Планирование образовательной деятельности для старшей, средней групп (от 4 до 6 лет) для детей с нарушением зрения на 2017 – 2018 учебный год
рабочая программа по логопедии (старшая группа) на тему
В рабочей программе определена коррекционная направленность логопедических занятий, условия и средства формирования фонетической и грамматической сторон речи, звукопроизношения детей среднего и старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Рабочая программа разработана с учётом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников МБДОУ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №66»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
Рассмотрена и принята на педагогическом совете МБДОУ «Детский сад № 66» Протокол от _______ №__ | Утверждаю: Заведующий МБДОУ «Детский сад № 66» Мизюлина О.Г.___________ Приказ от ________ №____ |
Планирование образовательной деятельности
для старшей, средней групп (от 4 до 6 лет)
для детей с нарушением зрения
на 2017 – 2018 учебный год
Составитель:
учитель – логопед
Чеха Ю.А.
г. Энгельс, 2017 г.
Содержание
- Пояснительная записка……………………………………………………..3
- Основная часть
- Возрастные и индивидуальные особенности
контингента детей………………………………………....…6
- Циклограмма учета рабочего времени педагога…………....8
- Выписка из учебного плана………………………………...10
- Содержание работы педагога по освоению детьми образовательных областей направление «Речевое развитие»………………………………………………….....14
- Содержание коррекционной работы………………………16
- Комплексно – тематическое планирование……………….19
- Формы организации образования………………………….21
- Планируемые результаты освоения детьми
образовательной программы по возрасту………………...23
10)Система мониторинга достижения детьми
планируемых результатов освоения программы…………….24
11) Работа с родителями воспитанников………………………25
3. Методическое обеспечение………………………………………………….27
Перечень приложений
- Приложение №1. Перспективный план работы по формированию фонематической стороны речи.
- Приложение №2. Форма логопедического обследования.
- Приложение №3. Перспективный план работы с родителями.
Пояснительная записка
В рабочей программе определена коррекционная направленность логопедических занятий, условия и средства формирования фонетической грамматической сторон речи, звукопроизношения детей среднего и старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Рабочая программа разработана с учётом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников МБДОУ.
Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.
Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания логопедической работы в группах с нарушением зрения в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов.
Основной нормативной базой рабочей программы являются:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
- Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №66» Энгельсского муниципального района Саратовской области (утверждён приказом комитета по образованию и молодёжной политике №2803-од от 23.12.2011 года.
На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада.
Решение данной программы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционной программ.
Исходя из этого, программу коррекционного обучения и воспитания детей с нарушением речи 6-го года жизни авторов: Чиркиной Г.В., Филичевой Т.Б, необходимо адаптировать к условиям коррекции речи при детском саде.
Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 4-6 лет с нарушение речи.
Основной базой рабочей программы являются:
- Образовательная программа детского сада.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) под редакцией Л.И Плаксиной.
- Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» О.С. Гомзяк.
- Методическое пособие Л.Н.Смирновой «Логопедия в детском саду».
- Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркина «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» (подготовительная группа), 2-издание, Москва «Просвещение» 2009.
- Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркина «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» (подготовительная группа), 2-издание, Москва «Просвещение» 2009.
Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с нарушениями речи приобретают особую значимость от простого к сложному: систематичность, доступность и повторяемость материала.
Цель программы:
Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей среднего и старшего дошкольного возраста с нарушением речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленным недоразвитием речевой системы старших дошкольников.
Основные задачи коррекционного обучения.
- Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
- Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)
- Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников.
- Формирование грамматического строя речи.
- Развитие связной речи старших дошкольников.
- Развитие коммуникативности, успешности в общении.
Настоящая программа позволит наиболее рационально организовать работу учителя-логопеда, сэкономить время воспитателя и логопеда на подготовку к занятиям, обеспечить единство их требований в формировании полноценной речевой деятельности, создать предпосылки для дальнейшего обучения.
- Возрастные и индивидуальные особенности
контингента детей
Речь и мышление тесно связаны и с точки зрения психологии представляют собой единый речемыслительный комплекс. Речь является инструментом мышления, вне языковой деятельности мысли не существует. Любая мыслительная операция в той или иной мере опосредована речью.
