Технология логопедического обследования
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
Цель - определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированнности или нарушений в речевой сфере.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_logopedicheskogo_obsledovaniya.docx | 41.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология логопедического обследования
- Этапы логопедического обследования.
Предмет логопедического обследования – выявление особенностей формирования речи речевые нарушений у детей с различными отклонениями в развитии.
Объект логопедического обследования – речевые и тесно связанные с ними неречевые процессы.
Субъект обследования – человек (ребенок), страдающий нарушениями речи.
На современном этапе развития педагогики доказана субъект-субъектная основа отношений между педагогом и обучающимся. Поэтому целесообразно говорить о ребенке с нарушениями речи не как об объекте, а как о субъекте педагогического процесса.
Цель логопедического обследования – определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере. Из цели вытекают следующие задачи:
- Выявление особенностей речевого развития для последующего учета при планировании и проведении образовательного процесса;
- Выявление негативных тенденций в развитии для определения необходимости последующего углубленного изучения;
- Выявление изменений в речевой деятельности для определения эффективности педагогической деятельности.
Также выявляются задачи:
- выявление объема речевых навыков;
- сопоставление его с возрастными нормами, с уровнем психического развития;
- определение соотношения дефекта и компенсаторного фона речевой активности и других видов психической деятельности;
- анализ взаимодействия между процессом овладения звуковой стороной речи, развитием лексического запаса и грамматического строя;
- определение соотношения импрессивной и экспрессивной речи.
Г.В. Чиркиной и Т.Б. Филичевой (1991) выделены следующие этапы логопедического обследования детей дошкольного возраста:
1) ориентировочный этап, на котором проводится сбор анамнеза и установление контакта с ребенком;
2) дифференцировочный этап, включающий в себя обследование когнитивных и сенсорных процессов с целью отграничения первичной речевой патологии детей от сходных состояний, обусловленных нарушением слуха, зрения, интеллекта.
3) основной – обследование всех компонентов языковой системы (собственно логопедическое обследование);
4) заключительный (уточняющий этап), включает динамическое наблюдение за ребенком в условия специального обучения и воспитания.
Рассмотрим более подробно ориентировочный, дифференцировочный и основной этапы логопедического обследования.
Ориентировочный этап
Сбор анамнеза проводится путем беседы с родителями о пренатальном, нотальном и постнатальном развитии ребенка. Выясняются течение беременности, перенесенные заболевания матери, наследственные заболевания родителей, различные вредности во время беременности. Отмечается протекание родов, состояние ребенка в первые дни после ни, перенесенные заболевания, особенности раннего развития. Кроме беседы, можно предложить родителям анкету или опросник, которые они не спеша заполняют дома, вспомнив те или иные моменты в развитии ребенка. Г.В. Чиркина предлагает один из видов таки анкет и опросников.
Кроме ответов родителей, логопед обязательно изучает специальную документацию, в первую очередь – медицинскую. Здесь важна преемственность в работе разны специалистов: невропоталога, педиатра, оториноларинголога, хирурга, окулиста и других.
Беседа проводится с ребенком дошкольного возраста (3-7 лет), в ходе которой логопед устанавливает с ним контакт и составляет первичную картину речевого расстройства.
Дифференцировочный этап
Известно, что формирование речевой деятельности зависит от взаимовлияния многих факторов:
- Протекание когнитивных процессов.
- Сохранности речедвигательной сферы.
- Сохранности слухового и зрительного гнозиса.
- Для изучения когнитивных процессов применяются методики обследования мышления: доски Сегена (модифицированные варианты); сбор пирамидки, матрешки; «Четвертый лишний», лабиринты, загадки, «Нелепицы», сбор конструктора, элементарные математические задания и т.д.
- Обследование речедвигательной сферы включает:
- Обследование мимической мускулатуры.
