словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР)   является одной из важнейших и актуальных проблем в  коррекционной педагогике, так как словообразование играет важную роль в развитии лексики ребёнка. Словообразование рассматривают,  как особый вид речемыслительной деятельности, в состав которой входит ряд базовых операций: вычленение и опознание морфемы на слух из звучащего слова и интеграция словообразовательной частицы в состав нового слова (А. А. Леонтьев, С. Н. Цейтлин,  А. М. Шахнарович и др.). Все эти словообразовательные операции  играют важную роль в развитии спонтанной речи детей. Их несформированность приводит к неполноценной речевой коммуникации, ограничивает когнитивные возможности детей, их мыслительные операции: анализ, сравнение, синтез, обобщение. Отсутствие словотворчества и неумение пользоваться различными способами словообразования приводит к ограниченной возможности обогащения словаря, проблемам его формирования, неточному пониманию и дифференциации родственных слов. И, как результат, недостаточность словообразовательных процессов приводят к появлению значительных проблем при освоении орфографии родного языка в дальнейшем,  пагубно сказывается на грамотности составления и оформления письменных работ, ограничивает словарный запас и осложняет процесс коммуникации.  

Исследованиями закономерностей, последовательности и этапов развития словообразовательных возможностей в онтогенезе занимались (В.В. Виноградов, Г.О.  Винокур,  А.Н.  Гвоздев,  Е.С.  Кубрякова,  A.A.Леонтьев,  Е.И. Негневицкая, Ф А. Сохин, Т.Н. Ушакова, О.С. Ушакова, А.М.  Шахнарович, С.Н. Цейтлин, Д.Б. Эльконин, Н.М. Юрьева и др.). Анализируя состояние речи детей с ОНР, авторы констатируют недостаточность словообразовательных  навыков дошкольников  в неполноте использования разных частей речи, множественных заменах и смешениях слов, отсутствии в словаре ребёнка многих слов и т. д., в результате чего в речи употребляются преимущественно существительные и глаголы. Прилагательные в речи ребёнка появляются позднее, притяжательные прилагательные появляются первыми, но, несмотря на это, дети с недоразвитием речи испытывают трудности при словообразовании именно этих прилагательных.

В результате исследований словообразования притяжательных прилагательных  С.Н. Цейтлин  выявил, что дети с ОНР хуже образовывают притяжательные прилагательные, чем качественные  и  относительные,  хотя  принадлежность  осознается дошкольниками  раньше  других  значений.  Определяя причину  трудностей  прежде  всего,  тонкой  семантической противопоставленностью  словообразовательных  аффиксов  этих прилагательных, выражающих принадлежность либо к индивиду (суффикс  -ин-),  либо  к  классу  (суффикс -й-),  а  также  большим  количеством чередований  при  словообразовании.

Р.И. Лалаева  считает, что данные неологизмы свидетельствуют о том, что дети заимствуют из речи окружающих производные слова в целом и не создают их по правилам словообразования, а воспроизводят на основе общего  звукового  образа,  часто  в  искаженном  виде,  что  обусловлено недостаточностью фонематического восприятия и анализа.

При овладении словообразовательными навыками дети с ОНР испытывают трудности, характерные как для дошкольников с нормальным речевым развитием, так и специфические, которые, по мнению Н.И.Жинкина возникают вследствие того, что связь между знаком и значением реализуется не в полном объеме, а с утрированием сигнального значения морфемы.

         Таким  образом,  нарушение  процессов  словообразования  является стойким проявлением в структуре общего недоразвития речи. Недоразвитие процессов  словообразования  проявляется  в  стойких  и  специфических ошибках устной речи. Навык образования притяжательных прилагательных детьми  с  ОНР  осваивается  с  большими  трудностями  по  сравнению  с образованием качественных и относительных прилагательных.  Ошибки  в словообразовании, в частности и притяжательных прилагательных, мешают их дальнейшему речевому развитию, ведут к трудностям в освоении родного языка, нарушению устной речи, обеднению словарного запаса.  В  целом  процесс  словообразования  у детей  с  общим  недоразвитием речи задерживается  и  затягивается  во  времени.  Для развития словаря прилагательных требуется специальная коррекционная работа, в процессе которой улучшается речь дошкольников в целом. Они учатся выделять значимые части слова по подражанию. Пополняется пассивный и активный словарь ребёнка.

Преодоление несформированности навыков словообразования притяжательных прилагательных осуществляется при прохождении программы коррекции ОНР, в тесной взаимосвязи с развитием всех компонентов языковой системой, но особенно с обогащением словарного запаса и развитием грамматического строя.

Мною изучен и проанализирован  теоретический и практический опыт по развитию навыков словообразования притяжательных прилагательных, на основании этого считаю необходимым уделять больше внимания формированию навыков  словообразования  у  дошкольников  с  ОНР,  так  как  это  способствует расширению  и  обогащению  словарного  запаса,  формированию  умения строить  связные  слова  высказывания,  служит  подготовкой  к  обучению грамоте.

В связи с этим были поставлены следующие задачи коррекционно-логопедической работы по формированию навыка словообразования притяжательных прилагательных у дошкольников с ОНР:

1. Учить детей понимать смыслоразличительную функцию словообразовательных морфем.

2. Сформировать обобщенное представление о морфеме.

3. Упражнять детей с ОНР в умении соединять словообразовательные морфемы в рамках целого слова, в соответствии, как с семантическими так и с фонетическими правилами.

4. Закрепление полученных навыков словообразования притяжательных прилагательных в контекстной речи.

Направления и содержание работы по формированию  словообразовательных навыков притяжательных прилагательных у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста разрабатывались Н. С. Жуковой,  Р. И. Лалаевой, Т. В. Тумановой, Т. Б. Филичевой,  Г. В. Чиркиной и др. Они выделяют три этапа:

I этап. Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.

 II этап. Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.

 III этап. Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.

