Технология логопедического обследования
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) по теме
Логопедический мониторинг проводится с помощью тестовой методики Т.А Фотековой, адаптированной для детей дошкольного возраста. Предложенный материал удобен в практическом применении для проведения диагностики, уточнения структуры речевого дефекта, комплектования подгрупп, оценки эффективности коррекционного воздействия. В карте обследования представлены все разделы, позволяющие выявить уровень сформированности речевой деятельности дошкольников. Предлагаемая речевая карта позволит определить индивидуальный образовательный маршрут ребенка, определить «слабые звенья» в речевом развитии и, соответственно, своевременно организовать коррекционно-логопедическую работу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_karta_5-6l.doc | 69.5 КБ |
protokol_5-6let.doc | 61 КБ |
kriterii_5-6let.doc | 89 КБ |
rechevaya_karta_6-7l.doc | 55 КБ |
kriterii_6-7let.doc | 88 КБ |
protokol_6-7let.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВАЯ КАРТА
Фамилия, имя ребенка_________________________________________________
Анкетные данные.
Дата рождения, возраст____________________________________________________________
Домашний адрес__________________________________________________________________
Дата поступления в группу_________________________________________________________
Сведения о родителях _____________________________________________________________
мать____________________________________________________________________________
отец_________________________________________________________________
Анамнез.
Наличие речевых, нервно-психических заболеваний у родителей_________________________
________________________________________________________________________________
Характер протекания беременности__________________________________________________
________________________________________________________________________________
Роды____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Перенесенные заболевания_________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Раннее речевое развитие___________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Состояние артикуляционного аппарата.
Прикус_____________________________Язык________________________________________
Небо_______________________________Губы________________________________________
Зубы_______________________________Подъязычная связка___________________________
Общее звучание речи.
Голос___________________________________________________________________________
Дыхание_________________________________________________________________________
Темп____________________________________________________________________________
Дикция__________________________________________________________________________
Общее развитие ребенка.
Зрительное восприятие.
Восприятие цвета (умение соотносить цвета, показ цветов):
основные________________________________________________________________________
оттеночные______________________________________________________________________
Восприятие формы________________________________________________________________
Зрительно-пространственный гнозис и праксис.
Ориентировка в пространстве______________________________________________________
________________________________________________________________________________
Ориентировка в схеме тела_________________________________________________________
Складывание картинок из частей____________________________________________________
Счет:
прямой__________________________________________________________________________
обратный________________________________________________________________________
счётные операции_________________________________________________________________
1
Сенсомоторный уровень речи
1.Артикуляционная моторика:
губы в улыбке______________________ ______________________ _____________________
губы «трубочкой»___________________ ______________________ _____________________
язык «лопаткой»____________________ ______________________ _____________________
язык «иголочкой»___________________ ______________________ _____________________
язык «чашечкой»____________________ ______________________ _____________________
щелканье языком____________________ ______________________ _____________________
«вкусное варенье»___________________ ______________________ _____________________
«качели»___________________________ ______________________ _____________________
«часики»___________________________ ______________________ _____________________
«змейка»___________________________ ______________________ _____________________
чередование «улыбка»-«трубочка»___________________________________________________
чередование «лопатка»-«иголка»____________________________________________________
2.Произношение звуков:
свистящие_________________________ ______________________ ______________________
шипящие__________________________ ______________________ ______________________
соноры____________________________ ______________________ ______________________
другие звуки_______________________ ______________________ ______________________
3.Фонематическое восприятие:
па-ба_____________________________ ______________________ ______________________
ба-на_____________________________ ______________________ ______________________
та-да_____________________________ ______________________ ______________________
ка-га_____________________________ _______________________ ______________________
ма-мя____________________________ _______________________ ______________________
ба-па-ба__________________________ _______________________ ______________________
та-да-та__________________________ _______________________ ______________________
га-ка-га___________________________ _______________________ ______________________
са-за-са___________________________ _______________________ ______________________
жа-ша-жа_________________________ _______________________ ______________________
та-тя-та___________________________ _______________________ ______________________
ша-са-ша__________________________ _______________________ ______________________
4.Звуко-слоговая структура слова:
самолет___________________________________________________________________________
градусник_________________________________________________________________________ клубника__________________________________________________________________________
памятник__________________________________________________________________________
пингвин___________________________________________________________________________
пуговица__________________________________________________________________________
сковорода_________________________________________________________________________
библиотекарь______________________________________________________________________
милиционер_______________________________________________________________________
Мальчики слепили снеговика ________________________________________________________ __________________________________________________________________________________
Водопроводчик чинит водопровод____________________________________________________ __________________________________________________________________________________
Саше понравился пластмассовый кораблик_____________________________________________ __________________________________________________________________________________
2
Словарь
Предметный словарь.
