«Интеграция логопедии в образовательную область «Физическое развитие» в ДОУ общеобразовательного вида.
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Рубанович Татьяна Ивановна

Мастер-класс для воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integratsiya_logopedii_v_fiz-ru.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель-логопед Рубанович Татьяна Ивановна

Мастер-класс:

«Интеграция логопедии в образовательную область

«Физическое развитие» в ДОУ общеобразовательного вида.

Цель.  Комплексное воздействие на развитие и коррекцию звуковой стороны речи у детей дошкольного возраста.

I

Разогрев.

1.Построение в шеренгу, проверка осанки и равнения; перестройка в колонну по одному, ходьба в колонне по одному, руки на поясе, проговариваем: пта-пта… (тпа, тфа, фта, кма, фна, пка, тка…..со стечением согласных) (для подготовительной группы слоги тла, вла, кла, ); бег в колонне по одному; по сигналу педагога ходьба в рассыпную с проговариванием обратных слогов: апт-апт и т.д.(для подготовительной группы атл, акл, авл) Бег в рассыпную молча.

2.Построение в одну шеренгу, проверка равнения и осанки, объяснение задания. Ходьба в колонне по одному с проговариванием слогов: Пта…(тпа, тфа.ю фта, кма, фна, пка, тка….).Для подготовительной группы слоги пша (шпа, ). По сигналу педагога переход на ходьбу между предметами с проговариванием тех же слогов. Бег молча. Ходьба в рассыпную с проговариванием гласных на выдохе: АА,(О-о, У-у,И-и).(Для подготовительной группы «Машинки» Р-р-р.) Затем бег в рассыпную молча.

3. Ходьба в колонне по одному на носках, руки на поясе. При произнесении педагогом звука Ш, ходьба на пятках, руки за голову. При произнесении педагогом звука С, опять переходят на ходьбу на носках. Чередование этих движений 2-3 раза, затем бег в среднем темпе. Ходьба с проговариванием слогов: да-до-ду (или ба-бо-бу; та-то-ту; ва-во-ву; на-но-ну; па-по-пу)

(для подготовительной группы слоги ла-ло-лу)

4. Построение в шеренгу, перестроение в колонну по одному; ходьба с высоким подниманием колен и проговариванием звуков: ПК-пк (или пт-пт, тк-тк).Для подготовительной группы :тр, тр (ла, ла) При произнесении педагогом звука Р-р, бег в рассыпную.; При произнесении звука З-з ходьба между кеглями, поставленными в один ряд, с проговариванием звуков : ПК-пк (пт-пт). Для подготовительной группы :тр, тр (ла, ла) При произнесении педагогом звука Р-р бег в рассыпную.

5. Ходьба в колонне по одному, по сигналу педагога ходьба в медленном темпе (на редкие удары в бубен) и в быстром (на частые удары в бубен), в чередовании. Бег в рассыпную с остановками по сигналу педагога: при слове «Аист!» дети должны встать на одну ногу, подогнув вторую, при слове «Зайцы!» - выполнить три прыжка подряд.

                       II

Общеразвивающие упражнения.

1. . «Делай, как слышишь».

Ведущий даёт разные инструкции: руки поднять в стороны, вперёд, наклониться и т.п. – при этом сам делает другие движения. Ребёнок должен выполнить не то, что видит, а то что слышит.

2. И.П.: основная стойка, руки на поясе.1 – прыжком ноги врозь, руки в стороны – одновременно цокаем языком. 2 – вернуться в исходное положение. На счёт 1-8 повторить 3-4 раза. Выполняется в среднем темпе под счёт педагога или музыкальное сопровождение.

3. И.п.: ноги на ширине плеч, руки внизу. Рот открыт, губы в улыбке. 1 – руки вверх – широкий язык вверх, к верхней губе. 2 – руки вниз – широкий язык вниз, к нижней губе. Повторить 5-6 раз.

4. И.П.: сидя на полу, руки в упоре сзади. 1 – при произнесении педагогом звука Ж поднять вверх правую ногу. 2 – вернуться в исходное положение. 3 – При произнесении педагогом звука Ш –поднять левую ногу.4 – вернуться в исходное положение. Педагог может назвать звуки в  таком порядке Ш-Ж-Ш-Ж-Ж-Ш-Ш-Ж. В подготовительной группе дети произносят звук с педагогом.

5. И.п.: основная стойка, ноги на ширине плеч. Прыжки вправо-влево на правую и левую ногу с произнесением слогов: хоп-хоп-хоп-хоп (паф-поф-пуф-пыф, упа-опу).