Содержание основных направлений

Содержание I этапа логопедической работы: Словообразование с использованием продуктивных суффиксов –ИН-, -ОВ- Речевой материал: - мамин, папин, бабушкин, дедушкин, тетин, дядин, кошкин, мышиный, лосиный, гусиный, лебединый, утиный, ежовый, слоновый.

 Содержание II этапа логопедической работы. Словообразование с использование суффикса –j- без изменения звуковой структуры корня производного слова. Речевой материал: коровий, лисий, бараний, козий, рысий.

 Содержание III этапа логопедической работы. Словообразование с помощью суффикса –j- и с чередование в корне. Речевой материал: - волчий, заячий, собачий, беличий, птичий, овечий, медвежий, телячий, поросячий.

Работа над словообразовательными суффиксами осуществлялась в следующей последовательности:

1. Сравнение слов с одинаковым словообразующим суффиксом по значению. При этом подбираются слова с одинаково звучащими словообразующими суффиксами одного значения.

 2. Выделение общего значения, вносимого суффиксом.

3. Выделение в предъявленной группе слов сходного звучания (общей морфемы).

4. Закрепление связи значения и звучания суффикса.

5. Анализ звукового состава выделенной морфемы.

6. Буквенное обозначение звукового состава выделенной морфемы

          7. Самостоятельное образование слов с данным аффиксом.
При работе над формированием словообразовательных умений притяжательных прилагательных использовались разнообразные методы и приемы. Это дидактические игры, образец речи педагога, указание, мотивировка учебного задания, подсказ, сопряжённая, отражённая речь, словесные упражнения, подсказывающие вопросы, загадки, сказки, сравнение, дидактические упражнения.

При формировании словообразовательных умений активно использовался такой приём, как образец речи педагога, когда особенно подчёркнуто произносились затрудняющие детей слова. Если ошибка была устойчива и ребёнок не «слышал правильной формы», использовала сопряжённую и отражённую речь.

Одним из ведущих методов, используемых при работе над формирование навыков словообразования притяжательных прилагательных, является дидактическая игра. Игра для ребёнка – это мощная сфера «самости»: самовыражения, самоопределения, самопроверки. Она оказывает огромное влияние на развитие речи, так как игровая ситуация требует от каждого, включённого в неё, определённой способности к коммуникации.

Дидактические игры способствуют выполнению важных методических задач: психологически готовят детей к речевому общению, обеспечивают многократное повторение ими речевого материала, тренируют детей в выборе нужного речевого материала, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи вообще.

Широко используются дидактические игры в работе при формировании словообразовательных процессов. Доступность, наглядность и заинтересованность делают дидактические игры важной частью в системе коррекционной работы, направленной на совершенствование словообразовательных навыков. Именно в них дети с ОНР успешнее и легче усваивают те или иные словообразовательные модели, формируют обобщающее значение морфемы, учатся сравнивать слова, находя общие и отличительные «частички».

Дидактические игры создают благоприятную обстановку для усвоения материала, дают возможность в игровой форме многократно упражнять ребёнка в повторении нужных словоформ. Использование дидактических игр делает речь ребенка более яркой, выразительной, насыщенной существительными, прилагательными, глаголами и т.д. Благодаря дидактическим играм, способствующим формированию словообразовательных процессов, существенно расширяется и обогащается словарный запас детей с ОНР, совершенствуются связная речь и фонематический слух, развивается умение подбирать родственные слова, что является необходимым условием при подготовке ребёнка к школе.

Коррекционно-логопедическая работа проводилась в форме подгрупповых занятий с использованием дидактических игр.

При подборе наглядного материала учитывались произносительные возможности ребёнка: умение произносить звуки раннего онтогенеза, состояние слоговой структуры слова.

Наглядный материал для формирования словообразования подбирался с учетом лексико-грамматической темы в соответствии с программой.

Воспитатели, родители и логопед обогащают, активизируют словарь по темам: Люди, Семья, Одежда, Посуда. Животные. Птицы. Рыбы. Насекомые. Звери.

Учитывая сложность образования притяжательных прилагательных  слова подбирались  для каждого этапа работы.

Весь наглядный материал  подбирался по принципу от простого к сложному. Не следует одновременно усложнять его задачами на формирование словообразования и восприятия.

Например, при знакомстве с темой детям вначале предлагалось назвать реалистические изображения предметов, чтобы уточнить их зрительный образ, установить связь со словом. Затем играли в игру типа лото, которая заключается в подборе к контурным или теневым реалистических изображений предметов.

При знакомстве с новым аффиксом дети  составляли картинки из частей.Им предлагается составить изображение из двух, трёх половинок и т. д. Затем дети должны назвать, какие это предметы.

Во время закрепления, пройденного использовался  более сложный перцептивный материал. Так, при закреплении умения образовывать притяжательные прилагательные с помощью суффикса -ин- (по теме «Птицы») детям предлагалось найти недостающие детали (отсутствие клюва, лапы и т.д.) и назвать, что именно не дорисовано: гусиный клюв, лебединый хвост, утиная лапа. Так же работали с рисунками, имеющими нелепые, лишние детали.

При закреплении грамматических форм  предлагалось детям найти перечеркнутые или имеющие зрительные помехи при изображении зверей, предметов.

Правильно подобранный наглядный материал обеспечивает высокую познавательную активность детей, позволяет контролировать усвоение знаний и навыков, экономит учебное время.

В ходе формирования словообразовательных процессов создавалась ситуация успеха в игровой деятельности. Это служило основой для развития интереса и желания  к созданию новых моделей слов.

Для преодоления низкого уровня сформированности словообразовательных моделей притяжательных прилагательных мной была разработана картотека дидактических игри упражнений для детей среднего и старшего дошкольного возраста, охватывающая все лексические темы по программе коррекции  ОНР. Приложение 1.

Таким образом, тема «Образование притяжательных прилагательных» сложна для детей, потому что используются разнообразные суффиксы, а в разговорной речи такие прилагательные употребляются ограниченно.

