"В Желтой стране"
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Цель: автоматизация звука Л в словосочетаниях, предложениях и текстах;
Задачи:
- закрепление умения определять место звука и количество слогов в слове;
-упражнение в согласовании прилагательного желтый с существительными и числительными в роде, числе и падеже;
-расширение словарного запаса;
-закрепление умения строить полные предложения с заданным словом;
- развитие связной речи;
- развитие слухового и зрительного внимания, мелкой моторики рук, ритма, воображения;
- расширение представлений детей о желтом цвете; развитие способности тонко чувствовать цвет и подбирать адекватные прилагательные для его описания.
Оборудование: ткань и предметы желтого цвета, карандаши, карточки с изображением бабочек и букв, Колобок, материал для анализа предложений, цветные карточки для составления предложений.
Ход ОД
- Сегодня я приглашаю вас в Желтую страну. Чтобы попасть туда, необходимо:
-назвать желтые овощи (репа, тыква, кукуруза…);
-желтые фрукты (банан, лимон, груша, яблоко…);
-желтые цветы (одуванчики, тюльпаны, розы, нарциссы, ноготки…);
-желтые продукты питания (мед, масло…)
- Путь в Желтую страну не прост. Нам предстоит преодолеть густые заросли, вязкую глину, узкий мостик, топкое болото (имитируют)
- Мы благополучно преодолели все препятствия. Присаживайтесь к столу. Посмотрите на предметы желтого цвета. Вам нравится желтый цвет? Чем нравится или не нравится? Он теплый или холодный? Радостный или грустный? Спокойный или подвижный? Мягкий или жесткий?
-Желтый цвет называют застывшим солнечным светом. Он помогает нам, когда мы плохо себя чувствуем, болеем или когда у нас грустное настроение. Он помогает преодолеть уныние, дарит радость, вселяет новые силы. Желтый цвет помогает нам думать, правильно говорить, быть внимательными.
- Посмотрите на предметы желтого цвета и назовите только те из них, которые состоят из одного слога (слон, стол, мел); те из них, где звук Л слышен в середине слова (тарелка, салфетка, платье, яблоко); те предметы, названия которых содержат 2 слога (клубок, ложка).
- Назовите предметы, про которые можно сказать желтый (клубок, стул, мел, флакон, фломастер), желтая (тарелка, полоска, салфетка), желтое (яблоко, мыло).
- У меня в руке желтый пластилин. Что бы вы хотели вылепить из него?
- Я бы вылепил из желтого пластилина желтого цыпленка. Я бы вылепила из желтого пластилина желтую грушу и т.д.
-Как вы думаете, какое время года можно назвать желтым? Верно, осень. Послушайте стихи:
Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Желтый клен, желтый бук,
Желтый в небе солнца круг.
Желтый двор, желтый дом,
Вся земля желта кругом.
Желтизна, желтизна,
Видно, осень – не весна. (В. Нирович)
-Какое слово, похожие на слово желтый встречаются в стихотворении? (желтизна). Какие вы еще знаете? (желтеть, желток, желтоватый, желтенький, желтуха).
-Как мы скажем о кошке, у которой желтые глаза (желтоглазая); о собаке, у которой желтый бок (желтобокая); о синичке, у которой желтое брюшко (желтобрюхая).
-В Желтой стране много желтых предметов. Давайте их перечислим:
Желтое солнце на землю глядит (руки и глаза вверх),
Желтый подсолнух за солнцем следит (покачивания руками вправо-влево,
Желтые груши на ветках висят (встряхивания руками вниз),
Желтые листья с деревьев летят. (махи руками в стороны)
Желтая бабочка, желтая букашка,
Желтые лютики, желтая ромашка (приседания)
Желтое солнышко, желтенький песочек,
Желтый – цвет радости, радуйся, дружочек! (прыжки на месте)
-А теперь давайте покажем, как над желтыми цветами порхают желтые бабочки. (дети соединяют обе руки от кончиков пальцев до локтей, а затем разъединяют только ладони, максимально разводя их в стороны)
-Желтых бабочек так много, что они залетают в дома. Давайте посчитаем, сколько бабочек залетело в ваш дом.
- В мой дом залетели две желтые бабочки. В мой дом залетело пять желтых бабочек (карточки).
-В Желтой стране я нашла какие-то странные картины. Давайте попробуем расшифровать их. Как вы думаете, что могут обозначать желтые кружки на зеленом фоне? (одуванчики на лугу, нарциссы на клумбе, пуговицы на пальто…) Большой желтый круг на темно-синем фоне? (луна на небе, тыква на столе…)
Составление предложений со словом желтеет. Выкладывание схемы предложения На небе желтеет луна.
