«Коррекция звукопроизношения и обогащение словарного запаса» консультация для воспитателей
консультация по логопедии на тему
Так как речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих людей, сначала механического, а затем все более осознанного, необходимо целенаправленно влиять на этот процесс. Влияние, прежде всего, выражается в создании соответствующей возрасту детей активной речевой среды; правильная, чистая речь взрослых; чтение произведений художественной литературы; посещение театральных представлений, выставок, концертов и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_po_korrektsii_zvukoproiznosheniya.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Коррекция звукопроизношения и обогащение словарного запаса»
Так как речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих людей, сначала механического, а затем все более осознанного, необходимо целенаправленно влиять на этот процесс. Влияние, прежде всего, выражается в создании соответствующей возрасту детей активной речевой среды; правильная, чистая речь взрослых; чтение произведений художественной литературы; посещение театральных представлений, выставок, концертов и т.д.
Основной причиной несовершенства звукопроизношения у детей дошкольного возраста становится несовершенство движений артикуляционных органов или их недоразвитие. Поэтому важнейший этап в профилактике возникновения нарушений звукопроизношения – работа по подготовке артикуляционного аппарата.
Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились более прочными, уточнялись и совершенствовались основные движения органов артикуляции. Продолжительность занятий составляет 3 – 5 минут. Каждое упражнение проводится в занимательной игровой форме и повторяется 6 – 8 раз.
Педагогам дошкольного учреждения следует уделять пристальное внимание развитию речевого дыхания у детей, как базе для правильного развития не только звукопроизношения, но всей речи в целом. Полезно ежедневно выполнять с воспитанниками дыхательные упражнения и игры:
- Дуть на легкие шарики, бумажные полоски; играть на детских музыкальных духовых инструментах;
- Дуть на привязанные к ниточке ватные шарики, разноцветные и картонные бумажные фигурки;
- Надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри;
- Сдувать со стола ватные или бумажные пушинки в определенном направлении (игра «Футбол»);
- Дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, ватке, воздушному шарику и т.д.
Выполнение дыхательных упражнений не только влияет на формирование правильного речевого дыхания, но и способствует профилактике ЛОР – органов (острый и хронический ринит, риносинусит, искривление носовой перегородки, полипы носовой полости, увеличение аденоидов и т.д. Очень часто причиной нарушений звукопроизношения являются именно эти заболевания. Они затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонацию голоса, вызывают изменения в строении языка, прикуса, неба (Так, например, хронический ринит приводит к постоянной заложенности носа, затрудняет дыхание. Со временем ребенок привыкает дышать ртом, вследствие чего у него может увеличиться размер языка, что приводит к возникновению интердентального (межзубного сигматизма) и т.д.).
Для профилактики и лечения этих заболеваний, а также формирования правильного носового дыхания необходимо ежедневно проводить следующую дыхательную гимнастику:
- Погладить нос (боковые части носа) от кончика к переносице – сделать вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами (5 – 6 раз).
- Сделать по 8 – 10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем – через левую, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.
- Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук «м-м-м», одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.
- При вдохе оказывать сопротивление входящему воздуху, надавливая на крылья носа пальцами. Во время более продолжительного выдоха сопротивление должно быть переменным за счет постукивания по крыльям носа.
- Спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с постукиванием по крыльям носа произнести звуки «ба-бо-бу» и «г-м-м-м».
- Быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, одновременно сделав резкий выдох через нос (3 – 4 раза).
- Во время выдоха широко раскрыть рот и, насколько возможно, высунуть язык, стараясь кончиком его достать до подбородка. Беззвучно произнести звук «а-а-а» (5 - 6 раз).
- Полоскать горло 1,5% раствором морской (поваренной) соли.
В основе правильного формирования речи лежит ее главная единица — слово. В лингвистике оно рассматривается как минимальная лексическая единица, в которой выделяются звуковая оболочка и значение. В речи слова взаимодействуют, и главное условие — понимание смысла и значения речи.
Овладение словарным запасом родного языка — необходимое условие освоения грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой культуры речи. Понимание дошкольником значения слова имеет определенные особенности, обусловленные практическим опытом ребенка (этап ознакомления с окружающим предметным миром) и связанные с тем, насколько активно он включен в процесс общения.
Этапы развития словаря у детей с речевой патологией
- Обогащение пассивного словаря;
- Перевод слов из пассивного в активный словарь;
- Закрепление активного словаря в общении.
Особое место в речи детей занимают имена прилагательные, появляющиеся в онтогенезе позже имен существительных и глаголов.
