Проект «Использование элементов программированного обучения в работе по коррекции фонематических процессов у дошкольников с нарушениями речи»
проект по логопедии (старшая, подготовительная группа) по теме

Горбунова Елена Игоревна

В проекте используется дидактический материал, построенный на основе метода программированного обучения*, оформленный в виде перфокарт и соответствующих им сигнальных (контрольных) карточек и игровых полей формата А4.

* В отечественной науке технологию программированного обучения разрабатывали П.Я. Гальперин, A.M. Матюшкин, Н.Ф. Талызина и др. Его сущность состоит в том, что особыми способами и средствами обучению придаются индивидуализированные черты, выносятся элементы непрерывного контроля за усвоением учебного материала. Этот вид обучения осуществляется по специально составленным программам и оформленным заданиям, в которых не только содержится необходимый учебный материал, но и фиксируется программа деятельности учащихся по его усвоению. Существенный момент при этом состоит в «обратной связи», или самоконтроле, что способствует сознательному усвоению материала, вселяет в детей уверенность в своих силах. Доказано, что метод программированного обучения способствует повышению эффективности педагогического процесса в школе, а его элементы могут успешно применяться и в работе с детьми дошкольного возраста, что в последние годы и привлекает к себе все большее внимание педагогов дошкольных учреждений, в том числе и логопедов. Наиболее широкое применение в работе с дошкольниками получили такие виды программированных  заданий, как  перфокарты,  перфоконверты,  сигнальные круги, кодирование,  шифрование символами, игровые поля.

Такого рода задания применяются как на индивидуальных, так и на групповых логопедических занятиях. Используются не для первоначального ознакомления с новым материалом, а при дальнейшем его закреплении и контроле, усвоенных детьми знаний и умений. Использование  предлагаемых перфокарт и игровых полей позволяет не только работать над развитием фонематических процессов, но и стимулировать детей к выполнению оценочно-контрольных действий. Такие важные учебные навыки как  самоконтроль, самопроверка и самооценка в плане готовности к школьному обучению занимают весьма важное место.

Кроме того, отмечаем, что при работе с перфокартами можно использовать и другие варианты контроля - взаимоконтроль, когда детям предлагается проверить работы друг друга или педагог заранее подкладывает под «перфокарту» лист бумаги с неправильно выполненным заданием, а ребёнок ищет ошибки. Затем дает оценку выполненной работе.

Разумное сочетание традиционных методов логопедической работы с элементами программирования (необходимо помнить о дозированном их применении, не более 5—10 минут) позволяет учителю-логопеду проводить занятия более эффективно и интересно.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема проекта: «Использование элементов программированного обучения в работе по коррекции фонематических процессов у дошкольников с нарушениями речи» учитель- логопед: Горбунова Е. И.

Слайд 2

Одним из наиболее перспективных направлений повышения эффективности педагогического процесса является метод программированного обучения, который за последние годы привлекает к себе все большее внимание педагогов, психологов, в том числе и логопедов. Актуальность и значимость проекта:

Слайд 3

обеспечить высокое качество коррекционно - образовательной работы с помощью дидактического материала, построенного на основе метода программированного обучения УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: воспитанники группы компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по коррекции нарушений речи (5-7 лет), учитель – логопед СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: 2017-2018, 2018-2019 гг. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Слайд 4

Коррекционно - образовательные: • определение наличия звука в слове; • определение количества звуков в слове; • определение места звука в слове; • определение количества слогов в слове; • выделение согласного или гласного звуков в начале слова; • подбор слов с заданным звуком; • подбор слов с заданным количеством звуков или слогов; • дифференциация звуков. Коррекционно - развивающие: • развитие фонематических процессов; • развитие у детей навыков самопроверки и самоконтроля. Коррекционно - воспитательные: • формирование у детей самоконтроля за речью. • воспитание интереса к учебной деятельности. ЗАДАЧИ определены в соответствии с программой логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического и общего недоразвития речи у детей (Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., 2010г. )

Слайд 5

ЗАДАНИЯ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛИЧИЯ ЗВУКА В СЛОВЕ Цель: нахождение заданного звука на основе громкого проговаривания слов. А) Услышишь звук - положи фишку Б ) Закрась окошко под той картинкой, в названии которой услышишь звук

Слайд 6

А Б В Пример работы с вариантом Б:

Слайд 7

ЗАДАНИЯ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ЗВУКОВ В СЛОВАХ Цель: определение количества звуков в словах. А) рассмотри картинки и закрась окошко под той картинкой, в названии которой есть заданное количество звуков Б) разложи картинки: слева положи картинки, в названии которых 3 звука, а справа положить те картинки, в названии которых - 4 звука

Слайд 8

а ) назови картинку, определи место заданного звука в слове закрась соответствующее окошко (в начале, в середине, в конце) ЗАДАНИЯ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА ЗВУКА В СЛОВЕ Цель : определение места звука в слове. А Б

Слайд 9

б ) внимательно слушай слова и закрашивай первый, второй или третий квадратик, в зависимости от того, где слышится заданный звук (в начале, в середине, в конце слова)

Слайд 10

ЗАДАНИЯ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА СЛОГОВ Цель: определение количества слогов в словах. Рассмотри картинки, проговори их названия (про себя или вслух) и закрась столько квадратиков под каждой картинкой, сколько слогов есть в ее названии

Слайд 11

ЗАДАНИЯ НА ВЫДЕЛЕНИЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В НАЧАЛЕ СЛОВА Цель: выделение гласных и согласных звуков в начале слова. А)рассмотри картинки и определи, в названии которых изучаемый звук находится в начале слова А Б В

Слайд 12

Б) определи, с какого звука начинается название картинки, т.е. п ервый звук в слове и запиши соответствующую букву в «окошко» (положи букву из разрезной азбуки) А Б В

Слайд 13

Цель: дифференциация звуков по звонкости – глухости, твердости – мягкости. ЗАДАНИЯ НА ДИФФЕРЕНЦИАЦИЮ ЗВУКОВ

Слайд 14

Достигнутые результаты Работа с программированными заданиями (перфокартами), позволила не только сформировать у воспитанников фонематические процессы и подготовить детей к обучению грамоте, но и успешно сформировать предпосылки учебной деятельности. Они помогла сделать обучение интересным и увлекательным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов у дошкольников с нарушениями речи.

Материал может быть использован как для практической работы, так  и для консультирования родителей....

Методические рекомендации по использованию игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи.

Методические рекомендации по использованию игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи.       Для оптимизации кор...

Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи

В дошкольных учреждениях на первый план выдвигается коррекция звукопроизношения, и недооцениваются значение формирования слоговой структуры слова, умение слышать и различать звуки речи, а это одна из ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ       «Использование игровых технологийв развитии фонематических процессовстарших дошкольников с нарушениями речи»...

Тема: «Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи».

Консультация для воспитателей  ДОУ  от учителя - логопеда на тему : " Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи"....