Согласно теории П.Я.Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, на ранних этапах детского развития речь «подытоживает» результат, достигнутый действием; затем вступает в силу сопровождающая, направляющая действие функция речи. К концу дошкольного детства речь заменяет действие как способ решения задач. Это позволяет действию «свернуться», превратиться полностью в мыслительное действие, перенестись в план внутренней речи.
Таким образом, формирование интеллектуальной сферы ребенка напрямую зависит от уровня его речевой функции. Речь, в свою очередь, дополняется и совершенствуется под влиянием постоянно развивающихся и усложняющихся психических процессов.
Неполноценная по тем или иным причинам речевая деятельность оказывает негативное влияние на формирование психической сферы ребенка и становление его личностных качеств.
В первую очередь дефекты речевой функции приводят к нарушенному или задержанному развитию высших психических функций, опосредованных речью: вербальной памяти, смыслового запоминания, слухового внимания, словесно-логического мышления. Это отражается как на продуктивности мыслительных операций, так и на темпе развития познавательной деятельности (В.К.Воробьева, Р.И.Мартынова, Т.А.Ткаченко, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина). Кроме того, речевой дефект накладывает определенный отпечаток на формирование личности ребенка, затрудняет его общение с взрослыми и сверстниками (Ю.Ф.Гаркуша, Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова и др.).
Данные факторы тормозят становление игровой деятельности ребенка, имеющей, как и в норме, ведущее значение в плане общего психического развития, и затрудняют переход к более организованной учебной деятельности.
Недоразвитие речи, особенно лексико-грамматической ее стороны, значительным образом сказывается на процессе становления ведущей деятельности ребенка. Речь, как отмечал в своих исследованиях А.Р.Лурия, выполняет существенную функцию, являясь формой ориентировочной деятельности ребенка; с ее помощью осуществляется речевой замысел, который может сворачиваться в сложный игровой сюжет. С расширением знаково-смысловой функции речи радикально меняется весь процесс игры: игра из процессуальной становится предметной, смысловой. Именно этот процесс перехода игры на новый уровень и затруднен у детей с нарушением речи.
Таким образом, указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально организованной работы по их коррекции.
Циклограмма работы в старшей и средней группах №4, №3
(с нарушением зрения)
учителя – логопеда Чеха Ю.А. на 2017 – 2018учебный год
Дни недели | Время | Содержание работы |
Понедельник | 800 - 900 | - индивидуально-коррекционная работа с детьми |
9 00 – 920 | -посещение музыкального занятия группа №3 | |
920 – 1100 | - индивидуально-коррекционная работа с детьми | |
1100 - 12 00 | - методическая работа | |
12 00 – 13 00 | - взаимодействие со специалистами | |
13 00 – 15 00 | - оформление индивидуальных тетрадей | |
15 00 – 16 45 | - индивидуально – коррекционная работа с детьми | |
16 45 – 17 00 | - индивидуальные беседы и консультации с родителями | |
Вторник | 8 00 - 9 00 | - индивидуально-коррекционная работа с детьми |
9 00 – 9 25 | посещение музыкального занятия в гр.№4 | |
09 25 – 11 00 | - индивидуально-коррекционная работа с детьми | |
11 00 – 12 00 | -коррекционная работа на прогулке, в процессе игры | |
1200 – 1300 | - подготовка к подгрупповым занятиям | |
1300 - 1400 | - методическая работа | |
Среда | 8 00 – 9 00 | - индивидуально-коррекционная работа с детьми |
9 00 – 9 20 | - проведение подгруппового занятия по формированию фонетической стороны речи- 1 подгруппа | |
9 30 – 9 50 | - проведение подгруппового занятия: 2 подгруппа | |
950 – 11 00 | - индивидуально-коррекционная работа с детьми | |
1100 - 1200 | -подготовка консультаций для родителей | |
Четверг | 800 - 830 | - индивидуальные беседы и консультации с родителями |
8 30 – 11 00 | -индивидуально-коррекционная работа с детьми | |
11 00– 12 00 | - коррекционная работа на прогулке, в процессе игры | |
12 00 – 13 00 | - методическая работа | |
13 00 – 15 00 | - оформление индивидуальных логопедических тетрадей | |
Пятница | 800 – 1100 | -индивидуально-коррекционная работа с детьми |
1100 - 1200 | - подготовка наглядного материала к занятиям |
3) Учебный план МБДОУ «Детский сад № 66»
в средней группе для детей с нарушением зрения
на 2017 – 2018 учебный год.