Как в норме, так и при патологии, развитие словообразования представляет собой сложный многообразный процесс. Дети не сразу и не вдруг овладевают лексико-грамматическим строем, слоговой структурой слов, словоизменением и т.д. Поэтому на различных стадиях развития детской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие еще частично. Отсюда такое разнообразие нарушений нормы детьми.

        У детей с общим недоразвитием речи бедны морфологические обобщения, представления о морфологическом составе слова. Без специального обучения не употребляют притяжательные прилагательные вовсе, либо совершают огромное количество ошибок.

Результативность использования предложенных методов.

В ходе диагностики речи детей в начале учебного года, как у детей в норме, так и у детей с ОНР было выявлено большое количество ошибок при образовании притяжательных прилагательных. Что и послужило более глубокому изучению данной проблемы, разработке картотеки игр и упражнений для каждой лексической темы. Еженедельно на коррекционных занятиях использовала дидактический материал (приложение 1).

Результаты исследования в конце учебного года показали высокую эффективность при обучении детей с нормой развития и хороший результат при работе с детьми ОНР. Считаю необходимым использовать  на коррекционных занятиях  предложенные игры и упражнения, с целью формирования навыков словообразования у детей, что приводит к успешному освоению родного языка.


Библиографический список:

  1. Лалаева,  Р. И.,  Серебрякова, Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя / Р. И. Лалаева.- СПб., 2001.-109 с.
  2. Формирование навыков словообразования притяжательных прилагательных [Электронный   ресурс]. -  Режим  доступа:  http://logoportal.ru,  свободный. – Загл.  с  экрана.
  3. Нищева, Н. В., Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет / Н. В. Нищева // издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. - СПб., 2014.-203 с.
  4. Дидактические игры для формирования навыков словообразования притяжательных прилагательных [Электронный   ресурс]. -  Режим  доступа:  https://nsportal.ru,  свободный. – Загл.
  5. Туманова, Т. В. Развитие словообразования у дошкольников и младших школьников с общим недоразвитием речи /Т. В. Туманова// Воспитание и обучение детей с нарушением развития. -2003. -№ 6.- с. 54 – 58.
  6. Туманова, Т. В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи /Т. В. Туманова// Дефектология. -2001.- №4. – с. 69 – 76.
  7. Формирование словообразовательных навыков притяжательных прилагательных посредством дидактических игр у старших дошкольников с ОНР [Электронный   ресурс]. -  Режим  доступа:  https://urok.1sept.ru/        свободный. – Загл.
  8. Особенности овладения прилагательными детьми с общим недоразвитием речи [Электронный   ресурс]. -  Режим  доступа:  https://infourok.ru, свободный. – Загл.

Картотека игр и упражнений на каждом этапе  формирования словообразовательных навыков притяжательных прилагательных у детей с ОНР дошкольного возраста

I этап. Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.

Цель: Научить детей навыкам словообразования с использованием продуктивных суффиксов  -ИН-, -ОВ-.

Упражнения и дидактические игры:        

№ п/п

Лексическая тема

Упражнения и дидактические игры

1        1

Осень

«Чей?» Дети рассматривают осенний лес, затем выбирают предложенные им листья с деревьев, обводят их, раскрашивают. И рассказывают у кого какой листочек: «Берёзовый листочек Светин». «Листочек с дуба Петин».

2

Овощи

«Чья корзина?» дети  рассматривают картину сбора урожая, а затем делают выводы: мама убирала морковь, корзина с морковью мамина; бабушка убирала свеклу, корзина со свеклой бабушкина; тётя убирала капусту, корзина с капустой тётина и т. д.  (у детей картинки членов семьи, которым они раздают корзины с овощами, в соответствии с сюжетом).

3

Фрукты

«Чья корзина?» дети  рассматривают картину сбора урожая, а затем делают выводы: мама собирала яблоки, корзина с яблоками мамина; бабушка собирала сливы, корзина со сливами бабушкина; тётя собирала ягоды, корзина с  ягодами  тётина и т. д.  (у детей картинки членов семьи, которым они раздают корзины с фруктами, в соответствии с сюжетом).

4

Овощи – Фрукты

Повторяем  игры темы 2 и 3.

5

Лес

«Чьё? Чей?» Детям предлагается выбрать и раскрасить (нарисовать) дерево, которое он видел в лесу (на картине «Лес»). Затем предлагается ответить: «Чьё это дерево?»  Дерево рисовал Петя, это Петино дерево.

Или «Как называется дерево? (дети дают название  дереву на картинке). «Чей листочек?» - кленовый листочек.

6

Игрушки

«Чья игрушка?» дети отгадывают загадки, отгадавший получает игрушку-отгадку. Затем детям показываем картинку с изображением игрушки и предлагаем ответить на вопрос «Чья игрушка (машинка, пирамидка) и т.д.?» Ответы детей: Мишина машинка. Петин трактор. Танина  кукла.

7

Одежда, обувь

«Кто хозяин?» Детям показываем предметные картинки по теме, принадлежащие членам семьи, они называют кому, по их мнению,  может принадлежать вещь: бабушкины тапочки, папина   рубашка, мамин фартук, Машина куртка, тётина  юбка, дедушкины ботинки и т. д.

8

Деревья

«Чьё? Чей?» Детям предлагается выбрать и раскрасить (нарисовать) дерево, которое он видел в лесу (на картине «Лес»). Затем предлагается ответить: «Чьё это дерево?»  Дерево рисовал Петя, это Петино дерево.

«Как называется дерево? (дети дают название  дереву на картинке). «Чей листочек?» - кленовый листочек.

9

Посуда

«Чья посуда?» Инструкция: каждый член семьи предпочитает есть и пить из посуды определённого цвета, посмотри на них и догадайся у кто, какой цвет любит (одеты в одежду полюбившегося цвета).  Рассмотри  картинки посуды и скажи,  чья она: это папина кружка, это бабушкино блюдце и т. д.  

10

Зима

«Чей? Чья? Чьи?»  Дети выполняют аппликацию снежных фигур, затем называют, чья фигура: Петин снеговик, Олин заяц, Верина Снегурочка.