- Назвать одним словом (уровень обобщения):
мяч, пирамидка, кукла______________________ _____________________ ___________________
свитер, платье, шорты ______________________ _____________________ ___________________
ложка, тарелка, стакан______________________ _____________________ ___________________
помидор, морковь, лук______________________ _____________________ ___________________
яблоко, груша, лимон ______________________ _____________________ ___________________
кошка, собака, корова ______________________ _____________________ ___________________
еж, волк, медведь __________________________ _____________________ ___________________
шкаф, стол, кресло _________________________ _____________________ ___________________
сапоги, туфли, тапочки _____________________ _____________________ ___________________
голубь, утка, воробей ______________________ _____________________ ___________________
автобус, самолет, поезд _____________________ _____________________ ___________________
хлеб, молоко, сосиски_______________________ _____________________ ___________________
2.Назвать части предметов:
чайник кукла машина
дно_______________________ ресницы___________________ кузов _______________________
носик_____________________ брови_____________________ кабина ______________________
крышка___________________ локоть ____________________ мотор _______________________
ручка_____________________ плечо______________________ фары _______________________
стенки____________________ колено_____________________ колеса ______________________
3.Назвать детенышей животных:
собака ____________________овца______________________ лошадь _______________________
волк______________________ белка_____________________ гусь __________________________
корова____________________ курица____________________ еж ___________________________
утка______________________ свинья ____________________коза __________________________
кошка_____________________медведь___________________ лиса __________________________
4.Объяснить значение слов:
мяч_______________________ пылесос__________________ холодильник__________________
__________________________ _________________________ _____________________________
__________________________ _________________________ _____________________________
__________________________ _________________________ _____________________________
__________________________ _________________________ _____________________________
__________________________ _________________________ _____________________________
Словарь признаков.
1.Подобрать прилагательные к существительному:
лимон (какой?)_________ лиса (какая?)__________ платье (какое?)____________
______________________ _____________________ _________________________
______________________ _____________________ _________________________
______________________ _____________________ _________________________
______________________ _____________________ _________________________
2.Подобрать антонимы:
хороший_______________ сухой_________________ прямой___________________
высокий_______________ длинный_______________ чистый___________________
легкий_________________старый________________ холодный_________________
добрый________________ веселый_______________ твердый __________________
слабый________________ светлый_______________ больной __________________ 3
3.Подобрать наречия (закончить предложения).
Капризная девочка ведет себя (как?)________________________________________
Приветливый человек говорит (как?)_______________________________________
Неуклюжий медвежонок ходит (как?)_______________________________________
Кривая береза стоит (как?)________________________________________________
Хитрая лисичка смотрит (как?)____________________________________________
Смешной котенок играет _________________________________________________
Злой волк глядит ________________________________________________________
Интересную книгу читать_________________________________________________
Спокойная черепаха ползет _______________________________________________
Сильный дождь льет_____________________________________________________
Легкий ветерок дует _____________________________________________________
4.Подобрать качественные прилагательные (закончить предложения).
Волка за жадность называют (жадным)_____________________________________
Лису за хитрость ________________________________________________________
Зайца за трусость________________________________________________________
Медведя за силу_________________________________________________________
Льва за смелость ________________________________________________________
Белку за ловкость _______________________________________________________
Сову за мудрость________________________________________________________
Осла за глупость ________________________________________________________
Если днем жарко, то день_________________________________________________
Мороз_________________________________________________________________
Дождь_________________________________________________________________
Снег___________________________________________________________________
Ветер__________________________________________________________________
Солнце ________________________________________________________________
Глагольный словарь.
1.Кто как голос подает?
Кошка_______________ лошадь__________________ корова___________________
собака_______________ овца____________________ курица___________________
петух________________ свинья__________________ воробей__________________
утка_________________ мышь___________________ лягушка__________________
жук_________________ ворона__________________ кукушка__________________
2. Кто что делает?(Подобрать действие с использованием названий профессий)
Учитель______________ шофер__________________почтальон________________
врач_________________ строитель_______________ парикмахер_______________
продавец_____________ пожарник_______________ писатель _________________
повар________________ швея___________________ дрессировщик_____________
воспитатель__________ певец___________________танцор ___________________
3.Подобрать действие (назвать по картинкам):
книгу________________ ножницами_______________ половником______________
утюгом ______________ в кастрюле_______________ вилкой __________________
карандашом __________ лейкой __________________ пилой ___________________
лопатой______________ на скрипке _______________топором _________________
мылом_______________ молотком________________ на сковороде _____________
4.Что может делать?. (Подобрать действие к предметам):
мальчик (что делает?) кошка (что делает?) солнце (что делает?)
____________________ ________________________ ________________________
____________________ ________________________ ________________________
____________________ ________________________ ________________________
____________________ ________________________ ________________________ 4
Грамматический строй речи
1.Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (образовать по аналогии).
Стол___________________ дом___________________ окно ____________________
Лев____________________ мяч___________________ воробей _________________
Ухо____________________ утенок_________________ лев _____________________
Кольцо_________________ ковер__________________ пень ____________________
Река___________________ дерево _________________ ведро ___________________
2.Согласование существительных с числительными:
дом____________________ шар___________________ ключ____________________
_______________________ ______________________ ________________________
кукла__________________ книга__________________ муха____________________
_______________________ ______________________ ________________________
3.Согласование прилагательных с существительными в роде и числе
(назвать цвет предметов):
мяч____________________ апельсин________________ кресло_________________
ведро__________________ блюдце _________________ лента __________________
платье _________________ бабочка ________________ флажок_________________
машина ________________ сапоги _________________ крыльцо ________________
ботинок ________________ кресло_________________ варежки ________________
4.Употребление предложно-падежных конструкции (с предлогами):
в______________________ _______________________ ______________________
на_____________________ _______________________ ______________________
под____________________ _______________________ ______________________
за_____________________ _______________________ ______________________
перед__________________ _______________________ ______________________
Связная речь
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5
Словообразование
1.Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
-Как назвать маленький предмет?
