Рекомендации для воспитателей
консультация по логопедии (младшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendats.docx | 58.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО УГОЛКА В ДЕТСКОМ САДУ
Речевой уголок в детском саду – это непременное условие эффективной работы по развитию речи дошкольников. Рекомендации по оснащению речевых уголков составлены в соответствии с основными задачами и содержанием работы по развитию речи в каждой возрастной группе. Содержание речевых уголков в течение учебного года меняется в зависимости от изучаемой лексической темы. В тексте есть ссылки на рекомендуемую литературу, список которой приводится в конце.
Рекомендации будут полезны педагогам, работающим по любой комплексной программе, так как в их основе лежит классическая методика по развитию речи дошкольников. Материалы речевого уголка можно использовать для обследования речи детей, т.к. они подобраны в соответствии с основными задачами речевого развития дошкольников в каждой возрастной группе.
Младшая группа
(четвертый год жизни)
Оборудование и дидактические материалы по разделам обучения.
Воспитание звуковой культуры речи:
- Зеркала для проведения артикуляционной гимнастики (или настенное зеркало), стульчики.
- Полка или этажерка для пособий.
- Пособия и игрушки для воспитания правильного речевого дыхания.
- Картинки для выполнения артикуляционной гимнастики.
- Картинки – символы для вызывания, уточнения изолированных звуков.
- Картотека предметных картинок для автоматизации звуков.
- Альбом с подборкой шуток – чистоговорок, потешек, стихотворений на изучаемые звуки желательно с иллюстрациями.
- Картотека игр и упражнений для развития слухового внимания, для воспитания интонационного чутья, силы голоса, темпа речи.
Формирование словаря и грамматического строя речи:
- Альбомы с иллюстрациями или наборы иллюстраций по темам.
- Картотека игр для развития словаря и грамматического строя речи.
- «Разноцветный сундучок» и «Чудесный мешочек» для организации игр с предметами и картинками.
- Набор парных предметов для организации игр.
- Картинки с изображениями предметов и животных разной величины.
Развитие связной речи:
- Маски, элементы костюмов, фигурки из плоскостного театра, куклы для драматизации отрывков из литературных произведений и сказок.
- Сюжетные картины на различные темы.
Средняя группа
(пятый год жизни)
Оборудование и дидактические материалы по разделам обучения.
Формирование звуковой культуры речи:
- Зеркала для проведения артикуляционной гимнастики (или настенное зеркало), стульчики.
- Полка, шкаф для пособий.
- Пособия и игрушки для развития направленной воздушной струи.
- Картинки для выполнения артикуляционной гимнастики.
- Картинки – символы для вызывания, уточнения изолированных звуков.
- Наглядный материал (картинки, игрушки, предметы) на отрабатываемые звуки. В словах автоматизируемые звуки должны находиться в разных позициях: в начале, в середине, в конце слова, за исключением звонких согласных, которые оглушаются на конце.
- «Чудесная коробочка».
- Пособие «Звуковые часы».
- Звуковые линейки для демонстрации последовательности произнесения звуков.
- Альбом с подобранным речевым материалом (чистоговорками, потешками, считалками, небольшими стихотворениями) для занятий по формированию у детей хорошей дикции, четкого и правильного произнесения слов, фраз, небольших текстов.
- Картотека игр и упражнений по развитию речевого слуха.
- Картинки с изображениями предметов, названия которых отличаются одним звукам.
Формирование словаря:
- Картинки на подбор антонимов (слов с противоположным значением)
- Картинки с изображением различных предметов для проведения игры: «Какой, какая, какое?»
- Картинки, на которых изображены предметы, люди, животные в движении – для проведения игры «Расскажи, что делает?» или «Кто больше вспомнит?»
- Картотека игр и упражнений с детьми 5-ого г.ж. на развитие понимания смысловой стороны слова.
Формирование грамматически правильной речи:
- Сюжетные картины, на которых изображены предметы в различных пространственных отношениях.
- Картинки с изображением животных и их детенышей для игр.
- Картинки с изображением предметов посуды.
- Картинки с изображением различных предметов.
- Сюжетные картинки для обучения детей составлению простых распространенных предложений с однородными членами.
- Сюжетные картинки для обучения детей составлению сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с союзами И, А, ПОТОМУ ЧТО, ЧТО, ЧТОБЫ и др.
- Картотека игр и упражнений на усвоение детьми категорий рода, числа, падежа существительных, вида и наклонения глаголов и др.
Развитие связной речи:
- Выразительные, яркие, образные игрушки для обучения детей составлению описательных рассказов.
- Серии картинок «Что сначала, что потом?».
- «Чудесный мешочек» с игрушками для игр «Угадай на ощупь», «Угадай по описанию» и др.
- Маски, элементы костюмов, фигурки плоскостного театра, куклы игрушки из киндер-сюрпризов и др. для разыгрывания несложных представлений по знакомым литературным сюжетам.