«Чья одежда?»Пошли гулять всей семьёй, расскажи, чья одежда на вешалке и кто её наденет: «Это папина куртка. Её наденет папа» и т. д.

11

Зимние забавы

«Чья любимая забава?» После рассматривания сюжетной картины о зимних забавах, дети высказывают своё мнение о любимых забавах героев картины: Сашина любимая забава - катание с горы, любимая забава мальчиков – игра в хоккей, Костина любимая забава – лепить снеговика  и т. д.

12

Части тела

«Чьё? Чья? Чьи? Чей?»  игра проводится с использованием детских фотографий. Ребята вытягивают фотографии друг друга,   рассказывают и показывают: это Катина голова, это Катины глаза, это Катины уши и т. д.

13

Новогодний праздник

«Чей подарок?» дети рассматривают сюжетную картинку «Празднование Нового года» и называют подарки героев картины: заяц – Настин подарок, кукла – Олин подарок, самокат – Ванин подарок.  Или рассказывают о том, что сами хотели бы получить на Новый год, затем логопед задаёт вопрос  «Чьим  подарком будет робот?» Дети вспоминают и отвечают: «Робот –  Стёпин подарок».

«Чей костюм?»дети рассказывают о своих карнавальных костюмах, затем логопед показывает картинку с костюмом зайца (снежинки, пирата и т. д.) и задаёт вопросы «Чей костюм пирата (зайца, снежинки)?», дети отвечают «Димин костюм пирата» и т. д.

14

Домашние животные

«Чьё это?» (на данном этапе используем два прилагательных: кошкин, мышиный). Детям показываем   предметы (части тела), принадлежащие кошке и задаём соответствующие вопросы  «Чья миска (коврик, лоток, еда)?», ответы «Это кошкина миска» и т. д.   Аналогично работаем со словом   «мышиный».

15

Домашние животные и их детёныши

«Чьё это?» (на данном этапе используем два прилагательных: кошкин, мышиный). Детям показываем   предметы (части тела), принадлежащие кошке и задаём соответствующие вопросы  «Чья миска (коврик, лоток, еда)?», ответы «Это кошкина миска» и т. д.  «Чей детёныш?» - «Котёнок – кошкин детёныш».   Аналогично работаем со словом   «мышиный».

16

Дикие животные

«Чьё это?» (на данном этапе используем два прилагательных: ежовый,  лисиный). Детям показываем   части тела, принадлежащие ежу  и задаём соответствующие вопросы  «Чья мордочка (лапы, колючки, хвост)?», ответы «Это ежовая  мордочка» и т. д.   Аналогично работаем со словом   «лисиный».

17

Дикие животные и их детёныши

«Чьё это?» (на данном этапе используем два прилагательных: ежовый,  лисиный). Детям показываем   части тела, принадлежащие ежу  и задаём соответствующие вопросы  «Чья мордочка (лапы, колючки, хвост)?», ответы «Это ежовая  мордочка» и т. д.    «Чей детёныш?».     Аналогично работаем со словом   «лисиный».

18

Транспорт

«Чей транспорт?» дети отгадывают загадки, отгадавший получает картинку с отгадкой.  Затем детям показываем  изображение какого-либо транспорта и предлагаем ответить на вопрос «Чья машина (трактор, поезд) и т.д.?» Ответы детей: Мишина машина. Петин трактор. Танин  поезд.

«Чья машина?» предлагаем назвать,  кому в семье принадлежит тот или иной транспорт: папин форд, мамина машина, дядин мотоцикл, дедушкин трактор и т. д.

19

Весна

«Чья вещь?» Семья собралась на прогулку, расскажи где, чья вещь. Ответы детей: «Это папины брюки, папина куртка, папины ботинки, папина кепка» и т. д.

20

Наша семья

«Кто хозяин?» Детям показываем предметные картинки по теме, принадлежащие членам семьи, они называюткому, по их мнению,  может принадлежать предмет: бабушкины очки, папина газета, мамин фартук, Машина игрушка, тётина сумка, дедушкина трость и т. д.

21

Наш дом

«Кто хозяин?» Детям показываемпредметные картинки по теме, принадлежащие членам семьи, они называют кому, по их мнению,  может принадлежать это: бабушкина комната, папин гараж, мамина мастерская, Машина игровая, дедушкин кабинет и т. д.

22

Домашние птицы

«Чьё это?» (на данном этапе используем прилагательные: гусиное, утиное, петушиный, индюшиное, куриный). Детям показываем   части тела, принадлежащие  одной из выше названных птиц,  задаём соответствующие вопросы  «Чьи  крылья (голова, клюв, хвост)?», ответы «Это петушиный клюв» и т. д.    «Чей птенец?».     Аналогично работаем с другими словами.

23

Продукты питания

«Назови  любимый продукт» Детям показываем предметные картинки по теме, интересуемся их гастрономическими предпочтениями, ребята выбирают любимые продукты. Затем задаём вопросы «Чей любимый продукт: торт (яблоки, творог и т. д.)?» Дети отвечают: «Дашин любимый продукт – торт» и т. д.

24

Дикие птицы

«Чьё это?» (на данном этапе используем прилагательные: лебединый, утиный, гусиный, соловьиный). Детям показываем   части тела, принадлежащие  одной из выше названных птиц. Затем  задаём соответствующие вопросы  «Чьи  крылья (голова, клюв, хвост)?», ответы «Это лебединый клюв» и т. д.    «Чей птенец?».     Аналогично работаем с другими словами.

25

Насекомые

«Чьё это?» (используем прилагательные: комариный, пчелиный, шмелиный, жучиное, стрекозиный). Детям показываем   части тела, принадлежащие  одному из выше названных насекомых. Затем  задаём соответствующие вопросы  «Чьи  крылья (усики, голова, брюшко)?», ответы «Это пчелиные крылья» и т. д.     Аналогично работаем с другими словами.

«Чья тень?» соотнесение предметной картинки и её тени: «Комариная тень» и т. д.

