Консультация для родителей "Для чего и как сочинять с ребенком сказки"
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Малтыкова Светлана Николаевна

В статье говорится о том, как посредством сочинения сказок о звуках  детьми с помощью родителей можно решить сразу несколько педагогических и коррекционных задач: повысить интерес и мотивацию детей к исправлению речи, автоматизировать поставленные звуки, развить фантазию и творческие способности ребенка, его словарный запас и кругозор. Даются рекомендации по сочинению сказок, приводится пример сочиненной ребенком сказки о звуке Р.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Малтыкова С.Н., учитель-логопед

МАДОУ д/с №36 г.Невьянска

Консультация для родителей

Для чего и как сочинять с ребенком сказки?

Уважаемые родители! Если ваши дети занимаются с логопедом, вы знаете, что исправление речи – это длительный, кропотливый и трудный процесс. Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи - это выработка нового сложного навыка. И, как любой навык, он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях, в том числе и при выполнении домашних заданий. Прежде чем этот новый речевой стереотип сформируется, т.е. ребенок будет произносить новый звук правильно в любой ситуации, не задумываясь о положении губ, зубов или языка, слова, предложения и тексты с этим звуком нужно повторить огромное количество раз. Это иногда кажется ребенку, да и взрослому, неинтересным, утомительным и бессмысленным. Некоторые родители говорят, что дети не хотят заниматься. Но ведь в д/с эти же самые дети на занятия с этими же самыми звуками бегут с радостью! В чем же причина?

Вообще, ребенка очень трудно научить чему-то, что не вызывает у него интереса. А что же детям интересно, что они любят больше всего? Конечно же, играть, фантазировать, слушать и сочинять сказки и рисовать! И это все можно замечательно использовать в коррекционных целях для закрепления навыка произношения поставленных звуков.

Логопедические занятия, как и любые другие, дают нам возможность проявлять творчество и фантазию. Сегодня мы и поговорим с вами о том, как можно посредством  сочинения сказок детьми с помощью родителей и рисования к ним иллюстраций решить сразу несколько задач:

  • Повысить интерес  и мотивацию детей к исправлению речи;
  • Ввести поставленные звуки в речь;
  • Обогатить словарный запас и кругозор ребенка;
  • Научить ребенка грамотно, эмоционально и выразительно излагать свои мысли;
  • Развить его воображение, фантазию и  творческие способности;
  • Подарить минуты душевного, творческого, эмоционального общения родителей со своим ребенком.

Согласитесь, что решение поставленных задач будет способствовать формированию таких навыков, которые пригодятся не только в школе, но и во всей последующей жизни.

Не секрет, нынешним школьникам, а порой и взрослым людям мешает  стать успешными неумение грамотно, связно, аргументированно высказывать свои мысли! Таким образом, креативное мышление и развитая связная речь – важнейшие умения, которые могут стать залогом успешности вашего ребенка.

 Поэтому я приглашаю вас, уважаемые родители, поучаствовать в нашем совместном проекте «Сочиняем и творим – хорошо заговорим».

Автоматизация поставленных звуков проходит в три этапа: 1 этап — в слогах, 2 этап — в словах, 3 этап — в предложениях, в связной речи. Когда звук у ребенка автоматизирован в слогах, словах и предложениях, можно использовать такой вид работы, как сочинение сказок о звуках и со звуками, которые в данный момент автоматизируются. Об этом виде деятельности и поговорим подробнее.

       Не секрет, что в повседневной жизни между родителями и детьми преобладает обиходно — бытовая лексика. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает ее в маловыразительную, скучную. Без яркости и красочности речь бледнеет и тускнеет. Как же помочь детям в формировании выразительной речи?

Именно в процессе придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются фантазия, творчество и креативное мышление. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений. 

Сказки можно сочинять о чем угодно, но наша с вами задача - максимально задействовать слова с изучаемым звуком. Существуют разные «рецепты» организации таких творческих тренировок. То, как вы будете их использовать, зависит от возраста ребенка. Ребенок старше 4 лет может сочинять вместе со взрослым, а 5-6-летний уже достаточно свободно сочиняет самостоятельно, и задача взрослого - дать импульс к сочинительству, чуть- чуть помочь малышу, показать, с чего начать, попробовать сочинять вместе.

На занятиях мы с детьми используем такие формы работы как:

  • Рисование картинок, в  названии которых есть изучаемый звук, и затем сочинение сказок по этим картинкам (примеры);
  • Сочинение сказок, где герои - игрушки из киндер-сюрпризов, или другие игрушки (героев выбирают дети, либо предлагаю я, либо они достают их из сухого бассейна);
  • Дети выбирают из предложенных картинок те, в которых есть заданный звук, и сочиняют по ним сказку;
  • Сочинение сказки  по слайду с картинками на определенный звук, причем сначала ребенку предлагается образец, а потом он сочиняет свой вариант.  

