Особенности развития монологической речи у дошкольников с ОНР
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Волкова Светлана Николаевна учитель-логопед
 «Особенности развитие монологической речи 
у дошкольников с ОВЗ»
Монологическая речь - Это логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго по времени и не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Монолог характеризуется полнотой, четкостью, развернутостью. Для монологической речи характерна литературная лексика, развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность. Связность в монологической речи обеспечивается одним говорящим.
                             Актуальность.
Психологи относят появление монологической речи у детей к пяти годам. Для того, чтобы она была понятна слушателям, в ней должны использоваться полные распространенные предложения и наиболее точный словарь. Умение рассказывать играет большую роль в процессе общения человека. Для ребенка это умение является также средством познания, средством проверки своих знаний, представлений, оценок. Формирование речи ребенка связано с развитием его логического мышления. Основой для становления монологической речи является свободное владение словарем и грамматическим строем речи. Поэтому, задача педагогов работать над развитием всех сторон устной речи.
Основные типы монологической речи
- пересказ (доступен детям в силу того, что ребенок получает готовый образец, который действует на его чувства, заставляет сопереживать и тем самым вызывает желание запомнить и пересказать услышанное) 
- рассказ (фактический, творческий). Фактический – ребенок опирается на свои восприятие и память, использует творческое воображение. Содержание рассказа должно соответствовать случаю, основываясь на фактах.
Творческий – может основываться на вымышленном материале в сочетании с реальной действительностью.
Основные виды монологической речи
1. Описание – сообщение о фактах действительности, состоящих в отношениях одновременности. Описание представляет собой относительно развернутую характеристику предмета или явления, отображение  их основных свойств и качеств данных в «статическом состоянии».
2. Повествование – сообщение о фактах, находящихся в отношениях последовательности. Здесь сообщается о каком-либо событии, которое развивается во времени, содержит «динамику». Монологическое высказывание имеет, как правило, следующую структуру: введение, основная часть, заключение.
3. Рассуждение – особый вид высказывания, отражающий причинно-следственную связь каких-либо явлений, фактов. В структуру монолога-рассуждения входят: исходный тезис (информация, истинность или ложность которой требуется доказать), аргументирующая часть и выводы.
У детей  дошкольного возраста с нарушениями речи мы наблюдаем:
- Недостаточно развитое умение связно и последовательно излагать свои мысли,
- Дети владеют набором слов и синтаксических конструкций в ограниченном объеме и упрощенном виде, испытывают значительные трудности в программировании высказывания, что влечет за собой длительные паузы, пропуски отдельных смысловых звеньев,
- Дети недостаточно умеют отражать причинно-следственные связи между событиями, у них наблюдаются узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств.
- На фоне относительно развернутой речи у детей с ОНР наблюдается неточное употребление многих лексических значений,
- В речи детей преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий,
- В свободном высказывании мы наблюдаем преобладание простых распространенных предложений и практически полное отсутствие сложных конструкций,
- большое количество аграмматизмов.
У детей с ОНР можно выделить следующие особенности связной монологической речи: 
1. В беседе, при составлении рассказа по заданной теме, картине констатируются нарушения логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов.
2. Рассказывая о событиях о своей жизни, составляя рассказ на свободную тему с элементами творчества, они пользуются в основном малоинформативными предложениями.
3. У детей остаются трудности при планировании своих высказываний и отборе соответствующих языковых средств.
Дошкольники с ОНР -1 уровня: 
-Фразовая речь у таких детей практически полностью отсутствует.
- При попытке рассказать о каком либо событии они способны лишь назвать отдельные слова или одно-два сильно искаженных предложения.
- Речь детей малопонятна для окружающих и имеет жесткую ситуативную привязанность.
Дошкольники с ОНР – 2 уровня: 
- Отличительной чертой данного уровня является появление в речи детей двух-трех, а иногда и четырехсловной фразы.
- Общение осуществляется не только с помощью жестов и несвязных слов, но и путем употребления достаточно постоянных речевых средств.
- Дети начинают пользоваться фразовой речью и могут ответить на вопросы или беседовать со взрослым о событиях окружающего мира или картине. Но, связной речью дети практически не владеют.
Дошкольники с ОНР-3 уровня: 
- Дети пользуются развернутой фразой, но при этом отмечаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические недостатки.
- Смысловые высказывания детей отличаются отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на второстепенные детали.
-  Наблюдаются трудности в творческом рассказывании и  в самостоятельном рассказывании по памяти. 
Выводы: 
1. Элементы монологической речи появляются в высказываниях детей к 3-4 годам.
2. Уже с 4-х лет детям становятся доступны такие виды монологической речи, как описание (простое описание предмета) и повествование. 
3. С 5-6 лет ребенок начинает интенсивно овладевать монологической речью, т.к. к этому времени завершается процесс фонематического развития речи, дети усваивают морфологический грамматический и синтаксический строй родного языка. 
4. На седьмом году жизни –детям доступны  короткие рассуждения.
Овладение монологической речью возможно при наличии определенного уровня сформированности словарного запаса и грамматического строя речи. Поэтому, на решения задач по формированию связной речи ребенка должна быть направлена и коррекционная речевая работа педагогов.
 
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon monolog.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

 «Особенности развитие монологической речи

у дошкольников с ОВЗ»

Монологическая речь - Это логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго по времени и не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Монолог характеризуется полнотой, четкостью, развернутостью. Для монологической речи характерна литературная лексика, развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность. Связность в монологической речи обеспечивается одним говорящим.

