Консультация логопеда для родителей детей старшей группы " О необходимости расширения словарного запаса детей с речевыми нарушениями"
консультация по логопедии (старшая группа) на тему
Консультация логопеда для родителей детей старшей группы " О необходимости расширения словарного запаса детей с речевыми нарушениями"
«Особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста»
Слово – носитель содержания. Известно, что чем богаче словарь человека, тем больше возможностей у говорящего выбрать нужную словоформу для построения связного высказывания. Таким образом, уверенное владение словарным запасом - одно из условий успешного включения ребенка в сферу общения с окружающими.
Параллельно с коммуникативной функцией слово выполняет и когнитивную (познавательную) функцию, так как является не только единицей речи, но и мышления. Вот почему развитие словаря ведет к формированию всех высших психических процессов – мышления, восприятия, памяти, внимания, воображения, целенаправленного поведения.
При нормальном речевом развитии ребёнка его словарь изменяется количественно и качественно. Количественные изменения – это расширение объёма словаря, а качественные – закономерности усвоения детьми значения слов.
Так, словарь ребенка в возрасте 6 -7 лет составляет 4000-4500 слов. При этом старшие дошкольники активно овладевают не только предметным, но и глагольным словарём, а также словарём состояний, признаков. Словарный запас пополняется и за счёт использования детьми слов, образованных суффиксально-префиксальным способом (палец→ пальчик, железо → железный и т. д.).
Одновременно с количественным ростом словаря происходит систематизация лексики. Ребенок, пользуясь обобщающими существительными, способен тонко дифференцировать их (например, дикие звери и домашние животные, а не просто животные), в речи детей появляются отвлеченные существительные (надежда), сложные слова (длинноногий жираф), многозначные слова, слова с переносным смыслом, антонимы, синонимы, эпитеты, метафоры.
Таким образом, к концу дошкольного периода словарь детей достигает такого уровня, что они свободно общаются со взрослыми и сверстниками и могут поддерживать разговор почти на любую тему, доступную для понимания в их возрасте.
У детей с речевыми нарушениями часто наблюдается разной степени выраженности недоразвитие лексической стороны речи. Словарь таких детей беден, нарушается понимание речи.
Дети зачастую не владеют словарём по определенным темам: «Насекомые», «Рыбы», «Продукты питания», «Деревья», «Грибы», «Учебные вещи», «Профессии людей» и др. Вызывает трудности называние отдельных частей предмета (У книги обложка, страница). Лексический запас прилагательных ограничен: дети редко пользуются определениями со значением формы (круглый, овальный и др.), высоты, толщины, длины и т. п. Дети не могут правильно подобрать глагольную лексику для обозначения способа передвижения, голосоподачи, профессиональных действий людей (черепаха идет, лягушка идет вместо черепаха ползёт, лягушка прыгает), путают близкие по семантике глаголы (шьёт, зашивает, штопает, вышивает). Характерно отсутствие синонимов, антонимов и слов сложной семантики – обобщающих, абстрактных, многозначных, слов с переносным значением.
Пассивный словарь значительно преобладает над активным. Отмечаются трудности актуализации пассивного словаря: часто для воспроизведения слова ребенку требуется наводящий вопрос.
Преобладающим типом лексических ошибок является неправильное употребление слов в речевом контексте. Не зная многих наименований предметов, действий, признаков, дети заменяют их другими неточными словами, нарушая тем самым лексическую сочетаемость. Например, чешет нос вместо точит нож.
Методика словарной работы предусматривает решение следующих задач:
- Обогащение словаря (усвоение новых слов и новых значений уже известных слов);
- Уточнение значений слов, усвоенных детьми, но употребляемых не вполне верно;
- Активизация словаря (перевод слов из пассивного словаря в активный).
Способы объяснения значения нового слова:
- Наглядные (натуральные) приёмы: демонстрация предметов, их действий и признаков, организация активного наблюдения за ними;
- Словесные приёмы:
а) подбор родственного слова: яблоня – яблоко, яблочный;
б) подстановка синонима: изба – дом;
в) подбор антонима: тусклый – яркий;
г) сопоставление паронимов: землянка – земляника;
д) разложение общего понятия на частные: инструменты – это молоток, пила…;
е) объяснение с помощью толкования слова: подснежник – это название первого весеннего цветка;
д) опора на контекст: значение слова крохотный понятнее в предложении Крохотный ребёнок спал в коляске.