С чего же начать домашние уроки сочинительства?

Несколько советов, которые помогут в вашем творчестве:

Основные правила сказки:
Правило №1
.

Зачин:   «Жили-были…»,  «Давным-давно…»,

«В некотором царстве, в некотором государстве…»

Концовка: «Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец»

Правило №2.

- Главный герой (герои)

 - Враг – персонаж, которого нужно победить.

- Друг – помощник.

- Событие (что произошло, к чему это привело?)

Правило №3.

 Добро всегда побеждает зло.

Первые уроки творчества проходят в тот момент, когда мама сама рассказывает ребенку сказку и в игровой форме предлагает малышу одно или несколько из следующих заданий.
• Придумай героя сказки. Какой он? Задайте этот вопрос ребенку. Кто он (ребенок, птица, зверек, игрушка, сказочный персонаж или просто звук)? Как его зовут? Он добрый или злой, у него есть друзья? Как он выглядит, во что одет? На первом этапе вы будете придумывать героя вместе с малышом, потом он научится делать это самостоятельно.
• Расскажи, что делает герой сказки. Следующим шагом задайте малышу вопрос по развитию сюжета. Что произошло в жизни героя? Что сделал герой сказки? Куда он пошел? Что он там увидел, кого встретил? Помогайте малышу, перехватывайте инициативу, если чувствуете, что ребенок теряется, не справляется с заданием. Сочиняйте вместе! Со временем ребенок будет сочинять сказку самостоятельно, но первые шаги невозможны без помощи родителей, иначе интерес будет потерян.

Я предлагаю вам несколько вариантов сочинения сказок о звуках.

1-й вариант. Ребенок (самостоятельно или с помощью взрослого) придумывает события, ситуации, в которые данный звук мог попасть. Если ребенок затрудняется в составлении сказки по картинкам или игрушкам, то можно предложить ему образец, начать сказку. Затем предложить ребенку составить предложения по каждой картинке, связывая их с предлагаемыми событиями.

2-й вариант. Попросите  ребенка нарисовать несколько предметов, явлений, существ, в названии которых есть изучаемый звук, а затем предложите сочинить про них сказку, объединив их одним сюжетом.  

3-й вариант. Предложить ребенку картинки, рассмотреть их. Обратить внимание на то, что в названиях картинок имеется заданный звук. Маме начать рассказывать сказку,  аребенку предложить придумать продолжение. Напомнить малышу, что в его рассказеобязательно должен быть  использован заданный звук, и произносить его нужно правильно.

4-й вариант. Обсудите с ребенком, какой звук ему труднее всего было научиться произносить. А кто или что ему помогло в этом? Может, какое то событие или случай? Придумай сказку, как будто твоя любимая кукла (мишка, зайка, любой вымышленный герой) учились произносить этот звук.

 5-й вариант. Предложить выбрать в доме несколько игрушек или предметов, в которых есть заданный звук, и придумать про них сказку. Сочинять можно по цепочке, подключив к игре всю семью. Такое коллективное творчество очень увлекательно и отлично сплачивает семью.

Вначале детям может быть сложно составлять сказки, скорее всего, они будут повторять образец. Используя в работе предложенные варианты, дети обычно охотно начинают сочинять сказки самостоятельно, стараясь не повторять сюжеты.

Но вот сказку сочинили. Что дальше?
Очень интересное задание – нарисовать картинки к придуманной ребенком сказке. Рисуйте вместе с малышом героя сказки в разных ситуациях. Позже можно записать придуманную историю, а картинки использовать в качестве иллюстраций. Рисовать можно красками, карандашом, методом кляксографии, пальцевой живописи, аппликации,  и т.д. Можно слепить героев сказки и создать целые композиции – на что хватит вашей фантазии и творческого замысла. Ну и высший пилотаж – это инсценировка получившейся сказки – с костюмами, распределенными ролями, репетициями, или кукольный спектакль с имеющимися дома игрушками. Главное, не забудьте сфотографировать плоды своего творчества, а если это инсценировка - снять на видео.

