"Домашние уроки логопеда - вместе с мамой"
учебно-методическое пособие по логопедии по теме

Коченова Галина Владимировна

Результативность коррекционной помощи ребенку зависит от степени заинтересованности и участия родителей в  исправлении речи. Важная роль в сотрудничестве родителей и учителя-логопеда отводятся домашним заданиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domashnie_uroki_logopeda_-_vmeste_s_mamoy.docx650.86 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение "Домашние уроки логопеда - вместе с мамой"

(из опыта работы)

                                                                 «Написали мне в тетради трудное задание,

 Папа с мамою сказали: «Что за наказание!» 

Результативность коррекционной помощи ребенку зависит от степени заинтересованности и участия родителей в  исправлении речи. Важная роль в сотрудничестве родителей и учителя-логопеда отводятся домашним заданиям.

Логопедические задания – это различные виды заданий, направленных на закрепление у детей в домашних условиях тех знаний, умений и навыков, которые были приобретены на  занятиях по формированию лексико-грамматического строя и связной речи, при подготовке к обучению грамоте, воспитанию правильного звукопроизношения, то есть по всем направлениям развития речи, предусмотренным программным содержанием.

Часто родители спрашивают: «Зачем нужны домашние логопедические задания, если ребенок, итак занимается с логопедом?». Особая роль родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что, используя предложенный материал, они получают возможность закреплять с ребенком полученные на логопедических занятиях речевые умения и навыки не только при выполнении заданий в тетрадях, но и в свободном речевом общении: во время игр, прогулок, экскурсий, походов в библиотеку, то есть в повседневной жизни. Домашнее задание ребёнок выполняет в индивидуальной рабочей тетради под обязательным присмотром взрослого. Желательно, чтобы с ребёнком занимался постоянно один из родителей – это помогает ребёнку и взрослому настроиться, и придерживаться знакомых единых требований. Выполнение дома определённых видов работы по заданию логопеда дисциплинирует ребенка и подготавливает к ответственному выполнению будущих школьных домашних заданий.

Так что же логопед задаёт для выполнения на дом?

Задания включают в себя основные разделы:

- артикуляционная гимнастика, включающая упражнения, отсутствующих звуков; подготавливающие артикуляционный уклад для постановки звуков. В дальнейшей работе добавляются упражнения на автоматизацию (правильное произношение поставленных звуков в слогах, словах, фразовой и самостоятельной речи ребёнка). Эти упражнения должны выполняться дома ежедневно от 3 до 5 раз в день. Упражнения выполняются перед зеркалом (чтобы ребёнок мог себя контролировать). Необходимо добиваться точности и четкости движений.

- задание на развитие фонематического восприятия и воспитание основ звуко-слогового анализа и синтеза.

- серия лексико-грамматических заданий направлена на обогащение словаря, а главное на стимулирование и использование в активной речи ребёнка полученных знаний, путём упражнений на словообразование, изменение по родам, числам и падежам, на согласование прилагательных и числительных с существительными; словоизменение при помощи приставок, суффиксов, объединение основ; подбор родственных, обобщающих и уточняющих слов;

- задания по развитию связной речи: это построение простых и сложных распространённых предложений с предлогами и без (по схеме); это рассказы, заучивание подобранных для ребёнка стихов;

- задания на развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму: обведение по контуру, дорисовывание элементов, штриховка в различных направлениях разными способами по образцу;  печатание букв, слогов, слов и предложений ;

 - задания на закрепления навыков грамоты и чтения: прочитывание слоговых таблиц, с последующим усложнением и увеличением объёма текстов; ребусы, кроссворды и занимательные задания с изученными буквами.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И ПОМНИТЬ РОДИТЕЛЯМ ПРИ КОНТРОЛЕ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ЗАДАНИЯ РЕБЁНКОМ ДОМА:

1. Домашнее задание в индивидуальной тетради записывает логопед. Выдаётся тетрадь воспитателями  группы в четверг или пятницу в вечерние часы.

2. Домашние задания выполняются не в один приём. А разбиваются на части (по10-15 минут работы).

3. Не рекомендуем выполнять задания в воскресенье вечером перед сном. Большую пользу принесёт выполнение задания небольшими порциями (по 2-3 упражнения): в пятницу в вечерние часы, суббота и воскресенье в дневное время. Артикуляционная гимнастика и автоматизация звуков выполняется ежедневно до 3-х раз в день. Остальные задания выполняются однократно:

-все задания прочитываются взрослыми для ребёнка вслух. Эти задания ребёнок выполняет устно, а взрослый вписывает в индивидуальную логопедическую тетрадь ответ ребёнка, не корректируя его: сохраняя все произнесённые окончания и формы слов.

-графические задания ребёнок выполняет самостоятельно (рисует, выполняет штриховку и пр.) но под обязательным присмотром взрослого. Тогда рабочая тетрадь будет выглядеть аккуратно, красиво и красочно на протяжении учебного года. А хорошо оформленная тетрадь один из моментов педагогического и коррекционного воздействия.

4. Папку с индивидуальной рабочей тетрадью с выполненным домашним заданием, а так же прилагающиеся альбомы и карточки в аккуратном состоянии ребёнок приносит в детский сад в понедельник.

Хорошо себя зарекомендовала в организации домашней работы родителями папка «Домашние уроки логопеда - вместе с мамой». Каждую неделю в папку-копилку добавляется новая информация, рекомендуемые задания для родителей, стихи, загадки по закреплению тех навыков и умений, которыми овладели дети за некоторый промежуток времени. Это позволяет родителям увидеть чему ребёнок обучался на текущей неделе и продолжить работу дома по закреплению этих навыков.

