Офтальмо тренаж (зрительная гимнастика).
картотека по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Проведение зрительных упражнений на занятиях учителя - логопеда способствует улучшению зрительных функций детей после работы на компьютере, способствует обогащению и активизации словаря, развитию грамматических компонентов языка и связной речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Офтальмо тренаж
(зрительная гимнастика).
Проведение зрительных упражнений на занятиях учителя - логопеда способствует улучшению зрительных функций детей после работы на компьютере, способствует обогащению и активизации словаря, развитию грамматических компонентов языка и связной речи.
Подготовила: Учитель-логопед Семерюк Ольга Агатольевна
ТЕМА: ОВОЩИ, ФРУКТЫ.
Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
Ослик. Ослик ходит, выбирает, Что сначала съесть не знает: Наверху созрела слива, А внизу растёт крапива, Слева – свёкла, справа – брюква, Слева – тыква, справа – клюква, Снизу – свежая трава, Сверху – сочная ботва. Закружилась голова, Кружится в глазах листва, Выбрать ничего не смог И без сил на землю слёг. | Дети вытягивают вперёд указательный палец правой руки, свободно перемещают его и следят глазами. Посмотреть наверх. Посмотреть вниз. Движения глазами влево – вправо. Посмотреть вниз. Посмотреть вверх. Круговые движения глазами. Закрыть глаза. |
Наша грядка. Раз, два, три, четыре, пять. Будем овощи искать. Что растёт на нашей грядке? Огурцы, горошек сладкий, Там редиска, там салат – Наша грядка просто клад. | Круговые движения глазами. Посмотреть вниз, Влево – право, Поморгать глазками. |
Фруктовая загадка. Раз, два, три, четыре, пять, Будем фрукты мы считать. Перед нами лежит груша, Сочная, но нельзя скушать. Слева, на столе - лимон – Фруктовый господин - барон, Справа – яблоко в корзине, Его купили в магазине. Ну а снизу – апельсин, На полу лежит один. Сколько фруктов, посчитали? Четыре фрукта – угадали! | Дети смотрят перед собой. Дети смотрят налево. Дети смотрят вправо. Дети смотрят вниз. |
ТЕМА: ГРИБЫ.
Речевое сопровождение. | Зрительные упражнения. |
Опята. Посмотри- ка вокруг: сколько опят! Шляпки грибов, как монетки горят, От шляпок рябит в глазах у ребят. | Движения глазами влево – вправо. Дети смотрят вдаль. Часто поморгать глазками. |
ТЕМА: ЯГОДЫ.
Речевое сопровождение. | Зрительные упражнения. |
По ягоды. Справа зреет земляника, Слева – сладкая черника, Справа – красная брусника, Слева спеет ежевика. Ягоды все соберём, И потом домой пойдём. | Движения глазами влево – вправо. Сомкнуть веки обоих глаз на 3 – 5 секунд, Повторить 6 -8 раз. |
ТЕМА: ЦВЕТЫ.
Речевое сопровождение. | Зрительные упражнения. |
Бутончики. Каждый бутончик Склониться бы рад Влево и вправо, Вперёд и назад. От ветра и зноя бутончики эти Спрятались живо в цветочном букете. | Движения глазами влево – вправо. Посмотреть вдаль и на кончик носа. Сомкнуть веки. |
Душистые цветы. На горе мы видим дом, Много зелени кругом, Вот - деревья, вот - кусты, Вот – душистые цветы. | Поднять глаза вверх. Круговые движения глазами. Посмотреть влево – вправо, Посмотреть вперёд. |
ТЕМА: ОСЕНЬ.
Речевое сопровождение. | Зрительные упражнения. |
Осенний лес. Вот стоит осенний лес! В нём много сказок и чудес! Слева – сосны, справа – дуб, Дятел сверху: тук да тук. Глазки ты закрой – открой И скорей бегом домой! | Круговые движения глазами. Движения глазами влево – вправо. Движения глазами вверх - вниз. Глазки отрыть – закрыть. |
Осень Осень! Осыпается весь наш бедный сад… Листья пожелтевшие по ветру летят. Лишь вдали красуются там, на дне долин, Кисти ярко – красные вянущих рябин. | Дети выполняют движения глазами вверх – вниз. Круговые движения глазами влево и вправо. Посмотреть вдаль. Закрыть глаза. |
Листопад. Листопад, листопад, листья жёлтые летят, Жёлтый клён, жёлтый бук, Жёлтый в небе солнца круг. Жёлтый двор, жёлтый дом, Вся земля желта кругом. | Движения глазами вверх – вниз. Движения глазами влево – вправо. Движения глазами вверх, вдаль. Движения глазами по кругу. |
ТЕМА: ЖИВОТНЫЕ.
