Дидактические игры с учетом офтальмо-гигиенических требований
презентация к уроку по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
В данной презентации представленны дидактические игы в зависимости от зрительных нагрузок Л. А. Григорян
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_s_uchetom_oftalmo-gigienicheskih_trebovaniy.pptx | 2.88 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В процессе обучении дошкольников с нарушением зрения особенное место занимает дидактическая игра, заключающая в себе большие возможности для развития умственной деятельности детей, для стимулирования самостоятельности и активного мышления. Являясь одним из ведущих видов обучения, дидактические игры дают возможность закреплять и уточнять знания, получаемые детьми на занятиях. Увлеченный игровым занятием ребенок незаметно выполняет дидактическое задание, то есть обучается играя. «В игре ребенок открывает для себя целый мир образов и красок. Насколько яркий, богатый и реальный будет этот мир, зависит от нас, взрослых». К. Ушинский
Соблюдение в изображениях пропорций в соответствии с соотношениями реальных объектов Соотношение с реальным цветом объектов и высокий цветовой контраст (80-95%) Четкое выделение ближнего ,среднего и заднего планов Величина картинок определяется в зависимости от зрительных возможностей с учетом зрительной нагрузки Общие тр ебование к дидактическим играм и пособиям
Сложный фон сюжетных картинок должен быть свободен от лишних деталей Располагать объекты на доске нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, а хорошо выделялись по отдельности В цветовой гамме желательно желто-красно-оранжевые и зеленые тона. Размер демонстрационного материала, игрушек, предметов – 15-20 см.; Требования к пособиям
Размер пособий для игр ( индивидуальная работа ) Острота Зрения Размер пособий 0,4 и выше 0,2-0,3 0,05-0,1 0,01-0,04 1-2см 2-3см 3-4см 4-5см
1. Дети с низкой остротой зрения и с расходящемся косоглазием занимают первые места 2. Рабочая поверхность при сходящемся косоглазии и миопии вертикальная, а при расходящемся косоглазии горизонтальная. 3.Поверхность пособий должна быть матовой, чтобы не было бликов от света 4. При демонстрации цветных изображений использовать яркие насыщенные, натуральные цвета 5. Обязательно проводить зрительную гимнастику и физкультминутки Рекомендации
Содержание работы по зрительным нагрузкам Л.А. Григорян Зрительная нагрузка № 1 Возраст : 3-4 года. Острота зрения: 0,01 – 0,3. Вид косоглазия: не учитывается Время занятий : соответствует возрастным нормам 5 -15 минут, занятия проводят 1-2 раза в день. Материал: крупных размеров (больше 2 - х см), ярких, преимущественно контрастных цветов: красный, зеленый, оранжевый. Задачи: способствовать повышению остроты зрения детей, обогащению сенсорного опыта, учить выделять цвет, форму, размер предметов и отражать эти понятия в своей речи . Игры и упражнения : крупная мозайка , вкладыши,объемные игрушки, настольные игры с крупными предметными картинками, нанизывание и сортирование крупных бус, пуговиц, игры с пирамидками, обведение , раскрашивание крупных контуров, игры «Найди по контуру и силуэту»
Упражнения на обведение внешнего и внутреннего контура предмета
Острота зрения: 0,4 – 1,0. Возраст : 3-4 года. Вид косоглазия: учитывается Время занятий : соответствует возрастным нормам 5 -15 минут, занятия проводят 2-3 раза в день. Материал : размер не более 2-х см, ярких, преимущественно контрастных цветов. Задачи: повышение остроты зрения детей, обогащение сенсорного опыта, учить выделять цвет, форму, размер предметов и отражать эти понятия в своей речи. Примечание: характер упражнений при сходящемся косоглазии должен быть на расслабление конвергенции, а при расходящемся – на усиление аккомодации. Зрительная нагрузка № 2
Игры и упражнения при зрительной нагрузке № 2
Острота зрения: 0,01 – 0,3. Вид косоглазия: не учитывается Возраст : 5 – 7 лет. Время занятий : соответствует возрастным нормам 15 -20 минут, занятия проводят 2-3 раза в день. Материал: размер 2 см и меньше, ярких, преимущественно контрастных цветов, разнообразной формы. Задачи: создавать условия для повышения остроты зрения детей, способствовать обогащению сенсорного опыта, учить выделять цвет, форму, размер предметов и отражать эти понятия в активной речи. Примечание: занятия проводятся при обязательном наличии окклюзии, так как фиксация нецентральная . Игры:рисование орнаментов из геометрических фигур (2см), лепка крупных фигур с деталями 2см,плетение ковриков из полос 2см ( кр , зел,ор . цветов),выложить узор из цветных палочек, выложи узоры по образцу, рассортировать геометрические фигуры по цвету и форме. Зрительная нагрузка № 3
Игры и упражнения при зрительной нагрузке № 3.
