Рекомендации для музыкальных руководителей по развитию у детей фонематических процессов
материал по логопедии на тему
Рекомендации для музыкальных руководителей по развитию фонематических процессов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рекомендации для музыкальных руководителей по развитию фонематических процессов | 58.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Рекомендации для музыкальных руководителей по развитию у дошкольников фонематических процессов и предупреждению нарушений слоговой структуры слова
Для воспитания полноценной личности нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, четко, выразительно.
Ведущее место в комплексном подходе к коррекции речевых нарушений многие исследователи (Р.Е.Левина, Г.А.Никишина, Г.А.Каше и др.) отводят формированию фонематического слуха и восприятия, т.е. способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы).
Так, только при опережающем формировании фонематического слуха гарантировано своевременное исчезновение возрастного косноязычия и развитие правильного звукопроизношения и слоговой структуры слова, так как различением звуков на слух ребенок овладевает значительно раньше, чем умением их произносить, и, в дальнейшем, опираясь на это различение, он старается «приспособить» свою артикуляцию к получению воспринимаемого звучания, какое он слышит от окружающих.
Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков).
Несомненна связь фонематических представлений, уровня развития слоговой структуры слова и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического слуха и произношения слов сложного слогового состава дети намного лучше воспринимают, различают и грамотно употребляют окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги и т.п.
Кроме того, без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое) дети не овладевают грамотным чтением и письмом.
На основе анализа данных литературы в области лингвистики, психолингвитики, философии, нейропсихологии было определено, что для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации. Исследованиями было установлено, что эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова.
Музыкальная деятельность дошкольников с речевыми нарушениями выступает как активная специфическая форма освоения действительности, в процессе которой компенсируются ослабленные или нарушенные функции.
Наиболее характерным отклонением у таких детей является низкая звуковая культура речи и нарушение фонематического и звуковысотного слуха, ритмико-мелодической стороны речи. Именно такие дефекты речи дошкольников средствами музыкальной деятельности можно эффективно корректировать на музыкальных занятиях.
Музыкально-коррекционная работа — это специально организованные музыкально-педагогические мероприятия, направленные на создание условий для коррекции нарушенных функций, формирование познавательной активности, развитие личностных качеств детей.
Поскольку характер речевого недостатка определяет направления, формы и содержание музыкально-коррекционной работы, то при несформированном фонематическом слухе и нарушениях слоговой структуры слов музыкальными руководителями широко используются дидактические игры на дифференциацию звуковой реальности, развитие оптико-пространственной ориентации, ритмической и динамической организации движений, вокальные игры-звукоподражания.
Для коррекции отклонений в развитии слухового внимания, фонематических процессов, произношения слов сложного слогового состава наиболее оптимальными представляются следующие виды музыкальной деятельности:
— музыкальные игры с элементами артикуляционной, дыхательной гимнастики и звукоподражания (формирует дыхание, слуховое внимание, фонематический слух, развивают артикуляцию);
— музыкально-дидактические игры (развивают речевой, звуковысотный слух, внимание, память, интеллектуальную сферу);
— музыкально-ритмическая деятельность (очень важна для полноценного развития слоговой структуры слова)
Ребенка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды... Но слова — речевые звуки — с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребенка общение со взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения.
Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребенок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка.
Плохо, когда ребенок, находящийся на пороге школы или даже уже обучающийся в ней, все еще не дифференцирует на слух некоторые звуки речи. Чтобы этого не произошло, нужно своевременно побеспокоиться о развитии тонкости его слухового восприятия, специально «настраивая» его слух на «дифференцировочный» лад, то есть на умение сравнивать звуки между собой и различать их.
В процессе привлечения внимания ребенка к различным звукам, окружающим ребенка, важное место занимают специальные музыкальные игры и упражнения, развивающие способность узнавать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы) и усвоению ритмической структуры слов родного языка, что помогает преодолению нарушений слоговой структуры слов.
Научив ребенка отличать любые имеющиеся в природе звуки друг от друга по высоте, громкости и длительности звучания, мы в значительной степени подготовим его слух к различению по этим же самым характеристикам и речевых звуков. Такая предварительная подготовка особенно важна для детей «группы риска», иниче какие-либо более сложные слуховые дифференцировки, в том числе и речевых звуков, будут им недоступны.
Начинать нужно с самого легкого — с привлечения внимания ребёнка к различным звукам (человеческий голос, звучащие игрушки, звон будильника, шум дождя, голоса птиц и пр.). Что шумит? Что гудит? Кто кричит? Кто смеётся? и т.д.
Затем дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Этим целям также служит ряд музыкально-дидактических игр. Приведем примеры:
- «Угадай, кто позвал» (Пропевание: АУ — тихо, громко)
- «Близко или далеко мяукает котенок (Мяу - тихо, громко), лает собака (АВ – АВ),
мычит корова, поет петух, квакает лягушка…
- Инсценировка по ролям сказки «Три медведя» произнося соответствующие
реплики и звукоподражания то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом.