Длительность ННОД - 20 мин.
Максимально допустимый объём образовательной нагрузки в первой половине дня в средней группе не превышает 40 минут.
Перерывы между ННОД не менее 10 мин.
Обязательное проведение физ. минутки и зрительной гимнастики.
Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки (указывается в циклограмме НОД)
№ п/п | Части образовательного процесса | Продолжительность ННОД в неделю | Объём ННОД в неделю | Продолжительность ННОД в год | Объём ННОД в год | |
1 | Обязательная часть | |||||
1. | Федеральный компонент «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)» под редакцией Плаксиной Л. И. – 2003 г.
| |||||
1.1 | Физическое развитие Двигательная деятельность | |||||
1.1.1. | Физкультурное занятие | 60 | 3 | 2160 | 108 | |
1.2 | Познавательно – исследовательская деятельность Программа «Основы здорового образа жизни» под ред. М.А. Павловой - 2008 г.; | Интегрируется в разные виды совместной деятельности детей и взрослых | ||||
1.3 | Социально – коммуникативное развитие Игровая деятельность, общение Нравственное воспитание | Интегрируется в разные виды совместной деятельности детей и взрослых | ||||
1.4 | Трудовая деятельность | Интегрируется в разные виды совместной деятельности детей и взрослых | ||||
1.5 | Познавательное развитие Познавательно – исследовательская деятельность | |||||
«Ознакомление с окружающим миром»: Предметное окружение. Явления общественной жизни. Природное окружение. Экологическое воспитание. | 20 | 1 | 720 | 36 | ||
« Развитие социально-бытовой ориентировки» (проводит учитель-дефектолог) | Интегрируется в разные виды совместной деятельности педагогов с детьми | |||||
«Формирование элементарных математических представлений» | 10 | 0,5 | 360 | 18 | ||
« Развитие зрительного восприятия» (проводит учитель-дефектолог) | 20 | 1 | 720 | 36 | ||
« Ориентировка в пространстве» (проводит учитель-дефектолог) | 10 | 0,5 | 360 | 18 | ||
1.7 | Речевое развитие Коммуникативная деятельность | |||||
«Развитие речи» | 10 | 0,5 | 360 | 18 | ||
«Подготовка к обучению грамоте» | - | - | ||||
1.8 | Восприятие художественной литературы | |||||
«Ознакомление с художественной литературой» | В совместной деятельности | |||||
1.9 | Художественно – эстетическое развитие Изобразительная (продуктивная) деятельность | |||||
«Рисование» | 10 | 0.5 | 360 | 18 | ||
«Лепка» | 10 | 0,5 | 360 | 18 | ||
«Аппликация» | 10 | 0,5 | 360 | 18 | ||
«Художественный труд» | - | |||||
«Конструирование» | В совместной деятельности | |||||
1.10 | Музыкальная деятельность | |||||
Музыкальное занятие | 40 | 2 | 1440 | 72 | ||
2. | Часть, формируемая участниками образовательного процесса | |||||
2.1 | *Кружковая работа | В совместной деятельности | ||||
Работа по региональной программе «ОЗОЖ» под редакцией Павловой М.А. | В совместной деятельности | |||||
Всего: | 200 | 10 | 7200 | 360 |
Учебный план МБДОУ «Детский сад № 66»
в старшей группе для детей с нарушением зрения
на 2017 – 2018 учебный год.
Длительность ННОД - 25 и 20 мин.
Максимально допустимый объём образовательной нагрузки в первой половине дня в старшей группе – 45 минут.