Словесные обозначения (наименования) предметов и явлений дети усваивают при знакомстве с окружающей их действительностью, тем самым увеличивая объем своего словаря
Старшие дошкольники адекватно пользуются словами-признаками, умеют сравнивать, обобщать и противопоставлять характерные признаки предметов, прочно усваивают значение цвета, формы, величины, владеют элементарными эмоционально-оценочными категориями, которые имеют определенные лексические выражения.
Развитие словаря, его уточнение выполняют развивающую функцию для формирования познавательной деятельности, и наоборот: развитие познавательной деятельности приводит к обогащению и уточнению словаря, овладению значениями и умениями, развитию коммуникативной способности.
Учитель-логопед
Полекаренко Т.А.
Консультация для воспитателей
«Роль воспитателя в формировании словаря дошкольников»
Основную работу по накоплению и уточнению словаря детей и активизации навыков грамматически правильного построения устной речи проводит воспитатель. Он либо закрепляет с детьми речевой материал, отрабатываемый логопедом, либо подготавливает его усвоение. Для создания сенсорной базы воспитатель использует общеобразовательные занятия и ситуации в повседневной жизни. Именно он (и только он) располагает этой возможностью.
Решая воспитательные и образовательные задачи, воспитатель вместе с тем создает речевую базу для логопедических занятий, тренируя навыки правильной речи детей. Для примера рассмотрим взаимосвязь работы логопеда и воспитателя при освоении темы «Домашние животные» (старшая и подготовительная к школе группы).
Содержание работы
Знакомство с названиями домашних животных, их детенышей.
Внешний вид домашнего животного.
- Особенности поведения.
- Кто как подает голос.
- Чем питается.
4. Способ передвижения.
5. Польза, приносимая человеку.
6. Труд колхозников-животноводов.
7. Чтение соответствующих художественных произведений (К. Ушинский, Л. Толстой, К. Чуковский, С. Маршак, народные сказки).
8. Подобрать содержание работы по лексическим темам и систематизировать его.
На занятиях по изобразительной деятельности дети рисуют домашних животных, лепят, выполняют аппликации, конструируют.
Проводятся сюжетно-ролевые игры, драматизации («Спор животных»), предлагаются загадки о домашних животных.
Для успешного усвоения детьми речи требуется постоянная и целенаправленная работа воспитателей, которая ведется не только на занятиях, но и в повседневной жизни.
Она проводится по трем направлениям:
1) развитие лексики (на занятиях воспитателя по ознакомлению с окружающим миром, художественной литературой);
2) развитие грамматического строя (коррекционный час по заданию логопеда);
3) развитие фонетической системы языка (с помощью тетради по заданию логопеда и индивидуальных тетрадей детей).
Организуя работу над речью в повседневной жизни, надо исходить из того, что дети с ОНР нуждаются в постоянном повторении материала.
В течение всего срока пребывания детей в детском саду необходимо регулярно повторять весь пройденный материал (словарь, тексты, речевые игры).
Воспитатель работает над формированием речи детей во время выполнения всех режимных моментов (утренней зарядки, умывания, одевания, приема пищи, прогулки, труда, в том числе дежурства), а также во время игровой деятельности и целевых прогулок.
В начале от детей требуется лишь правильное выполнение словесных инструкций. Если ребенок ошибается, то его нужно поправить и попросить повторить. По мере овладения речью дети должны комментировать свою деятельность, употребляя прилагательные, предлоги, числительные («Я взял кубики из коробки. Я повесил щетку на крючок»),
Если ребенок обращается с молчаливой просьбой, воспитатель помогает ему выразить ее, подсказывает отдельные слова и обороты, предлагает облегченный вариант предложения, исправляет речь ребенка, если он исказил слоговую структуру слова.
Перечисленные требования к речи детей (комментировать действия, обращаясь с просьбами, проговаривать их) предъявляются постоянно, на всех занятиях, прогулках, режимных моментах.
Работа воспитателя над речью начинается ежедневно с утра. Во время одевания повторяются названия частей тела, предметов одежды, действий (надеть, одеть, одеться, завязать, развязать), при заправке постелей — названия постельных принадлежностей. Например, воспитатель предлагает: «Одевайся и говори, что ты делаешь» («Я надеваю рубашку, надеваю колготки, надеваю андалии»); спрашивает: «Что ты сделал?» («Я поправил простыню, застегнул наволочку, сложил одеяло, накрыл кровать покрывалом»).
На утренней гимнастике закрепляются названия частей суток, текущего месяца и времени года.
Такие режимные моменты, как завтрак, обед, ужин, становятся поводом для речевой работы: усваиваются понятия «завтрак», «обед», «ужин», «позавтракать», «пообедать»…
При подаче на стол повторить названия различной посуды; материал, из которого она сделана. При разговоре о еде спрашивать: «Что ты будешь есть? («Котлету».) Из чего она сделана? («Из мяса, рыбы».)
