Консультация для родителей «О чём говорить с ребёнком в семье?»
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему
Консультация для родителей
«О чём говорить с ребёнком в семье?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 298.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«О чём говорить с ребёнком в семье?»
Автор: Деревянко С.В.
учитель-логопед МАДОУ
МО г. Краснодар «Детский сад №216»
Смотреть на взрослого, видеть его улыбку, слышать его голос, ощущать его – вот то, в чем нуждается ребенок. Вы первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа - ваш дом - окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на доминирование его системы ценностей. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни, людям, - все это оставит неизгладимый отпечаток на всем дальнейшем поведении и образе мысли человека. Детям нужно не столько внимание-опека, сколько внимание-интерес, который им можете дать только вы – их родители. В дошкольном возрасте ребенок лишь «ищет» характерные для него способы общения с окружающими, у него вырабатывается устойчивый личностный стиль и появляется представление о самом себе. Общение приносит ребенку массу положительных радостных переживаний. Лишенный этого малыш впадает в тоску, личность его травмируется, и не только личность. Замедляется и искажается все психическое, а значит и речевое развитие. С детства ребёнку необходимо общаться с людьми, делиться своими мыслями и переживаниями с близкими. В семье эту потребность можно удовлетворить через разговоры и беседы. Дети, с которыми родители много и вдумчиво беседуют, развиваются быстрее и говорят лучше, имеют правильную речь.
Темы для индивидуальных бесед очень разнообразны. С детьми младшего возраста нужно разговаривать о понятных, доступных и близких вещах. С детьми постарше можно обсуждать режим дня, игрушки, одежду и обувь и т.д. Тематика бесед для детей 5-6 лет значительно расширяется: космос, армия, транспорт, книжки и сказки... Расскажите ребёнку подробнее о себе: назовите фамилию, имя, отчество, свою профессию, где работаете, чем занимаетесь. Расскажите ребёнку о нём. Назовите его фамилию, полное имя, отчество, возраст, дату рождения (число, месяц, время года). Расскажите о семье: кто старше , кто младше, кто кому кем приходится. Обсудите с ребёнком каких животных он видел в зоопарке, их внешний вид, повадки, чем питаются. Что видел ребёнок в цирке, в лесу. Где и как ребёнок отдыхал летом. Как вести себя на улице, в транспорте. Обсудите с ребёнком прочитанную сказку, книжку. Попросите его рассказать, о том, как он провёл день в детском саду. Рассказывая о своих дневных делах, ребёнок учиться вспоминать, связывать предложения. В дальнейшем ребёнок будет сам просить вас послушать про его дела.
Большинство детей на конец дошкольного возраста овладевают связной речью, умеют последовательно описать увиденное, пересказать содержание сказки, рассказа, кино. Но у некоторых детей речь отрывиста, с длинными паузами. В ней преобладают слова-заменители, перечисление предметов или действий, жесты, мимика, не хватает слов для передачи мыслей. До школы ребенок должен научиться описывать знакомый предмет со всеми его признаками, качествами, уметь сравнивать два-три предмета, самостоятельно рассказывать по картинке, по серии картинок, рассуждать об увиденном, пережитом, придумывать сказки на заданную тему.
Для описания нужно подобрать известные ребенку предметы, игрушки, картинки: мишутка, кукла, машинка... Например: «Это кукла. Она пластмассовая. Куклу зовут Таня. У Тани голубые глаза, белые волосы, розовые щечки. Она улыбается. На ней платье белого цвета в красный горошек. На ногах нолубые носочки и коричневые туфли. С куклой дети играют, кладут ее спать, кормят, одевают...». Потом берется другой предмет. Взрослый напоминает, в какой последовательности следует рассказывать.
После 6 лет необходимо научить ребенка сравнивать и сопоставлять два, а потом и три предмета или картинки во время их описания. Находить как можно больше сходств и различий. Можно предложить такие группы предметов и картинок: огурец, помидор, морковь; кошка, собака и др. При этом рекомендуется помогать ребенку вопросами.
Ребенок старшего дошкольного возраста должен самостоятельно составлять загадки-описания о предметах. При этом инициатива принадлежит родителям. Вы предлагаете ребенку отгадать, какой предмет задумали, а затем просите его сделать то же: «Он деревянный, имеет четыре ножки и спинку. На нем можно сидеть. Что это такое? А теперь ты задумай любой предмет и все про него расскажи, а я буду отгадывать».
