Использование русского фольклора на логопедических занятиях в ДОУ
методическая разработка по логопедии на тему

Длоугая Алла Леонидовна

В методической разработке показано использование русского фольклора при изучении различных тем на логопедических занятиях в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_russkogo_folklora.docx39.24 КБ

Предварительный просмотр:

Использование русского фольклора на логопедических занятиях в ДОУ

В наше время от детей ускользают точность, выразительность и красота родного языка. Сегодняшнему дошкольнику не понятен смысл многих слов, составляющих структуру русского фольклора, он утрачивает важные моменты для развития познавательной деятельности. Но ведь только знание прошлого позволяет полноценно овладеть настоящим.

Знакомясь с потешками, ребенок вслушивается в речь, улавливает ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникает в их смысл, таким образом развивается фонематический слух малыша. Те дети, которых укачивали под колыбельные, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, по многочисленным наблюдениям, стали наиболее творческими личностями. Пословицы, поговорки, загадки развивают логическое мышление, приучают к образному меткому слову. А сказки оказывают огромное нравственное влияние, формируют творческое начало, самостоятельность мысли.

У дошкольников с ОНР изначально бедный словарный запас, несформирована грамматическая система, неразвита связная речь. Необходимо, не нарушая естественного хода коррекционно-воспитательного процесса, обогатить детский словарь понятиями из устного народного творчества (не только русского, но и других стран), познакомить с обозначениями предметов, оставшимися в прошлом. Многие потешки, пословицы, загадки, сказки выстраивают базу для успешного формирования словообразования, для усвоения антонимов, синонимов; создают основу для развития таких мыслительных операций, как сравнение и обобщение. Большинство потешек — готовый дидактический материал для развития фонематического слуха и формирования правильного звукопроизношения.

Во многих сказках внимание привлекается к природным явлениям, к особенностям внешнего вида птиц, зверей и насекомых. Они приучают к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира, воспитывают интерес к нему.

Приобщение детей к золотому фонду народной культуры решит не только проблемы обогащения речи детей, но и позволит совершенствовать их внутренний мир, сделать его более духовным.

Примерный речевой материал для логопедических занятий

Обогащение словаря старинными понятиями, словами с противоположным значением, развитие вербально-логического мышления

Предлагаемый материал используется в работе с детьми второго года обучения в логопедической группе. Сначала используются пословицы, где формы антонимов совпадают, затем — нет. Отличие этих форм не препятствует их усвоению, а ведет к закреплению разных вариантов слова.

  • Плохой друг, что тень: в солнечный день не отвяжешься, в ненастный не найдешь.

Радость молодит, а горе старит.

  • Ранняя пташка носок прочищает, а поздняя глазок продирает.
  • Рубашка беленька, да душа черненька.
  • Сыт — весел, а голоден — нос повесил.
  • Сытый голодному не товарищ.
  • Трудно найти, легко потерять.
  • Умный плачет, а глупый скачет.
  • Хороша веревка длинная, а речь короткая.
  • Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
  • На голове густо, а в голове пусто.
  • На грубое слово не сердись, на ласковое — не сдавайся.
  • На смелого собака лает, а трусливого кусает.
  • Над другом посмеешься — над собой поплачешь.
  • Нашел — не радуйся, потерял — не тужи.
  • Не видав горя, не узнаешь и радости.
  • Не хвали меня в очи, не брани за глаза.
  • Несчастья бояться — счастья не увидать.
  • Новых друзей наживай, а старых не теряй.
  • От гнева стареешь, от смеха молодеешь.
  • Земля черная, а хлеб белый родит.
  • Кошачья лапка мягка, а коготок — остёр.
  • Легче друга потерять, чем найти.
  • Лучше плохо ехать, чем хорошо идти.
  • Лучше с умным потерять, чем с глупым найти.
  • Люби брать, люби и отдавать.
  • Мал соловей, да голосок велик.
  • Больному и мед не вкусен, а здоровый и камень ест.
  • Больше слушай, меньше говори.
  • В кривом глазу и прямое криво.
  • В мороз заснуть легко, проснуться — трудно.
  • В одно ухо влезет, в другое вылезет.
  • Где сорняк цветет, там хлеб вянет.
  • Где работают там и густо, а в ленивом доме пусто.
  • Горькая правда лучше сладкой лжи.
  • Декабрь год кончает, а зиму начинает.
  • Добро помни, а зло забывай.
  • Дождик вымочит, а красное солнышко высушит.
  • Козла спереди бойся, коня сзади.
  • Корень учения горек, да плод его сладок.
  • Маленькая ложь за собой большую ведет.
  • Молодое растет, старое старится.
  • Мягко стелет, да жестко спать.
  • Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта.
  • Добрый сын — отцу радость, а худой — печаль.
  • При сухих щепках и сырое деревце разгорается.
  • Молодость — пташкой, старость — черепашкой.
  • Ленивый праздник знает, а будней не помнит.
  • И рябая дочь, да родимая, и красавица, да чужая.
  • Лучше смерть славная, чем жизнь позорная.
  • Бедность учит, а богатство портит.
  • Когда зло всплывает, то правда тонет.
  • Горьким лечат, а сладким калечат.
  • Находке не радуйся, по утрате не горюй.

