Консультация: Предложение – минимальная единица речи
консультация по логопедии на тему

Черепинова

Предложение – это минимальная единица речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или одно слово), словосочетаний,  обладающее известной смысловой и интонационной законченностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_predlozhenie_-minimalnaya_chast_rechi.docx21.86 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация: Предложение – минимальная единица речи

Чтобы научиться говорить

                                                                Надо говорить.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи – одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ. А умение строить разнообразные типы предложений является основой развития связной речи воспитанников. Предложение передает мысль ребенка, в нем реализуется умение выбирать точное слово, составлять словосочетания.

Предложение – это минимальная единица речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или одно слово), словосочетаний,  обладающее известной смысловой и интонационной законченностью.

В развитии речи детей от года до семи лет различают три периода.

Первый  период  - период предложений, состоящих из аморфных слов-корней:

1 год 3 мес. – 1 год 8 мес., произносятся однословные предложения-слоги;

1 год 8 мес. – 1 год 10 мес., произносятся предложения из нескольких слов-слогов.

Второй период – период усвоения грамматической структуры предложения:

1 год 10 мес. – 2 года 1 мес., в предложениях употребляются полные слова, но без окончаний или с неправильными окончаниями;

2 года 1 мес.  – 2 года 3 мес., в предложениях употребляются оформленные слова: усваиваются падежные окончания существительных, прилагательных, личные окончания глаголов;

2 года 3 мес. - 3 года, в предложениях употребляются служебные слова для выражения синтаксических отношений.

Третий период – период усвоения грамматической системы русского языка:

3 года – 7 лет, совершенствуется грамматическая структура и звуковая сторона речи, создаются предпосылки для обогащения словаря.

В этот период речь ребенка интенсивно обогащается грамматическими формами, и при достаточном развивающем потенциале речевой среды он может в совершенстве усвоить грамматический строй родного языка и его фонетическую систему, что делает возможным быстрое обогащение словаря.

Задания, которые можно использовать при работе с предложением

1.«Почемучка» - составление сложноподчиненных предложений с союзом потому что ( «Найди лишний предмет», «4-й лишний»).

Дед и баба плачут, потому что…

Дед не может вытянуть репку, потому что…

Снегурочка растаяла, потому что…

Теремок сломался, потому что…

Лиса съела колобка, потому что…

Почему птичка летает, потому что…

Почему кошка бегает, потому что…

Почему машина едет, потому что…

2. «Если бы, да кабы…» - закончить предложение, развивать фантазию.

Если бы я был улицей, то я бы…

Если бы я был музыкой, то я бы…

Если бы я был дождиком, то я бы…

Если бы я был мандарином, то я бы…

3. «Найди ошибку в  предложении», «Распутай предложение»  - работа с деформированной фразой.

В лес растут грибы. Дует осень ветер холодный. Желтеют на листья деревья. Улетают юг на птицы. Речка под блестит солнце.

«Исправь ошибки», «Расставь слова по местам»  -  развиваем логическое мышление, грамматически правильную речь.

Сорока сидел на  забор. Ворона чирикал на солнышке. Снегирь клевала хлеба. У котенка белая лапки. Дедушке Ване семь лет. Я вчера буду купаться. Мы завтра были на даче.

4. «Что с чем рядом?» - употреблять в речи предложные конструкции и категории творительного падежа (можно использовать картинки и игрушки).

«Что с чем рядышком?» - закреплять уменьшительно-ласкательные суффиксы.

«Что около (возле)?» - употребление предлогов около, возле.

 «Что у кого?», «Кто как одет?» - назвать ребенка и предмет одежды.

«Кому что нужно?» - закрепить названия профессий.

«Что справа, а что слева?»

5. «Закончи предложение» - использовать глаголы в единственном и множественном числе.

Ветер дует, ветры …

Птица улетает, а птицы …

Лист падает, а листья …

6.  «В саду или огороде», «В лесу или дома» - закреплять лексические темы, составлять сложные предложения со значением противопоставления (например: огурцы растут в огороде, а слива растет в саду).

7. «Закончи предложение» - словом c определенным звуком.

Воду нужно …(пить). Деньги нужно …(копить). Продукты нужно … (купить). Печку нужно … (топить).