Как научить ребенка связному, последовательному рассказу по картинкам? Если в семье нет сюжетных картинок, помогут иллюстрации из художественных книг с рассказами и сказками. После приобретения новой книжки нужно сначала рассмотреть картинки. При просмотре спрашивать ребенка о том, что он видит. После просмотра следует составить рассказ по картине.
Детям 6-7 летнего возраста можно предложить самостоятельно придумывать названия к иллюстрациям, а также составлять рассказы о том, что было до этого с героями, изображениями на картинке, и что будет потом. Еще до школы рекомендуется научить ребенка составлять рассказы, сказки. Самый легкий вид такого творчества – составление рассказов по трем-четырем опорным словам. Например, со словами «лето», «дети», «прогулка», «парк».
Если вы понимаете ребенка, реагируете на его неудачи или наоборот успехи; если помогаете ему избавиться от чего-то, что мешает ему; если его любят, разговаривают с ним, и играют, то он понимает, что мир – это безопасное место, и он может доверять тем, кто ухаживает за ним. Если же его потребности не удовлетворяются, особенно потребность в общении с любящими взрослыми, он вырастаем, испытывая недоверие ко всему миру.
ПОЖЕЛАНИЯ РОДИТЕЛЯМ :
- Чаще и больше разговаривайте с ребенком.
- Ребенок постоянно изучает то, что он наблюдает и понимает гораздо больше, чем может сказать.
- Речь ребенка успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают, направляют внимание, читают ему.
- Нужно обеспечить ребенку широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира. Это позволит ему больше узнать о доме, местах удаленных от него.
- По возможности нужно «присоединиться» к ребенку когда он смотрит телевизор, и стараться узнать, что его интересует, обсуждать увиденное.
- У каждого ребенка свой темперамент, свои потребности, интересы симпатии и антипатии. Очень важно уважать его неповторимость, ставить для себя и для ребенка реальные цели.
- Старайтесь, чтобы ребенок не чувствовал недостатка в любви и разнообразии впечатлений, но не терзайтесь, если вы не в состоянии выполнить все его просьбы и желания.
- Чаще обращайтесь к ребенку с вопросами. Используйте в вопросе союз «почему?», так как он требует в ответе построить сложноподчиненное предложение с союзом «потому, что...»
- Систематически проводите игры в слова: «Кто больше знает слов», «Скажи какой…?», «А если бы…», «Придумай слово», «Рифмы», «Города».
- После прочтения рассказа или стихотворения побеседуйте по содержанию. Выясните, понял ли ребенок его смысл, используя наводящие вопросы.
- Не забывайте употреблять пословицы, фразеологизмы, загадывать загадки.
- Каждое непонятное слово обязательно разъясните ребенку.
- Записывайте в тетрадь или на диктофон рассказы и сказки вашего ребенка. Через 2-3-месяца прослушайте их вместе с ребенком, проанализируйте, запишите новые.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей Тема: «Как говорит ваш ребёнок»
Речь ребенка не возникает сама собой, она развивается постепенно....
1.Развиваем речь ребёнка через игру-сказку. 2.Консультация для родителей "Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить".
1. Буклет "Развиваем речь ребёнка через игру-сказку" опубликован на сайте "Педразвитие.ру" .Родителям предлложены речевые игры со сказочной сюжетной линией для детей среднего и старшего до...
Консультация для родителей "Правильно ли говорит ваш ребёнок?"
Взрослые не придают нарушениям речи серьёзного значения, пологая,что с возрастом всё пройдет само собой....
Консультация для родителей "Правильно ли говорит Ваш ребёнок"
Статья содержит ряд рекомендаций, которые помогут не допустить возможные ошибки в развитии речи ребёнка. Раскрывает важность правильного речевого окружения....
Консультации для родителей по теме: "Говорите с ребёнком правильно".
Консультации для родителей по теме: "Говорите с ребёнком правильно"....
Консультация для родителей Правильно ли говорит ваш ребёнок
От своевременного формирования правильного произношения зависит общая культура речи и, следовательно, нормальное речевое общение ребёнка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а пос...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ на тему: «ГОВОРИТЕ С РЕБЁНКОМ ПРАВИЛЬНО!»
Речь не передается по наследству, ребёнок перенимает речь от окружающих. Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, чётко...