Схема оценки уровня воспроизведения готового текста
консультация по логопедии на тему
Целенаправленное формирование монологической (пересказа) речи требует углубленного изучения данного вида речевой деятельности. Для оценки уровня воспроизведения готового текста рекомендуется использовать примерную схему, предложенную В. П. Глуховым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shema_otsenki_urovnya_vosproizvedeniya_gotovogo_teksta.docx | 14.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Схема оценки уровня воспроизведения готового текста
Исследования ученых и логопедическая практика (Воробьева В. К., Глухов В. П., Филичева Т.Б. , Чиркина Г. В.) показывают, что у детей с общим недоразвитием речи отмечаются значительные трудности в овладении навыками связной контекстной речи.
Специальные исследования Глухова В.П. состояния монологической речи старших дошкольников с ОНР (III уровня) показали, что для их высказываний (пересказ, рассказы из опыта, по серии картинок и другое) характерны: нарушения связности и последовательности изложения, низкая информативность, смысловые пропуски и ошибки, трудности в языковой реализации замысла; пропуски смысловых звеньев, незавершенность фрагментов, нарушения логической последовательности повествования, длительные паузы на границах фраз, отсутствие самостоятельности при выполнении заданий.
Как известно, пересказ - самая первая ступень в формировании навыков монологической речи. При пересказе совершенствуются структура речи, ее выразительные качества, произношение, усваивается построение отдельных предложений и текста в целом. Овладение пересказом способствует формированию навыков самостоятельного рассказывания, т.к. этот процесс предполагает преднамеренность и плановость речи.
Целенаправленное формирование монологической (пересказа) речи у дошкольников с ОНР (III уровня) требует углубленного исследования данного вида речевой деятельности.
Для оценки уровня воспроизведения готового текста рекомендуется примерная схема, предложенная В.П. Глуховым.
Примерная схема оценки уровней воспроизведения готового текста
Уровень выполнения задания | Пересказ | |
I уровень воспроизведения готового текста | «хороший уровень» | Пересказ составлен самостоятельно; полностью передается содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения. Употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения; при пересказе в основном соблюдаются грамматические нормы родного языка. |
II уровень воспроизведения готового текста | «удовлетворительный уровень» | Пересказ составлен с некоторой помощью (побуждения, стимулирующие вопросы). Полностью передается содержание текста. Отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, отсутствие художественно-стилистических элементов; единичные нарушения структуры предложений. |
III уровень воспроизведения готового текста | «недостаточный уровень» | Используются повторные наводящие вопросы; отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента, неоднократные нарушения связности изложения, единичные смысловые несоответствия. |
IV уровень воспроизведения готового текста | «низкий уровень» | Пересказ составлен по наводящим вопросам. Связность изложения значительно нарушена. Отмечаются пропуски частей, смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств. |
V уровень воспроизведения готового текста | Задание не выполнено. |
Список литературы:
1.Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - М.: АРКТИ, 2002.
2.Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения, под редакцией Балобанова и др. - Санкт-Петербург, Детство- Пресс, 2002.
3.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург; АРД ЛТФ, 1998.
4.Коноваленко В. В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР / Методическое пособие для логопедов и воспитателей. - Москва: Гном и Д., 2001.
5.Филичева Т.Б., Чевелева Н. А. Логопедическая работа в специальном детском саду. - М.: Просвещение, 1987.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинг оценки уровня проявления ребенка 3-4 лет в логико-математической деятельности (на основе наблюдения) (исходная диагностика сентябрь-октябрь)
Мониторинг оценки уровня логико-математического проявления детей 3-4 лет, исходная и итоговая....
Мониторинг оценки уровня проявления ребенка 3-4 лет в логико-математической деятельности (на основе наблюдения) (исходная диагностика сентябрь-октябрь)
Мониторинг оценки уровня проявления ребенка 3-4 лет в логико-математической деятельности(на основе наблюдения) (исходная диагностика сентябрь-октябрь)...
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ОЦЕНКИ УРОВНЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ (В %), КАРТА ОЦЕНКИ УРОВНЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ (Автор Ю.Афонькина)
КАРТА ОЦЕНКИ УРОВНЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙСВОДНАЯ ТАБЛИЦА ОЦЕНКИ УРОВНЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ (В %)...
Сводная схема оценки социального развития детей средней и старшей групп 2019-2020 у.г.
Сводная схема оценки социального развития детей средней и старших групп 2019-2020 у.г....
Сводная схема оценки социального развития детей средней и старших групп 2020-2021 у.г.
Сводная карта оценки социального развития детей средней и старшей групп 2200-2021 у.г....
Картотека дидактических игр с готовыми текстами -диалогами по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста
В картотеке представлены игры, направленные на формирование у детей грамматически правильной речи, расширение словаря, развитие логики мышления, расширение кругозора, развитие фонематических функций, ...
Коллажи на автоматизацию звуков Цели: 1. Автоматизировать звук на уровне слова, предложения, текста. 2. Развивать фонематические функции. 3. Развивать зрительно - пространственные представления. 4. Формировать грамматический строй речи. 5. Активизировать
Коллажи на автоматизацию звуковЦели:Автоматизировать звук на уровне слова, предложения, текста.Развивать фонематические функции.Развивать зрительно - пространственные представления.Формировать граммат...
- Мне нравится (1)