Острота зрения: 0,01 – 0,3. Возраст : 5 – 7 лет Вид косоглазия: не учитывается. Фиксация: центральная, неустойчивая. . Время занятий : 15-20 минут, занятия проводят 2-3 раза в день, преимущественно днем (полдень), т.к. работает центральная ямка сетчатки. Материал: размер 2 см, ярких, преимущественно контрастных цветов: оранжевый, красный, зеленый, желтый. Задачи: обеспечивать условия для повышения остроты зрения, выработки устойчивой центральной фиксации, используя упражнения на локализацию , обогащать сенсорный опыт детей, учить выделять цвет, форму, размер предметов и отражать эти понятия в своей речи. Примечания: все упражнения проводятся только при наличии окклюзии . Игры : рассматривание предметной картины, сортировка предметов по цвету, форме; найди такую же картинку, найди пару. Рассортировать природный материал по цвету, найти одинаковые плоды Зрительная нагрузка № 4
Игры и упражнения при зрительной нагрузке № 4
Острота зрения: 0,4 – 0,8. Возраст : 5 -7 лет. Вид косоглазия: сходящееся. Фиксация: центральная. Время занятий : соответствует возрастным нормам 15-20 минут, занятия проводят 1-2 раза в день. Материал: размер менее 2-х см, ярких, преимущественно контрастных цветов. Задачи: создать условия для повышения остроты зрения детей, обогащения их сенсорного опыта. Примечание : все упражнения с ребенком вблизи проводятся с использованием подставки или мольберта и др. вертикальных поверхностей. Игры : штриховка плоских шаблонов с использованием плоских подставок, игры в лото и домино(взор направлять вдаль, использовать металлическую доску окрашенную в зел цвет, к картонке домино подклеивать магнитики), рассматривание картинок на расстоянии, постепенно уменьшая размер картинок Зрительная нагрузка № 5
Игры и упражнения при зрительной нагрузке № 5
Острота зрения: 0,4 – 1,0. Возраст : 5-7 лет. Вид косоглазия: учитывается, косоглазие расходящееся. Фиксация: центральная. Время занятий : соответствует возрастным нормам 15-20 минут, занятия проводят 2-3 раза в день. Материал: размер менее 2-х см, разнообразный. Задачи: повышение остроты зрения детей, усиление аккомодации. Игры: сортировка круп ,рассматривание сложных сюжетных изображений с мелкими деталями, обводка через кальку, работа с мелкой мозайкой , плетение ковриков из полос 1-1.5 см Зрительная нагрузка № 6
. Игры и упражнения при зрительной нагрузке № 6.
Острота зрения: 0,8 – 1,0. Возраст 5-7 лет Вид косоглазия: не учитывается Время занятий : соответствует возрастным нормам, занятия проводят 1-2 раза в день. Задачи: способствовать разработке и улучшению зрительно-двигательных функций глаза, повышению скорости зрительного восприятия, выработке устойчивого бинокулярного зрения, закреплению высокой остроты зрения . Игры: набрасывание кольца на конус, попадание в кольцо указкой,кольцеброс Зрительная нагрузка № 7
«Расставь фигуры ближе – дальше» ( трёхплановая картинка).
На каждом этапе лечения ребёнка ( плеоптическом , ортоптическом , стереоскопическом ) на коррекционных занятиях используются соответствующий дидактический материал, проводятся специальные игры и упражнения, способствующие закреплению результатов аппаратного лечения зрения.