26

Профессии

«Чья профессия?»  назвать профессии своих родителей, родственников «Мамина профессия – повар, папина профессия – пожарный, тётина профессия – врач, дядина профессия – водитель и т. д.»

27

Мебель

«Чья мебель?» дети отгадывают загадки по теме,  ответивший верно получает картинку с отгадкой.  Затем детям показываем  предметы мебели на сюжетной картине  и предлагаем ответить на вопрос «Чья кровать (стул, диван) и т.д.?» Ответы детей: Мишина кровать. Петин стул. Танин  диван. Или предлагаем сложить мебель из частей, и сказать,  чья она: «Мишина кровать. Петин стул».

«Чей стул?» на стульчиках приклеены предметные картинки, дети называют, чей стул с тем или иным изображением: «Стул со слоном Танин» и т. д.

«Кошкин дом» после прочтения одноимённой сказки, дети называют предметы мебели: «Кошкин диван»,  «Кошкин стол» и  т. д.

28

Умывальные принадлежности

«Чья? Чьё?»  Детям показываем предметные картинки по теме, принадлежащие членам семьи, они называют кому, по их мнению,  может принадлежать вещь: бабушкинополотенце, папина   щётка, мамина расчёска, Машина зубная паста,  тётина  мочалка, дедушкин шампунь  и т. д.

29

Лето

«Чья игрушка?» задание выполняется с опорой на сюжетную картину: «Совок Димина игрушка. Велосипед – Сашин. Коляска Светина игрушка» и т. д.

30

Школа

«Чей портфель?» после обсуждения темы дети помогают собрать портфель гостям занятия (Маше, Незнайке и т. д.), а затем рассказывают о его содержимом: «Это Машин пенал; это Машина тетрадь; это Машины карандаши…» или предлагаем по контуру узнать предметы школьных принадлежностей и назвать,  чьи они: «Это Машин пенал, а это Незнайкины карандаши».

II этап. Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.

Цель: Научить детей навыкам словообразования с использованием суффикса  -j-без изменения звуковой структуры корня производного слова.

Упражнения и дидактические игры:

№ п/п

Лексическая тема

Упражнения и дидактические игры

1

Осень

«Чей дом?» звери готовятся к зиме, расскажи,  чей дом. «У лисы нора. Нора – лисий дом. У медведя берлога.  Берлога – медвежий дом» и т. д.

2

Сад-огород

«Чья корзина?» дети  рассматривают картину сбора урожая, а затем делают выводы: мама убирала морковь, корзина с морковью мамина; бабушка убирала яблоки, корзина с яблоками бабушкина; тётя убирала капусту, корзина с капустой тётина и т. д.  (у детей картинки членов семьи, которым они раздают корзины с овощами, в соответствии с сюжетом).

3

Овощи

«Чей корм?» (на данном этапе используем прилагательные: коровий, бараний, козий, кроличий). Логопед: «Коза любит капусту. Значит капуста это чей корм?»  Ответ детей: «Это козий корм» и т. д.

4

Фрукты

«Чей корм?» (на данном этапе используем прилагательные: коровий, бараний, козий, кроличий). Логопед: «Коза любит яблоки. Значит  яблоки это чей корм?»  Ответ детей: «Это козий корм» и т. д.

5

Лес  

«Чей дом?»  «В норе живёт лиса. Нора это лисий дом» «Под кустом живёт заяц. Куст это заячий дом»

6

Игрушки  

«Чья игрушка?» дети рассматривают зашумлённые картинки. Затем выбирают предметную  картинку с изображением игрушки и  отвечают  на вопрос «Чья игрушка (машинка, пирамидка) и т.д.?» Ответы детей: Мишина машинка. Петин трактор. Танина  кукла.

7

Грибы  

«Чей гриб?» (на данном этапе используем прилагательные: лисий, кабаний,  ежовый,  заячий). «Подосиновик (боровик) кабаний гриб, потому что они их любят.

«Чья корзина?» «Корзина с опятами Петина. Лукошко с лисичками Танино. Ведро с подосиновиками папино» и т. д.

8

Одежда, обувь, головные уборы

«Чей мех?» Дети рассматривают изделия из меха и отвечают на вопросы.  «Шапка из меха лисы. Лисья шапка. Шуба из меха соболя. Соболиная шуба. Рукавицы  из меха медведя. Медвежьи рукавицы»

9

Мебель

«Чья? Чей?» Инструкция: сложи картинку из частей и скажи, кому принадлежит этот предмет мебели (с использованием сюжетной картины): это папин диван, это бабушкино кресло и т. д

10

Посуда

«Чья посуда?» Инструкция: сложи картинку из частей и скажи, кому принадлежит этот предмет посуды (с использованием сюжетной картины): это папина кружка, это бабушкино блюдце и т. д.  

11

Зима

«Чей след?» (на данном этапе используем прилагательные: лисий, кабаний, рысий, заячий). Логопед: «Здесь прошёл кабан. Значит это чей след?»  Ответ детей: «Это кабаний след» и т. д.

«Чья одежда?» Пошли гулять всей семьёй, расскажи, чья одежда на вешалке и кто её наденет: «Это папина куртка. Её наденет папа» и т. д.

12

Зимующие птицы

«Про что можно сказать…голубиный (вороний, воробьиный, утиный)?»  «Это голубиный клюв, голубиная голова, голубиные крылья, голубиные ноги…»

«Что забыл нарисовать художник?»

13

Части тела

«Чьё? Чья? Чьи? Чей?»  игра проводится с использованием семейных фотографий. Ребята рассматривают фотографии,   рассказывают и показывают: это Катина голова, это мамины глаза, это папины уши и т. д.

«Сложи фигуру» складывают из отдельных элементов фигуру (мужскую, женскую, ребёнка), сопровождая речью «Это папино лицо, это папины ноги»  и т. д.

14

Новогодний праздник

«Чей костюм?»  дети одевают кукол в  карнавальные костюмы, сопровождая речью: «Я надеваю на куклу заячий костюм, у костюма заячьи уши, заячий хвост, заячьи лапки, заячья мордочка, заячья шёрстка» и т. д.