Рекомендации логопеда родителям по проведению словарной работы:
- Словарная работа с детьми дошкольного возраста ведётся на практическом уровне без употребления специальных терминов, таких как существительные, глаголы, прилагательные;
- Формирование лексики ребенка тесно связано с развитием, уточнением и осознанием представлений ребенка об окружающем мире. Родители – это люди, которые могут и должны обращать внимание детей на окружающий мир беседуя во время прогулок, поездок, в бытовых ситуациях непринуждённо и увлекательно;
- Изучаемый словарь обязательно должен быть тематическим и частотным (сначала дети знакомятся с наиболее часто встречающимися словами по заданной теме, а затем – с менее употребительными);
- Изучаемый словарь должен быть нейтральным (в нём должны отсутствовать диалектные, жаргонные, профессиональные и др. слова);
- Эффективно расширять словарь детей, используя наглядные материалы: натуральные предметы, картинки, оречевляя действия и т. д.;
- Процесс знакомства и закрепления слов должен опираться на работу всех возможных анализаторов: новое слово воспринимается ребёнком на слух, далее разбирается его значение с использованием наглядных или словесных средств. Важно предоставить ребенку возможность предметно-практической деятельности с наблюдаемыми предметами: ребёнок рассматривает, слушает, трогает, нюхает, разбирает, раскрашивает, лепит заданный предмет; выполняет с этим предметом по словесной инструкции как можно больше действий. Такое установление связей между личным опытом и речевым материалом помогает прочнее усвоить ребенку новое.
- Важно не забывать о дозировке слов:оптимальное число слов для дошкольников в пределах одного этапа – 2-3;
- Для введения слова в речь необходимо его постоянное повторение, а также включение в состав предложения;
- Знакомство и закрепление слов следует осуществлять в игровых, интересных для детей ситуациях, так как запоминание новой лексики идёт интенсивнее, если она эмоционально значима для ребёнка;
- Особая задача на лексических занятиях – развитие у детей навыков словообразования;
- Наиболее часто используемые педагогами лексические игры: «Назови одним словом!» (подбор обобщающих слов), «Наоборот» (подбор антонимов), «Скажи ласково!», «Большой - маленький» (на образование слов с уменьшительно-ласкательным значением), «Что из чего?» (на образование относит. прилагательных от существительных), «Это чьё?» (на образование притяжательных местоимений и прилагательных) и др.
Быть родителями – это тяжелый, но очень важный труд. Хочу напомнить народную мудрость: « Терпение и труд – все перетрут.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 21.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация логопеда для родителей детей старшей группы
" О необходимости расширения словарного запаса детей с речевыми нарушениями"
«Особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста»
Слово – носитель содержания. Известно, что чем богаче словарь человека, тем больше возможностей у говорящего выбрать нужную словоформу для построения связного высказывания. Таким образом, уверенное владение словарным запасом - одно из условий успешного включения ребенка в сферу общения с окружающими.
Параллельно с коммуникативной функцией слово выполняет и когнитивную (познавательную) функцию, так как является не только единицей речи, но и мышления. Вот почему развитие словаря ведет к формированию всех высших психических процессов – мышления, восприятия, памяти, внимания, воображения, целенаправленного поведения.
При нормальном речевом развитии ребёнка его словарь изменяется количественно и качественно. Количественные изменения – это расширение объёма словаря, а качественные – закономерности усвоения детьми значения слов.
Так, словарь ребенка в возрасте 6 -7 лет составляет 4000-4500 слов. При этом старшие дошкольники активно овладевают не только предметным, но и глагольным словарём, а также словарём состояний, признаков. Словарный запас пополняется и за счёт использования детьми слов, образованных суффиксально-префиксальным способом (палец→ пальчик, железо → железный и т. д.).
Одновременно с количественным ростом словаря происходит систематизация лексики. Ребенок, пользуясь обобщающими существительными, способен тонко дифференцировать их (например, дикие звери и домашние животные, а не просто животные), в речи детей появляются отвлеченные существительные (надежда), сложные слова (длинноногий жираф), многозначные слова, слова с переносным смыслом, антонимы, синонимы, эпитеты, метафоры.
Таким образом, к концу дошкольного периода словарь детей достигает такого уровня, что они свободно общаются со взрослыми и сверстниками и могут поддерживать разговор почти на любую тему, доступную для понимания в их возрасте.
У детей с речевыми нарушениями часто наблюдается разной степени выраженности недоразвитие лексической стороны речи. Словарь таких детей беден, нарушается понимание речи.
Дети зачастую не владеют словарём по определенным темам: «Насекомые», «Рыбы», «Продукты питания», «Деревья», «Грибы», «Учебные вещи», «Профессии людей» и др. Вызывает трудности называние отдельных частей предмета (У книги обложка, страница). Лексический запас прилагательных ограничен: дети редко пользуются определениями со значением формы (круглый, овальный и др.), высоты, толщины, длины и т. п. Дети не могут правильно подобрать глагольную лексику для обозначения способа передвижения, голосоподачи, профессиональных действий людей (черепаха идет, лягушка идет вместо черепаха ползёт, лягушка прыгает), путают близкие по семантике глаголы (шьёт, зашивает, штопает, вышивает). Характерно отсутствие синонимов, антонимов и слов сложной семантики – обобщающих, абстрактных, многозначных, слов с переносным значением.
Пассивный словарь значительно преобладает над активным. Отмечаются трудности актуализации пассивного словаря: часто для воспроизведения слова ребенку требуется наводящий вопрос.
Преобладающим типом лексических ошибок является неправильное употребление слов в речевом контексте. Не зная многих наименований предметов, действий, признаков, дети заменяют их другими неточными словами, нарушая тем самым лексическую сочетаемость. Например, чешет нос вместо точит нож.