8. «Для чего нужен предмет?»  - употреблять предложения с предлогом для.

9. «Составь предложение по образцу»

У Кати голубая блузка. – У Катеньки голубенькая блузочка.

10. «Что будет после этого?» - составлять предложения по сюжетным картинкам, развивать воображение.

11. «Кто кем будет?», «Кто кем был?» - закрепить названия детенышей животных, развивать логическое мышление, усваивать категории творительного падежа.

Щенок будет … (собакой). Кошка была …(котенком).

«Кто за кем бегает?», «Кто с кем играет?» - употреблять предложения с предлогами за, с. 

«О чем думает  животное?» - расширять словарь по изучаемой теме, усвоение падежных окончаний.

«Чья семья?» - усвоение падежных окончаний.

Волк, волчица и волчонок – это волчья семья.

12.«Предложение договори и его ты повтори».

13.«Слова великаны» - употребление слов с увеличительными оттенками, составление предложений по образцу.

        Это не жук, а жучище. Это не комар, а комарище.

14.«Подбери слово» - употребление слов антонимов.

        Грузовик подъехал к дому, потом …(въехал, заехал, укатил, отъехал).

15.«Дополни предложение»

        Мы играем. Мы играем в кубики. Мы играем в кубики на полу.

16.«Продолжай» - упражнять в умении быстро схватывать смысл услышанного, строить высказывание.

Лида читает … . Мама сшила … . Идет дождь … .

17.«Я начинаю, а ты заканчивай» - развивать мыслительные процессы (начало предложения всем детям одинаковое).

        Девочка шла по … . Мальчик покраснел … . А над поляной … .

18.«Задай вопрос – ответь» - работа с одним предложением.

        Воробей поселился в скворечнике.

        - Кто поселился в скворечнике?

        - Что сделал воробей?

        - Где поселился воробей?

        - Какая птица поселилась в скворечнике?

19. «Составить предложение с предлогом над по двум опорным словам» - развивать оптико-пространственные представления.

        Пчела – одуванчик, самолет – лес, солнце – горы, птица – гнездо.

20. Составление предложений по демонстрации действий.

21. Составление предложений по 2-3 опорным словам (картинкам) связанным и несвязанным по смыслу.

22. Составление предложений, используя нужное словечко (предлоги) – уточнять значения предлогов, вводить предлоги в активный и пассивный словарь.

23.Составление предложений, используя схемы.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звука "Р" в предложениях и связной речи.

Презентация -занятие по звукопроизношению в подготовительной группе ДОУ....

Открытый просмотр НОД в подготовительной к школе группе Реализация образовательной области «Коммуникация» Обучение грамоте Тема:«Закрепление пройденного материала по единицам речи:звуку, слову,предложению»

Цели: Закрепить навык различения гласных звуков в слогах, словах; продолжать учить звукослоговому анализу слова; работать над предложениями с предлогами.Задачи:Образовательные:Закреплять з...

Открытый просмотр НОД в подготовительной к школе группе Реализация образовательной области «Коммуникация» Обучение грамоте Тема:«Закрепление пройденного материала по единицам речи:звуку, слову,предложению»

Цели: Закрепить навык различения гласных звуков в слогах, словах; продолжать учить звукослоговому анализу слова; работать над предложениями с предлогами.Задачи:Образовательные:Закреплять з...

Автоматизация звука [Л] в словах, предложениях и связной речи "Путешествие с Лунтиком на сказочную поляну" с использованием ИКТ

материал поможет детям лучше автоматизировать звук л в словах, предложениях, связной речи...

Конспект подгруппового логопедического занятия. Автоматизация звука ш в словах, предложениях и фразовой речи (по мотивам русской народной сказки «Маша и Медведь»)

Конспект подгруппового логопедического занятия.Автоматизация звука ш в словах, предложениях и фразовой речи (по мотивам русской народной сказки «Маша и Медведь»)...

Автоматизировать звуки «л» и «ль» в слогах, словах, предложениях и спонтанной речи.

Дифференциация звуков Л и ЛЬ;Совершенствование навыка деления слов на слоги;Закрепление знаний детей о гласных, твёрдых, мягких, звонких и глухих согласных;Развитие памяти, мышления, воображения, связ...