Выступление на ГМО
статья по логопедии по теме
Выступление на городском методическом объединении учителей-логопедов по теме "Применение современных ИКТ в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sayfullina_r.s._-_vystuplenie.docx | 104.91 КБ |
sayfullina_r.s._gmo_23.03.16.pptx | 183.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 46 «Кот в сапогах»
Современные компьютерные технологии
в работе учителя-логопеда
Сайфуллина Рушания Сягитовна
Учитель-логопед
высшей категории
Нижневартовск 2016
Слайд 1
Актуальность и значимость представленного опыта определяется необходимостью оказания поддержки детям с тяжелыми нарушениями речи, в виде организации специальных коррекционно-развивающих мероприятий и требует активного внедрения в практику современных компьютерных технологий, позволяющих компенсировать имеющиеся у них нарушения с учетом индивидуальных возможностей и своеобразия познавательной деятельности.
В последнее время отмечается значительное увеличение количества детей, имеющих различные нарушения развития. Нарушения речи занимают в этом перечне одно из центральных мест. С каждым годом увеличивается количество детей с тяжелыми нарушениями речи, которые при поступлении в дошкольное образовательное учреждение имеют крайне низкий уровень речевого развития, сочетанность речевых нарушений (алалии и дизартрии (50%), ринолалии и алалии (20%), с различными психопатологическими симптомокомплексами (80%), которые в значительной мере осложняются хроническими соматическими заболеваниями.
Вследствие органического поражения центральной нервной системы нарушаются психические процессы, лежащие в основе речи. Это проявляется в снижении познавательной активности, затруднении процессов запоминания, удержания и воспроизведения учебного материала, неустойчивости внимания, и его недостаточной концентрации, несовершенстве мыслительных процессов, низкой саморегуляции, снижении произвольности деятельности детей на логопедических занятиях. Кроме того, отмечаются нечеткие пространственные представления и низкий уровень сформированности умения ориентироваться в пространстве; трудности в развитии умения целостно, детально и последовательно воспринимать содержание сюжетной картины, композиции, включающей большое количество героев, деталей; трудности в узнавании предметов, изображенных в различных модальностях (контур, силуэт, модель). Познавательная деятельность формируется сложно и длительно. Такие дети испытывают значительные трудности при усвоении программного материала по родному языку и чтению при поступлении в школу.
Особенностью коррекционно-логопедической работы является то, что учебный материал требует многократного повторения и закрепления. Многократное использование повторяющихся методов и приёмов, однообразных средств способствует быстрой утомляемости детей во время занятий. На фоне утомляемости у ребёнка отмечается снижение познавательного интереса, общей мотивации к посещению логопедических занятий и как результат приводит к снижению общего качества, эффективности работы и обосновывает поиск новых современных методов и приемов, одним из которых является использование компьютерных технологий.
Слайд 2
Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в нашем дошкольном учреждении. Из-за необходимости соответствовать современным требованиям логопедия все чаще обращается к вариантам сочетания традиционных и компьютерных методов, как при диагностике речевых нарушений, так и непосредственно при проведении индивидуальных и групповых занятий. Инновационные технологии представляют для логопеда дополнительный набор возможностей в коррекции дефектов, касающихся как лексико-грамматического строя речи, так и фонетико-фонематических процессов, тесно связанных со звукопроизносительной стороной речевой системы. Использование компьютерных программ избавляет ребенка от негативизма, связанного с необходимостью многократного повторения определенных операций, тем самым создаются комфортные условия для успешного выполнения упражнений. Компьютер поддерживает работу педагога, помогая ему решать самые трудные задачи, связанные с развитием и коррекцией нарушений у детей.
Слайд 3
Концептуально-методические основы
В основу использования компьютерных технологий в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др.
Отечественные и зарубежные исследования убедительно доказывают не только возможность применения современных компьютерных технологий в детских садах как инновационного обучающего средства, но и отмечают их особую роль в развитии интеллекта и в целом личности ребенка (С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др.).