Стол_________________ шкаф__________________ воробей___________________
мяч__________________ гнездо_________________ ведро_____________________
дом__________________ гриб___________________ хлеб______________________
кукла________________ лиса___________________ мост______________________
ложка________________ топор__________________ ковер_____________________
2.Образование приставочных глаголов.
Ответить на вопрос «Что делает мальчик?» по картинкам.
Ходит льет бежит
отходит_______________ налил__________________ убегает___________________
выходит_______________ полил__________________ выбегает _________________
подходит______________ вылил_________________ вбегает___________________
переходит_____________ перелил________________ перебегает________________
обходит_______________ разлил_________________ подбегает_________________
3.Образование относительных прилагательных.
Стол из дерева__________ шелк__________________ снег______________________
сумка из кожи__________ железо_________________ свекла ___________________
стекло_________________ мясо__________________ песок ____________________
вишня_________________ гречка_________________ дуб ______________________
яблоко_________________ резина_________________ береза____________________
4. Образование притяжательных прилагательных.
Очки бабушки (чьи?)_____ сумка тётя______________ хвост волка _____________
туфли мамы____________ газета папы_____________ шляпа дедушки __________
усы кошки ____________ нора лисы______________ лапа зайца _______________
берлога медведя_________ шерсть волка___________ хвост белки ______________
книга Вовы_____________ пальто дяди ____________ перо утки________________
Заключение логопеда:
Начало года: ___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Конец года: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Логопед:
6
Предварительный просмотр:
Протокол диагностического обследования устной речи
№ | Фамилия, имя | Сенсомоторн. уровень речи | Словарь | Словообразование | Грамматически строй | Связ ная речь | Общий уровень речевого развития | |||||||||||||||||||||
предметный | признаков | глагольный | ||||||||||||||||||||||||||
Арт.моторика | Произношение звуков | Фонем. восприятие | Слоговая структура | Уровень обобщения | Название частей предм. | Детеныши животных | Объясн значения слов | Подбор прилагательных | Подбор антонимов | Подбор наречий | Подбор качествен. прилаг | Кто как голос подает | Подбор действий-профес | Подбор действий по карт | Подбор действий-к предм | Уменьшительная форма | Приставочные глаголы | Относительные прилагат. | Притяжательные прилаг. | Именит. падеж мн число | Согл сущ числительными | Согл прил существительн | Предл-падеж конструкц. | По серии картинок | Пересказ текста | |||
1 | ||||||||||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||||||||||||||
9 | ||||||||||||||||||||||||||||
10 | ||||||||||||||||||||||||||||
11 | ||||||||||||||||||||||||||||
12 | ||||||||||||||||||||||||||||
13 | ||||||||||||||||||||||||||||
14 |
Предварительный просмотр:
Балльная система оценки речевого развития дошкольников с ОНР 5-6 лет
Сенсомоторный уровень речи
1.Произношение звуков.
Произносит все звуки группы в любых речевых ситуациях—3б.
Один или несколько звуков изолированно произносятся, но недостаточно автоматизированы—2б.
Не произносит один звук группы—1б.
Не произносит все или несколько звуков группы—0б.
В—12б
С—8-11б
Н—0-7б
2.Артикуляционная моторика.
Правильное выполнение движения—1б.
Выполнение с ошибками, замедленное, напряженное, неполный объем—0,5б.
Невыполнение движения—0б.
В—11-12б
С—7,5-10,5б
Н—0-7б
3.Фонематическое восприятие.
Точное воспроизведение рядов слогов и слов—1б.
Неточное воспроизведение с перестановкой слогов, пропусками—0,5б.
Полная невозможность воспроизведения пробы—0б.
В—11-12б
С—7,5-10,5б
Н—0-7б
4.Звуко-слоговая структура слова
Правильное воспроизведение в темпе предъявления—1б.
Замедленное послоговое воспроизведение—0,5б.
Искажение звуко-слоговой структуры слова—0.
В—11-12б
С—7,5-10,5б
Н—0-7б
Итоговый балл. Высокий уровень — 46,5-48б.
Выше среднего –– 43,5-46б.
Средний уровень — 31,5-43б.
Пограничный – 27,5-31б.
Низкий уровень — 0-27б.
Предметный словарь.
1.Уровень обобщения.
Правильный ответ—1б.
Правильный ответ после стимулирующей помощи—0,5б.
Неверно подобранное слово—0б.
В—4,5-5б.
С—2,5-4б.
Н—0 -2б.
2.Название части предметов
Правильный ответ—1б.
Правильный ответ после стимулирующей помощи—0,5б.
Неверно подобранное слово—0б.
В—4,5-5б.
С—2,5-4б.
Н—0 -2б.
3.Название детенышей животных.
Правильный ответ—1б.
Правильный ответ после стимулирующей помощи—0,5б.
Неверно подобранное слово—0б.
В—4,5-5б.
С—2,5-4б.
Н—0 -2б.
4.Объяснение значения слова.
Дает точное, развернутое определение –5б.
Определяет значение слова по характерной функции, с помощью родового понятия—4б.
Называет отдельные признаки, действия—2,5б.
Не может дать определение, объясняет на примерах—1б.
В—4-5б.
С—2,5б.
Н—0-1б.
Итоговый балл. В—16,5-20б.
С—9 - 16б.
Н—0 - 8,5б.
