Использование биологической обратной связи в коррекционной работе с дошкольниками.
статья по логопедии

Лузянина Ольга Леонидовна

Речевая технология применяется для  формирования  правильной плавной и свободной речи  у детей дошкольного, школьного возраста и взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Речевая технология БОС30.77 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование метода биологической обратной связи (БОС)

в коррекционной работе с дошкольниками»

         Слайд  1                                  

Знакомство с речевой технологией БОС – Здоровье». В 2017 году я прошла курсы по данной технологии, меня очень заинтересовала  биологическая обратная связь. Я слышала много положительных отзывов о ней. Приобрела учебно-электронные программы в институте «Биосвязи» и  с начала этого учебного года  стала активно применять в  коррекционной работе  эту современную инновационную здоровьесберегающую технологию.  

Слайд 2.     Метод БОС применяется как у нас в стране, так и за рубежом. На основании метода биологической обратной связи (БОС) по дыхательной аритмии сердца – ДАС-БОС  в 80 годы была разработана методика коррекции речи и функционального состояния человека, автором которой является Александр Афанасьевич Сметанкин.

Под контролем биологической обратной связи у пациентов формируется диафрагмально-релаксационный тип дыхания с удлинённым равномерным плавным выдохом, который затем используется для формирования нового динамического стереотипа речевого дыхания и  устной речи.

Цель методики: формирование, совершенствование и коррекция речи у детей дошкольного, школьного возраста и взрослых. (формирование правильной плавной и свободной речи детей).

 Задачи методики: формирование диафрагмально-релаксационного типа дыхания (ДРД) с максимальной дыхательной аритмией сердца;

 - профилактика и коррекция нарушений голоса и речи;

-налаживание речевого синергизма (пластичность и координация работы речеобразующего аппарата: дыхания, артикуляции, голосоподачи на равномерном выдохе);

-устранение избыточного психоэмоционального и мышечного напряжения вне речи и во время неё;

-повышение уровня концентрации внимания, памяти;

-общеукрепляющее и оздоравливающее воздействие на организм ребенка  в целом.

Существуют — показания и противопоказания к применению метода БОС

Показания к применению метода БОС: логоневрозы, заикание. нарушения темпа речи. профилактика нарушений голоса и речи. дислалия. дизартрия. ринолалия.

Абсолютные противопоказания отсутствуют.

Относительные противопоказания: возраст ребёнка менее четырёх лет. наличие диафрагмальной грыжи. тяжёлые формы психических расстройств. грубые нарушения интеллекта. повышенная судорожная готовность головного мозга.

     Главной особенностью дыхания по А.Сметанкину является дыхание с помощью диафрагмы, или дыхание животом. Этот тип дыхания наиболее полезен для человека. Здоровье человека во многом зависит от правильной взаимосвязанной работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Работа дыхания и сердца – это единый физиологический процесс, который является  самым главным в организме человека.

Диафрагмальное дыхание - это самый глубокий тип дыхания, при котором заполняются воздухом нижние отделы лёгких. За счёт наиболее полного насыщения лёгких кислородом сокращается частота дыхательных движений, снижается физическое и эмоциональное напряжение.

При таком типе дыхания активно и естественным образом работает диафрагма.               Активные движения диафрагмы осуществляют массаж внутренних органов, они начинают работать гораздо лучше и эффективнее.

Диафрагмальное дыхание помогает снизить нагрузку на наш организм, в том числе и на наше сердце. В этом заключается ещё одна важная закономерность – плавный длительный выдох даёт возможность нашему организму отдохнуть, особенно непрерывно работающему сердцу.

        В норме при диафрагмальном дыхании на вдохе частота сердечных ритмов увеличивается, а на выдохе – уменьшается. Количественными показателями гармонии работы дыхания и сердца является разница пульса на вдохе и на выдохе. У детей эта разница достигает 40 – 50 ударов в минуту. На вдохе 120, а на выдохе 80 при каждом дыхании. Эта величина получила название дыхательной аритмии сердца (ДАС). Чем больше эта разница, тем лучше здоровье человека.

Под контролем биологической обратной связи у детей формируется диафрагмально-релаксационный тип дыхания с удлинённым равномерным плавным  расслабляющим выдохом, который затем используется для формирования нового навыка голосообразования, артикуляции, речи в фазе равномерного выдоха.