- В Желтой стране живет необычный сказочный житель. Кто он, вы узнаете, если впишете в клеточки буквы согласно их порядковому номеру. Это Колобок. Что случилось с Колобком в одноименной сказке? (ответы детей)
-Давайте сочиним свою сказку про Колобка. Где мог бы жить Колобок в нашей сказке? С кем? О чем мог мечтать Колобок? Исполнилась ли его мечта?
В составлении сказок нам помогут желтые предметы. Чем может быть в сказке желтая ткань? (полянкой, песком, озером…). Желтая полоска? (речкой, дорожкой). Желтая коробочка? (домом). Желтый конус? (деревом). Кроме того, у нас есть фигурки различных животных, с которыми мог бы встретиться наш Колобок.
Сочинение и рассказывание сказок (2-3)
- Наше занятие подходит к концу. Понравилось вам заниматься с желтыми предметами? Что больше всего понравилось? Что показалось трудным?
Приложение (Сказки про Колобка)
В одной далекой Желтой стране в маленьком домике у дедушки с бабушкой жил-был Колобок. Был он очень любопытный, и, конечно, ему не сиделось на месте. Однажды Колобок скатился с подоконника, перекатился через порог, выкатился за ворота и покатился по дорожке прямо в лес. Катится Колобок по лесу, смотрит по сторонам и вдруг за елкой видит зайца.
- Здравствуй, Колобок, - говорит заяц. – Что ты делаешь в лесу?
- Здравствуй, зайчик. Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел и хочу жить в лесу.
- Что ты, Колобок. В лесу так много опасностей, а у тебя нет ни быстрых ног, ни острых колючек. Возвращайся ты лучше к дедушке с бабушкой.
Послушался Колобок зайца и покатился назад. И до сих пор Колобок у дедушки с бабушкой живет, нас в гости ждет.
Жил-был Колобок. Целыми днями он лежал на блюдечке и смотрел в окно. Ему очень хотелось узнать, что же там, за окном. Однажды Колобок скатился с подоконника и выкатился во двор. Смотрит, возле будки сидит маленький желтый щенок.
- Как тебя зовут, малыш? – спросил Колобок.
- Филя.
- Давай дружить!
- Давай, - согласился щенок, - и они вместе отправились на луг.
На лугу среди желтых цветов гуляли желтые цыплята.
- Цыплята, хотите с нами дружить? – спросили Филя и Колобок.
- Конечно, хотим, ведь с друзьями всегда интереснее.
С тех пор Колобок больше не скучал.
На лесной опушке в маленькой избушке жил-был Колобок. Ему было скучно одному и решил он завести себе друзей. Катится Колобок по дорожке, видит – перед ним пруд, а в пруду желтая уточка.
- Уточка, уточка, давай дружить.
- Как же мы будем дружить, ведь ты плавать не умеешь.
- Очень жаль, - сказал Колобок и покатился дальше.
Смотрит, на сваленном дереве сидит желтый жук.
- Давай дружить, - предложил Колобок жуку.
- А ты умеешь летать?
- Нет, у меня ведь нет крыльев.
- Жалко. Поищи кого-нибудь еще.
Катился Колобок, катился и вдруг увидел зайца.
- Заяц, заяц, давай дружить.
- Давай, - согласился заяц.
- А где твой дом?
- У меня нет дома, я под кустиком живу.
-Давай вместе жить.
- Давай.
С тех пор Колобок и зайчик стали жить вдвоем и им никогда не было скучно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие в желтую страну. Рисование "Колобок". II младшая группа 2013
учить детей рисовать предметы круглой формы слитным неотрывным движением кисти, правильным приемом закрашивания краской, не выходя за контур;упражнять хорошо набирать краску на кисть, снимать лишнюю к...
Развлечение "Путешествие в желтую страну"
Развлечение для детей раннего дошкольного возраста....
технологическая карта занятия с использованием данной технологии. «Звук «Ж». Путешествие в Желтую страну»
технологическая карта для детей старшего дошкольного возраста с ТНР....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию во второй младшей группе на тему: «Путешествие в желтую страну»
Цель: закреплять представление детей о жёлтом цветеЗадачи:Образовательные: закреплять правила дорожного движения;активизировать словарь. 2. Развивающие: развивать моторик...
Конспект НОД "Путешествие в Желтую страну"
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с ТНР «Звук «Ж». Путешествие в Желтую страну»...
Методическая разработка подгруппового логопедического занятия с использованием элементов цветотерапии "Путешествие в Желтую страну"
Методическая разработка подгруппового логопедического занятия с использованием элементов цветотерапии "Путешествие в Желтую страну"...
НОД на тему: «В гостях в «Желтой стране»
Цель: расширять представление детей о желтом цвете; развивать речь, использовать приобретённый словарный запас в связной и выразительной речи.Задачи: Образовательные:§ Закрепление представле...