Этап лечения Название игры Цель игры Задачи игры Лечебно-восстановительные Коррекционно-педагогические 1. Плеоптический " Лабиринт« Развитие подвижности глаз, повышение остроты зрения. Развитие мелкой моторики рук, прослеживающей функции глаза. Педагог предлагает ребенку провести различных сказочных персонажей к своему домику, ведя карандашом по лабиринту. Игры для детей с нарушениями зрения
Игры для детей с нарушениями зрения Этап лечения Название игры Цель игры Задачи игры Лечебно-восстановительные Коррекционно-педагогические Плеоптический "Новогодние бусы" Повышение остроты зрения амблиопичного глаза. Развитие мелкой моторики рук, скоординирован ных действий обеих рук. Ребенку предлагаетс я сделать украшение для елки - бусы. Для этого ему нужно нанизать бусинки на нить.
Этап лечения Название игры Цель игры Задачи игры Лечебно-восстановительные Коррекционно-педагогические Плеоптический "Раскрась слоника" Повышение остроты зрения амблиопичног о глаза, стимуляция различения цвета. Развитие мелкой моторики рук, закрепление знания цветов, развитие внимания . Педагог предлагает раскрасить слоника в соответствии с теми обозначениями цвета, которые расставлены на фигуре слоника. Игры для детей с нарушениями зрения
Этап лечения Название игры Цель игры Задачи игры Лечебно-восстановительные Коррекционно-педагогические 2.Ортоптический "Цифры и порядок" Развитие подвижности глаза. Развитие устойчивости и концентрации внимания. В таблице расположены цифры в случайном порядке. Ребенку необходимо отыскать и подчеркнуть цифра по порядку. Игры для детей с нарушениями зрения
Этап лечения Название игры Цель игры Задачи игры Лечебно-восстановительные Коррекционно-педагогические 2. Ортоптический "Собери картинку" Развивать бинокулярное зрение; подвижности глаз. Развитие мелкой моторики рук, целостности восприятия. Ребенку предлагается собрать разрезную картинку, пазл . 3 . Стереоскопический . " Кольцеброс » Развитие" стереоскопичес кого зрения. Развитие глазомера Ребёнку дают кольца и стержень, который ставят на определенно м расстоянии от ребенка. Ему предлагается нанизать кольца на стержень бросая их
Этап лечения Название игры Цель игры Задачи игры Лечебно-восстановительные Коррекционно-педагогические 3. Стереоскопический "Что нарисовано ?" Развитие нормального стереоскопического зрения; совершенствование бинокулярного зрения. Закрепление представлений о цвете. Ребенку показывают изображение картина с различными наложенными друг на друга фруктами. Просят ребенка назвать какие фрукты нарисованы и какого они цветы.
Этап лечения Название игры Цель игры Задачи игры Лечебно-восстановительные Коррекционно-педагогические 3. Стереоскопический "Попади в цель" Развитие стереоскопиче ского зрения. Развитие глазомера, меткости. На стену вешается мишень, ребенку дают маленькие мячики- липучки и просят попасть в центр мишени.
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Офтальмо - гигиенические требования, зрительные диагнозы дошкольников.
Консультация для родителей детей с нарушением зрения...
Рекомендации тифлопедагога по созданию индивидуальных офтальмо-гигиенических условий для детей группы на учебный год
Сводная таблица по созданию индивидуальных офтальмо-гигиенических условий позволяет воспитателям, дефектологам, узким специалистам детского сада видеть необходимые сведения для детей всей группы и соз...
«Офтальмо - гигиенические основы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения».
1. Охранно-гигиенические мероприятия и принципы их реализации образовательном учреждении.Важнейшим аспектом деятельности государственного образовательного учр...
«Офтальмо - гигиенические основы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения».
1. Охранно-гигиенические мероприятия и принципы их реализации образовательном учреждении.Важнейшим аспектом деятельности государственного образовательного учр...
ОО «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» Дидактические игры с учетом регионального компонента
ОО «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» Дидактические игры с учетом регионального компонента Д/И «ЦЕПОЧКА ВРЕМЕНИ»Дидактическая задача. Уточнить представления детей о прошлом, и настоящем времени. Активизировать...
«Офтальмо - гигиенические требования, зрительные диагнозы».
Напомнить родителям, с какими зрительными диагнозами их дети посещают детский сад. Какие пособия и методы работы нужно применять для каждого диагноза в отдельности....
Дидактические игры с учетом гендерных особенностей детей
Вашему вниманию представлены дидактические игры. Которые я сделала своми руками.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22948010","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"t...