Речевое сопровождение. | Зрительные упражнения. |
Мишка. Вот стоит большая ёлка, Вот такой высоты. У неё большие ветки Вот такой ширины. Есть на ёлке даже шишки, А внизу - берлога мишки. Зиму спит там косолапый И сосёт в берлоге лапу. | Движения глазами снизу вверх. Движения глазами слева - направо. Посмотреть вверх. Движения глазами вниз. Прикрыть глаза. |
Васька. Ходит Васька беленький, Ходит Васька серенький, Только мыши заскребут, Чуткий Васька тут как тук, Когти расправляются, Глазки закрываются. Васька мышек сторожит, Притворился, будто спит. |
Движения глазами влево – вправо. Указательные пальцы обеих рук поднести к внешним уголкам глаз и потянуть их, чтобы глаза сузились в щёлочку, одновременно часто моргая. Опустить руки, расслабиться на 2 – 3 секунды. |
Однажды в лесу. Как – то осенью в лесу висела шишка у всех на виду. Шишка на всех глядела и тихонечко висела. Лось сказал, что низко, А зайчонок - высоко, Белочка, сказала – близко, А ежонок – далеко. | Смотреть на указательный палец вытянутой руки. Движения глазами вниз. Движения глазами вверх. Посмотреть на кончик языка. Посмотреть вдаль. |
Медвежонок. Медвежонок потянулся: Раз – направо посмотрел, Два – налево посмотрел, Лапы в стороны развёл, | Движения глазами вверх. Движения глазами направо. Движения глазами налево. Посмотреть вдаль и развести руки в стороны. Закрыть глаза. |
Три медведя. Три медведя шли домой. Папа был большой – большой, Мама с ним поменьше ростом, А сынок – малютка просто. | Движения глазами вверх. Движения глазами вперёд. Посмотреть вниз. |
ТЕМА: ЗИМА.
Речевое сопровождение. | Зрительные упражнения. |
Снег – снежок. Снег – снежок, снег – снежок По дорожке стелется. Снег – снежок, снег – снежок, Белая метелица. Снег – снежок, снег – снежок, Замело дорожки. Снег – снежок, снег – снежок, Тает на ладошке. | Частое моргание глазами. Движения глазами влево – вправо. Частое моргание глазами. Круговые движения глазами. Частое моргание глазами. Посмотреть вдаль. Частое моргание глазами. |
ТЕМА: ВЕСНА.
Речевое сопровождение. | Зрительные упражнения. |
Весна, весна! Пришла весна! Тепло на крыльях принесла. И вот на самом солнцепёке С поднятой гордо головой Расцвёл подснежник голубой. | Потереть ладошки друг о друга и прикрыть ими сомкнутые глаза. Широко открыть глаза. Поморгать глазами. |
Сосулька. Любопытная Варвара Смотрит влево, Смотрит вправо. Сморит вверх, Смотрит вниз. Чуть присела на карниз, А с него свалилась вниз! | Дети выполняют движения глазами по тексту. Посмотреть на кончик носа. Посмотреть вниз. |
ТЕМА: ПТИЦЫ.
Речевое сопровождение. | Зрительные упражнения. |
Петушок. Перед нами петушок - Он с земли зерно клюёт. Слева – курица идёт, Справа – уточка плывёт. Сверху солнце ярко светит, Согревает всех на свете. | Посмотреть вдаль. Посмотреть вниз. Посмотреть влево. Посмотреть вправо. Посмотреть вверх. Быстро – быстро поморгать глазами. |
Жаворонок. В небе жаворонок пел, Колокольчиком звенел. Порезвился в вышине. Спрятал песенку в траве. Тот, кто песенку найдёт, Будет счастлив круглый год. | Движения глазами вверх. Движения глазами вниз. Часто моргание глазами. |
ТЕМА: ТРАНСПОРТ.
Речевое сопровождение. | Зрительные упражнения. |
В городе. По городу автобусы и трамваи идут, Их по маршруту водители ведут: Поедут направо, налево, кругом Нужны машины эти и ночью, и днём. | Круговые движения глазами. Движения глазами влево, вправо. Поморгать глазами. |
Машины. По городу мчатся с утра и до ночи Машины всех марок, красивые очень, Поедут направо, налево, кругом, Ездят машины и ночью, и днём. | Движения глазами по кругу. Движения глазами направо, налево. Дети глаза открывают – закрывают. |
На луну. Старших всех мы уважаем, Младших мы не обижаем. Мы гуляем и читаем, На луну слетать мечтаем. | Посмотреть вверх. Посмотреть вниз. Движения глазами направо – налево. Посмотреть вверх. |
Ракета. А сейчас мы с вами, дети, Улетаем на ракете. Посмотри вверх, вниз, вперёд. Отправляемся в полёт! | Выполнять движения глазами по тексту стихотворения. |
Самолёт. Пролетает самолёт. С ним собрался я в полёт. Правое крыло отвёл – Посмотрел, Левое крыло отвёл – Поглядел. Я мотор завожу И внимательно гляжу. Поднимаюсь ввысь, лечу. Возвращаться не хочу. | Движения глазами вверх. Движения глазами вправо. Движения глазами влево. Круговые движения глазами. Движения глазами вверх. |
ТЕМА: СТРОИТЕЛЬСТВО. ДОМ. КВАРТИРА.