- Обследование состояния моторики артикуляционного аппарата
- Обследование произвольной моторики пальцев рук
- Обследование развития общей моторики
ОБСЛЕДОВАНИЕ МИМИЧЕСКОЙ МУСКУЛАТУРЫ
Приемы | Содержание задания | Характер выполнения |
1.Исследования объема и качества движения мышц лба | а) намурить брови, б) поднять брови, в) наморщить лоб. | Правильно или нет, движения с синкенизиями (щурятся глаза, подергиваются щеки), движения не удаются. |
2. Исследования объема и качества движения мышц глаз | а) легко сомкнуть веки, б) плотно сомкнуть веки, в) закрыть правый глаз, затем левый, г) подмигнуть. | Выполнение правильное, движения не удаются, возникают синкенизии. |
3. Исследования объема и качества движения мышц щек | а) надуть левую щеку, б) надуть правую щеку, в) надуть обе щеки. | Правильно, изолированное надувание одной щеки не удается, сильно напрягается противоположно выпяченная щека. |
Исследования возможности произвольного формирования мимических поз | выразить мимикой лица: а) удивление, б) радость, в) испуг, г) грусть, д) сердитое лицо. | Правильно, движения не удаются, мимическая картина не четкая. |
Исследования символического праксиса | а) свист, б) поцелуй, в) улыбка, г) оскал, д) плекок, е) цоканье. | Выполнение правильное, объем движений ограничен, симметричность носогубных складок,, появление синкинезий, гиперкинезов, саливаций; движение не удается. |
ОБСЛЕДОВАНИЕ МОТОРИКИ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА
Приемы | Содержание задания | Характер выполнения |
Все задания должны выполняться при многократном повторении требуемого движения. 1.Иследование двигательной организации губ по словесной инструкции (после выполнения задания по показу) | а)сомкнуть губы, б) округлить губы (как при [О]) и удержать позу, в) вытянуть губы в трубочку как при произнесении [У] и удержать позу, г) сделать хоботок, д) растянуть губы в улыбке и удержать позу, с) поднять вверх губу так, чтобы были видны резцы, ж) опустить нижнюю губу так, чтобы были видны нижние резцы, з) одновременно поднять верхнюю губу и опустить на нижнюю, и) многократно произносить губные звуки. | Необходимо отметить: выполнение правильное или нет, диапазон движений невелик, наличие содружественных движений, чрезмерное напряжение мышц, истощаемость движений, наличие тремора, саливации, гиперкинезов, смыкание губ с одной стороны, движение не удается. |
2.Исследование двигательной организации челюсти | а)широко раскрыть рот (как при [А])и закрыть его, б) сделать движение нижней челюстью влево, в) сделать движение нижней челюстью вправо, г) движение нижней челюстью вперед. | Отметить: правильно или нет, движения челюсти недостаточно объемны, наличие синкинезий, тремора, саливации, движение не удается. |
3.Исследование двигательной организации языка. Сначала по показу, затем по словесным инструкциям. | а) положить язык на нижнюю губу и удержать под счет от 1 до 5, б)положить широкий язык на верхнюю губу и удержать под счет от 1 до 5, в) переводить кончик языка поочередно, из левого угла рта в правый, касаясь губ, г) высунуть лопаточкой, затем иголочкой, д) оттопырить правую, затем левую щеку языком, с) поднять кончик языка к верним зубам, удержать от 1 до 5 и опустить к нижним зубам, ж) закрыть глаза, вытянуть руки вперед, кончик языка положить на нижнюю губу, з) движения языком вперед-назад, вверх-вниз, вправо-влево. | Отметить: выполнение правильное или нет, движения языка имеют перестатический диапазон, в мышцх – содружественные движения, язык двигается неуклюже, всей массой, медленно, неточно. Имеются отклонения в сторону. Истощаемость движений, наличие тремора, гиперкинезов, саливации. Движения не удаются. |
4.Исследование двигательной организации мягкого неба | а) широко открыть рот и четко произнести [А] (в норме мягкое небо поднимается), б) провести шпателем, зондом или бумажкой, скрученной в трубочку, по мягкому небу (в норме – рвотный рефлекс), в) при высунутом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть. | Отметить: правильно или нет, объем движений ограничен, наличие содружественных движений, малая подвижность небной занавески, гиперкинезы, саливация, движения не удаются. |
5.Исследование продолжительности и силы выдоха. | А) сыграть на любом инструменте-игрушке, Б) поддуть пушинки, листок бумаги. | Сила и продолжительность выдоха. |
Вывод: движения выполняются в полном или неполном объеме, правильно. Выражен период включения в движение, истощаемость движений, движения – в замедленном темпе с появлением синкинезий, тремора, гиперкинезов. Удерживание позы не удается, движения не выполняются.