15

Домашние животные

«Чей корм?» (на данном этапе используем прилагательные: коровий, бараний, козий). Логопед: «Корова любит силос. Значит силос это чей корм?»  Ответ детей: «Это коровий корм» и т. д. Можно использовать силуэты корма животных.

«Кто хозяин?»(на данном этапе используем прилагательные: коровий, бараний, козий). Логопед: «Чей рог (хвост, др. части тела)?» Ответ детей: «Это коровий рог» и т. д. Взрослый показывает картинку, а ребёнок, соотнося её с целым изображением, называет часть.

16

Дикие животные

«Чей след?» (на данном этапе используем прилагательные: лисий, кабаний, рысий, заячий). Логопед: «Здесь прошёл кабан. Значит это чей след?»  Ответ детей: «Это кабаний след» и т. д.

«Кто хозяин?»(на данном этапе используем прилагательные: лисий, кабаний, рысий, заячий). Логопед: «Чьиуши (хвост, др. части тела)?» Ответ детей: «Это рысьи уши» и т. д.Взрослый показывает картинку, а ребёнок, соотнося её с целым изображением, называет часть.

17

Дикие животные холодных и жарких стран

«Чья тень?» (на данном этапе используем прилагательные: львиный, верблюжий, обезьяний, тигриный, моржовый, тюлений).  Необходимо соотнести изображение животного и его тень.  Ответ детей: «Это  тюленья тень» и т. д.

«Кто хозяин?» Логопед: «Чья голова (хвост, др. части тела)?» Ответ детей: «Это львиная голова» и т. д. Взрослый показывает картинку, а ребёнок, соотнося её с целым изображением, называет часть.

«Что забыл нарисовать художник?» Посмотри и скажи, какую часть тела животного не дорисовал художник. Дорисуй, сопровождая речью. «Я рисую моржовые ласты» и т. д.

18

Продукты питания

«Накормим домашних питомцев».  Дети из частей складывают картинку и говорят, чьи это продукты питания: «Молоко любит  кошка, это кошкин продукт. Мясо любит собака, это собачий продукт».

19

Транспорт

«Чей транспорт?» дети отгадывают загадки, отгадавший получает картинку с отгадкой.  Затем детям показываем  изображение какого-либо транспорта и предлагаем ответить на вопрос «Чья машина (трактор, поезд) и т.д.?» Ответы детей: Мишина машина. Петин трактор. Танин  поезд.

«Чья машина?» предлагаем назвать,  кому в семье принадлежит тот или иной транспорт: папин форд, мамина машина, дядин мотоцикл, дедушкин трактор и т. д.

20

Профессии

«Чья профессия?»  назвать профессии своих родителей, родственников «Мамина профессия – повар, папина профессия – пожарный, тётина профессия – врач, дядина профессия – водитель и т. д.»

21

Весна

«Чья одежда?» Пошли гулять всей семьёй, расскажи, чья одежда на вешалке и кто её наденет: «Это папина куртка. Её наденет папа» и т. д.

«Что перепутал художник?»  Детёныши животных, необходимо исправить ошибку и помочь малышам найти своих родителей «Кабанёнок – кабаний детёныш; лосёнок – лосиный детёныш и т. д.»  

22

Семья

«Кто хозяин?» Детям показываем предметные картинки по теме, принадлежащие членам семьи, они называюткому, по их мнению,  может принадлежать предмет: бабушкины очки, папина газета, мамин фартук, Машина игрушка, тётина сумка, дедушкина трость и т. д.

«Что перепутал художник?»   «Сумка мамина, а не папина. Трость дедушкина, а не мамина»

23

Дом

«Кто хозяин?» Детям показываемпредметные картинки по теме, принадлежащие членам семьи, они называют кому, по их мнению,  может принадлежать это: бабушкина комната, папин гараж, мамина мастерская, Машина игровая, дедушкин кабинет и т. д.

24

Мой посёлок

«Чья улица, дом?» с использованием фото улиц и домов, в которых проживают воспитанники.   «Это Машина улица. Это Машин дом» и т. д.

25

Рыбы

«Чей плавник?»  Логопед: «У рыбы (кита, дельфина, акулы) плавник чей?»  Ответ детей «Рыбий (китовый, дельфиний,  акулий) плавник»

26

Перелетные птицы

«Про что можно сказать…журавлиный  (соловьиный, лебединый, ласточкин)?»  «Это журавлиный  клюв, журавлиная голова, журавлиные  крылья, журавлиные ноги…»

«Что забыл нарисовать художник?»

«Чудо птица» дети рассматривают необычную птицу, и называют, чьи части тела собраны у этой птицы.

27

Насекомые

«Про что можно сказать…комариный  (пчелиный, муравьиный, стрекозий)?»  «Это стрекозьи крылья, стрекозья голова,  стрекозьи  лапки…»

«Что забыл нарисовать художник?»

«Что перепутал художник?»

28

Умывальные принадлежности

«Чья? Чьё?»  Детям показываем предметные картинки по теме, они называют кому,  принадлежит вещь, часть которой видна из кармана (из-за спины и т. д.) каждого члена семьи: бабушкинополотенце, папина   щётка, мамина расчёска, Машина зубная паста,  тётина  мочалка, дедушкин шампунь  и т. д.

29

Лето

«Чья игрушка?» задание выполняется с опорой на сюжетную картину: «Совок Димина игрушка. Велосипед – Сашин. Коляска Светина игрушка» и т. д.

«Зашумлённые картинки» выбрать принадлежности  для летних развлечений  «Надувной матрас Олин. Качели Костины» и т. д.

30

Школа

«Чей портфель?» после обсуждения темы дети помогают собрать портфель гостям занятия (Маше, Незнайке и т. д.), а затем рассказывают о его содержимом: «Это Машин пенал; это Машина тетрадь; это Машины карандаши…» или предлагаем по контуру узнать предметы школьных принадлежностей и назвать,  чьи они: «Это Машин пенал, а это Незнайкины карандаши».