Словарь признаков.
Правильный ответ—1б.
Правильный ответ после стимулирующей помощи—0,5б.
Неверно подобранное слово—0б.
1.Подбор признаков.
В—3,5-5б.
С—2,5-3б.
Н—0 -2б.
2.Подбор антонимов.
В—4,5-5б.
С—2,5-4б.
Н—0 -2б.
3.Подбор наречий.
В—4,5-5б.
С—2,5-4б.
Н—0 -2б.
4.Подбор качественных прилагательных.
В—4,5-5б.
С—2,5-4б.
Н—0 -2б.
Итоговый балл. В—16,5-20б.
С—9,5-16б.
Н—0 - 9б.
Глагольный словарь.
Правильный ответ—1б.
Правильный ответ после стимулирующей помощи—0,5б.
Неверно подобранное слово—0б.
1.Кто как голос подает.
В—4,5-5б.
С—2,5-4б.
Н—0-2б.
2.Подбор действий (с использованием назв. профессий).
В—4,5-5б.
С—2,5-4б.
Н—0-2б.
3. Подбор действий (назвать по картинкам).
В—4,5-5б.
С—2,5-4б.
Н—0-2б.
4.Подбор действий (подобрать к предмету).
В—4,5-5б.
С—2,5-4б.
Н—0-2б.
Итоговый балл. В—17,5-20б.
С—9,5-17б.
Н—0 -9б.
Словарь. Итоговый балл.
Высокий уровень — 53,5-60б.
Выше среднего –– 48-53б.
Средний уровень — 29,5-47,5б.
Пограничный – 25,5-29б.
Низкий уровень — 0-25б.
Словообразование
Правильный ответ—1б.
Правильный ответ после стимулирующей помощи—0,5б.
Неверно образованная форма—0б.
В—4,5-5б.
С—2,5-4б.
Н—0-2б.
Итоговый балл. Высокий уровень —18,5-20б.
Выше среднего –– 16,5-18б.
Средний уровень —11,5-16б.
Пограничный ––8,5-11б.
Низкий уровень — 0-8б.
Грамматический строй речи
1.Употребление существительных множественного числа именительного падежа.
Правильный ответ—1б.
Правильный ответ после стимулирующей помощи—0,5б.
Форма образована неверно—0б.
В—4,5-5б.
С—2,5-4б.
Н—0-2б.
2.Согласование существительных с числительными.
Правильный ответ—2,5б.
Правильный ответ после стимулирующей помощи—2б.
Правильно употребляет словосочетание числительного два с существительным—1,5б.
Неверно употребляет словосочетания числительных два и пять с существительными.—0б.
В—5б.
С—3,5-4,5б.
Н—0-3б.
3.Согласование существительных с прилагательными в роде, числе.
Правильно согласовывает существительные и прилагательные--1б.
Правильный ответ после стимулирующей помощи—0,5б.
Неверный ответ со второй попытки—0б.
В – 5б.
С – 2,5 – 4,5б.
Н – 0 – 2б.
4Употребление предлогов.
Правильный ответ—1б.
Правильный ответ после стимулирующей помощи—0,5б.
Неэффективное использование помощи—0б.
В—4,5-5б.
С—2,5-4б.
Н—0-2б.
Итоговый балл. Высокий уровень —19-20б.
Выше среднего –– 17,5-18,5б.
Средний уровень —12-17б.
Пограничный –– 8,5-11,5б.
Низкий уровень — 0-8б.
Связная речь
Составление рассказа по серии сюжетных картинок
Критерий смысловой целостности.
Рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности—5б.
Допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев—2,5б.
Выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, или рассказ не завершен-1б.
Отсутствует описание ситуации--0б.
Критерий лексико-грамматического оформления высказывания.
Рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств—5б.
Рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность грамматического оформления, неточное словоупотребление—2,5б.
Встречаются аграмматизмы, неадекватное использование лексических средств—1б.
Рассказ не оформлен—0б.
Критерий самостоятельности выполнения задания.
Самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ—5б.
Картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно—2,5б.
Раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам--1б.
Невыполнение задания даже при наличии помощи—0б.
В—13-15б.
С—6-12,5б.
Н—0-5,5б.
Пересказ текста.
Критерий смысловой целостности.
Воспроизведены все основные смысловые звенья—5б.
Смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями—2,5б.
Пересказ неполный, имеются значительные сокращения или искажения смысла—1б.
Невыполнение—0б.
Критерий лексико-грамматического оформления.
Пересказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм—5б.
Пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказывания, поиск слов, близкие словесные замены—2,5б.
Отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов—1б.
Пересказ не доступен—0б.
Критерий самостоятельности выполнения.
Самостоятельный пересказ после первого предъявления—5б.
Пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения—2,5б.
Пересказ по вопросам—1б.
Пересказ даже по вопросам не доступен—0б.
В—13-15б.
С—6-12,5б.
Н—0-5,5б.
Итоговый балл. Высокий уровень — 26-30б.
Выше среднего –– 23,5-25,5б.
Средний уровень — 12,5-23б.
Пограничный –– 9,5 -12б.
Низкий уровень — 0-8б.