В середине времени, отведённого на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Обязательное проведение зрительной гимнастики. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут.
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25 минут в день.
Один раз в неделю для детей 5 - 7 лет следует круглогодично организовывать занятия по физическому развитию детей на открытом воздухе. Их проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.
В тёплое время года при благоприятных метеорологических условиях непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию рекомендуется организовывать на открытом воздухе.
№ п/п | Части образовательного процесса | Продолжительность ННОД в неделю | Объём ННОД в неделю | Продолжительность ННОД в год | Объём ННОД в год | |||
1 | Обязательная часть | |||||||
1. | Федеральный компонент «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)» под редакцией Плаксиной Л. И. – 2003 г.
| |||||||
1.1 | Физическое развитие Двигательная деятельная | |||||||
1.1.1. | Физкультурное занятие | 75 | 3 | 2700 | 108 | |||
1.2 | Познавательно – исследовательская деятельность Программа «Основы здорового образа жизни» под ред. М.А. Павловой - 2008 г.; | Интегрируется в разные виды совместной деятельности детей и взрослых | ||||||
1.3 | Социально – коммуникативное развитие Игровая деятельность Нравственное воспитание | Интегрируется в разные виды совместной деятельности детей и взрослых | ||||||
1.4 | Трудовая деятельность | Интегрируется в разные виды совместной деятельности детей и взрослых | ||||||
1.5 | Познавательное развитие Познавательно – исследовательская деятельность | |||||||
«Ознакомление с окружающим миром»: Предметное окружение. Явления общественной жизни. Патриотическое воспитание. Природное окружение. Экологическое воспитание. | 25 | 1 | 900 | 36 | ||||
« Социально-бытовая ориентировка» (проводит учитель-дефектолог) | Интегрируется в разные виды совместной деятельности педагогов и детей | |||||||
«Формирование элементарных математических представлений» | 25 | 1 | 900 | 36 | ||||
« Развитие зрительного восприятия» (проводит учитель-дефектолог) | 25 | 1 | 900 | 36 | ||||
« Ориентировка в пространстве» (проводит учитель-дефектолог) | 25 | 1 | 900 | 36 | ||||
1.6 | Речевое развитие Коммуникативная деятельность | |||||||
«Развитие речи» | 12,5 | 0,5 | 450 | 18 | ||||
Занятие учителя – логопеда по формированию фонетической стороны речи | 25 | 1 | 900 | 36 | ||||
1.7 | Восприятие художественной литературы | |||||||
«Ознакомление с художественной литературой» | 12,5 | 0,5 | 450 | 18 | ||||
1.8 | Художественно – эстетическое развитие Изобразительная (продуктивная) деятельность | |||||||
«Рисование» | 50 | 2 | 1800 | 72 | ||||
«Лепка» | 12.5 | 0,5 | 450 | 18 | ||||
«Аппликация» | 12.5 | 0,5 | 450 | 18 | ||||
«Художественный труд» | 12,5 | 0,5 | 450 | 18 | ||||
«Конструирование» | 12,5 | 0,5 | 450 | 18 | ||||
1.9 | Музыкальная деятельность | |||||||
Музыкальное занятие | 50 | 2 | 1800 | 72 | ||||
2. | Часть, формируемая участниками образовательного процесса | |||||||
2.1 | *Кружковая работа «Читай-ка» | В совместной деятельности | ||||||
2.2 | Работа по региональной программе «ОЗОЖ» под редакцией Павловой М.А. | В совместной деятельности | ||||||
Всего | 325 | 15 | 5775 | 540 |
4) Содержание работы по освоению детьми образовательных областей
Образовательная область «Речевое развитие»
«Формированию фонематической стороны речи»
№ | Тема | Количество часов (указывается академический час) | Дата (Перспективное планирование) | Отметка о выполнении |
1 | Гласные звуки и буквы | 5 | 11.10.2017; 18.10.2017; 08.11.2017; 24.01.2018; 28.02.2018. | |
2 | Согласные звуки и буквы | 19 | 01.11.2017; 15.11.2017; 22.11.2017; 29.11.2017; 06.12.2017; 10.01.2018; 31.01.2018; 07.02.2018; 14.02.2018; 21.02.2018; 14.03.2018; 21.03.2018; 28.03.2018; 04.04.2018; 11.04.2018; 18.04.2018; 09.05.2018; 16.05.2018. | |
