Развитие связной речи у дошкольников 5-7 лет с нарушением речи через игры и методы обучения"
статья по логопедии на тему
Речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью, которая подразумевает развитие умения рассказывать, зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. У детей с нарушением речи развита плохо, необходима систематическая работа по формированию связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_svyaznoy_rechi_u_detey_5-7_let.docx | 19.79 КБ |
razvitie_svyaznoy_rechi_u_detey_5-7_let.ppt | 864.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Автономное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования г. Долгопрудного
детского сада общеразвивающего вида №13 «В гостях у сказки»
(АОУ детский сад №13 «В гостях у сказки»)
ДОКЛАД
на тему:
«Развитие связной речи у дошкольников 5-7 лет с нарушением речи через специальные игры и методы обучения»
Подготовила и провела:
учитель-логопед Копайгора Е.Е
г.Долгопрудный
2017г
Речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью, которая подразумевает развитие умения рассказывать, зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. У детей с нарушением речи развита плохо, необходима систематическая работа по формированию связной речи.
Проблема развития умения рассказывать у дошкольников нашла отражение в трудах таких известных педагогов, как Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохин, Г.М. Лямина, О.С. Ушакова, Н.Ф. Ладыгина. Закономерности речевого развития дошкольников изучались А.Н. Гвоздевым, Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным, А.А. Леонтьевым и др. Вопросы развития связной речи детей дошкольного возраста с нарушением речи подробно рассматриваются в работах, Т.Б. Филичевой, Нищевой Н.В, Ткаченко Т.А и др.
Обучение рассказыванию - это развитие монологической речи. Обучение разговорной речи и ее дальнейшее развитие являются основой формирования монологической речи, а значит фундаментом становления детских рассказов.
Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах. Понятие рассказывание характеризуется как развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
Основой для развития речи и составления рассказов, последовательных во времени, К.Д. Ушинский считал предметное и природное окружение, картины и игрушки. Он отмечал, что дети должны быть самостоятельны в обучении. Самостоятельность должна проявиться в умении ребенка выразить своими словами, понятно для окружающих собственные самостоятельные мысли. Формирование у них навыков построения связных развернутых рассказов требует применения всех речевых и познавательных возможностей, одновременно способствуя их совершенствованию. Овладение такой речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словаря и грамматического строя речи. Поэтому на решение задач обучению рассказывания ребенка должна быть направлена и работа по развитию лексических и грамматических средств языка.
В своей работе педагоги- практики используют множество классических методов и приемов развития связной речи дошкольников.
• Наглядные:
Наблюдение во время прогулок, экскурсий;
Рассматривание конкретного объекта и наблюдение за ним;
Знакомство с объектом опосредованным путем, т. е. по средством фотографий, картин, картинок, кинофильмов.
• Словесные:
Заучивание наизусть;
Пересказ;
Составление различных видов рассказов;
Беседы.
Прием - это элемент метода. В настоящее время методика развития речи, как и общая дидактика, не располагает устойчивой классификацией приемов. Приемы развития речи можно разделить:
• Наглядные:
Организация наблюдения;
Демонстрация иллюстраций, картин, предмета, макета и т. д. ;
Просмотров видеофильмов.
• Словесные:
Речевой образец;
Повтор;
Вопрос;
• Игровые:
Дидактические игры-упражнения;
Театрализованные игры;
Сюжетно-ролевые игры;
Наряду с традиционными методиками в работе с дошкольниками и дошкольниками с нарушением речи можно использовать и инновационные комбинированные методы: --Мнемотехника (наглядное моделирование)- составление описательных рассказов с опорой на схему
Мнемотехника способствует развитию ассоциативного мышления, зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, воображения, связной речи, мелкой моторики рук.
Мнемосхемы могут быть использованы в работе над всеми видами связного высказывания: пересказ, составление рассказов по картинке и серии картин, описательный рассказ, творческий рассказ, разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок, отгадывание и придумывание загадок.
-Постановка проблемного вопроса – составление рассказов по сюжетной картине (с придумыванием предшествующих и последующих событий) еще один эффективный приём для развития связной речи, т.к. учит детей рассуждать. Вопросы, которые ставят перед ребенком определенную проблему и подталкивающие его к решению её: почему? зачем? Эти вопросы требуют определенной мотивации ответов, осмысливания причинно-следственных связей, установления смысловых ассоциаций — и следовательно непосредственно связаны с развитием логического мышления. Ответы на проблемные вопросы представляют собой сложноподчиненные предложения с придаточными причины или цели, предполагающие четкое грамматическое оформление и использование более абстрактной литературной лексики. В обучении ответам на проблемные вопросы еще большую роль играет помощь педагога, как в форме образца ответа, так и в использовании такого приема, как подсказывающее начало ответа на поставленный вопрос.
- Элементы ТРИЗ (теории решения изобретательных задач) успешно помогает развить у дошкольников не только изобретательную смекалку, творческое воображение, но и связную речь. При помощи ТРИЗ мы учим детей фантазировать, находить причинно-следственные связи и высказывать умозаключения.
Вышеназванные технологии являются скорее только инструментарием основных методов и приемов, но не самостоятельной развивающей детскую речь единицей.
Таким образом, данные нетрадиционные методы обучения связному высказыванию не отрицают традиционные, а только совершенствуют, модернизируют, дополняют их.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Связная речь - это смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание .
Основные методы развития связной речи Наглядные Словесные Приемы развития связной речи дошкольников Наглядные Словесные Игровые
Инновационные комбинированные методы развития связной речи Мнемотехника (наглядное моделирование) Постановка проблемного вопроса Элементы ТРИЗ
Мнемотехника (наглядное моделирование) пересказ, составление рассказов по картинке и серии картин, описательный рассказ, творческий рассказ, разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок, отгадывание и придумывание загадок.
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету». К. Д. Ушинский
Составление описательного рассказа с опорой на схемы
Составление предложений
«Кармашки» Заучивание стихов
Постановка проблемного вопроса – составление рассказов по сюжетной картине (с придумыванием предшествующих и последующих событий)
Элементы ТРИЗ (теории решения изобретательных задач Обучение составлению сравнений Обучение составлению загадок Обучение составлению творческих рассказов по картинке Обучение пересказу русских сказок с элементами драматизации
Сказка «Три медведя»
Сказка «Мужик и медведь»
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок.
Создание серии авторских конспектов по обучению составления рассказов по картине и серии сюжетных картинок....
«Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок»
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам. Своевременное и полноценное формировани...
Речевое развитие: Опыт работы педагога Семеновой Веры Сергеевны на тему: "Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картинам художников"
ОПЫТ РАБОТЫ ПЕДАГОГАТема: "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНАМ ХУДОЖНИКОВ"...
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи с использованием мнемотехники.
В статье имеется описание использования мнемотехники, а именно пособия О.А. Романович "Запоминалочки"....
«Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. "Дикие животные"
Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи с использованием ОТСМ-РТВ-ТРИЗ...
Логопедический проект "Говорящие картинки" (Использование наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи)
Использование наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....
конспект занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с нарушениями речи
Дорогие коллеги и родители предлагаю вашему вниманию конспект логопедтческого занятия на тему: "Золотая осень. Поможем Лесовечку"....