Индивидуальная диагностическая карта
речевого развития ребенка
Фамилия, имя | Н | С | К |
Сенсомоторный уровень речи | |||
Артикуляционная моторика | |||
Произношение звуков | |||
Фонематическое восприятие | |||
Звуко-слоговая структура слова | |||
Итоговый балл | |||
Уровень развития | |||
Словарь | |||
Предметный: | |||
Уровень обобщения | |||
Выделение частей предметов | |||
Назвать детенышей животных | |||
Объяснить значение слов | |||
Итоговый балл | |||
Признаков: | |||
Подбор прилагательных к существительному | |||
Подбор антонимов | |||
Подбор наречий | |||
Подбор качественных прилагательных | |||
Итоговый балл | |||
Глагольный: | |||
Кто как голос подает | |||
Подбор действий использ назван профессий | |||
Подбор действий по картипкам | |||
Подбор действий к предметам | |||
Итоговый балл | |||
Итоговый балл | |||
Уровень развития | |||
Словообразование | |||
Образование сущ-ых в уменьшительной форме | |||
Образование приставочных глаголов | |||
Образование относительных прилагательных | |||
Образование притяжательных прилагательных | |||
Итоговый балл | |||
Уровень развития | |||
Грамматический строй речи | |||
Им.падеж множественного числа существительных | |||
Согласование сущ-ых с числительными | |||
Согласование сущ-ых с прилагательными в роде, числе | |||
Употребление предлогов | |||
Итоговый балл | |||
Уровень развития | |||
Связная речь | |||
Составление рассказа по серии картинок | |||
Критерий смысловой целостности | |||
Критерий лексико-грамматического оформления | |||
Критерий самостоятельности | |||
Итоговый балл | |||
Пересказ текста | |||
Критерий смысловой целостности | |||
Критерий лексико-грамматического оформления | |||
Критерий самостоятельности | |||
Итоговый балл | |||
Итоговый балл | |||
Уровень развития | |||
Общее количество баллов | |||
Уровень развития |
Уровни развития:
высокий уровень – от 158,5 до 178б.
выше среднего – от 152,5 до 158б.
средний уровень – от 92,5 до 152б.
пограничный – от 85,5 до 92б.
низкий уровень – от 0 до 85б.
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВАЯ КАРТА ребенка с ОНР 6 – 7 лет
Фамилия, имя _______________________________________________________
Сенсомоторный уровень речи.
1.Произношение звуков.
Свистящие ______________________ ________________________ _____________________
Шипящие ______________________ ________________________ _____________________
Соноры ________________________ ________________________ _____________________
Другие звуки ____________________ ________________________ _____________________
2. Артикуляционная моторика:
губы в улыбке ___________________ ________________________ _____________________
губы «трубочкой» ________________ ________________________ _____________________
язык «лопаткой» _________________ ________________________ ____________________
язык «иголочкой» ________________ ________________________ _____________________
язык «чашечкой» _________________ ________________________ ____________________
щелканье языком _________________ ________________________ ____________________
«вкусное варенье» ________________ ________________________ ____________________
«качели» ________________________ ________________________ ____________________
«часики» ________________________ ________________________ ____________________
«змейка»________________________ ________________________ ____________________
чередование: «улыбка»-«трубочка»_________________________________________________
чередование «лопатка»-«иголка»___________________________________________________
3. Фонематическое восприятие. Инструкция: «Слушай внимательно и повтори за мной».
ка-ха-га_________________________ ________________________ _____________________
та-да-та_________________________ ________________________ _____________________
ба-па-ба_________________________ _______________________ _____________________
са-за-са_________________________ ________________________ _____________________
кот-год-ход______________________ ________________________ _____________________
том-том-дом_____________________ ________________________ _____________________
душ-туш-душ____________________ ________________________ _____________________
са-ша-ша-са_____________________ ________________________ _____________________
жа-за-жа-за______________________ ________________________ _____________________
са-ца-са-ца______________________ ________________________ _____________________
ра-ла-ла-ра______________________ ________________________ _____________________
тя-ча-тя-ча______________________ ________________________ _____________________
4. Звуко-слоговая структура слова. Инструкция: «Послушай внимательно и скажи как я».
велосипед_______________________________________________________________________
аквариум________________________________________________________________________
милиционер_____________________________________________________________________
строительство____________________________________________________________________
экскаваторщик___________________________________________________________________
воспитательница_________________________________________________________________
электричество___________________________________________________________________
парикмахер______________________________________________________________________
кораблекрушение_________________________________________________________________
аквалангист______________________________________________________________________
Фотограф фотографирует детей фотоаппаратом_______________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Милиционер регулирует уличное движение__________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Навыки языкового анализа
- Определение места звука в слове.
«К» мак__________ «И» липа___________ «С» лиса_____________
крыша_______ жуки__________ сани_____________
школа______ _ ива____________ квас_____________
- Определение последовательности звуков в слогах и словах:
па______________ ива_____________ бусы____________
дом_____________ мука____________ сумка___________
суп_____________ луна____________ кошка___________
3.Определение количества слогов в слове:
мука____________ бусы_____________ рак______________
малина__________ сок______________ ива______________
дом_____________ булка____________ виноград_________
4.Составление слов из последовательно данных звуков:
м,а______________ к,и,т_____________ к,у,р,ы___________
к,о,т_____________ с,о,в,ы___________ л,у,ж,а___________
в,а,з,а____________ л,у,ж,а___________ з,о,н,т____________
5.Определение количества слов в предложении.
