«Особенности работы воспитателя с детьми по заданию учителя – логопеда в коррекционных группах»
материал по логопедии на тему
Семинар-практикум "Особенности работы воспитателя с детьми по заданию логопеда в коррекционных группах"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osob.raboty_vospit.po_zadaniyu_logopeda._seminar-praktikum.docx | 23.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида № 39 «Пчелка»
Семинар-практикум
«Особенности работы воспитателя
с детьми по заданию учителя – логопеда
в коррекционных группах»
Воспитатель: Нечаева О.Н.
г. Химки
Семинар-практикум «Особенности работы воспитателя с детьми по заданию учителя – логопеда в коррекционных группах»
Цель семинара: Повысить компетенцию педагогов по автоматизации звуков в речи детей в режимных моментах.
Ход семинара:
Специфика работы воспитателя в группах компенсирующего типа определяется, имеющимися у каждого такого дошкольника:
- речевыми недостатками;
- неполной сформированностью процессов, тесно связанных с речевой деятельностью (внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики);
- характерными особенностями самого ребенка
Коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логопедической группы:
- Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
- Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.
- Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.
- Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
- Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.
- Формирование связной речи.
- Закрепление формирующихся навыков звуко-слогового анализа и синтеза (закрепление навыков чтения и письма).
Основные направления коррекционной работы воспитателя:
Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой).
Выполняется в течение дня 3-5 раз.
Пальчиковая гимнастика.
Выполняется в комплексе с артикуляционной – 3-5 раз в день.
Коррегирующая мини-гимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы. Выполняется ежедневно после сна.
Вечерние индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда.
Работа проводится воспитателем по индивидуальным тетрадям детей, содержание занятий определено программой:
- проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук;
- повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов;
- упражнения в звуко-слоговом анализе и синтезе;
- повторение лексико-грамматических упражнений;
- упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.
Коррекционная работа вне занятий:
во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях. Особая значимость этой работы заключается в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей.
Работа воспитателя и учителя-логопеда при исправлении и формировании звукопроизношения различна по формам организации, приёмам, по продолжительности. Она требует различных знаний, умений, навыков.
Подготовительный этап
Учитель-логопед, в зависимости от характера нарушения звука у ребенка, вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали. Воспитатель по заданию логопеда в игровой форме закрепляет у детей движения и положения органов артикуляционного аппарата.
Этап появления звука
Учитель-логопед ставит звуки, вырабатывая артикуляцию нужного звука, при этом используются специальные приёмы и отработанные на предыдущем этапе движения органов артикуляционного аппарата. Воспитатель закрепляет произношение поставленного логопедом звука, фиксируя внимание ребёнка на его звучании и артикуляции, используя картинки — символы и звукоподражания.
Этап усвоения (автоматизации) звука (правильное произношение звука в речи)
Учитель-логопед автоматизирует звук в основных позициях, последовательно вводя его в речь: слог, слово, предложение, связную речь. Воспитатель по заданию логопеда подбирает соответствующий материал для автоматизируемого звука, осуществляет контроль звука в речи ребенка.
Условия, необходимые для формирования у дошкольников правильного звукопроизношения:
- Целесообразно использовать все анализаторы. Опора на кинестетические ощущения способствует осознанному звучанию речи;
- Отработка звуков, смешиваемых в речи детей, осуществляется поэтапно и распределена во времени;
- Закрепление поставленных звуков в процессе дифференциации всех близких звуков; материал по закреплению и автоматизации звуков подбирается таким образом, чтобы в нем отсутствовали дефектные и смешиваемые в речи ребёнка звуки; чтобы отобранный материал мог способствовать обогащению, уточнению словаря, выработке грамматически правильной связной речи.
Индивидуальная работа по заданию логопеда проводится воспитателем во второй половине дня, после дневного сна. Воспитатель занимается индивидуально с теми детьми, фамилии которых логопед записал в специальной тетради взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя. Такая тетрадь заполняется после индивидуальной работы учителя-логопеда с детьми. Кроме того, логопед передаёт в группу заполненные рабочие тетради тех детей, с которыми он занимался (для повторения дома).