- «Кто позвал: мама или детёныши» (на материале домашних и диких животных)
- Взрослый произносит один и тот же звук с изменением его характера, тембра и
эмоциональной окраски, а затем просит ребенка воспроизвести образец. (А – плачет девочка, поет певица, мама укачивает малыша…У – гудит пароход, звучит дудочка, плачет мальчик…)
В процессе музыкально-дидактических игр дети учатся различать и фонемы родного языка. Дифференциация звуков значительно облегчается при подключении эмоционального фактора, а так же при подключении зрительного (символы звуков, анализ артикуляции звука) и двигательного (жесты) анализаторов,:
Например: М – мычит корова (указательным пальцем изображаем рога
Х – греем ручки (подышать на тыльную сторону ладони)…
Произнося согласные звуки, не подменяйте их названиями букв (не «рэ», не «эр», а «р» или «рь»; не «кэ», не «ка», а «к», «кь» и т. д.)
Начинать работу нужно с дифференциации гласных звуков.
Таким образом, музыкально-дидактическая, музыкально-ритмическая деятельность оказывает неоценимую помощь в коррекции недоразвития как речи в целом, так и слоговой структуры слова и фонематического слуха, как важных ее составляющих, в частности.
Ниже, в приложении, приведены примерные игры и упражнения по данному разделу.
Учитель - логопед: Львова И.Н.
Приложение
Дили - дили! Бом! Бом!
Цель: развитие дифференциации звуков по высоте, координации движений, внимания.
Оборудование: колокольчики большого и маленького размера для всех детей.
Описание игры:
Дети сидят на стульчиках, одна группа против другой. Педагог между группами.
У детей, сидящих справа от педагога, в правой руке — по большому колокольчику, у сидящих слева — по маленькому.
У педагога в правой руке большой колокольчик, в левой — маленький. Все поют песенку, тщательно выговаривая слоги.
Ко-ло-коль-чик звон-кий,
Голосочек тонкий,
Позвони скорее
Да повеселее!
ди-ли-ди-ли, дон-дон,
ди-ли-ди-ли, дон-дон,
ди-ли-ди-ли, дон-дон
Под ту же мелодию, подняв колокольчики перед собой, дети звонят то в большой колокольчик, то в маленький, посматривая на взрослого, который помогает им выбрать нужный колокольчик.
Все приговаривают: «Дили-дили!» (маленькими), «Дон! Дон!» (большими).
Игру можно повторить, поменявшись колокольчиками.
Отгадай!
Цель: узнать товарища по голосу.
Оборудование: большие платки для каждого играющего, шапочка-«Мишка».
Описание игры:
Дети сидят на стульчиках. Тот, кого они выбрали “Мишкой”, становится в угол комнаты спиной к детям.
Педагог накрывает каждого играющего ребенка платком или простынкой
так, чтобы видны были только ноги ребенка.
Мишка, Мишка, Мишка,
Мишка-шалунишка,
Не ворчи ты, Мишка,
Поищи-ка деток!
(Мелодия украинской народной прибаутки)
Все поют песенку, а Мишка ходит, переваливаясь, вдоль сидящих детей и
прислушивается. Он должен по голосу угадать, кто перед ним сидит, и назвать имя ребенка. Тот ребенок, которого узнали, “становится Мишкой”.
Игра продолжается под пение той же песенки.
Кто это? Что это?
Цель: развитие речевого слуха и слухового внимания, соотнесение звукоподражания с соответствующим предметом.
Описание игры:
Из сидящей группы детей педагог выбирает 4— 5 малышей и предлагает им сесть поодаль. Каждому на ушко, по секрету, говорит, кто какой звук или слог произнесет после исполнения куплета песенки.
Сидящие дети встают, образуют круг и с песней ходят по кругу.
(Мелодия русской народной песни «Ах, вы сени…»)
Отгадайте-ка, ребята,
Кто пришел к нам поиграть.
Отгадайте-ка, ребята,
Постарайтесь их назвать! (3 р.)
Исполняя второй раз куплет песенки, дети, не размыкая рук, сходятся в середине круга и возвращаются назад.
Третий раз дети поют куплет, стоя на месте и хлопая в ладоши.
Песенка окончена. Сидящие в сторонке дети встают по очереди и произносят звук или слог (например: му-у-у! — корова; мэ-э-э! - коза; чух-чух! — паровоз; би-би! — машина и тд).
Если дети отгадали, загадавший становится в общий круг, если нет — загадка прозвучит в следующий раз.
Игра продолжается. Выбирают еще нескольких загадывающих, но теперь хоровод движется в противоположную сторону.
Звуки
Цель: развитие внимания, памяти, зрительно-двигательной координации.
Описание игры:
Дети садятся в кружок на расстоянии вытянутых рук от друга, опустив руки вдоль туловища, и вместе с педагогом хором говорят подсказку, расставив слегка ноги и при этом поворачивая голову вправо-влево, вправо-влево, как бы обращаясь к сидящим рядом:
Эй, ребята, не зевать!
Будем звуки повторять.
Будем звуки повторять,
Будем весело играть.
Руки так: А – А - А!
