Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя.
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
«Наша речь — это важная часть нашего поведения, личности, души и ума».
Л. Сухоруков.
Чтобы речь ребенка сформировалась правильно ему необходимо находиться в нормальной социальной и речевой среде. В настоящее время дети большую часть времени проводят в условиях детского сада. Речь ребенка формируется в результате общения со взрослыми и сверстниками. Воспитатель группы, где находится ребенок, имеющий какой-либо речевой дефект, оказывает большое влияние на становление произносительной стороны речи. В такой сложившейся ситуации взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя имеет важное значение в устранении дефектов речи детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_statya.docx | 24.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя.
«Наша речь — это важная часть нашего поведения, личности, души и ума».
Л. Сухоруков.
Чтобы речь ребенка сформировалась правильно ему необходимо находиться в нормальной социальной и речевой среде. В настоящее время дети большую часть времени проводят в условиях детского сада. Речь ребенка формируется в результате общения со взрослыми и сверстниками. Воспитатель группы, где находится ребенок, имеющий какой-либо речевой дефект, оказывает большое влияние на становление произносительной стороны речи. В такой сложившейся ситуации взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя имеет важное значение в устранении дефектов речи детей.
В этой ситуации необходимо:
- Выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей ДОУ.
- Разработать единые подходы по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателя ДОУ.
- Подобрать новые действенные и обменяться имеющимися формами взаимодействия в условиях специализированной группы или ДОУ и в условиях логопункта, (технология взаимодействия).
- Разграничить зоны ответственности учителя-логопеда и воспитателей ДОУ
в коррекционно-развивающей работе. - Отобрать программное обеспечение по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателя c использованием ИКТ.
Результат, к которому должны прийти педагоги: подбор и разработка единых (вариативных) подходов по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателей ДОУ.
Для этого необходимо разграничить работу воспитателя и учителя-логопеда по основным направлениям, определить варианты взаимодействия: диагностика, коррекция, профилактика.
Диагностическая работа
Воспитатель | Учитель-логопед |
Проводит диагностику общего развития. Сообщает логопеду результаты своих наблюдений за ребенком в различных видах деятельности; историю его раннего речевого развития и условия семейного воспитания. Опираясь на диагностические данные логопеда, планирует занятия с детьми, исходя из основных коррекционных задач. | Проводит ежегодное комплексное логопедическое обследование всех детей среднего и старшего дошкольного возраста, результаты которого отражает для каждой группы детей:
|
Коррекционная работа
Воспитатель | Логопед |
Осуществляет контроль за речью детей на занятиях и во время режимных моментов. Занимается развитием мелкой и артикуляционной моторики. Оказывает помощь по автоматизации поставленных звуков. Способствует совершенствованию грамматического строя речи, развитию фонематического восприятия и слоговой структуры. Проводит необходимую работу с родителями для оптимизации коррекционного процесса. | Оказывает воспитателю помощь в организации индивидуальной и групповой работы по развитию речи. Дает ежемесячные рекомендации по планированию групповых и подгрупповых игр и занятий с учетом возрастных норм и лексических тем, изучаемых в данный период. |
Профилактическая работа
Воспитатель | Логопед |
Организует такую предметную среду, которая способствует максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии. Уделяет повышенное внимание к детям с высокой степенью риска формирования речевых недостатков. | Отслеживает соответствие развивающей среды возрастным потребностям детей. Дает рекомендации воспитателям по ее обогащению. |
Формы работы по взаимодействию с воспитателями:
1. Автоматизация поставленных звуков и контроль за ними; работа над мелкой моторикой; преодоление лексико-грамматического недоразвития речи на определённой лексической теме; развитие связной речи.
2. Наблюдения за динамикой постановки звуков у детей. Это позволяет воспитателю наглядно отследить динамику звукопроизношения всех речевых детей группы или конкретного ребенка. Педагог предлагает ребенку только тот речевой материал, который ему под силу. Воспитателю становится легче подобрать стихотворения к празднику (в случае затруднений помогает логопед). Возникает меньше проблем в занятиях: воспитатель знает, каких ответов он может ожидать от ребенка и не стремиться требовать от последнего невозможных усилий. Тем самым, у ребенка нет боязни отвечать на занятиях, не идет закрепления неправильного произношения тех звуков, которые ему еще не под силу.
3. Логопедические памятки и буклеты в помощь педагогам и родителям по преодолению речевых проблем. Они помогают воспитателям и родителям без специального образования овладеть навыками логопедической коррекционной помощи для своих детей.
5. Подбор речевого материала: чистоговорок, рифмовок, стихотворений, заданий и упражнений для коррекции различных компонентов речевой деятельности. Воспитатель в подборе речевого материала должен помнить о речевых проблемах каждого ребенка. Поэтому учитель-логопед помогает подбирать речевой материал, который соответствует норме звукопроизношения детей с речевыми нарушениями. Рекомендуется воспитателям работать с готовыми печатными изданиями, использовать правильную с логопедической позиции литературу и речевой материал.
Список литературы:
- Л.Р.Лизунова. Организация единого образовательного пространства для детей с нарушениями речевого развития в условиях ДОУ: Программно-методическое пособие. - Пермь: Издательство "ОТ и до", 2010. - 114с.
- Михеева И. А., Чешева С. В., Чещева С. В. Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда: Картотека заданий для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи. (Популярная логопедия) Серия: Популярная логопедия [104] Издательство: КАРО, ИЗДАТЕЛЬСКО-ПОЛИГРАФИЧЕСКИЙ ЦЕНТР, 2009 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ для ВОСПИТАТЕЛЕЙ ТЕМА: «Взаимодействие учителя - логопеда и воспитателя в группах для детей с ОВЗ, зачисленных на логопункт.»
В работе над речью детей перед воспитателем и учителем-логопедом стоит общая цель: - сформировать правильную речь как полноценное средство общения, необходимое для общего разви...
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционном учреждении Выполнила: Учитель-логопед: Карпушева Л.В.
Условия для взаимодействия* Выбор оптимальных методов и приемов работы по развитию культуры речи с учетом физиологических и психологических возможностей детей...
Консультация для воспитателей.Тема:"Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи"
Данный материал предназначен воспитателям групп компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи....
Консультация для воспитателей. Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционном процессе по развитию речи у дошкольников.
Взаимодействие логопеда и воспитателя необходимо, поскольку устранение речевых нарушений требует комплексного подхода....
Методические рекомендации для воспитателей « Формы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя ДОУ в коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста»
Материал полезен для учителей-логопедов, воспитателей логопедических групп...
Взаимодействие учителя- логопеда и воспитателей «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе»
Цель: выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей ДОУ....
«Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе» . Консультация для воспитателей ДОУ.
Организация комплексной коррекционной работы по преодолению речевых нарушений у детей с участием специалистов разного профиля является актуальной задачей. Её успешное решение возможно только при налич...