6. для подготовительной группы. И.п.лёжа на спине, руки вдоль туловища. Вращение попеременно согнутыми ногами «велосипед» на счёт 1-8 с проговариванием звука Р-р-р, затем пауза и отдых , и снова повтор.

7. И.п.: основная стойка, мяч в правой руке. 1-2 – руки в стороны, вверх, переложить мяч в левую руку, с произнесением звука Зз -«пчёлка перелетела с цветка на цветок». 3-4 – опустить руки вниз, вернуться в исходное положение. То же левой рукой 5-7 раз.

8. «Жук улетел» И.П.: основная стойка, ноги на ширине плеч. Мяч в руках внизуперед собой. 1 - Поднять мяч в верх: Р-р-р. 2 – опустить.

9.для подготовительной группы. И.п. основная стойка, мяч в правой руке. 1 – руки в стороны, отставить правую (левую)ногу назад на носок. Произносим Ла (аал). 2 – вернуться в исходное положение. (5-6 раз)

III

Основные виды движений игровые упражнения.

  1. «Посадка картофеля». Дети выстраиваются в 3-4 колонны перед линией старта. У детей, стоящих в колоннах первыми, в руках по одному мешочку с 5-6 мелкими предметами – картофелинами. Напротив колонн, рисуют кружки по количеству картофелин, т.е. 5-6 штук (можно положить кружки из фанеры, картона).

   По сигналу педагога первые игроки бегут к своим кружкам и раскладывают картофелины по одной в каждый кружок, с проговариванием на каждую картофелину – Чик-чик-чик-чик-чик; затем возвращаются обратно с пустыми мешками и передают их следующим игрокам своей колонны. Те  бегут к кружкам, собирают картофелины в мешки, проговаривая так же  - Чик-чик-чик-чик-чик – возвращаются и передают их дальше. Выигрывает команда, игроки которой быстро и без потерь выполнят задание. Игра начинается по условному сигналу педагога; далее игроки приступают к бегу, после того как получат в руки полный или пустой мешочек.

  1. «Пингвины». Играющие образуют круг. У каждого в руках по одному мешочку. По сигналу педагога (удару в бубен) дети зажимают мешочек между колен и прыгают на двух ногах по кругу и как пингвинята «пищат» ввик – ввик – ввик, подражая их интонации.(дистанция между детьми должна быть не менее 0,5 м, чтоб они не иешали друг другу). Вначале выполняются прыжки в одну сторону, затем, по сигналу педагога (быстрым ударам в бубен) остановка, поворот, один удар в бубен – задание повторяется в другую сторону. Эту игру можно провести в виде эстафеты, разделившись в колонны. Первый пингвин прыгает допрыгивает до кубика, обпрыгивает его, возвращается назад и передаёт мешочек следующему.
  2. «Лыжник» В 3-4 колонны. Первый игрок в  колонне имитируя движения лыжника, отталкивающегося палками, и проговаривая слоги СА-Со-Су «едет» между кеглями до финиша (н-р. гимнастической палки), обходит и бежит назад, передавая эстафету другому. Другой вариант: лыжники, один за другим «едут» по кругу объезжая препятствия. (подойдёт для подготовительной группы)

Для подготовительной группы.

  1. «Проведи мяч». Все играющие получают по одному мячу большого диаметра. Педагог показывает, как следует вести мяч. При ведении мяча проговаривать Ла. (пла, кла, вла, гла)
  2. «Дорожка» А) ходьба по гимнастической скамейке с различными положениями рук и проговариванием звуков Ш-Ш.Б) Перепрыгивание через бруски с проговариванием звука Ч,Ч. В) ходьба между кеглями с проговариванием звука Ж-Ж. Г) взять и бросить мешочек в корзину с проговариванием звука Р-р.
  3. «Машина» Изображая машину проезжать дорожку препятствий со звуком Р-Р. н-р, обходить кегли, проходить по гимнастической скамеке, проходить лабиринт из скакалок, пролазить под высокой рамкой и т.п.

Подвижные игры

  1. «Хитрая лиса» Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага один от другого. В стороне, вне круга, обозначается дом лисы. По сигналу педагога дети закрывают глаза, а он обходит их и называет первые два звука в имени ребёнка, тот кто угадает своё имя становится водящим – хитрой лисой. Затем дети открывают глаза, хором три раза « с небольшим интервалом) спрашивают (сначала тихо, а потом громче и совсем громко): «Лиса, лиса, где ты?» После третьего раза играющий, выбранный лисой, быстро выбегает на середину круга и говорит: «Я здесь!». Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. После того как лиса поймает и отведёт к себе в дом 2-3 детей, педагог произносит: «В круг!» - и игра возобновляется.
  2. «Медведи и пчёлы» Играющие делятся на две команды: одна медведи, другая – пчёлы.

