Презентация "Развитие лексико-грамматического строя речи"
консультация по логопедии на тему
Презентация "Развитие лексико-грамматического строя речи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_leksiko-grammaticheskoe_razvitie.pptx | 1.14 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Лексическая сторона речи Развитие словаря Бытовой словарный запас: названия частей тела, лица; игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, пищи, помещений Природоведческий словарный запас: названия явлений неживой природы, растений, животных; Обществоведческий словарный запас: слова , обозначающие явления общественной жизни (труд людей, родная страна, национальные праздники, армия);
Лексическая сторона речи Э моционально-оценочную лексика: слова , обозначающие эмоции, переживания, чувства (смелый, честный), качественная оценку предметов (хороший, плохой ); слова , эмоциональная значимость которых создается при помощи словообразовательных средств (голубушка, голосок), образования синонимов (засмеялись — захихикали); с помощью фразеологических сочетаний (бежать сломя голову); слова , в собственно лексическом значении которых содержится оценка определяемых им явлений (ветхий — очень старый ); Лексика, обозначающая время, пространство, количество.
Направления словарной работы Обогащение словаря Уточнение словаря Активизация словаря Устранение нелитературных слов
Усложнение словарной работы овладение словарем в единстве с восприятием предметов и явлений в целом; рост словаря за счет понимания слов, обозначающих качества, свойства, предметов и явлений, их отношения. введение в лексикон слов, обозначающих элементарные понятия, что предполагает наличие у детей умения обобщать предметы и явления по существенным признакам.
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ - Это совокупность закономерностей какого-либо языка, регулирующих правильность построения значимых речевых отрезков (слов, высказываний, текстов).
Грамматическая сторона речи Морфологические ошибки 1. Неправильные окончания имён существительных. А) родительный падеж, множественное число: с окончанием – ей Б ) родительный падеж, единственное число В ) винительный падеж одушевлённых и неодушевлённых имён существительных Г ) предложный падеж неодушевлённых имён существительных мужского рода 2 . Склонение несклоняемых имён существительных 3 . Образование множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных
Грамматическая сторона речи 4. Изменение рода существительных 5 . Образование глагольных форм А) повелительное наклонение Б) изменение основы глагола В ) спряжение глаголов 6 . Неправильная форма причастий 7. Образование сравнительной степени прилагательного 8. Окончание местоимений в косвенных падежах 9. Склонение числительных
Грамматическая сторона речи Синтаксические ошибки - На первое место ставится наиболее важное для ребёнка слово - Вопросительное предложение начинается с того, что для ребёнка важнее - Дети часто начинают свой ответ с вопросительного слова, поэтому на вопрос «почему?» отвечают: «Почему что…» - Неправильно иногда оформляется союзная связь: Опускается союз или часть союза Один союз заменяется другим Союз ставится не на том месте, где обычно употребляется
Задачи работы над грамматическим строем языка Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам). Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте. 3. Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов – словообразования .
Методы и приемы работы над обеими сторонами речи Дидактические игры Игры-драматизации Специальные упражнения Вопросы-загадки Рассматривание картин Пересказ рассказов Наблюдение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование лексико-грамматических категорий в речи ребенка
В статье приводятся примеры аграмматизмов в речи и способы их устранения....
Рабочая тетрадь совместной работы логопеда и воспитателя по развитию лексико-грамматических категорий, связной речи и моторной сферы у детей 5-6 лет с ОНР.
Практическое пособие представляет собой сборник заданий, дидактических игр и упражнений по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи, распределённых по лек...
Конспект комплексного логопедического занятия с детьми средней группы «Прогулка в лес»Занятие комплексное; на развитие лексико-грамматического строя речи с элементами развития связной речи, формирование звуковой культуры речи.
Занятие комплексное; на развитие лексико-грамматического строя речи с элементами развития связной речи, формирование звуковой культуры речи....
Конспект фронтального занятия по лексико-грамматической категории связной речи в старшей группе детей с общим недоразвитием речи.
Тема: «Обучение пересказу с опорой на последовательную серию предметных картинок»...
Конспект комплексной НОД по формированию лексико-грамматических категорий «Дидактические игры и упражнения на развитие грамматического строя речи с применением обучающих приемов в старшем возрасте» (старшая группа компенсирующей направленности с ЗПР)
Предлагаемый материал покажет основные приемы по формированию лексико - грамматических категорий....
КОНСПЕКТ фронтального занятия по лексико-грамматической категории связной речи в старшей группе детей с общим недоразвитием речи.
Тема: «Обучение пересказу с опорой на последовательную серию предметных картинок»...
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи. Лексическая тема: «Строим дом, дом большой!».
Цель занятия: Развитие лексико-грамматических средств языкана материале лексической темы «Строим дом, дом большой! ».ЗадачиКоррекционно - образовательные:1. Пополнять и активиз...