Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного звукопроизношения
консультация по логопедии (старшая группа) на тему
Консультация для педагогов
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе. Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, правильно формировать которое довольно сложно, поскольку ребёнку необходимо научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль за собственной речью и речью окружающих.
Сроки усвоения в произношении звуков речи 0-2 лет –А О Э П Б М 2-3 года – И Ы У Ф В Т Д Н К Г Х Й 3-4 года – С З Ц 4-5 лет – Ш Ж Ч Щ 5-6 лет –Л Р
Для формирования правильного произношения звуков важно: Развивать артикуляционный аппарат Речевое дыхание Фонематический слух
Развитие артикуляционного аппарата Большое значение в развитии органов артикуляции играет артикуляционная гимнастика. Артикуляционной гимнастикой называются специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, уздечки. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Большое значение для правильного развития произношения имеет хорошо развитое речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное звуко - и голосообразование. Для развития речевого дыхания используют такие игры, как «Чей одуванчик раньше улетит?», «Чей паровоз лучше гудит». Очень полезны упражнения дыхательной гимнастики («Подуй на снежинки», «Поймаем бабочку», «Забей мяч в ворота»), использование различных свистков, вертушек, губной гармошки, надувание шариков, мыльных пузырей, а так же пропевание гласных звуков со сменой высоты голоса. Речевое дыхание
Не менее важным является развитие фонематического слуха и фонематического восприятия задания на выработку умений слышать, узнавать звук, выделять его из потока речи, различать сходные по акустическим и артикуляционным признакам звуки, упражнения на формирование навыков элементарного звукового анализа и синтеза - неотъемлемая часть работы по устранению недостатков звукопроизношения. Это даёт возможность различать близкие по звучанию слова: мал-мял, рак-лак, том-дом. Вслушиваясь в звучащие слова, играя с ними, дети развивают свой слух, укрепляют артикуляционный аппарат, улучшают произношение. Опираясь на слух, ребёнок контролирует свою артикуляцию и стремится приблизить своё произношение к произношению окружающих. Речь взрослого является образцом для ребёнка. Поэтому при общении с детьми взрослые должны постоянно следить за своей речью, говорить не торопясь, чётко произносить слова, соблюдать нормы литературного произношения. Развитие фонематического слуха
Работа над звуком состоит из трёх основных этапов: Подготовительного этапа Этапа появления звука Этапа усвоения звука в речи
Учитывая возрастные особенности развития речи детей, формирование звуковой культуры можно распределить на III основных этапа . I этап – до 3-х лет – проводится работа, направленная на уточнение и закрепление простых в артикуляционном отношении звуков, на выработку четкого и внятного произнесения слов. Используются методические приемы: повторение по речевому образцу, использование различного дидактического материала, игрушек.
II этап – от 3 до 5 лет (2 младшая и средняя группы). Ведущие методические приемы – речевой образец, заучивание наизусть, беседы, дидактические игры и т.д. I вид работы – игровые упражнения, способствующие выработки правильной артикуляции, развитие громкости голоса («Собака и щенок», «Ветер в лесу») II вид работы – уточнение произношения изолированного звука и развитие речевого слуха. III вид работы – воспитание правильного произношения в словах и развитие фонематического слуха. IV вид работы – воспитание правильного произношения звуков во фразовой речи и развитие речевого слуха. Используется специально подобранный речевой материал: словесные игры, подвижные игры, чистоговорки , скороговорки, загадки, потешки , стихи, сказки и т.д. Проводится работа над темпом и интонационной выразительностью речи.
III этап – от 5 до 7 лет – работа по дифференциации звуков, четкой артикуляции звуков, над дикцией, темпом, интонационной выразительностью речи. Методические приемы – речевой образец дидактические игры, пересказ, рассказывание, заучивание наизусть и др. I вид работы- уточнение произношения изолированного звука и развитие речевого слуха I I вид работы – дифференциация изолированных звуков II I вид работы – дифференциация звуков в словах I V вид работы – дифференциация звуков в речи.
