Логопедическое занятие на автоматизацию звуков С,Сь
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Логопедическое занятие для автоматизации звуков С,Сь
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
занятие на автоматизацию звуков С.Сь | 44 КБ |
Артикуляционные упражнения | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическое занятие в подготовительной логопедической группе
Тема: автоматизация звуков [С] – [С`] в словах, словосочетаниях.
Цели:
- закрепить правильное произношение звуков [C] – [C`] в словах, словосочетаниях;
- совершенствование навыков звукобуквенного анализа и синтеза;
- развитие функции словоизменения;
- формирование фонематических процессов;
- развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики;
- обогащение словаря;
- развитие мыслительной операции, зрительного восприятия;
- воспитание у детей умения общаться друг с другом доброжелательно.
Оборудование:
- предметные картинки со звуками [С] – [С`];
- зеркала;
- карточки с заданиями;
- цветные фишки (красный, синий, зеленый);
- магнитофон;
- схемы слов, звуков.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
– Сегодня у нас праздник. К нам на пришли гости. Ребята, а вы знаете какой праздник?
– Один сказочный персонаж тоже узнал о празднике и пришел к вам в гости, точнее, прилетел. Догадайтесь, кто этот гость?
Любит очень он варенье,
Все съедает без сомнения.
На спине жужжит пропеллер,
И живет на крыше он.
(Ответы детей. Открывается картина с изображением Карлсона и звучит магнитофонная запись.)
– Здравствуйте, ребята! Поздравляю вас с праздником. Я желаю, чтобы вы были всегда добрые, дружные и старательно учились. Мне очень нравится играть с детьми, но сегодня я приготовил много заданий. Если вы будете помогать друг другу, то быстро с ними справитесь. А в конце занятия вас ждет сюрприз.
– Давайте мы сначала подарим друг другу улыбку и посмотрим, какие задания он нам приготовил?
II. Основная часть
1. Сообщение темы занятия
(Открывается картина леса. На ней нарисованы животные и птицы: сорока, сова, синица, снегирь, собака, лиса, лось, рысь.)
– На какие две группы можно разделить эти картинки? Послушайте слова, какие звуки я буду выделять голосом? Как вы думаете, какие у нас сегодня звуки в гостях?
(Ответы детей.)
2. Характеристика звуков по акустическим и артикуляционным признакам.
– Дайте характеристику звукам [С] – [С`]. (Дети перед зеркалом дают характеристику звукам)
Артикуляционные упражнения для губ и языка:
- “улыбочка-трубочка”
- улыбнулись и широким краем язычка почистим нижние зубки;
- “лопаточка-иголочка”;
- “футбол”.
3. Развитие фонематических процессов.
– Сначала назовите картинки, где мы слышим твердый звук [С], потом – мягкий звук [С`]. (Дети перечисляют картинки, четко выделяя голосом звуки и определяют место звука в словах.)
4. Развитие функции языкового анализа и синтеза. Работа у доски
– Выложите цветными фишками слова: лиса, сова, собака, лось. Чем похожи и чем отличаются эти слова? (Ответы детей.)
5. – К каким словам подходят эти схемы?
(Ответы детей: рысь, лось, сова, собака)
6. Физминутка
Мы капусту рубим-рубим,
Мы капусту режем-режем,
Мы капусту жмем-жмем,
Мы капусту солим-солим.
(Дети выполняют движения, соответствующие словам.)
7. Игра на внимательность: кустик – дерево
Правила игры: на слово “кустик” дети приседают, “дерево” – размахивают над головой руками. Ведущий дает команду, сам выполняет противоположное действие. Например: на слово “кустик” размахивает над головой руками, “дерево” – приседает.
8. Развитие зрительного восприятия. Работа у доски
– Буквы поломались пополам. Дописать буквы.
9. Игра «Сочини чистоговорку».
Поможем Карлсону сочинить чистоговорки.
СА-СА-СА – в лесу бегает …(лиса)
СЫ-СЫ-СЫ – хвост пушистый у …(лисы)
СУ-СУ-СУ – было холодно в … (лесу)
ЫСЬ-ЫСЬ-ЫСЬ – в лесу живет … (рысь)
ОСЬ-ОСЬ-ОСЬ – в лесу живет … (лось)
10. Игра с перекидыванием мяча. “Чей детеныш?”
Правила игры: ведущий бросает мяч ребёнку, ребенок говорит детеныша и возвращает мяч.
У лисы – …
У лося – …
У сороки – …
У гусей – …
У собаки – …
У рыси – …
11. Образование и согласование относительных прилагательных.
– От какого дерева листочки?