«Сложи картинку»«Это Машин пенал; это Машина тетрадь; это Машины карандаши…»

«Чья половинка?»  - «Это ручка от Диминого портфеля. Это колпачок от Таниной ручки. Это обложка от Сониной книги» и т. д.

        III этап. Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных  моделей.

Цель: Научить детей навыкам словообразования с использованием суффикса  -j-и с чередованием в корне.

Упражнения и дидактические игры:

№ п/п

Лексическая тема

Упражнения и дидактические игры

1

Осень

«Чей дом?» звери готовятся к зиме, расскажи,  чей дом (дети должны понять по части тела, которая видна из них). «Нора – лисий дом.   Берлога – медвежий дом. Логово – волчий дом» и т. д.

2

Сад-огород

«Чья корзина?» дети  рассматривают картину сбора урожая, а затем делают выводы: мама убирала морковь, корзина с морковью мамина; бабушка убирала яблоки, корзина с яблоками бабушкина; тётя убирала капусту, корзина с капустой тётина и т. д.  (у детей картинки членов семьи, которым они раздают корзины с овощами, в соответствии с сюжетом).

3

Овощи

«Чей корм?» Дети рассматривают картинки и по части корма, виднеющегося из рта животного, отвечают на вопрос:  «Капуста  козий корм. Морковь – кроличий корм. Ботва коровий корм» и т. д.

4

Фрукты

«Чей корм?»

«Чья корзина?»

5

Лес  

«Кто в домике живёт?»  расскажи,  чей дом (дети должны понять по части тела, которая видна из них). «Нора – лисий дом.   Берлога – медвежий дом. Логово – волчий дом» и т. д.

Складывают разрезную картинку (подбирают недостающую часть картинки) и называют, чей дом.

6

Игрушки  

«Чья игрушка?» дети рассматривают зашумлённые картинки. Затем выбирают предметную  картинку с изображением игрушки и  отвечают  на вопрос «Чья игрушка (машинка, пирамидка) и т.д.?» Ответы детей: Мишина машинка. Петин трактор. Танина  кукла.

«Чудо игрушка» - детям предлагается посмотреть на игрушку, догадаться части каких и чьих игрушек соединены в единое.

7

Грибы  

«Чей гриб?»  «Подосиновик (боровик) кабаний гриб, потому что они их любят.

«Чья корзина?» «Корзина с опятами Петина. Лукошко с лисичками Танино. Ведро с подосиновиками папино» и т. д.

8

Одежда, обувь, головные уборы

«Чей мех?» Дети рассматривают изделия из меха и отвечают на вопросы.  «Шапка из меха лисы. Лисья шапка. Шуба из меха соболя. Соболиная шуба. Рукавицы  из меха медведя. Медвежьи рукавицы»

9

Мебель

«Чья? Чей?» Инструкция: сложи картинку из частей и скажи, кому принадлежит этот предмет мебели (с использованием сюжетной картины): это папин диван, это бабушкино кресло и т. д

«Зашумлённые картинки» рассмотри и обведи разным цветом предметы мебели, назови, чьи они (с использованием  сюжетной картинки)

«Три медведя» назови, чья мебель: «У стола три стула: один большой — Михайло Иваныча; другой поменьше — Настасьи Петровны, а третий, маленький, с синенькой подушечкой — Мишуткин»

10

Посуда

«Чья посуда?» Инструкция: сложи картинку из частей и скажи, кому принадлежит этот предмет посуды (с использованием сюжетной картины): это папина кружка, это бабушкино блюдце и т. д.  

«Три медведя» назови, чья посуда: "Первая чашка, очень большая, была Михайло Иваныча. Вторая чашка, поменьше, была Настасьи Петровны; третья, синенькая чашечка, была Мишуткина. Подле каждой чашки лежала ложка: …)

11

Зима

«Чей след?» (на данном этапе используем прилагательные: лисий, кабаний, рысий, заячий). Логопед: «Здесь прошёл кабан. Значит это чей след?»  Ответ детей: «Это кабаний след» и т. д.

«Чья одежда?» Пошли гулять всей семьёй, расскажи, чья одежда на вешалке и кто её наденет: «Это папина куртка. Её наденет папа» и т. д.

12

Зимующие птицы

«Про что можно сказать…голубиный (вороний, воробьиный, утиный)?»  «Это голубиный клюв, голубиная голова, голубиные крылья, голубиные ноги…»

«Что забыл нарисовать художник?»

13

Части тела

«Чьё? Чья? Чьи? Чей?»  игра проводится с использованием семейных фотографий. Ребята рассматривают фотографии,   рассказывают и показывают: это Катина голова, это мамины глаза, это папины уши и т. д.

«Сложи фигуру» складывают из отдельных элементов фигуру (мужскую, женскую, ребёнка), сопровождая речью «Это папино лицо, это папины ноги»  и т. д.

14

Новогодний праздник

«Чей костюм?»  дети одевают кукол в  карнавальные костюмы, сопровождая речью: «Я надеваю на куклу заячий костюм, у костюма заячьи уши, заячий хвост, заячьи лапки, заячья мордочка, заячья шёрстка» и т. д. Складывают разрезную картинку (подбирают недостающую часть картинки) и называют, чей костюм.

15

Домашние животные

«Чей корм?»   Ответ детей: «Сено -  коровий корм» и т. д. Можно использовать силуэты корма животных(часть корма видна из …).

«Чей хвост (голова, уши, тело и т. д.?» Ответ детей: «Это коровий  хвост» и т. д. Взрослый показывает картинку, а ребёнок, соотнося её с целым изображением, называет часть.

«Чудо-животное» - рассматривают необычное животное, называют, чьи части тела собраны у него.

«Собери животное» - предлагается из частей собрать: морду, туловище, всего животного.

16

Дикие животные

«Чей след?», «Следопыты»детям предлагается внимательно посмотреть на следы и догадаться, кто их оставил, чьи они.

«Кто хозяин?», «Бюро находок»   «Чьи уши (хвост, др. части тела)?» Ответ детей: «Это рысьи уши» и т. д. Взрослый показывает картинку, а ребёнок, соотнося её с целым изображением, называет часть.