Актуальность внедрения и использования компьютерные технологии обуславливается высокой эффективностью и результативностью обучения и развития детей с тяжелыми нарушениями речи и все чаще применяется в коррекционной специальной педагогике. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в оптимизацию методик, разработку обходных путей обучения, которые позволяют достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями (И.К. Воробьев, М.Ю. Галанина, Н.Н. Кулишов, О.И. Кукушкина и др.)
Слайд 4
Современные информационно-компьютерные технологии широко используются в работе учителя-логопеда дошкольного учреждения для:
- проведения фронтальных, подгрупповых (презентации) и индивидуальных занятий (специализированные компьютерные игры и технологии).
- ведения документации (перспективное планирование, мониторинг речевого развития, список группы с расписанием занятий, речевые карты, конспекты занятий и многое другое).
- взаимосвязи с родителями обучающихся (использование мультимедийных презентаций на родительских собраниях; посредством сайта учителя-логопеда и сайта образовательного учреждения).
- повышения профессиональной компетентности через сеть Интернет: (поиск необходимой информации, участие в конкурсах, вебинарах, курсы повышения квалификации и пр.)
В последнее время заметно выросла популярность обучающих игр, их выбор на рынке достаточно велик. Однако не весь представленный материал возможно использовать на логопедических занятиях при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Ощущается нехватка специализированных игр, в частности, логопедических.
Слайд 5
Система коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи (Общее недоразвитие речи I-II-III уровня при алалии, ринолалии, дизартрии) рассчитана на срок 3 года и предполагает проведение логопедических занятий в средней, старшей и подготовительной к школе группы. Что требует адаптации имеющегося материала и разработки продукта, отвечающего запросам субъектов образовательного процесса и отвечающего требованиям основной образовательной Программы дошкольного учреждения (образовательная область «Развитие речи») разработанной в соответствии с ФГОС ДО и программой коррекционного обучения в каждой возрастной группе.
Цель оптимизировать коррекционно-образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении и достигнуть более высокого и качественного результата в коррекции тяжелых нарушений речи у детей.
Слайд 6
Структура опыта представлена тремя последовательными этапами:
1 этап – Организационно-мотивационный
Цель: Формирование мотивационной готовности ребенка к участию в коррекционно-развивающем процесс с использованием современных информационно-компьютерных технологий, обучение начальным действиям с компьютером
Основные направления работы:
- создание позитивной установки на сознательное участие ребенка в процессе коррекции речи;
- ознакомление с устройством компьютера, интерактивной доски, правилами пользования, техникой безопасности при работе с компьютерной техникой;
- преодоление речевого и поведенческого негативизма.
Слайд 7
2 этап – Собственно-коррекционный
Цель: Коррекция нарушений речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с использованием современных информационно-компьютерных технологий.
Основные направления работы
- формирование психологической базы речи;
- развитие лексико-грамматического строя речи и связной речи;
- формирование фонетико-фонематических процессов и коррекция звукопроизношения.
Работа на данном этапе строится на основе единого тематического планирования и имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же тем в течение трех лет обучения (средняя, старшая и подготовительная к школе группы) с усложнением и предусматривает проведение комплексных фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий с использованием современных компьютерных технологий согласно учебного и перспективного плана, расписания занятий в каждой возрастной группе.
Слайд 8
3 этап - Заключительный
Цель: Закрепление полученных навыков, перенос полученных навыков на другие виды деятельности.
Основные направления работы:
- итоговая диагностика уровня сформированности устной речи;
- подготовка и участие детей в Празднике правильной речи;
- проведение итогового занятия для родителей с использованием компьютерных технологий.
Слайд 9
Основная цель занятий – коррекция и развитие всех сторон речи у детей с тяжелыми нарушениями речи через оптимальное использование современных компьютерных технологий (презентации, компьютерные игры и упражнения).
Все логопедические занятия включают в себя игры и упражнения по развитию психологической базы речи, формированию всех сторон речи. Многообразие игр и упражнений дает возможность подбирать материал для занятий с каждым ребенком, учитывая его психофизические, возрастные и индивидуальные особенности.
Слайд 10
Информационно-компьютерные технологии используются на разных этапах занятия.