Дима читает книгу.____________________________________________________
Таня ест кашу.________________________________________________________
Петя купил большой мяч.______________________________________________
Дети нашли много грибов.______________________________________________
Около дома росла высокая береза._______________________________________
Мама налила чай в стакан.______________________________________________
Маша взяла хлеб из хлебницы.__________________________________________
Серый котенок залез под диван._________________________________________
Машина выехала из-за дома.____________________________________________
Словарь
1.Название частей предметов
Шкаф:дверка__________ Платье: рукав___________ Дерево: корни_________
ручка___________ манжета_________ ствол__________
полка___________ петля___________ ветки__________
стенки__________ карман__________ листья_________
ножки__________ воротник________ почки_________
2.Подбор антонимов:
длинный______________ покупать_____________ тупой(нож)_______
молчать_______________ вверх________________ подниматься______
добро_________________ темно________________ выше____________
мокрый_______________ глубокий_____________ громко___________
открывать_____________ полный_______________ храбрость________
3.Подбор действий (с использованием названий профессий).
Кто что делает?
Носильщик ___________ уборщица____________ крановщик_______
стекольщик___________ пастух_______________ доярка___________
художник____________ регулировщик_________ скрипач__________
почтальон ____________ лётчик_______________ поэт_____________
строитель_____________ контролёр____________ библиотекарь_____
4.Подбор определений:
осень (какая?)_________ дом (какой?)__________ книга (какая?)_____
_____________________ _____________________ _________________
_____________________ _____________________ _________________
_____________________ _____________________ _________________
5.Уровень обобщений:
малина, ежевика, смородина____________________________________________
тыква, кабачок, баклажан______________________________________________
персик, виноград, слива________________________________________________
батон, калач, бублик___________________________________________________
береза, дуб, осина_____________________________________________________
ласточка, журавль, лебедь______________________________________________
воробей, голубь, синица________________________________________________
рука, плечо, колено____________________________________________________
поросенок, жеребенок, теленок__________________________________________
фиалка, герань, фикус_________________________________________________
мак, тюльпан, лилия___________________________________________________
портфель, тетрадь, ручка_______________________________________________
учитель, шофер, строитель_____________________________________________
берет, шляпа, панамка_________________________________________________
сапоги, туфли, тапочки________________________________________________
Словообразование
1.Образование уменьшительно-ласкательной формы
Инструкция: «Скажи о предмете ласково»:
яблоко_______________ сапог________________ дерево___________
половник_____________ кресло_______________ крыльцо__________
кровать_______________ огонь________________ узкий____________
окно_________________ блюдце ______________ пушистый________
белый________________ новый _______________ масло____________
2.Образование приставочных глаголов.
Инструкция: «Скажи, что делает мальчик?»
идет шьет едет
вышел_______________ вышивает_____________ заезжает__________
подошел_____________ зашивает _____________ выезжает_________
зашел_______________ перешивает ___________ подъезжает _______
перешел_____________ пришивает____________ переезжает _______
обошел______________ подшивает____________ отъезжает ________
3.Образование притяжательных прилагательных.
Инструкция: «У кошки уши кошачьи, а у зайца чьи?...»
зайца _______________ коровы_______________ гнездо орла_______
медведя______________ льва__________________ клюв птицы_______
волка________________ кошки_________________ ружье охотника ___
лисы________________ лошади______________ _ перо лебедя_______ белки________________ собаки________________ лапа тигра________
4.Образование относительных прилагательных.
Инструкция: «Стакан из стекла – стеклянный, а стол из дерева какой?....»
дерево______________ осина________________ клен_____________
кирпич_____________ грибы________________ солома___________
металл_____________ черника______________ лёд______________
клюква_____________ пух__________________ мех______________
шерсть_____________ снег_________________ брусника_________
5.Словообразование существительных путем сложения основ:
снег падает__________ пешком ходит _________ рыбу ловит _______
мясо рубит__________ звезды падают_________ листья падают_____
пыль сосет__________ вода падает ___________ воду проводит ____
сам летает___________ везде ходит ___________ бензин возит______
воду возит _________ молоко возит__________ сок варит_________
Грамматический строй речи
1.Употребление формы родительного падежа множественного числа существительных:
стол________________ мост_______________ ухо______________
книга_______________ утенок_____________ дерево___________
крыло______________ ключ______________ окно_____________
овца________________ стул_______________ гнездо___________
ведро_______________ озеро_______________ сон______________
2.Согласование существительных с числительными:
дом________________ окно_______________ лев______________
___________________ ___________________ _________________
картина_____________ карандаш____________ дверь____________
____________________ ____________________ _________________
3.Употребление предложно- падежных конструкций (с предлогами):
над_______________ ____________________ _________________
из________________ ____________________ _________________
под_______________ ____________________ _________________
из-за______________ ____________________ _________________
из-под_____________ ____________________ _________________
4.Согласование прилагательных с существительными в роде и числе:
шар_______________ заяц_______________ крыша___________
тетрадь____________ тарелка____________ одеяло___________
ведро______________ облако_____________ перчатки_________
помидор___________ голуби_____________ лыжи____________
блюдце____________ платье_____________ пальто___________
5.Составление предложений из слов в начальной форме:
мальчик, открывать, дверь______________________________________________
девочка, читать, книга_________________________________________________
доктор, лечить, дети___________________________________________________
рисовать, карандаш, девочка____________________________________________
в, сад, расти, вишня___________________________________________________
груша, бабушка, внучка, давать_________________________________________
Витя, косить, трава, кролик, для________________________________________
Миша, дать, собака, кость, большая _____________________________________
Петя, купить, шар, красный, мама_______________________________________
вешалка, висеть, на, пальто, много_______________________________________
готовить, повар, пюре, вкусный_________________________________________
угощать, ароматный, Миша, друг, кофе__________________________________
Предварительный просмотр:
Балльная система оценки речевого развития дошкольников с ОНР 6-7 лет
Сенсомоторный уровень речи
1.Произношение звуков.
