Рекомендации для воспитателей
консультация по логопедии (младшая группа) на тему

Консультация РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО УГОЛКА В ДЕТСКОМ САДУ Речевой уголок в детском саду – это непременное условие эффективной работы по развитию речи дошкольников. Рекомендации по оснащению речевых уголков составлены в соответствии с основными задачами и содержанием работы по развитию речи в каждой возрастной группе. Содержание речевых уголков в течение учебного года меняется в зависимости от изучаемой лексической темы. В тексте есть ссылки на рекомендуемую литературу, список которой приводится в конце. Рекомендации будут полезны педагогам, работающим по любой комплексной программе, так как в их основе лежит классическая методика по развитию речи дошкольников. Материалы речевого уголка можно использовать для обследования речи детей, т.к. они подобраны в соответствии с основными задачами речевого развития дошкольников в каждой возрастной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendats.docx58.93 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО  ОРГАНИЗАЦИИ  РЕЧЕВОГО  УГОЛКА  В  ДЕТСКОМ  САДУ

Речевой уголок в детском саду – это непременное условие эффективной работы по развитию речи дошкольников. Рекомендации по оснащению речевых уголков составлены в соответствии с основными задачами и содержанием работы по развитию речи в каждой возрастной группе. Содержание речевых уголков в течение учебного года меняется в зависимости от изучаемой лексической темы. В тексте есть ссылки на рекомендуемую литературу, список которой приводится в конце.

Рекомендации будут полезны педагогам, работающим по любой комплексной программе, так как в их основе лежит классическая методика по развитию речи дошкольников. Материалы речевого уголка можно использовать для обследования речи детей, т.к. они подобраны в соответствии с основными задачами речевого развития дошкольников в каждой возрастной группе.

Младшая группа

(четвертый год жизни)

Оборудование и дидактические материалы по разделам обучения.

BD21300_ Воспитание звуковой культуры речи:

  1. Зеркала для проведения артикуляционной гимнастики (или настенное зеркало), стульчики.
  2. Полка или этажерка для пособий.
  3. Пособия и игрушки для воспитания правильного речевого дыхания.
  4. Картинки для выполнения артикуляционной гимнастики.
  5. Картинки – символы для вызывания, уточнения изолированных звуков.
  6. Картотека предметных картинок для автоматизации звуков.
  7. Альбом с подборкой шуток – чистоговорок, потешек, стихотворений на изучаемые звуки  желательно с иллюстрациями.
  8. Картотека игр и упражнений для развития слухового внимания, для воспитания интонационного чутья, силы голоса, темпа речи.

BD21300_ Формирование словаря и грамматического строя речи:

  1. Альбомы с иллюстрациями или наборы иллюстраций по темам.
  2. Картотека игр для развития словаря и грамматического строя речи.
  3. «Разноцветный сундучок» и «Чудесный мешочек» для организации игр с предметами и картинками.
  4. Набор парных предметов для организации игр.
  5. Картинки с изображениями предметов и животных разной величины.

BD21300_ Развитие связной речи:

  1. Маски, элементы костюмов, фигурки из плоскостного театра, куклы для драматизации отрывков из литературных произведений и сказок.
  2. Сюжетные картины на различные темы.

Средняя группа

(пятый год жизни)

Оборудование и дидактические материалы по разделам обучения.

BD21300_ Формирование звуковой культуры речи:

  1. Зеркала для проведения артикуляционной гимнастики (или настенное зеркало), стульчики.
  2. Полка, шкаф для пособий.
  3. Пособия и игрушки для развития направленной воздушной струи.
  4. Картинки для выполнения артикуляционной гимнастики.
  5. Картинки – символы для вызывания, уточнения изолированных звуков.
  6. Наглядный материал (картинки, игрушки, предметы) на отрабатываемые звуки. В словах автоматизируемые звуки должны находиться в разных позициях: в начале, в середине, в конце слова, за исключением звонких согласных, которые оглушаются на конце.
  7. «Чудесная коробочка».
  8. Пособие «Звуковые часы».
  9. Звуковые линейки для демонстрации последовательности произнесения звуков.
  10. Альбом с подобранным речевым материалом (чистоговорками, потешками, считалками, небольшими стихотворениями) для занятий по формированию у детей хорошей дикции, четкого и правильного произнесения слов, фраз, небольших текстов.
  11. Картотека игр и упражнений по развитию речевого слуха.
  12. Картинки с изображениями предметов, названия которых отличаются одним звукам.

BD21300_ Формирование словаря:

  1. Картинки на подбор антонимов (слов с противоположным значением)
  2. Картинки с изображением различных предметов для проведения игры: «Какой, какая, какое?»
  3. Картинки, на которых изображены предметы, люди, животные в движении – для проведения игры «Расскажи, что делает?» или «Кто больше вспомнит?»
  4. Картотека игр и упражнений с детьми 5-ого г.ж. на развитие понимания смысловой стороны слова.

BD21300_ Формирование грамматически правильной речи:

  1. Сюжетные картины, на которых изображены предметы в различных пространственных отношениях.
  2. Картинки с изображением животных и их детенышей для игр.
  3. Картинки с изображением предметов посуды.
  4. Картинки с изображением различных предметов.
  5. Сюжетные картинки для обучения детей составлению простых распространенных предложений с однородными членами.
  6. Сюжетные картинки для обучения детей составлению сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с союзами  И, А, ПОТОМУ ЧТО, ЧТО, ЧТОБЫ и др.
  7. Картотека игр и упражнений на усвоение детьми категорий рода, числа, падежа существительных, вида и наклонения глаголов и др.