«Чудо-животное» - рассматривают необычное животное, называют, чьи части тела собраны у него.

«Собери животное» - предлагается из частей собрать: морду, туловище, всего животного.

17

Дикие животные холодных и жарких стран

«Кто хозяин?», «Бюро находок»   «Чьи уши (хвост, др. части тела)?» Взрослый показывает картинку, а ребёнок, соотнося её с целым изображением, называет часть.

«Чудо-животное» - рассматривают необычное животное, называют, чьи части тела собраны у него.

«Собери животное» - предлагается из частей собрать: морду, туловище, всего животного.

«Чья тень (контур)»

18

Продукты питания

«Накормим домашних питомцев».  Дети из частей складывают картинку и говорят, чьи это продукты питания: «Молоко любит  кошка, это кошкин продукт. Мясо любит собака, это собачий продукт».

19

Транспорт

«Чей транспорт?» дети отгадывают загадки, отгадавший получает картинку с отгадкой.  Затем детям показываем  изображение какого-либо транспорта и предлагаем ответить на вопрос «Чья машина (трактор, поезд) и т.д.?» Ответы детей: Мишина машина. Петин трактор. Танин  поезд.

«Чья машина?» предлагаем назвать,  кому в семье принадлежит тот или иной транспорт: папин форд, мамина машина, дядин мотоцикл, дедушкин трактор и т. д.

20

Профессии

«Чья профессия?»  назвать профессии своих родителей, родственников «Мамина профессия – повар, папина профессия – пожарный, тётина профессия – врач, дядина профессия – водитель и т. д.»

21

Весна

«Чья одежда?» Пошли гулять всей семьёй, расскажи, чья одежда на вешалке и кто её наденет: «Это папина куртка. Её наденет папа» и т. д.

«Что перепутал художник?»  Детёныши животных, необходимо исправить ошибку и помочь малышам найти своих родителей «Кабанёнок – кабаний детёныш; лосёнок – лосиный детёныш и т. д.»  

«Сложи картинку», найди маму детёнышу.

22

Семья

«Кто хозяин?» Детям показываем предметные картинки по теме, принадлежащие членам семьи, они называюткому, по их мнению,  может принадлежать предмет: бабушкины очки, папина газета, мамин фартук, Машина игрушка, тётина сумка, дедушкина трость и т. д.

«Что перепутал художник?»   «Сумка мамина, а не папина. Трость дедушкина, а не мамина»

23

Дом

«Кто хозяин?» Детям показываемпредметные картинки по теме (складывают из частей; узнают по контуру), принадлежащие членам семьи, они называют кому, по их мнению,  может принадлежать это: бабушкина комната, папин гараж, мамина мастерская, Машина игровая, дедушкин кабинет и т. д.

24

Мой посёлок

«Чья улица, дом?» с использованием фото улиц и домов, в которых проживают воспитанники.   «Это Машина улица. Это Машин дом» и т. д.

25

Хлеб

«Чей хлеб?», «Чаепитие» «Мамин пряник. Папин рогалик. Бабушкина хала. Петин кренделёк и  т. д.»

Закрепление образования прилагательных на основе сказок «Лисичкин хлеб», «Колосок».

26

Рыбы

«Чей плавник?»  Логопед: «У рыбы (кита, дельфина, акулы) плавник чей?»  Ответ детей «Рыбий (китовый, дельфиний,  акулий) плавник»

«Кто хозяин?»

«Чудо-рыба»

«Собери из частей»

27

Перелетные птицы

«Про что можно сказать…журавлиный  (соловьиный, лебединый, ласточкин)?»  «Это журавлиный  клюв, журавлиная голова, журавлиные  крылья, журавлиные ноги…»

«Что забыл нарисовать художник?»

«Чудо птица» дети рассматривают необычную птицу, и называют, чьи части тела собраны у этой птицы.

28

Насекомые

«Про что можно сказать…комариный  (пчелиный, муравьиный, стрекозий)?»  «Это стрекозьи крылья, стрекозья голова,  стрекозьи  лапки…»

«Что забыл нарисовать художник?»

«Что перепутал художник?»

«Чудо-насекомое»

«Собери из частей»

29

Моя улица

«Чья улица, дом?» с использованием фото улиц и домов, в которых проживают воспитанники.   «Это Машина улица. Это Машин дом» и т. д.

30

Лето

«Чья игрушка?» задание выполняется с опорой на сюжетную картину: «Совок Димина игрушка. Велосипед – Сашин. Коляска Светина игрушка» и т. д.

«Зашумлённые картинки» выбрать принадлежности  для летних развлечений  «Надувной матрас Олин. Качели Костины» и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы по теме: "Формирование фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры и игровые упражнения"

¨Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании системы работы по формированию фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи  через дидактические игры и игровые ...

Использование интерактивной доски в работе по формированию навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи

  Комплекс игр адресован для логопедов и воспитателей. Предназначен для проведения работы по развитию навыков словообразования, словоизменения и связной речи у детей с общим недоразвитием ...

Статья "Формирование основ безопасности у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры".

"Формирование основ безопасности у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры"....

«Формирование навыков общения у детей с общим недоразвитием речи"

В отечественной психологии общение рассматривается в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, ведущего вида деятельности человека, направленн...

Формирование навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Процесс словообразования у дошкольников с ОНР сформирован недостаточно. Применение специально разработанных методов развития словообразования у детей дает возможность углубить работу по коррекции рече...

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

При формировании навыков словообразования, главная задача заключается в уточнении значения наиболее продуктивных форм словообразования, дифференциации их по значению и звуковому оформлению, проводится...

ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Формирование навыков звукового анализа и синтеза у воспитанников 6-го года жизни с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) через дидактические игры и упражнения»

В статье раскрыта проблема формирования навыков звукового анализа и синтеза у детей с тяжелыми нарушениями речи, определены задачи, формы ми методы коррекционной работы, а также представлена система д...