Развитие словообразования

1. Усвоение имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением

  • Зимой бы съел грибок, да снег глубок.
  • Съел кусочек с птичий носочек.
  • Пушинка к пушинке — выйдет перинка.
  • Без ручки кружечка — стаканчик.
  • Невелика щучка, да зубок востер.
  • Подал ручку, да подставил ножку.
  • Будут цветочки, будут и ягодки.
  • Около пчелки медок, около жучка — навоз.
  • Не расти яблочку на елочке.
  • По ниточке до клубка доходит.
  • После дождика будет солнышко.
  • Во поле рябинушка,

Во поле кудрявая стояла.

Как под той рябинушкой

Сидят девушки.

Первая —

Катюшенька —

Шьет.

Вторая —

Марфушенька —

Прядет.

Третья —

Акулинушка —

Вышивает.

Четвертая —

Аринушка —

Зевает.

Работу над именами существительными можно проводить с помощью разных заданий и вопросов.

  1. Какое слово обозначает маленький предмет? Про какой объект говорится ласково?
  2. Измените слово так, чтобы оно обозначало маленький предмет.
  3. Какие имена имеют ласкательную форму?

Затем логопед называет полные имена и знакомит детей с другими старинными именами: Елизавета, Варвара, Ефросинья, Яков, Захар и т.д. Дети придумывают их уменьшительно-ласкательные формы.

2. Усвоение относительных прилагательных

  • Не бывать сосновой шишке на рябине.
  • Смелому — медовые пышки, трусу — еловые шишки.
  • На ивовую палку не опирайся, а глупому не доверяйся.

3. Усвоение притяжательных прилагательных

  • Петушиным гребнем головы не причешешь.
  • И по заячьему следу доходят до медвежьей берлоги.
  • Волк и в овечьей шкуре не укроется.
  • Ложь на тараканьих ножках ходит.

4. Усвоение глаголов прошедшего времени мужского и женского рода единственного числа

  • Волк-волчок,

Шерстяной бочок.

Через ельник бежал,

В можжевельник попал.

Зацепился хвостом —

Ночевал под кустом.

***

  • Аленка-маленка

Шустра, быстра,

Воды наносила,

Сарафан дошила,

Носок довязала,

Ягод насобирала.

***

  • Ты, рябинушка

Раскудрявая,

Ты когда взошла,

Когда выросла?

Я весной взошла,

Летом выросла,

По зорям цвела,

Солнцем вызрела.

Развитие образного сравнения

  • Иван, Иван,

Вырывай бурьян,

Чтоб росла репка,

Сладкая да крепкая,

Чтобы вырос бобок,

Чтобы вырос огурец —

Длинноусый молодец!

***

  • Вертится подсолнечник на ножке,

Голова — золотая лепешка.

Против солнышка стоит,

С большой горшок,

Весь день в солнышко глядит.

***

  • От зари вечерней яркой —

Всем деревьям по подарку:

Дубу — золотую шубу,

Ясеню — сорочку,

Липам — по платочку,

В чаще каждому кусту —

По цветному лоскуту.