Старшая и подготовительная к школе группы
(шестой и седьмой год жизни)
Оборудование и дидактические материалы по разделам обучения.
Формирование звуковой культуры речи:
- Зеркала для проведения артикуляционной гимнастики (или настенное зеркало), стульчики.
- Этажерка или шкаф для пособий.
- Игрушки и пособия для воспитания правильного речевого дыхания (тренажеры, «мыльные пузыри», надувные игрушки, игрушки из полиэтиленовой пленки).
- Картинки для выполнения комплекса артикуляционных упражнений.
- Картинки – символы звуков.
- Картотека предметных картинок для автоматизации и дифференциации звуков.
- Альбом с подборкой скороговорок, чистоговорок, загадок, потешек, стихов для отработки дикции, силы голоса, темпа речи на изучаемые звуки.
- Картотека игр и упражнений для развития речевого слуха.
- «Звуковые линейки» (демонстрационные и индивидуальные для детей).
- Пособия для определения места звука в словах.
Подготовка к обучению грамоте (подготовительная к школе группа):
- Слоговые линейки.
- Звуковые и слоговые кубики.
- Звуковые схемы слов из 3,4,5,6 звуков типа «Домики»:
- Цветовые сигналы для обозначения гласных и согласных звуков.
- Схемы деления слов на слоги:
- Схемы деления предложений на 2,3,4 слова:
. . .
- Настольно-печатные игры типа «Звуковая цепочка», «Поезд», «Пирамида».
Формирование словаря:
- Наборы иллюстраций по темам (иллюстрации меняются в процессе прохождения тем):
- Наборы иллюстраций для занятий с детьми по овладению смысловой стороной многозначных слов.
- Иголки у елки; иголки у ежа; швейные иголки; медицинская игла.
- Ученическая ручка; ручка у чашки; ручка ребенка; дверная ручка; ручка у сумки; ручка у зонта.
- Носик у ежа; носик у чайника; носик у ребенка и т.п.
- Иллюстрации с изображением предметов, отличающихся каким-либо признаком для упражнений по подбору слов с противоположным значением:
- Картинки (иллюстрации) для упражнений по подбору родственных слов.
- Картинки для игры «Четвертый лишний».
- Картинки с изображением предметов.
- Картинки, на которых изображены предметы, люди, животные в движении.
- Альбом с подборкой фразеологизмов и пословиц для развития у детей осознанного отношения к смысловой стороне слова, овладение переносным значением слова.
Формирование грамматического строя речи:
- Набор картинок с изображением предметов.
- Картинки с изображением представителей различных профессий.
- Набор картинок с изображением хвостов различных животных и птиц для проведения дидактической игры «Чьи хвосты?»
- Набор картинок с изображением предметов, сделанных из различных материалов.
- Набор картинок с изображением предметов: пианино, кино, пальто, кофе, какао.
- Набор картинок с изображением предметов, которые можно сравнить.
- Наборы картинок, на которых изображены действия, совершаемые людьми и предметами.
- Картотека игр на формирование словаря и грамматического строя речи.
- Сюжетные картинки для составления простых, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Формирование связной речи:
- Наборы сюжетных картинок для составления рассказов.
- Серии сюжетных картинок.
- Схемы – опоры для составления описательных рассказов о предметах, животных, птицах.
- Маски, элементы костюмов, фигурки из плоскостного театра, куклы для драматизации отрывков из сказок и художественных произведений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для воспитателей и начинающих старших воспитателей по планированию сюжетно-ролевых игр.
перечень сюжетно -ролевых игр с современном содержанием...
Рекомендации для воспитателей: «Воспитатель и музыка».
Насколько активно воспитатели детского сада участвуют в музыкальном воспитании детей? И все ли они осознают важность такого участия? Увы, нередко воспитатель считает своей обязанностью всего лишь прис...
Рекомендации по проведению физкультминуток (рекомендации для воспитателей)
Предлагаемые рекомендации помогут сделать более интересными и эмоционально насыщенными развивающие занятия с дошкольниками, а также с пользой организовать их досуг....
Буклет "Роль воспитателя на музыкальном занятии". Рекомендации для воспитателей
Буклет "Роль воспитателя на музыкальном занятии" - рекомендации для воспитателей...
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Советы рекомендации по воспитанию и обучению детей
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙСоветы рекомендации по воспитанию и обучению детей: - с «синдромом дефицита внимания с гиперактивность» (СДВГ)эмоциональной неустойчивостью;аг...
Методические рекомендации для воспитателей "Формирование элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет «Малыш в мире природы» Методические рекомендации
Методический материал содержит рекомендации по формированию элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет. Раскрываю...
Рекомендации для воспитателей «Учим ребенка рисовать человека: простые схемы и рекомендации»
Вопрос «Как научить детей рисовать человека?» ставит многих взрослых в тупик: далеко не каждый сможет реалистично передать пропорции и портретное сходство, и тем более, объяснить этап...