Методика словарной работы предусматривает решение следующих задач:
- Обогащение словаря (усвоение новых слов и новых значений уже известных слов);
- Уточнение значений слов, усвоенных детьми, но употребляемых не вполне верно;
- Активизация словаря (перевод слов из пассивного словаря в активный).
Способы объяснения значения нового слова:
- Наглядные (натуральные) приёмы: демонстрация предметов, их действий и признаков, организация активного наблюдения за ними;
- Словесные приёмы:
а) подбор родственного слова: яблоня – яблоко, яблочный;
б) подстановка синонима: изба – дом;
в) подбор антонима: тусклый – яркий;
г) сопоставление паронимов: землянка – земляника;
д) разложение общего понятия на частные: инструменты – это молоток, пила…;
е) объяснение с помощью толкования слова: подснежник – это название первого весеннего цветка;
д) опора на контекст: значение слова крохотный понятнее в предложении Крохотный ребёнок спал в коляске.
Рекомендации логопеда родителям по проведению словарной работы:
- Словарная работа с детьми дошкольного возраста ведётся на практическом уровне без употребления специальных терминов, таких как существительные, глаголы, прилагательные;
- Формирование лексики ребенка тесно связано с развитием, уточнением и осознанием представлений ребенка об окружающем мире. Родители – это люди, которые могут и должны обращать внимание детей на окружающий мир беседуя во время прогулок, поездок, в бытовых ситуациях непринуждённо и увлекательно;
- Изучаемый словарь обязательно должен быть тематическим и частотным (сначала дети знакомятся с наиболее часто встречающимися словами по заданной теме, а затем – с менее употребительными);
- Изучаемый словарь должен быть нейтральным (в нём должны отсутствовать диалектные, жаргонные, профессиональные и др. слова);
- Эффективно расширять словарь детей, используя наглядные материалы: натуральные предметы, картинки, оречевляя действия и т. д.;
- Процесс знакомства и закрепления слов должен опираться на работу всех возможных анализаторов: новое слово воспринимается ребёнком на слух, далее разбирается его значение с использованием наглядных или словесных средств. Важно предоставить ребенку возможность предметно-практической деятельности с наблюдаемыми предметами: ребёнок рассматривает, слушает, трогает, нюхает, разбирает, раскрашивает, лепит заданный предмет; выполняет с этим предметом по словесной инструкции как можно больше действий. Такое установление связей между личным опытом и речевым материалом помогает прочнее усвоить ребенку новое.
- Важно не забывать о дозировке слов:оптимальное число слов для дошкольников в пределах одного этапа – 2-3;
- Для введения слова в речь необходимо его постоянное повторение, а также включение в состав предложения;
- Знакомство и закрепление слов следует осуществлять в игровых, интересных для детей ситуациях, так как запоминание новой лексики идёт интенсивнее, если она эмоционально значима для ребёнка;
- Особая задача на лексических занятиях – развитие у детей навыков словообразования;
- Наиболее часто используемые педагогами лексические игры: «Назови одним словом!» (подбор обобщающих слов), «Наоборот» (подбор антонимов), «Скажи ласково!», «Большой - маленький» (на образование слов с уменьшительно-ласкательным значением), «Что из чего?» (на образование относит. прилагательных от существительных), «Это чьё?» (на образование притяжательных местоимений и прилагательных) и др.
Быть родителями – это тяжелый, но очень важный труд. Хочу напомнить народную мудрость: « Терпение и труд – все перетрут.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие речевого общения через расширение словарного запаса детей»
Конспект занятия "Развитие речевого общения через расширение словарного запаса детей" для детей 2-ой младшей группы....
Консультация для родителей: "Игры для расширения словарного запаса детей дошкольного возраста"
Материал содержит рекомендации игр, направленных на развитие словарного запаса детей дошкольного возраста...
Игры и упражнения для обогащения словарного запаса детей с речевыми нарушениями
Консультация для родителей на тему:«Игры и упражнения для формирования словарного запаса у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.1. «Эхо» — взрослый произносит слов...
НОД по развитию речевого общения путем расширения словарного запаса детей во 2-ой младшей группе «Прогулка по зимнему лесу»
Цель:показать активизацию речевого общения младших дошкольников через расширение словарного запаса при ознакомлении с окружающей средой.Задачи:- активизировать пассивный и активный словарь детей (суще...
Презентации "Обогащение словарного запаса детей с речевыми нарушениями в процессе игр-соревнований и игр-викторин""
Представлены игры по развитию словарного запаса детей на основе материалов Ткаченко Т.А....
Игры для расширения словарного запаса детей старшего дошкольного возраста
Игры для расширения словарного запаса детей старшего дошкольного возраста...
Консультация логопеда для родителей детей с ЗРР: «Методы лечения и коррекции детей с задержкой речи».
Своевременное овладение правильной чистой речью делает ребенка более уверенным в себе, способствует развитию мышления, коммуникативных качеств. Речь – не врожденная способность, она формируется ...