Речевые игры с детьми лучше проводить в специально оборудованном логопедическом центре. Здесь устанавливается большое зеркало, в котором могут отразиться лица ребёнка и воспитателя одновременно. Кроме того, здесь же желательно иметь наглядный материал для закрепления произношения звуков [Р], [РЬ]. [Л], [ЛЬ], свистящих и шипящих звуков.
Играя с ребёнком, воспитатель обязан помнить, что проговаривание всего фонетического материала по тетради должно происходить с обязательным выделением закрепляемого звука голосом — произноситься утрированно. Воспитатель не должен пропустить ни одной фонетической или грамматической ошибки в речи ребёнка. Игра может быть продолжена лишь после того, как ребёнок всё скажет правильно. Весь речевой материал воспитатель проговаривает громко, чётко, медленно и добивается того же от малыша.
Нужно помнить воспитателям:
- о правилах и условиях проведения артикуляционной гимнастики
- о необходимости ежедневных занятий
- об индивидуальной работе с подгруппами детей, имеющими одинаковые дефекты
- об автоматизации уже поставленных звуков (проговаривание слогов, слов, фраз, заучивание стихотворений)
- о контроле произношения детьми уже поставленных звуков во время режимных моментов
Основное отличие: Учитель-логопед исправляет нарушения речи, а воспитатель под руководством учителя-логопеда активно участвует в коррекционной работе.
Воспитатель обязательно присутствует на всех фронтальных занятиях логопеда, организует дисциплину на занятиях, делает записи; отдельные элементы логопедического занятия он включает в свои занятия по развитию речи и в вечернюю работу. Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, создавая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых навыков.
Занятия воспитателя строятся с учетом очередной темы, и их задачи соотносятся с задачами логопедического занятия. Основную словарную работу проводит логопед, воспитатель же формирует у детей необходимый уровень знаний по словарной теме во время прогулок, на уроках рисования, лепки и конструирования. Эта работа одновременно является и основной для проведения речевых упражнений на логопедических занятиях и способствует совершенствованию имеющихся у детей речевых навыков.
Практическая часть семинара:
- Показать артикуляционную гимнастику по предложенной карточке
- Предлагается показать по одному упражнению пальчиковой гимнастики
- Педагоги получают карточки со скороговорками — первую скороговорку должны произнести быстро, вторую с определённой интонацией (удивлённо, сердито, радостно); Воспитатели по очереди называют скороговорки, кто больше.
Заключение
Речевое развитие является определяющим в уровне интеллекта и культуры человека. Правильная, грамотная речь – показывает, готовы ли дети к обучению в школе, смогут ли успешно освоить грамоту и чтение. Правильно спланированные занятия воспитателя и логопеда дает верное закрепление материала в разных видах деятельности детей.
Такое взаимодействие создает вокруг ребенка единую коррекционно-развивающую среду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Индивидуальная работа воспитателя с детьми по заданию учителя - логопеда"
Материал раскрывает особенности коррекционной направленности в работе воспитателя по осуществлению индивидуальной работы с детьми по развитию речи по заданию учителя - логопеда...
Индивидуальная работа с детьми по заданию учителя-логопеда
Коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логопедическойгруппы:1. Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.2. Закрепление произношения поставленных логопедом звуков...
«Особенности работы воспитателя с детьми по заданию учителя – логопеда в коррекционных группах»
Речевое развитие является определяющим в уровне интеллекта и культуры человека. Правильная, грамотная речь – показывает, готовы ли дети к обучению в школе, смогут ли успешно освоить грамоту и чтение.П...
" Индивидуальная работа с детьми. Выполнение заданий учителя-логопеда"
Консультация для воспитателей....
Индивидуальная работа с детьми по заданию учителя-логопеда.
Консультация для воспитателей...
Индивидуальная работа с детьми по заданию учителя-логопеда. Консультация для воспитателей
воспитатель внимательно следит за речью детей и исправляет их ошибки не только во время непосредственно образовательной деятельности, но ина протяжении всех режимных моментов и самостоятельной деятель...
Индивидуальная работа с детьми по заданию учителя - логопеда
Не секрет, что залогом успеха коррекционной работы является совместная работа учителя-логопеда и воспитателей. Одной из таких форм взаимодействия являются индивидуальные занятия воспитателя по заданию...