Медленно поднимают обе руки вверх, соединяя их ладошками над головой.
И вот так: о – О - О!
Постепенно опускают руки в исходное положение.
Выше, выше: И - И - И!
Поднимают обе руки перед собой вверх, ладошками вниз.
Ниже, ниже: У - У - У!
Опускают руки вниз, в исходное положение.
Руки так: э – Э - Э!
Соединяют обе руки перед собой, слегка округляя их в локтях.
И вот так: о – О - О!
Сцепив пальцы “замочком”, поднимают обе руки вверх, стараясь немного прогнуть назад спину.
Вместе, вместе: И – И - И!
Медленно опускают сцепленные руки вниз и слегка наклоняются вперед.
Отдохнули: У – У - У!
Расцепляют руки и опускают их в исходное положение.
Упражнение можно повторить. Затем дети могут продолжить упражнения самостоятельно.
Похлопаем!
Цель: запоминание цепочки речевых звуков и слогов; развитие внимания, фонематического слуха, координации движений.
Описание игры:
Дети становятся по кругу парами, друг против друга. Не спеша, хлопая на каждый слог в ладоши, вместе с педагогом все повторяют:
Хло-пай! Хло-пай! Поскорее!
Хло-пай! Хло-пай! Веселее!
А-а! А-а! А-а-а!
О-о! О-о! О-о-о!
У-у! У-у! У-у-у!
И-и! И-и! И-и-и!
Подняв обе руки на уровень плеч, ладошками к партнеру, в быстром темпе хлопают одновременно обеими ладошками по ладошкам партнера, произнося звуки в указанном порядке.
Игру можно повторять, разнообразив второе движение звукосочетаниями:
Ау! Ау! У! У! У!
Ию! Ию! Ю! Ю! Ю!
Оя! Оя! Я! Я! Я!
Эо! Эо! О! О! О!
Ой-да! Ой-да! да! Да! Да!
Ух ты! Ух ты! Ты! Ты! Ты! и т.д.
Кто пришел?
Цель: закрепление представлений о “голосах” животных и птиц, развитие навыков звукоподражания.
Оборудование: плоскостной настольный домик с большим окном, кукла и другие сюжетные игрушки (Петрушка, мишка, заяц и т. д.).
Описание игры:
За столом, перед сидящими детьми, на небольшом расстоянии от них, находится педагог, перед которым плоскостной домик. Педагог очень медленно, отчетливо выговаривая слоги, спрашивает:
Кто-кто в гости к нам идет,
Кто-кто песенку поет? (2 р.)
Впоследствии, когда и дети выучат этот вопрос, они будут задавать его друг другу.
В окне появляется персонаж, хорошо знакомый детям (кукла, заяц, Петрушка, мишка и др.).
Педагог:
— Дети! Кто пришел?
Дети стараются ответить с помощью педагога.
Педагог:
— А как он поет (говорит, кричит и т.д.)
Дети издают соответствующие звуки.
Персонаж уходит, прощаясь. Появляется следующий. Игра продолжается.
На показ персонажей можно приглашать сначала детей, которые говорят более правильно, чем остальные. Следует поощрять и старания детей.
Используемая литература:
Музыкальные занятия детей с нарушениями в развитии речи: Сост. Т.В.Лобанова. Екатеринбург, 1996.
Макшанцева Е.Д. Скворушка. Сборник музыкально-речевых игр для дошкольного возраста. – М. 1998.
Парамонова Л.Г. Как подготовить ребенка к школе. – М. 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль музыкального руководителя в развитии творчества детей в образовательно – воспитательном процессе
Роль музыкального руководителя в развитии творчества детей в образовательно – воспитательном процессе...
Справка о работе музыкального руководителя по развитию способных детей.
Данный материал поможет музыкальным руководителям в аттестации и в работе при составлении индивидуального маршрута по развитию способных детей, в соответствии с требованием ФГООС ДО....
Презентация к докладу "Развитие у детей фонематических процессов в онтогенезе"
Презентация к докладу "Развитие у детей фонематических процессов в онтогенезе"...
Особенности развития двигательной активности детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОУ Методические рекомендации для музыкальных руководителей
Высокую эффективность в улучшении двигательной активности на музыкальных занятиях показали физминутки и речёвки-попевки, созданные автором данных методических рекомендаций. Они снимают напряжение...
План по самообразованию музыкального руководителя «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах»
Актуальность своей работы считаю в том, что занятия в оркестре шумовых и ударных инструментов и развитие музыкально-ритмических способностей способствует общему эмоциональному развитию; умственных спо...
Опыт работы музыкального руководителя «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами русской классической музыки» Проценко Наталья Викторовна, музыкальный руководитель 1 ой категории
Опыт работы музыкального руководителя...
Методические рекомендации для музыкальных руководителей по теме «Развитие чистоты интонирования в пении детей старшего дошкольного возраста»
Все представленные в разработке упражнения, адаптировала для детей дошкольного возраста, и с самого первого занятия увидела первые результаты, у детей появилось стремление и желание пробовать, у...