Оздоровительная дыхательная гимнастика по методу БОС (автором является Александр Афанасьевич Сметанкин) уникальна тем, что ребенок учится  управлять своим здоровьем,  дыханием и эмоциями с помощью компьютера. Компьютер превращает тренировку дыхания в игру.      

     Я провожу занятия здоровья  индивидуально, по подгруппам, периодически со всей  старшей группой. Длительность занятий составляет 15 -20 минут.

Прежде, чем перейти к работе  с компьютерной программой БОС  с детьми были проведены занятия: "Как дышит человек", "Сердце и легкие друзья".

Затем дети учились осваивать технику диафрагмального дыхания.

Инструкция по проведению дыхательной гимнастики следующая: на легком вдохе через нос ребенок надувает живот как шарик с последующим плавным переходом на равномерный и продолжительный выдох; на выдохе ребенок возвращает живот в исходное положение как будто «сдувает» его как шарик. Вдох делаем через нос коротким, а длительный выдох через слегка приоткрытый рот. Дыхание должно быть свободным и плавным. Вырабатываем навык самоконтроля у ребенка за дыхательными движениями груди и диафрагмы;

Слайд  Затем приступили к работе, используя тренировочный игровой сюжет «Столбик» «закрась забор». Через звуковые и зрительные сигналы обратной связи, дети учатся правильно управлять своим дыханием. Закрепляем  навык плавного длительного выдоха;

Инструкция: Вдох – шторка на столбике поднимается вверх, закрывая его. Выдох – шторка опускается вниз. Ребёнок своими выдохами как бы "закрашивает"  заборчик, или "протирает" запотевшее окно. Программа длиться несколько минут, потом достигает 10 минут.

Каждое практическое занятие имеет два периода, которые сменяют друг друга: период работы и период отдыха. В период отдыха ребёнок в музыкальном сопровождении ребёнок рассматривает слайды на экране монитора по определенной тематике. Например, по темам «Природа», «Животные», «Транспорт». Слайды с релаксирующей музыкой в первую очередь помогают ребенку расслабиться, а также переключить свое внимание с периода работы – диафрагмального дыхания. Периоды отдыха длятся одну-две минуты. 

Каким образом происходит занятие по программе БОС?

Инструкция: «Сядьте в кресле удобно, слегка откинувшись на спинку, мышцы спины, ног и рук должны быть расслаблены. Вдох делается через нос, без напряжения, комфортно. На вдохе живот надувается. Одну руку можно положить на грудь, вторую на живот. При вдохе необходимо контролировать, чтобы рука, лежащая на животе, двигалась, а та, которая расположена на груди, оставалась в покое.   Выдох производится через рот, медленно, плавно, спокойно, через слегка сомкнутые губы, с полным мышечным расслаблением. Брюшная стенка на выдохе медленно втягивается. На выдохе должно быть ощущение, что вместе с воздухом уходит напряжение. С каждым выдохом необходимо расслабляться все больше и больше. Расслабление должно быть не только мышечное, но и эмоциональное. Соотношение вдоха и выдоха должно быть 1:2 (то есть выдох в два раза дольше чем вдох. Постепенно можно пытаться делать выдох ещё дольше, добиваясь соотношения 1:3 (выдох в три раза дольше вдоха). Такое дыхание называется диафрагмально-релаксационным, оно способствует не только успокоению и нормализации работы сердца, но и более глубокому расслаблению». Оптимальный ритм дыхания детей 3-7 лет – 12 дыханий в минуту.  Длительность одного дыхания 5 секунд из которых вдох – 1,5 секунды, а выдох – 3,5 секунды. У взрослых – 5-6 дыханий в минуту.

Следите, чтобы дыхание было свободным без усилий, как песня. В фазу выдоха снимается избыточное мышечное и психоэмоциональное напряжение. Расслабляются мышцы рук, верхнего плечевого пояса, туловища и особенно мышцы, участвующие в речеобразовании, улучшается их кровоснабжение. Такие тренинги на данном тренажёре очень полезны гиперактивным и невнимательным детишкам, так как идёт лучшее насыщение мозга кислородом.

Программа «БОС-Здоровье» рассчитана на обучение детей с 5 лет. Продолжительность основного курса коррекции нарушения голоса и речи 25-30 занятий.

Занятия проводятся 2 раза в неделю. Групповые, индивидуальные.

Коррекция речи осуществляется в два этапа:

1 этап: Формирование диафрагмально-релаксационного типа дыхания по методу БОС.

Постановка плавного равномерного удлиненного выдоха  осуществляется с помощью специальных сюжетов на экране столбика, заборчика.  Логопедом контролируется выдох.

