Интеллектуальная карта как средство развития речи дошкольников с ОВЗ
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему
Применение эффективных, нетрадиционных методов для речевого развития детей с ОНР, основанных на наглядности, игровой форме подачи информации возможно благодаря использованию метода "интеллектуальная карта". Материал будет полезен для педагогов, специалистов, работающих с детьми с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intellekt-karta_-_kopiya.ppt | 463 КБ |
tekst_doklada.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Запоминаемость Наглядность Социализация в обществе Развивает самостоятельную речь Формирует связную речь детей Привлекатель- ность Повышает мотивацию детей Интеллект-карта
Задачи «интеллект -карты»: 1.Развивать связную речь, расширять лексико-грамматический строй речи. 2. Развивать социально-коммуникативную компетентность детей с ОВЗ. 3. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи в событиях, рассказах. 4. Развивать основные психические процессы – память, внимание, образное мышление, воображение и речь; 5. Развивать мелкую моторику рук
Направления Развитие лексико - грамматической стороны речи Закрепление и обобщение материала Развитие связной речи
«Интеллектуальная карта» по теме «Морские профессии»
Интеллект-карта» по теме «Транспорт»
Интеллектуальная карта» по теме «Повар»
Предварительный просмотр:
Тема: « Интеллектуальная – карта как средство развития речи у дошкольников с ОВЗ»
Слайд 2 Актуальность.
Работая с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями и сталкиваясь с проблемами в их обучении (бедность словарного запаса, аграмматизмы, ограниченное понимание и передача в самостоятельной речи смысловой связи слов, нарушение порядка слов в предложении, низкий уровень речевой коммуникации) мне, как учителю-логопеду, приходится искать вспомогательные средства, систематизирующие и направляющие процессы усвоения детьми знаний.
Успешная социализация ребёнка с тяжёлыми нарушениями речи возможна при развитии у него таких качеств личности, как речевая активность, заинтересованность в общении со взрослым и сверстниками, инициативность. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, на адекватность поведение и социализацию ребенка в обществе.
Введение Федерального государственного образовательного стандарта в обучении дошкольников подчеркивает необходимость поиска новых средств, а именно применение различных образовательных технологий и методик.
Я взяла метод «интеллект - карт» как идею и адаптировала в логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями. Метод «интеллект- карта» был предложен и разработан английским психологом Тони Бьюзен. Этот метод используется в разных сферах деятельности, а также и в образовании.
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.
Метод «интеллект-карта» помогает пробудить у ребёнка способность к изображению окружающего мира.
Своеобразие работы с «интеллект - картой» вы видите на слайде
Слайд 3- Задачи «интеллект –карты»:
1.Развивать связную речь, расширять лексико-грамматический строй речи.
2. Развивать социально-коммуникативную компетентность детей с ОВЗ.
3.Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи в событиях, рассказах.
4.Развивать основные психические процессы – память, внимание, образное мышление, воображение и речь;
5. Развивать мелкую моторику рук при составлении «интеллект -карты».
Слайд 4 В своей педагогической практике я применяю «интеллект-карты» следующим образом:
1 – направление: Развитие лексико-грамматической стороны речи. Выполняя данное задание, дети закрепляют навыки звукового анализа, умеют выделить главную мысль, пополняют активный и пассивный словарь. Эта работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
2. направление: Закрепление и обобщение материала. Создание обобщенной «интеллект- карты» может являться итоговой работой по изученным темам.
3. – направление: Развитие связной речи. Составление рассказов по «интеллект - карте». Выполняя данное задание, дети самостоятельно и последовательно излагают свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен. Данная работа выполняется на групповых занятиях по развитию связной речи.
Слайд 5.
Общие требования к составлению любой «интеллект – карты».
• Главная идея обводится в центре страницы.
• Лист располагается горизонтально.
• Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.
• Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении), используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета.
• Каждая мысль обводится.
• В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации. Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т.д.
Составление «интеллект –карты» по развитию лексико-грамматической стороны речи, закреплению и обобщению материала по изученным темам.
Последовательность работы:
1.Обозначается тема занятия (фрукты, домашние животные, цветы, профессия и.т.п)
2. Дети называют слова-существительные и изображают то, что относится к теме.
3. К каждому существительному подбираются слова-признаки и слова-действия
4. Дети по «интеллект -карте» составляют предложения.
«Интеллект-карта» при изучении темы «Профессии»
Алгоритм составления «интеллект-карты»
1.Лист расположен в горизонтальном направлении.
- В центре выделена тема « Название профессии».