***

  • Береза, моя березонька,

Береза моя белая,

Береза кудрявая!

Под тобой березонька,

Трава шелковая.

***

  • Ах ты, ноченька, ночка темная!

Ночь ты темная, ночь осенняя!

Что ж ты, ноченька, так нахмурилась,

Ни одной в небе нету звездочки.

Развитие звукопроизношения

1. Автоматизация звука «ш»

  • На реке камыши,

Расплясались там ерши.

Круг — постарше,

Круг — помладше,

Круг — совсем малыши.

2. Автоматизация звука «ч»

  • Ай, качи-качи-качи!

Глянь — баранки, калачи!

Глянь — баранки, калачи!

С пылу, с жару — из печи,

Все румяны, горячи.

Налетели тут грачи,

Подхватили калачи.

***

  • — Ваня, Ванечка! Куда ходил?
  • В лесочек!
  • Что видел?
  • Пенечек!
  • Под пенечком что?
  • Грибочек!
  • Хвать, да в кузовочек!

3. Автоматизация звуков «р» - «р’»

  • Мы поднимаем якоря,

На берегу видна заря.

Море зовет,

Ветер поет.

Вперед! (3 раза.)

Помни свой край,

Не унывай!

Прощай! (3 раза.)

Норвежская песня моряка

4. Дифференциация звуков «р» - «л’»

  • — В лес пойду дорогой длинной,

Наберу ведро малины.

  • Не ходи дорогой длинной,

Там стоит комар с дубиной.

  • Я пойду короткой.
  • Там улитка с плеткой.
  • Я пирог возьму с собой.
  • Ну, тогда иди любой.

Из югославского фольклора

5. Дифференциация звуков «к» - «т»

  • Прыгнул козел в огород,

В огород.

Вытоптал козел чеснок,

Чеснок.

Еще синий барвинок,

Барвинок.

Да пахучий василек,

Василек.

Поймали козла за рожок,

За рожок.

Повели козла на торжок,

Взяли за козла пятачок.

6. Дифференциация свистящих и шипящих звуков

  • Дедушка Ежок,

Не ходи на бережок:

Там растаял снежок,

Заливает лужок.

Ты промочишь ножки,

Красные сапожки.

***

  • Ночь прошла,

Темноту увела.

Замолчал сверчок,

Запел петушок.

Полежала немножко,

Распахнула окошко:

Здравствуй, солнышко —

Колоколнышко!

Формирование слоговой структуры слова

Сюда входят тексты с многосложными словами.

  • Уж ты, зимушка-зима,

Зима вьюжлива была,

Все крутила, все мела,

Примораживала,

Калинушку с малинушкой

Заламливала.

Всю травку повызнобила,

С шелковой травы цветы

Повысушила.

***

  • Я по лесу по зеленому бреду,

Я грибочки в кузовок соберу,

 —Я в осиннике рыжики беру,

По березничку — березовики,

По сосновым пням — опеночки,

А под елкой — белый гриб — боровик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование малых форм фольклора на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста

Фольклор влияет на все стороны речи: лексическую, грамматическую, звуковую, связную. В работе представлено, как с помощью фольклора развивать речь детей, модель использования малых фольклорных форм (М...

Использование русского фольклора в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

Для дошкольников с ОНР характерны изначально бедный словарный запас, несформированность грамматической системы, неразвитость связной речи. Для преодоления имеющихся проблем считаю целесообразным испол...

Конспект занятия младшей дошкольный возраст (с использованием русского фольклора)

Приобщение детей  к народному творчеству, через русский фольклор. Развивать умения действовать в коллективе, выполняя движения соответствующие тексту песен. Пополнить словарный запас детей ч...

Использование русского фольклора на музыкальных занятиях

Фольклор - синтез многих искусств, объединенных в гармоничное целое. Таким образом, учитывая ценностно-ориентированную сущность фольклора можно сделать вывод, что искусство и фольклор является основны...

Конспект музыкального занятия с использованием русского фольклора

Конспект музыкального занятия в средней группе  с использованием русского фольклора  "Через луг в деревню"...