Речевое сопровождение. | Зрительные упражнения. |
Это наш уютный дом, Всей семьёй мы в нём живём: Посмотри-ка вверх, дружок! Ты увидишь потолок. Белый – белый он на вид – Белой краскою покрыт. На полу лежит ковёр, Как красив на нём узор! Видишь голубой плафон? Он висит под потолком. На полу стол, стулья, кресло – В нашем доме интересно! Видишь, вешалка висит, У стены диван стоит. Смотри прямо – там буфет, Много сладких в нём конфет. Дальше - кухня, в ней кладовка. Принесём мы мышке сыр, Пусть она устроит пир. Давайте представим, Как она часто будет моргать Своими бусинками – глазами. Для начала мы с тобой Повращаем головой. Оборот и оборот, А потом наоборот. Поднимаем глазки вверх, Плавно опускаем вниз, Снова посмотри наверх, Ну, дружочек, не ленись. Посмотри – ка влево - вправо – Это лёгкая забава. Нам известно всем давно – Там стена, а там окно, А теперь смотрите вместе Вы на доску. Интересно? Отдых кончен наш ребята, Нам опять пора за парты. | Круговые движения глазами. Движения глазами вверх. Посмотреть вниз. Движения глазами вниз. Движения глазами направо – влево. Посмотреть на кончик носа. Закрыть глаза и несколько секунд подумать о чём – ни будь приятном, расслабиться в течение 2-3 секунд. Частое моргание глазами 5-10 раз. Вращение головой. Движение глазами вверх. Движение глазами вниз. Движение глазами вверх. Движение глазами направо – налево. Движения глазами направо – налево. Посмотреть на предмет на доске. |
ТЕМА: ИГРУШКИ.
Речевое сопровождение. | Зрительные упражнения. |
Юла. Как юла я весела, Я забыла про дела. Стала я кружиться, Не могу остановиться. | Круговые движения глазами. |
Игрушки. Посмотрите, в магазине Все игрушки на витрине: Заводные зайчики, Куколки и мячики, Пушистые котята, Матрёшки, медвежата. Все на полочках сидят, Поиграть они хотят. | Движения глазами влево – вправо, вверх – вниз за флажком. Сомкнуть веки. |
ТЕМА: НАСЕКОМЫЕ.
Речевое сопровождение. | Зрительные упражнения. |
Насекомые. Посмотри- ка на ребят, Теперь на небо – там птички летят, Внизу, по травке, жук ползёт, А слева – деревце растёт, Направо – алые цветы, Закрыв глаза, понюхай ты. Над нами бабочка кружит, С ней рядом шмель большой жужжит. | Бросить взгляд вперёд. Движения глазами вверх. Движения глазами вниз. Посмотреть налево. Посмотреть направо. Закрыть глаза, потом открыть. Посмотреть налево. Посмотреть направо. |
Две бабочки. Две бабочки летели - Друг на дружку посмотрели И к цветочку подлетели. | Быстро моргать глазами. Посмотреть на кончик носа. Движения глазами влево – вправо. |
Жук. На лужайке по ромашкам Жук летел в цветной рубашке. Жу-жу-жу, жу-жу-жу, На ромашки погляжу. Я на тучке прокачусь И на землю опущусь. | Движения глазами влево – вправо. Движения глазами вверх – вниз. Круговые движения глазами. Прикрыть веки. |
Пчела. Я – пчела! С утра жужжу, Цветы бужу, И мёд вожу. | Движения глазами влево – вправо, вверх - вниз. Круговые движения глазами. |
Стрекоза. Вот какая стрекоза, Как горошины глаза А сама как вертолёт: Влево, вправо, Назад и вперёд. | Круговые движения глазами. Круговые движения глазами в другую сторону. Посмотреть налево, направо. Посмотреть вдаль и на кончик носа. |
Бабочки. Крылья пёстрые мелькают: В поле бабочки летают – Раз, два, три, четыре – Полетели, тихо сели. | Широко отрыть, затем закрыть глаза. Посмотреть вдаль. Круговые движения глазами. Часто поморгать, затем закрыть глаза. |
ТЕМА: ЛЕС.