На одной стороне зала находится улей, а на противоположной – луг. В стороне располагается берлога медведей. По условному сигналу педагога (произнесении звука Ж-Ж) пчёлы вылетают из улья (слезают с возвышений – гимнастической стенки, скамеек и т.д., жужжат и летят на луг за мёдом. Как только пчёлы улетят, медведи выбегают из берлоги, ворчат Ы-Ы, забираются в улей (влезают на возвышения) и лакомятся мёдом. Педагог подаёт сигнал: «Медведи!», пчёлы жужжа летят к ульям, стараясь ужалить (дотронуться) медведей, те убегают в берлогу. Ужаленные медведи пропускают одну игру. Игра возобновляется, дети меняются ролями.      

Для подготовительной группы. В начале игры всегда указание: «Звуки проговаривать правильно, проговаривать всё медленно, чётко, хорошо открывая рот.».

  1. «Кот и мыши». Первым ведущим будет тот, кто придумает слово с заданным звуком. Ведущий в середине хоровода. Игроки водят хоровод со словами: «Водят мыши хоровод,           На лежанке Васька кот.

                                                 Тише мыши не шумите,

                                                 Кота Ваську не будите.

                                                 Вот проснётся Васька-кот,

                                                 Разобьёт ваш хоровод.

« Мыши» разбегаются. Кот ловит.

  1. «Затейники»

Выбирается водящий – затейник, который встаёт в центр круга, образованного детьми. Взявшись за руки, дети идут по кругу и произносят: «Ровным кругом друг за другом

Мы идём за шагом шаг.

Стой на месте! Дружно вместе

Сделаем вот так…»

  Дети останавливаются, опускают руки, а затейник показывает какое-нибудь движение, и все должны его повторить. Игра повторяется с другим водящим.

IV

Упражнения на дыхание.

.1 «Снежинки».Взрослый дает ребенку кусочек ваты и говорит: «Это у нас снежинка. Посмотри, как она летает (кладет ватку на ладонь, а затем сдувает её с руки). Попробуй и ты так же подуть на снежинку».

  Ребенок сдувает ватку (снежинку) с руки несколько раз. Взрослый следит за тем, чтобы ребенок делал выдох только через рот, выдох должен быть плавным, длительным, вдох спокойным через нос.

2.«Собачка» (для активации мышц диафрагмы)Открыв рот и высунув вперёд язык, быстрыми движениями делаем вдохи и выдохи небольшими порциями воздуха. Одной рукой контролируем (она находится на животе): при вдохе живот чуть выпячивается вперёд, а при выдохе – чуть втягивается.

  1. «Хомячок» - тоже самое, только вдох и выдох идут через нос, при этом оскаливаем зубы.
  2. .упражнения для воспитания навыков правильного выдоха.

  «Теплый выдох» (погреем ладошки)

Сделать вдох через нос, поднести руки ко рту, медленно выдохнуть через открытый рот. Затем, вдохнув через нос, продолжить выдох. Проделать 5-6 раз подряд, непрерывно ощущая на руках тепло выдыхаемого воздуха.

   Вдох полезно делать с полуприседанием, а также прохаживаясь по комнате, быстро поднимая во время вдоха колено согнутой ноги до уровня пояса.  

  Теплый выдох можно также делать под сче

  1. Нижне-диафрагмальное дыхание в положении лёжа. Выпячивание мышц живота контролируют рукой, которая лежит на нём или книжкой, или игрушкой. При вдохе она поднимается, при выдохе опускается. «Берите дыхание животом» Чтоб увеличить длительность выдоха, произносим на выдохе отдельно звуки С (З,Ш,Ж) – тянем их. Можно поиграть – кто дольше протянет звук.

Использована литература в обработке:

1.В.В. Цвынтарный. Радость правильно говорить. – М.,2002.

2. Поварова И.А. Практикум для заикающихся. – СПб.,1999.

3.Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет. – М.,1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Образовательная область «Физическая культура» и виды интеграции другими областями"

Цели и задачи образовательной области "Физическая культура" и виды интеграции с другими образовательными областями...

«ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» И «ПОЗНАНИЕ» - РАЗВИТИЕ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В НЕРАЗРЫВНОЙ СВЯЗИ С ИХ ФИЗИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ».

В статье рассмотреныы теоретические и практические аспекты интеграции физического воспитания и умственного развития...