3. От центра расходятся цветные ветви:
А) с кем или чем работают
- Техника (пилот, машинист, водитель…)
- Люди (врач, продавец, экскурсовод, воспитатель)
- Бумага( экономист, инженер, бухгалтер)
- Животные (ветеринар, дрессировщик)
- Растения (агроном, садовник, овощевод)
Б) форма одежды (халат, комбинезон, тельняшка)
В) атрибуты, предметы, которые нужны для работы
Г) результат труда (построен дом или приготовлен обед…)
Д) пол, кто занимается этой профессией (мужчины- женщины)
1. Тема: «Морские профессии».
2. Какие вы знаете морские профессии?
Капитан, моряк, штурман, моряк, матрос, боцман, механик, судовой врач, кок.
- Кто что делает?
Капитан управляет всей командой, несёт ответственность за судно и его экипаж.
Боцман-помощник капитана.
Штурман- человек, который управляет судном. В его обязанности входит вычислять и следить за передвижением корабля по карте, прокладывать курс, следить за приборами.
Матрос- рядовой, который выполняет различные работы, убирает корабль.
Кок- повар на судне, который готовит еду. Для своей работы коку нужна посуда и продукты.
Судовой врач- следит за здоровьем экипажа. Ему для работы нужны лекарства, мед. инструменты.
Механик- следит за исправностью приборов на судне. Для его работы ему нужны разные инстументы.
- Все люди этих профессий связаны с морем. Служат на морском транспорте (кораблях, крейсерах, подводных лодках)
- Люди морских профессий относятся к ВМФ
- Форма одежды: тельняшка -полосатая майка, на голове- бескозырка, воротничок, верхняя одежда называется бушлат.
- Качества необходимые для людей этих профессий: мужественные, выносливые, сильные, смелые, отважные.
- Профессия опасная, мужская профессия.
Слайд 6- «Интеллектуальная карта» по теме «Транспорт»
- Тема «Транспорт»
- Виды транспорта: наземный, водный, воздушный –картинки
- От каждого вида отходят ветви с картинками (автобус, машина, трамвай; вертолёт, самолёт; пароход
Самолёт -воздушный транспорт. Самолёт -летает, приземляется, садится, взлетает, летит.
- Что перевозит транспорт: грузы (грузовой), людей (пассажирский транспорт)
- Вывод: транспорт-средство для передвижения людей и грузов.
Слайд 7 Интеллектуальная карта по теме «Повар».
Вывод: Использование в работе метода «интеллект- карты» на логопедических занятиях позволило достичь положительной динамики у детей с речевыми нарушениями:
- развивается способность к мышлению;
- развивается восприятие;
- память;
- творческие способности;
- воображение.
- расширяется словарный запас;
- улучшается лексико - грамматическая структура речи.
Дети с тяжёлыми нарушениями речи научились связно, последовательно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. С помощью интеллектуальной карты дети быстрее и легче запоминают и вспоминают нужные факты, использование «интеллектуальной карты» позволяет осуществлять интеграцию областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Вся эта работа направлена на развитие интегративных качеств личности ребенка с тяжёлыми нарушениями речи таких как: любознательность, активность; владеющий средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальные карты – эффективное средство развития словаря и связной речи в работе с детьми дошкольного возраста с ОНР.
Интеллектуальные карты– это уникальный и простой метод запоминания информации. Автор этого метода известный психолог ТОНИ БЬЮЗЕН. Регулярное использование интеллектуальных карт позволяет с...
Презентация.Интеллектуальные карты - эффективное средство развития словаря и связной речи в работе с детьми дошкольного возраста с ОНР
Метод запоминания информации автором которого является американский ученый Тони Бьюзен. Этот метод способствует развитию словаря, связной и психических процессов....
Мастер-класс на тему:«Применение интеллектуального тренажера «Игровизор» в развитии речи дошкольников»
ЦЕЛЬ: обмен опытом педагогической деятельности по развитию речи дошкольников в игровой деятельности. Задачи:- познакомить с интеллектуальным тренажером «Игровизор»- продемонстри...
Средства развития речи дошкольников (общение взрослых и детей; культурная языковая среда, речь воспитателя; художественная литература; искусство)
Презентация родительского собрания" Средства развития речи дошкольников (общение взрослых и детей; культурная языковая среда, речь воспитателя; художественная литература; искусство)"...
«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ КАРТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ».
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление. Данный м...
Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...
Применение интеллектуального тренажера «Игровизор» в развитии речи дошкольников
ЦЕЛЬ: обмен опытом педагогической деятельности по развитию речи дошкольников в игровой деятельности.Задачи:- познакомить с интеллектуальным тренажером «Игровизор»- продемонстрировать колле...