Речевое сопровождение. | Зрительные упражнения. |
Прогулка. Собираемся мы в лес, Там деревьев много есть. Оглянемся вокруг- Иди со мною рядом, друг! По дороге мы идём, Песню звонкую поём. Слева – ягоды растут, Справа – ландыши цветут, Сверху – неба синева, А внизу – растёт трава. А теперь пора домой, Загулялись мы с тобой. | Круговые движения глазами вправо. Круговые движения глазами влево. Движения глазами влево. Движения глазами вправо. Движения глазами вверх. Движения глазами вниз. |
Косари. Тишина стоит вокруг. Вышли косари на луг. Взмах косой туда – сюда. Делай – раз и делай – два. | Глаза закрыты. Широко открыть глаза. Движения глаз слева – направо. |
Солнышко встаёт. Вот как солнышко встаёт- Выше, выше, выше. К ночи солнышко зайдёт - Ниже, ниже, ниже. Хорошо, хорошо Солнышко смеётся, А под солнышком нам Хорошо живётся. | Посмотреть наверх. Посмотреть вниз. Часто поморгать глазами. Широко открыть, затем закрыть глаза. |
Мечта. Давайте с вами помечтаем. Глаза закроем и представим: Как по лесу мы гуляем. Грибы и шишки собираем. Слева - ягоды цветут, Справа – здесь грибы растут. Снизу – шишки да трава, Сверху – неба синева. Откройте, дети, глазки. Вот вышли мы из сказки. | Деть закрывают глаза. Круговые движения глазами. Движения глазами влево. Движения глазами вправо. Движения глазами вниз. Движения глазами вверх. Открыть глаза. |
ТЕМА: ДЕРЕВЬЯ.
Речевое сопровождение. | Зрительные упражнения. |
Рябина. Гроздья рябины на солнце горят, Рябит от рябины в глазах у ребят. | Плотно закрывать и открывать глаза 5 – 6 раз подряд с интервалом 30 секунд. В течение 3 секунд смотреть на яркий свет, потом закрыть глаза рукой и дать им отдохнуть, повторить 3 раза. |
Липы. Вот полянка, а вокруг Липы выстроились в круг. Липы кронами шумят, Ветры в их листве шумят, Вниз верхушки пригибают, И качают их, качают… | Движения глазами справа – налево, затем слева – направо. Дети поочерёдно смотрят вверх – вниз, вниз - вверх. |
Клён. Ветер тихо клён качает, Влево – вправо наклоняет, Ветер дует – задувает, Листья с дерева срывает. | Движения глазами влево – вправо. Движения глазами верх – вниз. Быстро моргать глазами. |
ТЕМА: ЧАСТИ ТЕЛА.
Речевое сопровождение. | Зрительные упражнения. |
Треугольник. Рисуй глазами треугольник. Теперь его переверни Вершиной вниз. И вновь газами Ты по периметру веди. Рисуй восьмёрку вертикально. Ты головою не крути, А лишь глазами осторожно Ты вдоль по линиям води. И на бочок её клади. Теперь следи горизонтально, И в центре ты остановись. Зажмурься крепко, не ленись. Глаза откроем наконец. Зарядка окончилась. Ты – молодец! | Дети представляют внешний вид геометрических фигур ( по тексту) |
Будь здоров. Чтобы глазки зорче были, И в очках, чтоб не ходить, Эти нужные движенья Предлагаю повторить: Вдаль посмотрим и под ножки, Влево, вправо побыстрей. Удивился – что такое? И закроем их скорей. А теперь вращай по кругу, Словно стрелочка часов. Открывай глаза. И снова – на занятие. Будь здоров! | Движения глазами по тексту стихотворения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Офтальмо - гигиенические требования, зрительные диагнозы дошкольников.
Консультация для родителей детей с нарушением зрения...
Рекомендации тифлопедагога по созданию индивидуальных офтальмо-гигиенических условий для детей группы на учебный год
Сводная таблица по созданию индивидуальных офтальмо-гигиенических условий позволяет воспитателям, дефектологам, узким специалистам детского сада видеть необходимые сведения для детей всей группы и соз...
«Офтальмо - гигиенические основы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения».
1. Охранно-гигиенические мероприятия и принципы их реализации образовательном учреждении.Важнейшим аспектом деятельности государственного образовательного учр...
«Офтальмо - гигиенические основы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения».
1. Охранно-гигиенические мероприятия и принципы их реализации образовательном учреждении.Важнейшим аспектом деятельности государственного образовательного учр...
Дидактические игры с учетом офтальмо-гигиенических требований
В данной презентации представленны дидактические игы в зависимости от зрительных нагрузок Л. А. Григорян...
Офтальмо тренаж (зрительная гимнастика).
Проведение зрительных упражнений на занятиях учителя - логопеда способствует улучшению зрительных функций детей после работы на компьютере, способствует обога...
Офтальмо тренаж (зрительная гимнастика).
Проведение зрительных упражнений на занятиях учителя - логопеда способствует улучшению зрительных функций детей после работы на компьютере, способствует обога...