- Организационный этап. Включает в себя: введение в тему занятия, создание положительного эмоционального настроя, повышение мотивации к занятию, пробуждение познавательного интереса, а также коррекция психофизических функций. На этом этапе детям поясняются цель и содержание последующей работы. На интерактивной доске показываются слайды отражающий тему занятия, сюрпризные моменты, создается игровая мотивация и др.
2. Проверка усвоения предыдущего материала. С помощью различных дидактических игр и упражнений может быть установлена степень усвоения материала: припоминание изученного ранее.
3. Изучение нового материала. На этапе изучения нового материала наглядное изображение на интерактивной доске является зрительной опорой, которая активизирует и оптимизирует процесс усвоения материал. Соотношение между словами педагога и информацией на экране может быть разным, и это определяет пояснения, которые дает педагог.
Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме; использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным
4. Динамическая пауза. Использование логоритмических упражнений и различных гимнастик (артикуляционной, предупреждающей зрительное утомление, динамической паузы) с опорой на с видео и музыкальным сопровождением.
5. Систематизация и закрепление материала. Для лучшего запоминания и четкого структурирования в конце занятия педагог делает обзор изученного материала, подчеркивая основные положения и их взаимосвязь. При этом повторение материала происходит не только устно, но и с демонстрацией наиболее важных наглядных пособий на слайдах.
После таких занятий изученный материал остаётся у воспитанников в памяти как яркий образ и помогает педагогу стимулировать познавательную активность дошкольника.
Используя слайдовые презентации, интерактивные модели, можно осуществлять дифференцированный, индивидуальный подход в работе с детьми, владеющими разной степенью освоения программного материала.
Слайд 11
Опыт имеет учебно-методическое приложение, которое включает в себя комплект слайдовых презентаций, состоящий из специально подобранных игр и упражнений, направленных на развитие речи и высших психических функций на фронтальных, индивидуальных и подгрупповых занятиях по каждой теме для каждой возрастной группы по 2 основным разделам:
- развитие лексико-грамматического строя и связной речи (для оптимизации усвоения лексических тем, развития навыков словообразования и словоизменения, развития связной речи и познавательных способностей) на материале лексических тем «Человек. Части тела», «Овощи», «Фрукты», «Осень», «Деревья», «Одежда», «Обувь», «Домашние животные», «Домашние птицы», «Зима», «Зимующие птицы», «Дикие животные», «Профессии», «Инструменты», «Транспорт», «Семья», «Город. Страна», «Дом и его части», «Квартира. Мебель», «Посуда», «Продукты питания», «Весна» и др.
- формирование фонетико-фонематических представлений (для развития фонематического восприятия, элементарных и сложных форм фонематического анализа и синтеза, знакомства с графическим написание букв, дифференциации графически сходных букв, закрепления начальных навыков чтения и др.).
Кроме того, презентационные материалы применяются для:
- проведения артикуляционной гимнастики
- автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, фразах и связной речи;
- дифференциации акустически близких звуков и т.д.
Слайд 12
Разработанный и внедренный комплект авторских презентаций, игр и упражнений по формированию и развитию всех компонентов речи и психологической базы речи дошкольников явился одним из решающих факторов, определяющих результативность интеграции разработанной технологии в образовательный процесс.
Апробация системы работы показала ее актуальность, активизацию информационно-коммуникативной деятельности субъектов и объектов образовательного процесса, на уровне индивидуального, группового, интегрированного взаимодействия. Критериями эффективного функционирования современных информационно-компьютерных технологий, их соответствия целевому назначению дошкольного образовательного учреждения являются показатели речевых и неречевых функций, приобретение детьми интегративных качеств и элементарных компьютерных знаний, и как результат – необходимые стартовые возможности при поступлении в школу и социализация в обществе.
В результате планомерной систематической коррекционно-развивающей работы большинство воспитанников успешно овладели базовыми предпосылками учебной деятельности (в 2014 году уровень школьной готовности составил 100%), что позволило им успешно адаптироваться к условиям школы и усваивать учебную программу.
Проведенная методическая работа по теме проекта способствовала повышению профессиональной компетентности и мастерства педагогов.
