Упражнения по восстановлению голоса.
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему
Упражнения по восстановлению голоса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya_po_vosstanovleniyu_golosa.docx | 17.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения по восстановлению голоса.
Подготовила учитель-логопед первой квалификационной категории И. Ю. Бокова
Занятия должны включать в себя массаж; мимическую гимнастику; артикуляционные, дыхательные и общеукрепляющую гимнастику одновременно. Начинайте с нескольких минут, очень постепенно увеличивайте время занятий. Вашим девизом должен быть: «Не навреди!». Если есть возможность, постоянно консультируйтесь со специалистами, например, по интернету; но лучше, конечно, «вживую».
Для снятия напряжения артикуляционного аппарата, а также для повышения его тонуса применяется гигиенический массаж. Он выполняется подушечками пальцев. (Не забудьте тщательно вымыть руки!) Движения:
от седины лба – к вискам, затем – вокруг глаз – к переносице;
от переносицы - к околоушной впадине;
от кончика носа по его спинке вверх и обратно;
винтообразное движение вокруг кончика носа с переходом на верхнюю и нижнюю губу.
Вибрационный массаж заключается в поколачивании кончиком указательного пальца по крыльям носа (последовательно: левого, правого, обоих одновременно), с одновременным произнесением звука [м].
Ребёнок должен освоить мимические упражнения:
- морщить лоб, нос; - хмуриться, сдвигать брови;
- надувать щёки, губы;
- улыбаться;
- поднимать брови (удивляться) и прочее.
После массажа и мимических упражнений выполняются 2-3-4-5 артикуляционных упражнения для разных частей артикуляционного аппарата. Каждое упражнение проводится чётко и неторопливо перед зеркалом. Комплексы артикуляционных упражнений даны на нашем сайте в разделах «Классическая артикуляционная гимнастика», «Сказочные истории из жизни Язычка».
Для активизации мягкого нёба и нёбной занавески показаны следующие упражнения:
- покашливание;
- зевота;
- глотание капель воды (мама капает воду на язык с помощью пипетки);
- полоскание горла тёплой водой;
- произнесение гласного звука [а] на твёрдой атаке (резко)
Упражнения для развития координированной работы всех частей артикуляционного аппарата:
Медленное произнесение гласных:
- беззвучно с утрированной артикуляцией;
- на шёпоте;
- умеренно громко.
а) изолированно, длительно: А______, У_____, О_______, Ы_______, Ы______, Э_____
б) произнесение двух гласных на одном выдохе: а – э; о – у; у – ы; э – и и т.д.
в) произнесение трёх гласных на одном выдохе: а – э - о; о – у - и; у – ы - и; э – и - а
г) произнесение четырёх гласных на одном выдохе: а – э – о - у; о – у – а - и; у – ы – и -э; э – и – ы - а и т.д.
Произнесение слогов и слов (на одном выдохе):
- беззвучно с утрированной артикуляцией;
- на шёпоте;
- умеренно громко.
Слоги и слова подбираются на определённый согласный звук. Например, на [П]:
па – по –пу – пы – пэ; ап – оп – уп – ып – эп;
пап – поп – пуп – пып – пэп; пат – пот – пут – пыт – пэт;
топ – тап – туп – тэп – тып; кап – коп – куп – куп – кэп;
пол – пул – пыл – пал – пел и т.д.
пук Пух пуф пуща путь пушок | пот пост порт пояс почка почта | пан пар пал палка парта паста |
3. Произнесение чистоговорок, пословиц, поговорок, скороговорок:
- беззвучно с утрированной артикуляцией;
- на шёпоте;
- умеренно громко.
Подобным же образом подбирается речевой материал на все согласные звуки русского языка.
(Речевой материал, в том числе: чистоговорки, пословицы, скороговорки на все звуки можно найти в разделах нашего сайта:«Постановка и автоматизация звуков», «Учимся говорить правильно», «Комплексная работа над речью», «Речевые игры для детей», «Логопедические скороговорки», «Загадки и скороговорки от Карельской Е.Г.»).
Дыхательная гимнастика может быть:
- статическая
- динамическая
При проведении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать ряд правил:
Не переутомлять ребёнка и строго дозировать количество и темп проводимых упражнений.
Следить, чтобы грудь ребёнка не переполнялась воздухом.
Ребёнок не должен напрягать плечи, шею, руки.
Ребёнка надо учить ощущать работу (движение) диафрагмы, межрёберных мышц, мышц нижней части живота.
Все движения ребёнок производит плавно, под счёт, в проветренном помещении.
Заниматься надо либо до еды, либо через час-полтора после.
Статические упражнения производятся либо при полной неподвижности тела, либо сопровождаются лёгкими движениями.
Цель статических упражнений: выработка дифференцированного дыхания через рот и нос, приобретение навыков речевого нижнерёберно-диафрагмального или грудо-брюшного типа дыхания с преимущественной тренировкой удлинённого выдоха.