Контроль за выполнением домашнего задания позволяет поддерживать тесную взаимосвязь между логопедом, воспитателями группы и родителями, общей целью которых является успешная коррекция речи ребёнка и всесторонняя подготовка его к обучению в школе; выработка психологической и эмоциональной готовности к усвоению новых знаний и умений; воспитание грамотной, образованной, гармонично развитой личности.


"Домашние уроки логопеда - вместе с мамой"

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0494/0012c943-b9a96864/hello_html_30715d84.jpghttps://s3.pixers.pics/pixers/700/FO/59/73/00/26/700_FO59730026_8534b5e8e726685179ea5901bf4a7fd5.jpghttp://xn----7sbabovtc1dc3m.xn--p1ai/attachments/Image/logoped_v_butovo-2.jpg?template=generic

ФИО ребенка_______________________

СКАЗКА О ВЕСЕЛОМ ЯЗЫЧКЕ

Жил-был. image010.jpg Проснулся он рано утром. Открыл image012.jpg . Посмотрел налево, направо, вниз, нет ли луж, вверх (движение языком, рот открыт), есть ли солнышко. Закрыл (закрыть рот). Открыл снова. Жарко стало (о...о...). Холодно стало (д...д...). Закрыл окошко. Побежал image010.jpgв ванную комнату. Прибежал. Открылimage014.jpg (н...н... и движение рукой). Включил свет (чик). Открыл воду (чик-чик-чик и движение кистью). Полилась горячая вода (шшш). «Ой», — испугался image010.jpg и отдернул руки. (Покажите, как он испугался.) Надо открыть какую воду? Правильно, холодную (чик-чик-чик и движение кистью). Водичка соединилась и стала теплой (ссь...) . image010.jpg почистил зубы image016.jpg (упражнение). Умылся (круговые движения языка по губам). Закрыл холодную воду (чик-чик-чик). Закрыл горячую воду (чик-чик-чик). Закрыл image014.jpg (ннн...). И побежал на кухню завтракать. А на кухне мама блинчики печет. «Здравствуй, мама! — весело крикнул . — Я тебя очень люблю!» «Здравствуй, image010.jpg ! Я тебя тоже очень люблю. Помоги image010.jpg мне тесто месить» (упражнение). Наконец тесто готово. Мама испекла и дала Язычку image018.jpg (упражнение «Блинчик») с вареньем (упражнение «Вкусное варенье»). Выпил молока вот из такой image020.jpg (упражнение), поблагодарил и спросил: «Мамочка, можно я пойду погуляю?» «Конечно, можно, — ответила мама. — Только не опаздывай к обеду». Вышел image010.jpg на крыльцо . А вокруг длинныйimage021.jpg (упражнение «Заборчик»). Наверху труба image023.jpg (упражнение «Дудочка»). В трубе живет веселый ветер: «У... У... Привет,!» Побежал image010.jpg в конюшню к своей любимой лошадке. «Здравствуй, image025.jpg погладил ее Язычок (движение рукой), — поедем image026.jpgimage028.jpgкататься». «Иго-го...», —обрадовалась и image025.jpgimage029.jpgВскочил image010.jpg на image025.jpg и поскакал (упражнение).

Прискакал image010.jpg в зоопарк. Там он встретил своих друзей: Болтливого image031.jpg(блбл-бл, упражнение),Упрямого Ослика (иа-иа-иа). Друзья покатались на автомобильчиках (дррр...). Съели image033.jpg(лакательные движения языком). Надули воздушные image035.jpg(упражнение). Жарко. image037.jpg в зоопарке опустил свой длинный хобот в воду. Набирает водичку (упражнение). Язычок посмотрел на часы, а они стоят. Надо часы завести (чик-чик-чик — упражнение). «Ой, меня же мама дома ждет», — и поскакал он домой. Вот такая история о. image010.jpg А вы придумайте свою.

! далее в папку добавляются индивидуальные задания для ребенка, согласно индивидуального маршрута ребенка и лексических тем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование аудио-пособия "Первые уроки" серии "Музыка с мамой" Железновых на индивидуальных занятиях учителя-логопеда с детьми 1 уровня речевого недоразвития

Речевые возможности детей с ОНР 1 у. характеризуются  полным или частичным отсутствием  общеупотребительной речи. Дети общаются с окружающими, используя «лепетные» слова, неполные, «леп...

Конспект совместного мероприятия детей и родителей "Папа,мама,я-спортивная семья или вместе с папой,вместе с мамой отправляюсь я на поиски клада"

В представленном материале показано взаимодействие инструктора по физической культуре с семьями воспитанников ....

Конспект физкультурного досуга для детей средней группы и их родителей «Вместе с мамой мы дружны, вместе с мамой мы сильны» (8 Марта)

Конспект физкультурного досуга для детей среднего возраста и их родителей к празднику 8 марта....

Домашний театр вместе с мамой.

Домашний театр вместе с мамой....

Домашние уроки логопеда, или в какие игры играть с ребенком дома.

Сегодня в первые классы приходят  50 - 60% первоклассников, у которых отмечаются речевые нарушения, способные вызвать серьёзные трудности при обучении в школе.  Большинство этих нарушений не...

Мастер-класс для родителей "Вместе с мамой. Экспериментирование в домашних условиях."

Мастер-класс для родителей. Познакомить родителей с элементарными опытами с водой с детьми раннего возраста в домашних условиях....