Систематическое взаимодействие и просветительская работа с родителями обеспечили преемственность между семьей и образовательным учреждением в вопросах внедрения информационно-коммуникативных технологий в коррекционно-развивающий процесс; повышение педагогической культуры родителей, заинтересованность в результатах коррекционной работы, мотивацию к сотрудничеству для максимально возможного преодоления имеющихся нарушений.
Репрезентативность внедрения педагогического опыта Представленный опыт привлекателен для учителей-логопедов и воспитателей своей информативностью, системностью. практичностью и простотой использования компьютерных презентаций в ходе специально-организованной деятельности. Коллегами отмечена рациональность, удобство и практичность в использовании данной разработки
В результате репрезентативности возросло количество учителей-логопедов, применяющих информационно-компьютерные в коррекционно-образовательном процессе (в 2013 году – 3 человека, в 2014 году – 5 человек, в 2015 году – 8 человек), оценивших ее высокую результативность и реалистичность выполнения.
Таким образом, в результате внедрения информационно-компьютерных технологий удалось достигнуть более высокого уровня речевого и интеллектуального развития у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи путем применения системы логопедических занятий комплексного характера, а, следовательно, на достаточном уровне сформировать базовые предпосылки полноценного школьного обучения, что свидетельствует и об оптимизации коррекционно-образовательного процесса в дошкольном учреждении компенсирующего вида.
Новизна и практическая значимость опыта состоит в следующем:
- оптимальное использование игры, как базового новообразования дошкольного возраста в логопедическом коррекционно-образовательном процессе;
- полисенсорное воздействие, т.е. обучение с опорой на сохранные анализаторы, способствующее задействовать компенсаторные механизмы;
- дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом индивидуальных особенностей;
- формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность,
- социальная адаптация, нормализация социальных контактов детей с окружающими людьми, повышении самооценки;
- обеспечение равных стартовых возможностей воспитанников специализированного детского сада при поступлении в школу;
- качественное формировании интегративных качеств личности выпускников детского сада, предусмотренных Федеральными государственными образовательными стандартами;
- коррекция тяжелых нарушений речи, осуществляемая путем оптимального комплексного, научно обоснованного использования в коррекционном процессе специально разработанного комплекта презентаций по всем темам на логопедических занятиях;
- объединение усилий педагогов дошкольного учреждения, воспитанников и возможность вывести коррекционно-развивающий процесс на более высокий качественный уровень;
- сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Список использованных источников
- Гаргуша Ю.Ф. Черлина Н.А. Новые информационные технологии в логопедической работе. Журнал «Логопед» №2 2004г.
- Дошкольник и компьютер /Под ред. Л.А.Леоновой. М., 2004.
- Зайцева Л.А. Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе и проблемы его методического обеспечения. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - 1 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2006/0901-5.htm
- Иванова Е.В. Повышение ИКТ – компетентности педагогов. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения». №12 2009
- Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе и проблемы его методического обеспечения. – Интернет ресурс http://www.eidos.ru/journal/2006/0901-5.htm
- Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. - 1998. - № 1.с.47-55.
- Кривич Е.Я. Компьютер для дошколят. М.: Издательство ЭКСМО, 2006.
- Кузьмина Е.В. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы. Журнал «Логопед» №5 2008г.
- Симонович С., Евсеев Е. Занимательный компьютер. – М., 2004.
- Тимофеева Ж. А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы //Дефектология. 1997. - № 2. с.41-4
- Томилина С.М Логопедия и интернет. Журнал «Логопед» №3 2006г.
- Федорович Л. А. Информационные технологии в учебном процессе подготовки будущих логопедов. Логопед в детском саду. - Л, 2005- №5-6
- Источник: http://logoportal.ru/ispolzovanie-kompyuternyih-tehnologiy-v-rabote-uchitelya-logopeda-s-doshkolnikami-imeyushhimi-zpr/.html
- Источник: http://festival.1september.ru/articles/559339/ - Корецкая С.В. Проект "Использование информационно-коммуникативных технологий в ДОУ для создания единой информационной среды".
- Источник: http://tc-sfera.ru/posts/ispolzovanie-kompyuternyh-prezentaciy-na-logopedicheskih-zanyatiyah - Шостак Т. Использование компьютерных презентаций на логопедических занятиях.