Чтобы все дети могли осмыслить содержание вопросов, их нужно произносить громко, но адресовать кому-нибудь одному. Во время одевания на прогулку и возвращения с прогулки воспитатель закрепляет названия верхней одежды (в зависимости от сезона) и упражняет детей в образовании относительных прилагательных: меховой, шерстяной, резиновые, осенняя, зимняя… Дети отвечают на вопросы: «Какая шапка? Какое пальто? Почему так называется?» («Шапка сделана из меха. Она меховая. Пальто зимнее, потому что его носят зимой».)
Во время игровой деятельности воспитатель, раздавая игрушки, старается вовлечь детей в диалог: «Что тебе дать?» Получив ответ: «Дайте мне, пожалуйста, машину», спрашивает: «Какую?» — «Железную (грузовую, пластмассовую, зеленую…») — «Что ты будешь делать?» — «Играть». — «Как?» — «Я буду возить куклу на машине».
Подобные вопросы заставляют детей правильно употреблять названия предметов, действий, признаков. Собирая игрушки, складывая их на место, воспитатель задает вопросы: «Что ты делал? Что ты сделал? Что ты будешь делать? »
После ужина в свободное время (с подгруппой или индивидуально) нужно проводить словесные дидактические игры на закрепление пройденных тем.
Во время дежурства детей воспитатель вступает с ними в разговор: «Что ты наденешь? («Фартук».) Какой? Что сейчас у нас будет? Какую посуду будешь ставить? Накрывай на стол и говори, что ты делаешь?»
Для развития речи надо использовать и те возможности, которые предоставляются во время коллективного труда детей. Например, во время уборки групповой комнаты воспитатель просит вымыть большой стул, маленький; протереть мебель влажной тряпкой, вытереть сухой; отобрать отдельно резиновые, деревянные, металлические, пластмассовые игрушки. Отрабатываются глаголы с приставками (собери, разложи, отбери, протри, вымой), употребление предлогов, пространственных понятий («Положи коробку на стол. Поставь машину на нижнюю полку»).
Речевая работа проводится и на прогулках. Целевые прогулки знакомят с общественными учреждениями и предприятиями, находящимися недалеко от детского сада. В старшей группе — это библиотека, аптека, химчистка, ателье, детские сады, школы, кинотеатр, почта, булочная, парикмахерская. В подготовительной к школе группе — это баня, телеграф, мебельный цех, мастерская по ремонту электроприборов, различные магазины («Хозтовары», «Спорттовары» и др.), заводы, фабрики, телецентр. Детей старшей группы знакомят с близлежащими площадями, улицами; детей подготовительной группы — с более удаленными и центром города.
На целевых прогулках рассматриваются дома, дается их описание, при этом закрепляются понятия о частях дома (крыша, стены, окна, балконы, лоджии).
В повседневной жизни для развития речи и речевой активности, коррекции некоторых недостатков огромное значение имеют поручения. Например: «Отбери сломанные карандаши. Скажи, что ты сделал? Отбери книги на ремонт».
Практические результаты подобной работы реально ощущаются. Постоянное внимание к формированию речи детей в повседневной жизни делает их высказывания более правильными, грамотными, развернутыми. У детей повышается речевая активность. Они быстрее овладевают речью как полноценным средством общения и познания окружающей действительности.
Таким образом, более конкретное распределение материала логопедической программы между воспитателем и логопедом дает положительные результаты.
Учитель-логопед
Полекаренко Т.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для воспитателей " Игры, способствующие обогащению словарного запаса"
Помещены названия и описания игр, способствующих обогащению словарного запаса детей дошкольного возраста....
«Коррекция звукопроизношения и обогащение словарного запаса»
Консультация-практикум для педагогов....
консультация для воспитателей" Обогащение словарного запаса у детей с ОНР в процессе игровой деятельности"
Одним из самых необходимых условий обогащения словарного запаса дошкольников является применение дидактических игр. Именно в дидактической игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать...
Консультация для воспитателей ДОУ "Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста"
Данный материал будет интересен для воспитателей детских садов, так как в нем систематизирован практический материал по данной теме....
Консультация для воспитателей «Обогащение словарного запаса на основе знаний и представлений из окружающей жизни ребёнка»
В период дошкольного детства усваиваются слова из основного словарного фонда языка, отбор их зависит от словаря окружающих, от ориентировки ребёнка в окружающем мире. В детск...
Консультация для воспитателей «Приёмы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»
Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со ...
Консультация для воспитателей "Виды работы воспитателей по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста. Обогащение словарного запаса"
Данный материал будет особенно полезен воспитателям групп компенсирующей направленности ДОО....