Произносит все звуки группы в любых речевых ситуациях—3б.
Один или несколько звуков изолированно произносятся, но недостаточно автоматизированы—2б.
Не произносит один звук группы—1б.
Не произносит все или несколько звуков группы—0б.
В—12б
С—8-11б
Н—0-7б
2.Артикуляционная моторика.
Правильное выполнение движения—1б.
Выполнение с ошибками, замедленное, напряженное, неполный объем—0,5б.
Невыполнение движения—0б.
В—11-12б
С—7,5-10,5б
Н—0-7б
3.Фонематическое восприятие.
Точное воспроизведение рядов слогов и слов—1б.
Неточное воспроизведение с перестановкой слогов, пропусками—0,5б.
Полная невозможность воспроизведения пробы—0б.
В—11-12б
С—7,5-10,5б
Н—0-7б
4.Звуко-слоговая структура слова
Правильное воспроизведение в темпе предъявления—1б.
Замедленное послоговое воспроизведение—0,5б.
Искажение звуко-слоговой структуры слова—0.
В—11-12б
С—7,5-10,5б
Н—0-7б
Итоговый балл. Высокий уровень ––– 45-48б.
Выше среднего –– 41-44,5б.
Средний уровень ––– 34-40,5б.
Пограничный –– 29-33,5б.
Низкий уровень ––– 0 -28,5б.
Навыки языкового анализа
Правильный ответ с первой попытки—1б.
Правиный ответ со второй льпопытки—0,5б.
Неверный ответ со второй попытки—0б.
В—3б.
С—1,5—2,5б.
Н—0-1б
Итоговый балл. Высокий уровень ––– 14-15б.
Выше среднего –– 11-13,5б.
Средний уровень ––– 8-10,5б.
Пограничный –– 6-7,5б.
Низкий уровень ––– 0 -5,5б.
Словарь
Правильный ответ—1б.
Правильный ответ после стимулирующей помощи—0,5б.
Затрудняется в подборе слов—0б.
В—4,5-5б.
С—2,5-4б.
Н—0-2б.
Итоговый балл. Высокий уровень ––– 22,5-25б.
Выше среднего –– 20-22б.
Средний уровень ––– 14-19,5б.
Пограничный –– 11-13,5б.
Низкий уровень ––– 0 -10,5б.
Навыки словообразования
Правильный ответ—1б.
Правильный ответ после стимулирующей помощи—0,5б.
Неверно образованная форма—0б.
В—4,5-5б.
С—2,5-4б.
Н—0-2б.
Итоговый балл. Высокий уровень ––– 22,5-25б.
Выше среднего –– 20-22б.
Средний уровень ––– 14-19,5б.
Пограничный –– 11-13,5б.
Низкий уровень ––– 0 -10,5б.
Грамматический строй речи
1.Образование существительных мн.числа родительного падежа.
Правильный ответ—1б.
Правильный ответ после стимулирующей помощи—0,5б.
Форма образована неверно—0б.
В—4,5-5б.
С—2,5-4б.
Н—0-2б.
2.Согласование существительных с числительными.
Правильный ответ—2,5б.
Правильный ответ после стимулирующей помощи—2б.
Правильно употребляет словосочетание числительного два с существительным—1,5б.
Неверно употребляет словосочетания числительных два и пять с существительными—0б.
В—5б.
С—3,5-4,5б.
Н—0-3б.
3.Употребление предлогов.
Правильный ответ—1б.
Правильный ответ после стимулирующей помощи—0,5б.
Неэффективное использование помощи—0б.
В—4,5-5б.
С—2,5-4б.
Н—0-2б.
4.Согласование существительных с прилагательными в роде, числе.
Правильно согласовывает существительные и прилагательные--1б.
Правильный ответ после стимулирующей помощи—0,5б.
Неверный ответ со второй попытки—0б.
В – 5б.
С – 2,5 – 4,5б.
Н – 0 – 2б.
5.Составление предложений из слов в начальной форме.
Предложение составлено верно—1б.
Нарушен порядок слов, наблюдаются замены слов, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности—0,5б.
Смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания—0б.
В—4,5-5б Итоговый балл. Высокий уровень ––– 22,5-25б.
С—2,5-4б. Выше среднего –– 20-22б.
Н—0-2б. Средний уровень ––– 14-19,5б.
Пограничный –– 11-13,5б
Низкий уровень ––– 0 -10,5б.
Связная речь
Составление рассказа по серии сюжетных картинок
Критерий смысловой целостности.
Рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности—5б.
Допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев—2,5б.
Выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, или рассказ не завершен-1б.
Отсутствует описание ситуации--0б.
Критерий лексико-грамматического оформления высказывания.
Рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств—5б.
Рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность грамматического оформления, неточное словоупотребление—2,5б.