                             Актуальность.
Психологи относят появление монологической речи у детей к пяти годам. Для того, чтобы она была понятна слушателям, в ней должны использоваться полные распространенные предложения и наиболее точный словарь. Умение рассказывать играет большую роль в процессе общения человека. Для ребенка это умение является также средством познания, средством проверки своих знаний, представлений, оценок. Формирование речи ребенка связано с развитием его логического мышления. Основой для становления монологической речи является свободное владение словарем и грамматическим строем речи. Поэтому, задача педагогов работать над развитием всех сторон устной речи.

Основные типы монологической речи

  • - пересказ (доступен детям в силу того, что ребенок получает готовый образец, который действует на его чувства, заставляет сопереживать и тем самым вызывает желание запомнить и пересказать услышанное)
  • - рассказ (фактический, творческий). Фактический – ребенок опирается на свои восприятие и память, использует творческое воображение. Содержание рассказа должно соответствовать случаю, основываясь на фактах.

Творческий – может основываться на вымышленном материале в сочетании с реальной действительностью.

Основные виды монологической речи

  • 1. Описание – сообщение о фактах действительности, состоящих в отношениях одновременности. Описание представляет собой относительно развернутую характеристику предмета или явления, отображение  их основных свойств и качеств данных в «статическом состоянии».
  • 2. Повествование – сообщение о фактах, находящихся в отношениях последовательности. Здесь сообщается о каком-либо событии, которое развивается во времени, содержит «динамику». Монологическое высказывание имеет, как правило, следующую структуру: введение, основная часть, заключение.
  • 3. Рассуждение – особый вид высказывания, отражающий причинно-следственную связь каких-либо явлений, фактов. В структуру монолога-рассуждения входят: исходный тезис (информация, истинность или ложность которой требуется доказать), аргументирующая часть и выводы.

У детей  дошкольного возраста с нарушениями речи мы наблюдаем:

  • - Недостаточно развитое умение связно и последовательно излагать свои мысли,
  • - Дети владеют набором слов и синтаксических конструкций в ограниченном объеме и упрощенном виде, испытывают значительные трудности в программировании высказывания, что влечет за собой длительные паузы, пропуски отдельных смысловых звеньев,
  • - Дети недостаточно умеют отражать причинно-следственные связи между событиями, у них наблюдаются узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств.
  • - На фоне относительно развернутой речи у детей с ОНР наблюдается неточное употребление многих лексических значений,
  • - В речи детей преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий,
  • - В свободном высказывании мы наблюдаем преобладание простых распространенных предложений и практически полное отсутствие сложных конструкций,
  • - большое количество аграмматизмов.

У детей с ОНР можно выделить следующие особенности связной монологической речи:

1. В беседе, при составлении рассказа по заданной теме, картине констатируются нарушения логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов.

2. Рассказывая о событиях о своей жизни, составляя рассказ на свободную тему с элементами творчества, они пользуются в основном малоинформативными предложениями.

3. У детей остаются трудности при планировании своих высказываний и отборе соответствующих языковых средств.

  • Дошкольники с ОНР -1 уровня:

-Фразовая речь у таких детей практически полностью отсутствует.

- При попытке рассказать о каком либо событии они способны лишь назвать отдельные слова или одно-два сильно искаженных предложения.

- Речь детей малопонятна для окружающих и имеет жесткую ситуативную привязанность.

  • Дошкольники с ОНР – 2 уровня:

- Отличительной чертой данного уровня является появление в речи детей двух-трех, а иногда и четырехсловной фразы.

- Общение осуществляется не только с помощью жестов и несвязных слов, но и путем употребления достаточно постоянных речевых средств.

- Дети начинают пользоваться фразовой речью и могут ответить на вопросы или беседовать со взрослым о событиях окружающего мира или картине. Но, связной речью дети практически не владеют.

  • Дошкольники с ОНР-3 уровня:

- Дети пользуются развернутой фразой, но при этом отмечаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические недостатки.

- Смысловые высказывания детей отличаются отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на второстепенные детали.

-  Наблюдаются трудности в творческом рассказывании и  в самостоятельном рассказывании по памяти.

  • Выводы:

1. Элементы монологической речи появляются в высказываниях детей к 3-4 годам.

2. Уже с 4-х лет детям становятся доступны такие виды монологической речи, как описание (простое описание предмета) и повествование.

3. С 5-6 лет ребенок начинает интенсивно овладевать монологической речью, т.к. к этому времени завершается процесс фонематического развития речи, дети усваивают морфологический грамматический и синтаксический строй родного языка.

4. На седьмом году жизни –детям доступны  короткие рассуждения.

Овладение монологической речью возможно при наличии определенного уровня сформированности словарного запаса и грамматического строя речи. Поэтому, на решения задач по формированию связной речи ребенка должна быть направлена и коррекционная речевая работа педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития монологической речи детей дошкольного возраста

Консультация для воспитателей "Особенности развития монологической речи детей дошкольного возраста"...

Развитие монологической речи у дошкольников.

Речь человека - показатель его интеллекта и культуры. Сама по себе она не возникает, а является составной частью общения. В связной речи понятие  монологическая речь является центральной....

Методическая разработка «Особенности развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста»

СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………………..........…..……………...…. 3Глава 1.1. Теоретические основы речевого развития детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………..........……………………....

РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ...

Особенности развития монологической речи у дошкольников.

Встатье рассматриваются исследования М,В. Ильяшенко, А.М. Леушиной,С.А.Овсянииковой,посвященные особенностям развития монологической речи детей дошкольного возраста и исследования Е.А.Бабаевой, И.Н.Во...

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дошкольный возраст является периодом активного усвоения ребенком языка,становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической, связной речи, усвоение его выраженности и обр...

Особенности развития монологической речи у дошкольников с ОНР

laquo;Особенности развитие монологической речи у дошкольников с ОВЗ»Монологическая речь - Это логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго по времени и не рассчи...