Приложения
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей 6-го года жизни с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа) с использованием интерактивных технологий
Тема: «Профессии»
Цели:
- Активизировать и обогащать словарь и знания детей по теме путем подбора признаков, действий к предмету, синонимов.
- Упражнять в употреблении существительных Именительного падежа множественного числа в Родительном падеже.
- Развивать связную речь, через составление описательных рассказов, словесно-логическое мышление, слуховое внимание, память.
- Воспитывать умение слышать товарища, работать в коллективе, чувство ответственности за результаты своего труда.
Оборудование: - кукла – Незнайка
- компьютерная презентация к занятию,
- компьютер,
- мультимедийная установка,
- предметные и сюжетные картинки,
- звуковые линейки.
Ход занятия
1. | Организационный момент. - Вспомни профессию и назови, что делает этот человек. | Слайд 1 |
II. | Повторение, введение в тему. - Что называли? - Что такое профессия? (Это дело, занятие, работа, которой человек посвящает всю жизнь). - Существует много профессий. Есть ли самая главная профессия? - Все профессии нужны и важны. - Кем работают ваши родители? - Кем хотели бы работать вы? | |
III. | Основная часть. Приход Незнайки, который принес картинки с изображением профессий. 1) Игра «Назови профессию, подбери слова – действия» - Что делал маляр? – красил, покрасил, не докрасил, перекрасил, выкрасил, украсил, накрасил. | |
2) Игра «Скажи по – другому» подбор синонимов: шофер – водитель, доктор – врач, швея – портниха, летчик – пилот, работать – трудиться. | Слайд 2 | |
3) Игра «Кому нужны эти предметы для работы?» | Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 | |
4) Физминутка Не шофер и не пилот, Водит он не самолёт, А огромную ракету, Дети, кто скажите это? | Слайд 9 | |
Игра «Узнай и скажи» называть профессию по действию. | Слайд 10 Слайд 11 | |
Игра с мячом «Один, много, нет» учитель, учителя, нет учителей (артист, повар, доктор, продавец, почтальон, фотограф, пожарный). | ||
5) Игра «Исправь ошибку»
| ||
6) Игра «4 лишний»
| Слайд 12 Слайд 13 | |
7) Игра «Путаница».
| ||
IV. Итог занятия. - О чем беседовали? Оценка деятельности детей. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Информационно-компьютерная технология – это процесс подготовки и передачи информации ребенку, родителям, педагогам посредством взаимосвязи и взаимодействия всех факторов образовательной среды с помощью компьютерной техники и программных средств.
Концептуально-методические основы
Современные информационно-компьютерные технологии используются в работе учителя-логопеда для:
Система коррекционной работы с детьми с ТНР (ОНР I-II-III уровня при алалии, ринолалии, дизартрии) рассчитана на срок 3 года
1 этап – Организационно-мотивационный Цель: Формирование мотивационной готовности ребенка к участию в коррекционно-развивающем процесс с использованием современных информационно-компьютерных технологий, обучение начальным действиям с компьютером.
2 этап – Собственно-коррекционный Цель: Коррекция нарушений речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с использованием современных информационно-компьютерных технологий.
3 этап - Заключительный Цель: Закрепление полученных навыков, перенос полученных навыков на другие виды деятельности.
Информационно-компьютерные технологии используются на разных этапах занятия
Новизна и практическая значимость
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста". Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию
Выступление на педагогическом совещании"Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста"...
Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»
Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас
С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....
Выступление на муниципальном семинаре «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста» (выступление из опыта работы)
Для ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры потребность, привычка.Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком следует проводить аккуратно, осторожно, ч...
Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"
Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"...
Выступление на районном методическом объединении воспитателей групп раннего возраста. Тема выступления: «Развитие личности ребенка, его успешности и творческого потенциала через проектный метод»
Развитие личности, ее творческой индивидуальности должно лежать в основе современного педагогического процесса. Эффективное решение этой проблемы зависит от содержательных и структурно-...
Тезисы выступлений. Тема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы».
Тезисы выступленийТема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы»....