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК
Приемы | Инструкции | Задания | Характер выполнения |
1.Исследование статистической координации движений (удержание пальцев в разных положениях под счет) | Все предложенные задания – по показу, затем по словесной инструкции | а) распрямить ладонь со сближенными пальцами на правой руке и удержать в этом положении на счет от 1 до 15, б)аналогично – левой рукой, в) на обеих рука одновременно, г) распрямить ладонь, развести все пальцы в стороны и удержать так под счет от 1 до 15, д) выставить первый и пятый пальцы и удержать от 1 до 15, е) показать второй и третий пальцы на обеих руках одновременно (5-8 раз), ж) второй и пятый пальцы, з) положить вторые пальцы на третьи (5-8 раз), и) положить третьи пальцы на вторые (5-8 раз). | Отмечается плавность, точность, одновременность выполнения проб. Отмечается напряженность, скованность, нарушение темпа, переключения от одного к другому, гиперкинезы, невозможность удержать позу. |
2.исследование динамической координации движений. | все предложенные задания – по показу, затем по словесной инструкции | а) выполнить под счет: пальцы сжать в кулак, разжать (5-8 раз), б) держа ладони на поверхности стола, разъединять и соединять пальцы, в) сложить пальцы в кольцо, раскрыть ладонь, г) попеременно соединять все пальцы руки с большим пальцем правой, левой, обеих рук одновременно. |
ОБСЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ
Приемы | Содержание задания | Характер выполнения |
1.Исследование двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных проб. | а) логопед показывает 4 движения для рук и предлагает их повторить: руки вперед, вверх, в стороны, на пояс, б) повторить движения, за исключением одного, заранее обусловленного (запретного) движения. | Отметить качество, правильность, последовательность выполнения движений, особенности переключения с одного движения на другое. |
2.Исследование произвольного торможения движений. | Маршировать и останавливаться внезапно по сигналу. | Отметить плавность и точность движений обеих ног, соответствие двигательной реакции сигналу. |
3.Исследование статической координации движения | а) стоять с закрытыми глазами, стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой. руки вытянуты вперед. время выполнения – 5 сек. по 2 раза для каждой ноги. б) стоять с закрытыми глазами на правой, затем на левой ноге. Руки вытянуты. Время - 5 сек. | Отметить: свободно удерживает позы или с напряжением. Раскачивается из стороны в сторону, балансирует туловищем, руками, головой, сходит с места или делает рывок в стороны. Касается пола другой ногой, иногда падает, открывает глаза, отказывается выполнять. |
4.Исследование динамической координации движений | а) маршировать, чередуя шаг и хлопок ладонями, б) выполнять подряд 3-5 приседаний, не касаясь пятками пола. | а) отметить: выполняет верно, с какого раза, напрягается, чередование хлопка и шага не удается. б) отметить: выполняет правильно, с напряжением, раскачиваясь, балансируя, становится на всю стопу. |
5.Исследование пространственной организации по подражанию | а) повторить движения на ходьбу, в обратном направлении, через круг. Начать от центра круга направо, пройти круг, вернуться с центра влево. Пройти через центр из правого угла по диагонали и вернуться в правый угол кабинета по диагонали через центр и с противоположного угла. Повернуться на месте вокруг себя и подскоками передвигаться по кабинету, начиная движения справа. б) то же выполнить слева, в) то же, но по словесной инструкции. | Отметить ошибки пространственной координации: незнание сторон тела, неуверенность выполнения. |
6. Исследование произвольного темпа движений. | а) в течение длительного времени удерживать по сигналу логопеда. Выполнить движения мысленно, а по следующему сигналу показать, на каком движении испытуемый остановился (движения руки вперед, вверх, в стороны, на пояс, опустить), б) письменная проба: чертить на бумаге палочки в течение 15 сек. В произвольном темпе. В течение следующих 15 сек чертить как можно быстрее, в течение следующих 15 сек – в первоначальном темпе. | Отметить: темп нормальный, замедленный, ускоренный. |
7.Исследование ритмического чувства. | а) простучать за педагогом карандашом ритмический рисунок, б) Музыкальное эхо: логопед ударяет в определенном ритме по ударному инструменту, ребенок должен повторить. | Отметить ошибки, повторяет в ускоренном темпе или замедленном по сравнению с образцом. Нарушенное количество элементов в данном рисунке. |
3. Одним из важнейших факторов речевого развития является полноценное восприятие вербальных акустических сигналов, обеспечивающееся нормальным функционированием слухового анализатора.