Затем совершенствуем и корректируем речевые функции.

2 этап: Обучение новым навыкам голосообразования, артикуляции, речи в фазе равномерного выдоха под контролем максимальной ДАС и физиологической длительности выдоха ребёнка.

На этом этапе готовим ребенка к обучению навыкам правильной артикуляции, звукопроизношения и мягкой голосоподачи в фазе выдоха) также ребёнок осваивает  грамматическое ударение в слове, логическое ударение во фразе; формируем навык слитного произнесения речевого материала на выдохе под контролем БОС.

На удлиненном  плавном выдохе, ребенок повторяет мысленно за логопедом, шепотом и вслух звуки, слоги, слова, фразы различной степени сложности. Тренируется плавность речи, темп, эмоциональная окраска.

Программы по коррекции речи содержат речевой материал в картинках и голосовым  сопровождением логопеда. Но также, я подбираю наглядный материал на автоматизацию и дифференциацию трудных звуков, скороговорок, стихов, текстового материала сама для индивидуальных занятий. 

Все сюжеты имеют коррекционные задачи. развитие оптико — пространственной ориентировки (понятия «вверх» — «вниз», «правый верхний угол», «нижний левый угол»). развитие глазодвигательных мышц. развитие просодических компонентов речи ( темп, ритм, мелодика). развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза. уточнение и обогащение словарного запаса детей: как активного, так и пассивного. автоматизация и дифференциация поставленных звуков в слогах, словах, предложениях, текстах. использование усвоенных типов предложений в связной речи на фоне усложнения словаря и структуры фразы. развитие высших психических функций. развитие спонтанной речи учащихся по методу БОС с максимальной ДАС на фоне адекватного психоэмоционального и мышечного напряжения.

Технология «БОС-Здоровье» позволяет одновременно осуществлять массовое оздоровление и повышать эффективность образовательного процесса. Улучшается качество речевого дыхания (исчезает придыхание, выдох становится более длительным, плавным и равномерным, а

 артикуляции более пластичной и координированной).

Что дает технология «Бос-здоровье»для образования и оздоровления ребёнка?

  • Повышает эффективность  образовательного процесса
  • Улучшает поведение
  • Делает внимательными
  • Учит правильно и красиво говорить
  • Нормализует функциональное состояние
  • Корректирует психоэмоциональное состояние
  • Снижает уровень заболеваемости ОРЗ и гриппом в три раза и более.

 (Слайд 9) Методическое обеспечение технологии «БОС»

В комплект для дошкольников входят книги и учебные электронные пособия, предназначенные для подгрупповой и индивидуальной работы с детьми, в обычных и логопедических группах, а также для занятий родителей с детьми: «Здоровая математика", «Здоровая азбука»«Окружающий мир». + ДИСК

Цена одного диска, содержащего 12- 15 занятий – 1900 рублей.

реклама

 (Слайд 17) Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Оздоровительная гимнастика с использованием метода биологически-обратной связи"

Биологическая Обратная Связь (БОС) – это новый безлекарственный метод исправления нарушенных функций организма с использованием электронных приборов, регистрирующих и преобразующих информацию о ...

Формирование дыхания с использованием компьютерной системы с биологической обратной связью «Комфорт ЛОГО»

Конспект  сеанса  в режиме «Кардио»Цель:  отработать умение  диафрагмального выдоха....

Использование компьютерных программ KIDSMART в коррекционной работе с дошкольниками в возрасте 5-6 лет с заиканием.

Использование компьютерных технологий в работе с дошкольниками для повышения мативации к совместной деятельности со взрослям(специалистом),а также для разнообразия оборудования,соответствующего соврем...

Собственная методическая разработка на тему: "Метод биологической обратной связи в коррекционной работе логопеда с детьми с ОВЗ"

На современном этапе развития образования большое внимание уделяется вопросам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Процесс коррекции речи у детей с ОВЗ более длительный и может...

Использование развивающих игр в системе коррекционной работы с дошкольниками с диагнозом ОНР, как средство стимуляции речевого развития.

Статья о целесообразности вкючения развивающих игр в систему коррекционной работы с детьми , т.к. речь и интеллект имеют между собой тесную взаимосвязь....

Статья. Развивающе-коррекционный комплекс на основе технологии функционального биоуправления с биологической обратной связью. Комплекс БОС.

В данной статье предоставлен материал, о том. как Комплекс БОС, влияет на положительное развитие детей....