Для воспитания звуковой культуры речи типичны следующие методы: - дидактические игры («Чей домик?») - подвижные или хороводные игры с текстом («Каравай») - дидактические рассказы с включением учебных задании детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т. п.) - метод упражнений (заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др.)
Педагогические приемы, влияющие на произносительную сторону речи детей: - образец правильного произношения, выполнения задания, который дает педагог; - краткое или развернутое объяснение демонстрируемых качеств речи или движений речи двигательного аппарата; - утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова); - образное называние звука или звукосочетания (з-з-з - песенка комара, ква-ква- ква -квакает лягушка); - хоровые и индивидуальные повторения; - обоснование необходимости выполнить задание педагога; - индивидуальная мотивировка задания; - совместная речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи-образца); - оценка ответа или действия и исправления; - показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки.
Ведущим приемом является образец правильного произношения . Воспитатель должен подкреплять этот приём кратким или развёрнутым объяснением демонстрируемых качеств речи или движений артикуляционного аппарата При формировании фонематического слуха, звуко - и словопроизношения рекомендуется приём - утрированное (с подчёркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога). В младших группах часто используется образное называние звука или звукосочетания. Показ и объяснение артикуляции в этих группах часто включается в игровой сюжет («Сказка Весёлого Язычка»). Активным приёмом является повторение . Именно этот приём обеспечивает тренировку речедвигательного аппарата, так важную в формировании звуковой культуры речи. Особенно полезны негромкие проговаривания звуков небольшими подгруппами, когда дети могут прислушаться к ответам товарищей.
Повышает качество ответов такой приём, как обоснование необходимости выполнить задание педагога. Оно даётся или в эмоционально-шутливой форме или в деловой . Примыкает к этому и другой приём- мотивировка задания, указание перед ответом ребёнка: «Мне кажется, колыбельная может получится у тебя очень хорошо. Ведь ты умеешь быть ласковым, заботливым». В случае ошибочных ответов возможны такие активные приёмы, основанные на имитации, как совместная (сопряжённая) речь ребёнка и воспитателя, а также отражённая речь (незамедлительное повторение ребёнком речи-образца). В свободно организуемых играх и упражнениях, к которым привлекаются как дети, не овладевшие каким-то умением, так и те, кто говорит правильно, чётко.
Традиционны такие приёмы, как оценка ответа или действия и исправление . Но нельзя делать это слишком часто, назойливо, так как это нервирует ребёнка. В процессе работы над звуковой культурой речи уместны и наглядные приёмы – показ артикуляционных движений , демонстрация игрушки или картинки. В играх и упражнениях часто фигурирует дополнительное оборудование - «волшебная» палочка для подачи сигнала к началу или окончанию ответа, фишки и другой раздаточный материал, служащий для обозначения звуковой структуры речи.
Список используемой литературы Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.-М.:Просвещение , 1980. Развитие речи детей дошкольного возраста./Под ред.Ф.А.Сохина.-М.:Просвещение , 1979.. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста.-М.:Просвещение , 1977 Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного звукопроизношения
Культура речи - это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми звуковыми средствами (в том числе ...
Консультация логопеда для педагогов ДОУ «Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного звукопроизношения»
Своевременное развитие речи у детей перестраивает всю психику малыша, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Любое нарушение речи в той или ино...
Консультация для воспитателей на тему: «Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного звукопроизношения»
Консультация для воспитателей на тему:«Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного звукопроизношения»...
Консультация для педагогов "Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного звукопроизношения"
Консультация для педагогов "Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного звукопроизношения"...
Консультация для воспитателей на тему: «Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного звукопроизношения»
Как воспитатель может помочь ребёнку в усвоении навыков правильного звукопроизношения....
Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного звукопроизношения
Консультация для педагогов...
Консультация для педагогов "Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного звукопроизношения"
Своевременное развитие речи у детей перестраивает всю психику малыша, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Любое нарушение речи в той или иной степ...