Встречаются аграмматизмы, неадекватное использование лексических средств—1б.
Рассказ не оформлен—0б.
Критерий самостоятельности выполнения задания.
Самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ—5б.
Картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно—2,5б.
Раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам—1б.
Невыполнение задания даже при наличии помощи—0б.
В—13-15б.
С—6-12,5б.
Н—0-5,5б.
Пересказ текста.
Критерий смысловой целостности.
Воспроизведены все основные смысловые звенья—5б.
Смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями—2,5б.
Пересказ неполный, имеются значительные сокращения или искажения смысла—1б.
Невыполнение—0б.
Критерий лексико-грамматического оформления.
Пересказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм—5б.
Пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказывания, поиск слов, близкие словесные замены—2,5б.
Отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов—1б.
Пересказ не доступен—0б.
Критерий самостоятельности выполнения.
Самостоятельный пересказ после первого предъявления—5б.
Пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения—2,5б.
Пересказ по вопросам—1б.
Пересказ даже по вопросам не доступен—0б.
В—13-15б.
С—6-12,5б.
Н—0-5,5б.
Итоговый балл. Высокий уровень ––– 25,5-30б.
Выше среднего –– 22-25б.
Средний уровень ––– 14-21,5б.
Пограничный –– 11-13,5б.
Низкий уровень ––– 0 -10,5б.
Индивидуальная диагностическая карта речевого развития ребенка
Фамилия, имя | сентябрь | май | |
Сенсомоторный уровень речи | |||
Произношение звуков | |||
Артикуляционная моторика | |||
Фонематическое восприятие | |||
Звуко-слоговая структура слова | |||
Итоговый балл | |||
Уровень развития | |||
Навыки языкового анализа | |||
Определение места звука | |||
Определение последовательности звуков в словах | |||
Определение количества слогов в слове | |||
Составление слов из звуков | |||
Определение количества слов в предложении | |||
Итоговый балл | |||
Уровень развития | |||
Словарь | |||
Название частей предметов | |||
Подбор антонимов | |||
Подбор действий | |||
Подбор определений | |||
Уровень обобщения | |||
Итоговый балл | |||
Уровень развития | |||
Словообразование | |||
Образование уменьшительно-ласкательной формы | |||
Образование приставочных глаголов | |||
Образование притяжательных прилагательных | |||
Образование относительных прилагательных | |||
Словообразование сущ-ых путем сложения основ | |||
Итоговый балл | |||
Уровень развития | |||
Грамматический строй речи | |||
Родительный п. мн. Числа существительных | |||
Согласование сущ-ых с числительными | |||
Предложно-падежные конструкции | |||
Согласование сущ-ых с прилагательными в роде, числе | |||
Составление предложений из слов в начальной форме | |||
Итоговый балл | |||
Уровень развития | |||
Связная речь | |||
Составление рассказа по серии картинок | |||
Критерий смысловой целостности | |||
Критерий лексико-грамматического оформления | |||
Критерий самостоятельности | |||
Итоговый балл | |||
Пересказ текста | |||
Критерий смысловой целостности | |||
Критерий лексико-грамматического оформления | |||
Критерий самостоятельности | |||
Итоговый балл | |||
Итоговый балл | |||
Уровень развития | |||
Общее количество баллов | |||
Уровень развития |
Уровни развития:
высокий уровень – от 149 до 168б.
выше среднего – от 141 до 148,5б.
средний уровень – от 91 до 140,5б.
пограничный – от 83 до 90,5б.
низкий уровень – от 0 до 82,5б.
Предварительный просмотр:
Протокол диагностического обследования устной речи
№ | Фамилия, имя | Сенсомотор уровень речи | Навыки языкового анализа | Словарь | Словообразование | Грамматический строй | Связ ная речь | Общий уровень речевого развития | ||||||||||||||||||||
Произношение звуков | Арт.моторика | Фонем. восприятие | Слоговая структура | Место звука в слове | Последовательн. звуков | Кол-во слогов в слове | Составл. слов из звуков | Кол-во слов в предложен. | Название частей предм. | Подбор антонимов | Подбор действий | Подбор определений | Уровень обобщения | Уменьшительная форма | Приставочные глаголы | Притяжательные прилаг. | Относительные прилагат. | Сложение основ | Родит падеж мн число | Согл сущ числительными | Предл-падеж конструкц. | Согл прил существительн | Составление предложен. | По серии картинок | Пересказ текста | |||
1 | ||||||||||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||||||||||||||
9 | ||||||||||||||||||||||||||||
10 | ||||||||||||||||||||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Технология логопедического обследования детей дошкольного возраста»
Цель логопедического обследования: определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речево...
«Технология логопедического обследования детей дошкольного возраста»
Цель логопедического обследования: определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него нарушений в речевой сфере....
Технология логопедического обследования
Цель - определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированнности или нарушений в речевой сфере....
«Технология логопедического обследования детей дошкольного возраста»
Цель логопедического обследования: определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него нарушений в речевой сфере. Задачи:...
«Технология логопедического обследования детей дошкольного возраста»
Цель логопедического обследования: определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него нарушений в речевой сфере....
Технология логопедического обследования дошкольников с ТНР.
Организация логопедического обследования дошкольников с ТНР, этапы....
«Технология логопедического обследования детей дошкольного возраста»
Цель логопедического обследования: определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него нарушений в речевой сфере. Задачи:...