Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда ДОУ.
картотека по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
В данной публикации кратко перечислены приемы здоровьесберегающих технологий, которые успешно можно использовать в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ. Представлены традиционные и нетрадиционные приемы, описаны возможности их использования на занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
здоровьесберегающие технологии | 19.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающих технологий в работе учителя – логопеда ДОУ.
Учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №2» г.Воронежа
Артемова Е.В.
Дошкольники с нарушениями речи, особенно имеющими органическую природу дефекта (дизартрия, алалия, ринолалия), как правило, отстают от сверстников по показателям нервно - психического и физического здоровья. Логопедическая практика показывает, что с каждым годом количество таких детей увеличивается. Поэтому логопедическая работа должна предполагать коррекцию не только речевых расстройств, но и создание такой коррекционно – образовательной системы, которая обеспечивает высокий уровень здоровья воспитанников ДОУ и формирует у них потребность самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. В соответствии с ФГОС образовательная область «Здоровье» направлена на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основ здорового образа жизни.
Проводимая мной коррекционная работа в условиях логопункта ДОУ показывает, что использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях позволяет решать ряд задач:
- Повышает речевую активность дошкольников;
- Развивает речевые умения и навыки;
- Активизирует познавательный интерес;
- Развивает мелкую, общую и артикуляционную моторику;
- Увеличивает концентрацию внимания, объём памяти, работоспособность.
В своей логопедической практике я применяю следующие здоровьесберегающие технологии:
Артикуляционная гимнастика. Которая позволяет выработать четкость и точность артикуляционных движений необходимых для правильного произношения.
Дыхательная гимнастика (по А.Стрельниковой, К. Бутейко) Эти методики помогают корректировать у детей речевое дыхание и формировать навыки самоконтроля за ним.
Гимнастика «Лечебные звуки» (по М. Лазареву). Данные упражнения эффективны для профилактики болезней горла и верхних дыхательных путей.
Самомассаж и массаж биологически активных зон.
При систематическом проведении улучшает функции рецепторов проводящих путей, усиливает рефлекторные связи коры головного мозга. Служит для активизации иммунитета детей.
Физкультурные минутки для укрепления мышц глаз (по В. Базарному) и гимнастика для глаз «Муха» (по М. Картушиной).
Служат для профилактики нарушений зрения у детей дошкольного возраста, снимают мышечное напряжение, расширяют зрительное поле.
Релаксакция. Такие упражнения позволяют детскому организму сбросить излишки напряжения и восстановить равновесие, тем самым сохранить своё психическое здоровье.
Психогимнастика. Помогает детям преодолеть барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимает психическое напряжение, даёт возможность самовыражения.
Логопедическая ритмика. Корректирует координацию движений дошкольников, формирует чувство ритма, закрепляет правильное произношение, воспитывает умение и желание взаимодействовать с другими детьми.
Театр пальчиков и язычка - сопряженная гимнастика.
Способствует не только развитию мелкой моторики рук и артикуляционной моторики, но и является одним из элементов психогимнастики для малышей.
Песочная терапия. Игры на песке одна из форм естественной деятельности дошколят, поэтому они позитивно влияют на эмоциональное самочувствия детей, развивают мелкую моторику.
«Волшебный мешочек». Является одним из элементов комплексного сенсорного воспитания дошкольников. Развивает не только мелкую моторику рук, но и снимает психическое напряжение у малышей, помогает «включить» в коррекционную работу «неговорящих» детей с тяжелыми речевыми дефектами.
Су-Джок терапия. Стимулирует высокоактивные точки органов и систем организма расположенных на кистях рук и стопах. Вызывает положительный эмоциональный настрой у дошкольников, благотворно влияет на весь организм, повышает иммунитет, развивает мелкую моторику рук, а тем самым способствует развитию речи детей.
Данные здоровьесберегающие технологии являются необходимым компонентом комплексной реабилитации детей-логопатов и помогают сохранить здоровье дошкольников и создать условия для полноценного психо-физического развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...
Здоровьесберегающие технологии Виды и значение здоровьесберегающих технологий
виды и значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ...
Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста», 2015г.- 2020г. Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через здоровьесберегающие технологии.
Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень...
Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»
Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников. Так я начала организовывать музыкально-оздо...
Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...
"Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Здоровьесберегающая технология-самомассаж"
методическая разработка для старшей группы...
Презентация «Бодрящая гимнастика после сна, как один из компонентов здоровьесберегающих технологий» (в рамках реализации здоровьесберегающих технологий в доу)
Бодрящая гимнастика после сна, как один из компонентов здоровьесберегающих технологий...