Даже при незначительном снижении слуха сужается сенсорная база для восприятия акустических признаков неречевых и речевых звуков, страдает слуховой контроль устной речи, что обуславливает, особенно в детском возрасте, формирование и закрепление в памяти неправильных звуковых стереотипов. Это приводит к недоразвитию импрессивной и экспрессивной речи.
Минимальное снижение слуха сложно своевременно диагностировать, т.к. при этом ребенок в процессе коммуникации слышит речь окружающих в достаточной мере. Однако специалисты и родители обращают внимание на задержку темпов речевого развития, невнятность и нечеткость дикции, бедный словарный запас, аграмматизм.
В процессе обследования речи логопедом отмечаются специфические ошибки, типичные для детей с минимальным снижением слуха:
- Неустойчивые замены и смешения звуков, в том числе и не встречающиеся у детей с нормальным слухом (м-б, н-д, х-с, к-т);
- Раздельное произношение звуков, составляющих аффрикаты («тсыпленок»);
- Неадекватное смягчение согласных звуков и отсутствие мягкости в необходимых случаях;
- Оглушение звонких звуков и озвончение глухих независимо от позиции в слове;
- Нарушение слого-ритмического рисунка и звукового наполнения слов;
- Неверное выделение ударного слога в простых и знакомых словах;
- Затрудненное восприятие безударных частей слов, непонимание и неправильное употребление флексий.
Дети с различными речевыми нарушениями, как правило, наблюдаются психоневрологом и получают лечение. Аудиологические исследования слуха у большинства детей не проводятся, т.к. отсутствуют явные симптомы его снижения, и дети, не имеющие острой симптоматики (аденоиды, хронический ринит и т.д.) в течение длительного времени остаются без адекватной медицинской помощи.
Следовательно, в связи недостаточным объемом аудиологических мероприятий возрастает роль логопедов, владеющих методами ранней (ориентировочной) диагностики минимальных нарушений слуха у детей с недостатками речи.
ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ СЛУХОВОЙ ФУНКЦИИ
Направления работы | Методы работы | Содержание методов |
1.Выявление факторов риска. | 1.Метод анализа анамнестических данных; 2.Метод наблюдения за реакциями детей в различны коммуникативных ситуациях. | При нейросенсорном нарушении слуха: а)перенесенные инфекционные заболевания: менингит, корь, скарлатина, паротит, краснуха, коклюш, ветряная оспа, грипп; б)черепно-мозговые травмы; в)лечение ототоксическими антибиотиками: тентомицин, трептомицин. Канамицин, мономицин и др. При кондуктивном нарушении слуха: а) воспалительные процессы в наружном и/или среднем ухе: тубоотиты, евстахеиты, отиты, аденоидиты; б) обтурации слухового прохода инордными телами или серными пробками. Выявление специфических особенностей восприятия устной речи: а) мимика напряженного вслушивания; б)частое переспрашивание; в) зрительный контроль артикуляции говорящего; г) невыразительность и монотонность собственной речи; д) тихий голос, сменяющийся криком с ситуациях непринужденного общения со сверстниками. |
2.Непосредственное обследование слуха | 1.Метод обследования слуха речью. | Правое и левое ухо исследуются отдельно. Для достоверности проводится «заглушение» исследуемого уха: плотно закрыть слуховой проход влажным пальцем ребенка или ватным тампоном. Предъявляются хорошо знакомые слова сначала разговорной громкостью, затем – шепотной с расстояния в 6 м, которое постепенно сокращается до расстояния, при котором слова воспринимаются безошибочно. Для проверки используют слова, включенные в специально разработанные с Л.В. Нейманом и А.М. Ошеровичем детские таблицы. Обследование зависит от уровня владения ребенком речью: названные экспериментатором слова либо повторяют, либо показывают картинки. Анализ результатов заключается в определении расстояния, с которого ребенок слышит шепотную и разговорную речь и сравнение его с первоначальным – 6 м. |
2. Инструментальные методы: а) камертональный метод; б) метод скрининговой аудиометрии. | а) С помощью камертонов опредляется восприятие звуков по воздуху и по кости. Проводятся камертональгные пробы Вебера (W) и Ринне (R); б) Выявляется степень снижения слуа с помощью микроаудиометра-отоскопа (типа AudioScope 3). Можно осмотреть наружное уо и барабанную перепонку для установления возможных причин снижения слуа и определить восприятие ребенком тональных сигналов в частотном диапазоне от 500 до 4000 Гц при интенсивности звучания от 20 до 40 дБ. |
Таким образом, диагностика нарушений слуховой функции, проведенная логопедом, носит ориентировочный характер. Поэтому ребенку, у которого подозревается незначительное снижение слуха, рекомендуется тщательное обследование у сурдолога для окончательного заключения.