BD21300_ Развитие связной речи:

  1. Выразительные, яркие, образные игрушки для обучения детей составлению описательных рассказов.
  2. Серии картинок «Что сначала, что потом?».
  3. «Чудесный мешочек» с игрушками для игр «Угадай на ощупь», «Угадай по описанию» и др.
  4. Маски, элементы костюмов, фигурки плоскостного театра, куклы  игрушки из киндер-сюрпризов и др. для разыгрывания несложных представлений по знакомым литературным сюжетам.

Старшая и подготовительная к школе группы

(шестой и седьмой год жизни)

Оборудование и дидактические материалы по разделам обучения.

BD21300_ Формирование звуковой культуры речи:

  1. Зеркала для проведения артикуляционной гимнастики (или настенное зеркало), стульчики.
  2. Этажерка или шкаф для пособий.
  3. Игрушки и пособия для воспитания правильного речевого дыхания (тренажеры, «мыльные пузыри», надувные игрушки, игрушки из полиэтиленовой пленки).
  4. Картинки для выполнения комплекса артикуляционных упражнений.
  5. Картинки – символы звуков.
  6. Картотека предметных картинок для автоматизации и дифференциации звуков.
  7. Альбом с подборкой скороговорок, чистоговорок, загадок, потешек, стихов для отработки дикции, силы голоса, темпа речи на изучаемые звуки.
  8. Картотека игр и упражнений для развития речевого слуха.
  9. «Звуковые линейки» (демонстрационные и индивидуальные для детей).
  10. Пособия для определения места звука в словах.

BD21300_ Подготовка к обучению грамоте (подготовительная к школе группа):

  1. Слоговые линейки.
  2. Звуковые и слоговые кубики.
  3. Звуковые схемы слов из 3,4,5,6 звуков типа «Домики»:

  1. Цветовые сигналы для обозначения гласных и согласных звуков.
  2. Схемы деления слов на слоги:

  1. Схемы деления предложений на 2,3,4 слова:

                             .                                     .                                             .

  1. Настольно-печатные игры типа «Звуковая цепочка», «Поезд», «Пирамида».

BD21300_ Формирование словаря:

  1. Наборы иллюстраций по темам (иллюстрации меняются в процессе прохождения тем):
  2. Наборы иллюстраций для занятий с детьми по овладению смысловой стороной многозначных слов.
  • Иголки у елки; иголки у ежа; швейные иголки; медицинская игла.
  • Ученическая ручка; ручка у чашки; ручка ребенка; дверная ручка; ручка у сумки; ручка у зонта.
  • Носик у ежа; носик у чайника; носик у ребенка и т.п.
  1. Иллюстрации с изображением предметов, отличающихся каким-либо признаком для упражнений по подбору слов с противоположным значением:
  2. Картинки (иллюстрации) для упражнений по подбору родственных слов.
  3. Картинки для игры «Четвертый лишний».
  4. Картинки с изображением предметов.
  5. Картинки, на которых изображены предметы, люди, животные в движении.
  6. Альбом с подборкой фразеологизмов и пословиц для развития у детей осознанного отношения к смысловой стороне слова, овладение переносным значением слова.

BD21300_ Формирование грамматического строя речи:

  1. Набор картинок с изображением предметов.
  2. Картинки с изображением представителей различных профессий.
  3. Набор картинок с изображением хвостов различных животных и птиц для проведения дидактической игры «Чьи хвосты?»
  4. Набор картинок с изображением предметов, сделанных из различных материалов.
  5. Набор картинок с изображением предметов: пианино, кино, пальто, кофе, какао.
  6. Набор картинок с изображением предметов, которые можно сравнить.
  7. Наборы картинок, на которых изображены действия, совершаемые людьми и предметами.
  8. Картотека игр на формирование словаря и грамматического строя речи.
  9. Сюжетные картинки для составления простых, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

BD21300_ Формирование связной речи:

  1. Наборы сюжетных картинок для составления рассказов.
  2. Серии сюжетных картинок.
  3. Схемы – опоры для составления описательных рассказов о предметах, животных, птицах.
  4. Маски, элементы костюмов, фигурки из плоскостного театра, куклы для драматизации отрывков из сказок и художественных произведений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для воспитателей: «Воспитатель и музыка».

Насколько активно воспитатели детского сада участвуют в музыкальном воспитании детей? И все ли они осознают важность такого участия? Увы, нередко воспитатель считает своей обязанностью всего лишь прис...

Рекомендации по проведению физкультминуток (рекомендации для воспитателей)

Предлагаемые рекомендации помогут сделать более интересными и эмоционально насыщенными развивающие занятия с дошкольниками, а также с пользой организовать их досуг....

Буклет "Роль воспитателя на музыкальном занятии". Рекомендации для воспитателей

Буклет "Роль воспитателя на музыкальном занятии" - рекомендации для воспитателей...

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Советы рекомендации по воспитанию и обучению детей

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙСоветы рекомендации по воспитанию и обучению детей: -   с «синдромом дефицита внимания с гиперактивность» (СДВГ)эмоциональной неустойчивостью;аг...

Методические рекомендации для воспитателей "Формирование элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет «Малыш в мире природы» Методические рекомендации

Методический материал содержит рекомендации  по формированию элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми  3-4 лет. Раскрываю...

Рекомендации для воспитателей «Учим ребенка рисовать человека: простые схемы и рекомендации»

Вопрос «Как научить детей рисовать человека?» ставит многих взрослых в тупик: далеко не каждый сможет реалистично передать пропорции и портретное сходство, и тем более, объяснить этап...