(Ответы детей: листья березы – березовые, листья клена – кленовые, листья дуба – дубовые, листья осины – осиновые.)
– Вы знаете, что Карлсон любит вкусно поесть. Сейчас мы ему приготовим сытный обед. (Предметные картинки: капуста, свекла, апельсин, слива, овес.)
Дети выходят к доске, показывают картинку и отвечают.
– Что можно приготовить из этих продуктов?
Салат какой? (Капустный)
Суп из свеклы какой? (Свекольный)
Каша из овса какая? (Овсяная)
Сок из апельсина? (Апельсиновый)
Варенье из сливы? (Сливовое)
– Что еще можно приготовить из сливы?
(Ответы детей.)
III. Итог занятия
Карлсон угощает детей печеньем с изображением буквы С.
– На что похожа буква С? Что больше всего запомнилось на занятии?
Предварительный просмотр:
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
«АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ СВИСТЯЩИХ,ШИПЯЩИХ И СОНОРНЫХ ЗВУКОВ»
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ
1.«Покусаем язычок».
«Выдвигаю я язык, чтоб лениться не привык.
И от кончика до корня я кусаю все проворней».
(Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык. Варианты: - Покусать кончик языка. –Покусать середину языка. – Покусать язык, продвигая его постепенно вперед- назад. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та». Произношение слогов помогает ребенку в выполнении упражнения.
2.«Кусаем боковые края языка».
«Горкой» выгну язычок, пожую ему бочок:
Левый, правый, оба сразу я жую как по заказу».
(Улыбнуться, спеть: «и-и-и» (язык расширится) – и, не меняя положения языка, покусывать его края боковыми зубами 10-15 раз)
3.«Почистим зубы снаружи».
«Зубки верхние снаружи нам почистить очень нужно.
Зубки нижние - не хуже, тоже чистки просят дружно».
(Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов)
4.«Загоним мяч в ворота».
«Щек своих не надуваю, мяч в ворота загоняю».
(Вытянуть губы вперед «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками. Можно предложить ребенку подуть на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку сдуть с ладошки. Можно предложить ребенку подуть в небольшую чистую бутылочку ( из под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочке раздается гудящий или свистящий звук («гудит пароход»). Это очень нравится детям)
5.«Лопаточка».
«Поперек улыбки лег - отдыхает язычок».
(Улыбаться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет 1 до 5-10.)
6.«Дуем на лопаточку».
«Дую, дую на «лопатку», чтоб была широкой, гладкой».
(Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка)
7. «Горка», (Мостик).
«Улыбаюсь, рот открыт – там язык лежит свернувшись.
В зубы нижние уткнувшись, горку нам изобразит».
(Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается «горкой». Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10)
8.«Ветерок дует с горки».
«С горки дует ветерок, и несет он холодок».
(Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой»,а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным)
9.«Чистим нижние зубы» (с внутренней стороны)
«Ходит горка влево - вправо, чистит зубки очень браво».
(Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны)
10.«Катушка».
«Широко раскрою рот, «горку» выведу вперед.
И, назад отодвигая, я ее не разрушаю».
(Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать в глубь рта.
11. «Жуем блинчик».
«Вот опять язык свернулся, в зубы нижние уткнулся.
Двину чуть его вперед, разжую его вот-вот».
(Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить кончик языка за нижние зубы (как в упражнении «Горка»), потом выдвинуть его чуть вперед и покусывать свернутый язык 10-15 раз)
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ (Ш, Щ, Ж, Ч)
1. «Улыбка – Трубочка» (развитие подвижности губ). Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз. Внимание: Следить, чтобы в процессе переключения зубы не размыкались и не сдвигались. Тянем губы мы к ушам, Улыбнемся малышам. А потом тяни вперед, Как у слоненка хоботок. 2. «Футбол» (развитие направленной воздушной струи). Описание: Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе перед ребенком, загоняя его в «ворота». Внимание: Следить, чтобы не надувались щеки, для этого можно их слегка придерживать пальцами. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы струя воздуха была прерывистой. Щеки я не надуваю, Мяч в ворота загоняю. 3. «Чистим зубки » (для подъёма языка вверх, развитие подвижности языка) Описание: Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. Внимание: Губы улыбаются, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. Рот окрою я немножко, Губы сделаю «окошком». Зубы верхние - смотри: Чищу «чашкой» изнутри. 4. «Ириска» (для укрепления мышц языка и отработки верхнего подъема языка). Описание: Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к небу за верхними зубами. Внимание: Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна. Рот открывать на 1,5-2 см.. Выполнять медленно. Ах, как это вкусно, Ах, как это сладко. Что это? Ириска? Или шоколадка? 5. «Грибок» (вырабатывать верхний подъём языка, растягивание подъязычной связки). Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку. Внимание: Следить, чтобы губы улыбались. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо шире открывать рот. Вырос гриб большой в лесу, Раз, два, три, четыре, пять - 6. «Вкусное варенье» (вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, для звука Ш). Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Внимание: нижняя челюсть должна быть неподвижна, можно придерживать ее пальцем. Язык должен быть широким, боковые края языка касаются углов рта. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язычок», и распластанный язык можно шпателем приподнять на верхнюю губу. Мы сегодня ели 7. «Чашечка» (вырабатывать правильную форму языка для произношения звуков Ш, Ж). Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу (при необходимости, распластать язык, пошлепав по нему верхней губой со звуком «пя-пя-пя»), приподнять все края языка вверх. Удерживать 5-10 секунд. Внимание: Следить, чтобы язык был широким, без выраженного кончика языка, все края языка равномерно подняты. Мы чаек горячий 8. «Лошадка» (укрепление мышц языка, выработка подъема языка вверх). Описание: Улыбнуться, открыть рот, пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Внимание: Упражнение выполняется медленно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна, работает только язык. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался назад и вверх. Скачем, скачем на лошадке. |
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ СОНОРНЫХ ЗВУКОВ (Р, Рь, Л, ЛЬ)
1. «Улыбка – Трубочка» (развитие подвижности губ). Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз. Тянем губы мы к ушам, улыбнемся малышам. А потом тяни вперед, как у слоненка хоботок. 2. «Футбол» (развитие направленной воздушной струи). Описание: Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе перед ребенком, загоняя его в «ворота». Щеки я не надуваю, мяч в ворота загоняю. 3. «Грибок» (вырабатывать верхний подъём языка, растягивание подъязычной связки). Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку. Вырос гриб большой в лесу, в садик гриб я принесу. 4. «Гармошка» (укрепление мышц языка, растягивание подъязычной связки). Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении. На гармошке мы играем рот пошире открываем, 5. «Качели» (отработка умения быстро менять положение языка, необходимое при соединении согласных с гласными). Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от 1 до 5. Так, поочередно менять положение языка 4 – 6 раз. Эх, раз! Еще раз! 6. «Чистим зубки» (для подъёма языка вверх, развитие подвижности языка) Описание: Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. Рот окрою я немножко, губы сделаю «окошком». Зубы верхние - смотри:чищу «чашкой» изнутри. 7. «Индюк» (отработка подъёма языка вверх, развитие подвижности передней части языка). Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая её. Сначала делать медленные движения, потом ускорить темп и добавить голос, пока не послышится «бл-бл» (как индюк). Широко открыт мой рот, Язычок – назад-вперед. Лижет «чашечкой» губу И болтает на бегу. 8. «Лошадка» (укрепление мышц языка, выработка подъема языка вверх). Описание: Улыбнуться, открыть рот, пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Скачем, скачем на лошадке. очень цокать нам приятно. 10. «Маляр» (отрабатывать движения языка вверх и его подвижность). Описание: Улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад. Язык – как кисточка моя,и ею нёбо крашу я. 11. «Барабан» (отрабатывать подвижность языка в верхнем положении). Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот (достаточно широко), поставить язычок за верхние зубы, стучать языком по небу за верхними зубами со звуком «Д-Д-Д». Стучать язычком 7 – 15 секунд (на весь выдох). В барабан мы бьем нашим язычком. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука С на тему: «В поисках звука С».
В данном конспекте представлен материал по автоматизации звука С у дошкольников с использованием мультимедийтой презентации....
Конспект логопедического занятия по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе «В стране потерянных звуков»
Логопедического занятие по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе ...
Конспект логопедического занятия по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе «В стране потерянных звуков»
Логопедического занятие по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе ...
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Ш для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом. ТЕМА: Звук «Ш». День рождения Звукоешки.
Конспект предназначен для индивидуальной работы логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом. Содержание занятия насыщено б...
Использование игровых приемов на логопедических занятиях по автоматизации звука” в Microsoft Power Point для обучения детей с дефектным произношением звуков
Для обучения детей с дефектным произношением звуков...
Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука Ш с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий
Конспект подгруппового логопедического занятия с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий по автоматизации звука [Ш] в словах и простых предложениях "В гости к Мишк...
Логопедическое занятие по автоматизации звук Р "Как Незнайка научился говорить звук Р"
Занятие проходит в игровой форме, дети "учат" Незнайку произносить звук Р: показывают артикуляционные упражнения, способствующие произношению звука, произносят звук изолированно, в слогах, с...