Основной этап – обследование всех компонентов языковой системы
(собственно логопедическое обследование)
ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
Обследование звукопроизношения имеет два взаимосвязанных аспекта (Г.В.Чиркина):
- Артикуляционный.
Предполагает выяснение особенностей образования ребенком звуков речи и функционирования произносительных органов в момент речи.
- Фонологический.
Предполагает выяснение различения ребенком системы речевых звуков (фонем) в различных фонетических условиях.
Обследование звукопроизношения
Обследование звуков речи проходит поэтапно.
- Обследование изолированного произношения.
- Обследование произношения звуков в слогах.
- Обследование произношения в словах.
- Обследование произношения звуков в предложениях
Проверяются следующие группы звуков:
- Гласные: А. О, У, Э, И, Ы;
- Свистящие, шипящие, аффрикаты: С, Сь, З, Зь, Ц, Ш, Ч, Щ;
- Сонорные: Р, Рь, Л. Ль, М. Мь, Н, Нь;
- Глухие и звонкие парные П-Б, Т-Д, К-Г, Ф-В – в твредом и мягком звучании: Пь-Бь, Ть-Дь, Кь-Гь, Фь-Вь;
- Мягкие звуки в сочетании с разными гласными, т.е.ПИ, ПЯ, ПЕ. ПЮ (также Дь, Мь, Ть, Сь).
Выявленные дефекты звуков группируют в соответствии с фонетической классфикацией.
В логопедической литературе принято различать четыре типа дефектов звукопроизношения:
- Отсутствие звука,
- Искажение звука,
- Замена звука,
- Смешение звука.
Обследование строения артикуляционного аппарата
- Губы: расщепление верхней губы, послеоперационные рубцы, укороченная верхняя губа.
- Зубы6 неправильный прикус и посадка зубов.
- Твердое небо: узкое куполообразное (готическое); расщепление твердого неба (субмукозная расщелина). Подслизистое расщепление неба (субмукозная расщелина) обычно трудно диагностируется, т.к. закрыто слизистой оболочкой. Нужно обратить внимание на заднюю часть твердого неба, которая при фонации гласного А втягивается и имеет форму равностороннего треугольника. Слизистый покров в этом месте истончен. В неясных случаях отоларинголог должен выяснить состояние неба путем тщательной пальпации.
- Мягкое небо: короткое мягкое небо, расщепление его, раздвоенный маленький язычок (uvula), отсутствие его.
Обследование дыхательной функции
1.Тип неречевого дыхания (ключичное, грудное, диафрагмальное, смешанное).
2. Характеристика речевого дыхания: по результатам произнесения фразы, состоящей из 3-4 слов (для детей 5 лет), 4-6 слов (для детей 6-7 лет).
3. Объем речевого дыхания (нормальный, недостаточный).
4.Частота речевого дыхания ( нормальное, учащенное, замедленное).
5. Продолжительность речевого дыхания (нормальное, укороченное)
Обследование голосовой функции
- Громкость голоса (нормальный, тихий, чрезмерно громкий)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Технология логопедического обследования детей дошкольного возраста»
Цель логопедического обследования: определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речево...
Технология логопедического обследования
Логопедический мониторинг проводится с помощью тестовой методики Т.А Фотековой, адаптированной для детей дошкольного возраста. Предложенный материал удобен в практическом применении для проведения диа...
«Технология логопедического обследования детей дошкольного возраста»
Цель логопедического обследования: определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него нарушений в речевой сфере....
«Технология логопедического обследования детей дошкольного возраста»
Цель логопедического обследования: определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него нарушений в речевой сфере. Задачи:...
«Технология логопедического обследования детей дошкольного возраста»
Цель логопедического обследования: определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него нарушений в речевой сфере....
Технология логопедического обследования дошкольников с ТНР.
Организация логопедического обследования дошкольников с ТНР, этапы....
«Технология логопедического обследования детей дошкольного возраста»
Цель логопедического обследования: определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него нарушений в речевой сфере. Задачи:...