Сказки, которые сочиняет ребенок, обязательно нужно записывать. Во-первых, так ребенок почувствует, что его старания не пропали, ощутит гордость за свое творчество. Во-вторых, и, возможно, это самое главное – запись сказки под диктовку очень эффективно развивает речь малыша. Ребенок должен не просто сочинить сказку, но и грамотно рассказать ее, а это заставляет его обдумывать каждое свое слово, учиться формулировать предложения. После того, как вы запишете предложение, прочитайте его вслух – возможно, вы подскажете малышу, что нужно исправить (например, убрать повторяющиеся слова).
Когда ребенок сочиняет сказку, это должно быть осмысленно, он должен понимать, для чего и зачем ее рассказывает. Ведь правильная детская сказка должна не только развлекать, но и учить ребенка чему-то доброму и хорошему. Как научить ребенка сочинять добрые сказки? Задавайте правильные вопросы. Спрашивайте, что хорошего умеет делать герой сказки, какие добрые дела он совершил, кому помог, чему научился.
Даже если герой сказки вначале был «плохим», или просто делал что-то неправильно, к финалу он вполне может перевоспитаться и понять, «что такое хорошо, и что такое плохо». Жизненные ценности закладываются в душу малыша в самом раннем возрасте, и творчество играет в этом процессе очень значимую роль.
Научите ребенка сочинять сказки. Если даже сначала истории будут немножко «корявыми», пройдет немного времени – и ваш малыш будет рассказывать вам умные, добрые, правильные сказки. Тренируйтесь в сочинительстве, совершенствуя мастерство! Записывайте то, что сочиняет ваш маленький сказитель – через несколько лет вы получите огромное удовольствие, перечитывая сказки вместе с ребенком.

Напишите красиво  или напечатайте сочиненную сказку. Нарисуйте вместе с ребенком  иллюстрации к  сказке.  Можно слепить героев сказки или создать целые композиции из природного материала, можно инсценировать сказку. Сфотографируйте  плоды вашего творчества, а если это инсценировка – снимите на видео.

Скажите ребенку, что это будет его сказка, его книжка! Оформите ее вместе!

Покажите и расскажите сказку всем своим родным и друзьям. Не забывайте напоминать, чтобы ребенок правильно проговаривал все звуки, рассказывал сказку выразительно, как настоящий артист! Принесите сказку в детский сад, пусть ребенок расскажет ее детям в группе. Проговаривая сказку несколько раз, ребенок будет ненавязчиво автоматизировать поставленные звуки, следить за правильным построением предложений, учиться публичным выступлениям.

И в заключение для образца  сказка о звуке Р, сочиненная ребенком с помощью мамы.

Сказка про мальчика Рому и  звук Р

Жил –был мальчик Рома. Он не любил звук Р, потому что не умел его правильно произносить. Он старался говорит только те слова, в которых не было звука Р. Однажды Роме приснился сон. Во сне он гулял по лесу и встретил звук Р. Звук Р сказал Роме, что очень обижен на него. Спросил, почему Рома не хочет учиться произносить звук Р. Ведь со звуком Р есть очень много «вкусных» слов: торт, фрукты, мармелад и другие. Без звука Р не может быть праздника и фейерверка. Так мальчик Рома и звук Р гуляли по лесу и разговаривали.  Вдруг из-за кустарника выпрыгнул тигр и хотел наброситься на них. Рома перепугался, а звук Р не растерялся и грозно зарычал на тигра: -Р-Р-Р-Р. Тигр испугался и скрылся в лесу. Рома похвалил звук Р: Какой ты храбрый и бесстрашный, я обязательно научусь тебя произносить и буду с тобой дружить. С тех пор Рома с удовольствием выполнял все упражнения и научился произносить звук Р.

Авторы:  Дима с мамой

C:\Users\Малтыковы\Pictures\2018-02\WP_20180206_11_39_39_Pro.jpg



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей "Для чего читать ребенку сказки"

Общее правило чтения сказки детям любого возраста гласит – сказку нужно  читать, пока у ребенка есть интерес в глазах, то есть пока ему очень хочется слушать ее. А поэтому: большие по объему сказ...

Рекомендации родителям «Как сочинить ребенку сказку».

Описание: Сказка для ребенка имеет большое воспитательное и познавательное значение. Именно со сказки у ребенка начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом....

Консультация для родителей «Как сочинить ребенку сказку

Сказка для ребенка имеет большое воспитательное и познавательное значение. Именно со сказки у ребенка начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом...

Консультация для родителей "Как сочинить ребенку сказку?"

Автором представлен материал для родителей о роли сказки в жизни ребенка. Как, сочиняя сказки на новый лад для своего ребенка, можно быстрее и проще найти с ним общий язык, помочь в избавлении от имею...

«Как сочинить ребенку сказку».

Рекомендации для родителей...

Творческая мастерская «Сочиняем с ребенком сказку»

Показ родителям приемов сочинения с ребенком сказки....