Это может быть:
- дутьё на ватные шарики, на воду, на пушистые одуванчики и проч.;
- надувание мыльных пузырей, воздушных шариков;
- игра на детских музыкальных инструментах (дудочка, свирель, свистулька, губная гармошка и проч.)
Чередование носового и ротового дыхания:
- вдох носом, выдох через рот;
- вдох ртом, выдох через рот.
(Подробно в разделе сайта «Виды речевых нарушений» статья «Ринолалия»).
Динамическая дыхательная гимнастика связана с ходьбой, медленным бегом, движениями рук, ног, туловища и включает в себя элементы лечебной физкультуры. Начинается гимнастика с ходьбы, затем идут упражнения основного комплекса. Все сразу брать нецелесообразно, начните с одного-двух, и очень постепенно увеличивайте нагрузку. Следите за дыханием: вдох – носом, выдох ртом через округлённые и сближенные губы.
Например:
Исходное положение – стоя, ноги вместе. Поднять руки через стороны вверх – вдох, опустить руки вдоль туловища – выдох.
Исходное положение – стоя, ноги вместе. Поднять руки на затылок - вдох, опустить руки вниз – выдох.
Исходное положение – стоя, ноги вместе. Поворот туловища и головы вправо с отведением правой руки в сторону – вдох, исходное положение – выдох. То же самое – в левую сторону.
Исходное положение – стоя, ноги вместе. Наклоны туловища в стороны: руки скользят при этом вдоль туловища до подмышечной впадины – вдох, исходное положение – выдох. Во время выдоха длительно произносятся звуки: С___, З___, Ф___, В___, Ш___, Ж____; сочетания звуков: ПФ____, ПШ____ .
Исходное положение – стоя, ноги вместе, голова прямо. Вдох. Плавное, медленное нагибание головы попеременно к левому плечу (выдох), И.П. (вдох), наклон правому плечу (выдох).
Исходное положение – стоя, ноги вместе, голова прямо. Плавное, медленное нагибание головы назад – вдох и вперёд - выдох.
Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч. Поднять руки через стороны вверх - вдох, присесть, обхватить руками колени и произнести « УХ», «УФ» - выдох.
Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч. Руки отвести в стороны и поднять над головой, пальцы переплести - вдох. Наклон туловища вперёд («дровосек») с произнесением на выдохе: «УХ!».
Исходное положение – стоя, ноги вместе. Поднять руки через стороны вверх –вдох, руки вниз с произнесением на выдохе согласных (с, з, ш, ж, щ, в, ф), или гласных (а, у, о. и, э), а также слогов УХ, УФ.
Исходное положение – стоя, ноги вместе, поза «боксёра» - вдох. Движение одной рукой вперёд и произнесение звука Ж - выдох. То же самое – другой рукой.
Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, руки медленно поднять через стороны вверх, хлопок – вдох; опустить руки через стороны вниз с произнесением на выдохе: ах, ох, ух.
Исходное положение – стоя, ноги вместе, руки на поясе. Вдох. Попеременные выпады ногами (левой, затем правой) вперёд с одновременны разведением обеих рук в стороны (выдох).
Исходное положение – стоя, ноги вместе. Вдох. Попеременно поднимать левую и правую ноги. Производя при этом хлопки под коленом (выдох).
Исходное положение – стоя, ноги вместе. Вдох. Приседание с одновременным вытягиванием рук вперёд (выдох).
Больше всего дети любят упражнения с мячами. Для гимнастики подойдут любые. Мяч можно подбрасывать вверх и одновременно произносить какие-то звуки, слоги или слова. Можно приседать с мячом и одновременно произносить отрабатываемые звуки, слоги, слова.
Для дошкольников заниматься академическими упражнениями лечебной гимнастики бывает порой скучно, поэтому можно включить речевое сопровождение и устроить целые мини-спектакли с движениями. Как? Смотрите наш раздел «Развитие общей моторики. Подвижные игры»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения на восстановление дыхания
Подобранные упражнения способствуют восстановлению дыхания детей, в игровой увлекательной форме корректируют звуковую культуру речи....
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ГОЛОСА ПРИ ХРОНИЧЕСКИХ ЛАРИНГИТАХ
Лица, страдающие хроническими ларингитами, являются трудным контингентом для восстановления голоса. Хроническое течение ларингита с обострениями процесса требует медикаментозного и физиотерапе...
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ГОЛОСА У ДЕТЕЙ С ОРГАНИЧЕСКИМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ ГОРТАНИ
Логопедическая работа с детьми, перенесшими многократные операции по удалению папиллом и имеющими вследствие этого рубцовые изменения гортани, состоит из коррекции дыхания, звукопроизношения и...
Логопедические игры и упражнения по восстановлению голоса.
Логопедические игры и упражнения по восстановлению голоса....
Упражнения на восстановление дыхания
Целью упражнений на восстановление дыхания является: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрир...
Восстановление голоса при парезах и параличах гортани
практические упражнения...
Восстановление голоса у детей.
Методика...