3 | Дифференциация гласных | 2 | 25.10.2017; 07.03.2018 | |
4 | Дифференциация согласных | 7 | 13.12.2017; 20.12.2017; 27.12.2017; 17.01.2018; 25.04.2018; 02.05.2018; 30.05.2018 | |
5 | Вводное и заключительное занятие | 3 | 27.09.2017; 04.10.2018; 06.06.2018. |
5)Содержание коррекционной работы
Коррекционную направленность логопедических занятий определяют:
1. Использование специальной наглядности, крупной фронтальной (до 15-20 см) и дифференцированной индивидуальной (от 1 до 5 см); использование фонов, улучшающих зрительное восприятие при демонстрации объектов; преобладание пособий красного, оранжевого, желтого цвета, подставок, позволяющих рассматривать объекты в вертикальном положении;
2. Выбор методов и приемов с учетом не только возрастных и индивидуальных возможностей, но и состояния зрительных функций, уровня развития восприятия, периода лечения. Быстрая утомляемость детей требует смены деятельности. Как обязательная часть любого занятия вводятся физкультминутки;
3. Индивидуальный и дифференцированный подход с учетом рекомендаций тифлопедагога, уровня развития и возможностей ребенка. В индивидуальной работе необходимо учитывать остроту зрения и в зависимости от этого возможности ребенка, скорость вхождения в контакт во время процесса обучения, темп выполнения задания, реакцию на оценку деятельности, устойчивость внимания;
4. Создание условий для лучшего зрительного восприятия при проведении фронтальных занятий с детьми, размещение наглядного материала на фоне других объектов. Следует рассаживать детей как можно ближе к рассматриваемому объекту, использовать индивидуальную наглядность для детей с низкой остротой зрения. Размещать на доске предметы размером от 10 до 15 см в количестве не более 8-10 шт., а объекты размером 20-25 см – не более 5 шт. одновременно. Размещать объекты следует так, чтобы они не сливались в единую линию или пятно, а выделялись и могли быть рассмотрены по отдельности;
5. Условия для полного и точного восприятия демонстрируемого объекта:
- выбор адекватного фона;
- выбор оптимального цвета;
- постоянное использование указки для уточнения;
- ребенок с окклюзией находится при показе у доски со стороны открытого глаза;
- педагог находится у доски справа, обязательно лицом к детям;
- объекты на рассматриваемой картине имеют четкий контур;
- непрерывная зрительная нагрузка составляет не более 10 мин.
Важнейшим звеном всей системы коррекционной работы является игровая деятельность: игры и упражнения, способствующие развитию слухового внимания; адаптированные дидактические игры и пособия (рисунки с четким контуром, обязательно в рамке).
2) При организации логопедической работы решаются и специальные задачи дошкольного учреждения для детей с нарушениями зрения:
- обогащение зрительных представлений (рисунки предметов);
- развитие зрительно-двигательной координации (все задания на соединение);
- развитие слухового внимания (ориентировка на звуковые свойства предмета);
- стимуляция зрительно-познавательной активности;
- включение в предметно-практическую деятельность мыслительных операций (дифференцирование гласных и согласных, звукобуквенный анализ слова);
- развитие зрительного восприятия в единстве с развитием несенсорных психических функций (внимания, памяти, мышления, речи).∙
Важной частью работы логопеда является формирование фонематического слуха, включающая следующие задачи:
- развитие интереса к занятиям;
- уточнение и расширение представлений об окружающем мире, развитие речи;
- исправление недостатков слухового восприятия, воспитание фонематического слуха;
- укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие навыков четкого артикулирования звуков;
- развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки;
- координация мелких мышц кисти руки.
Формирование навыков звукового анализа начинается с умения различать неречевые звуки (шум машины, шуршание листьев, шум ветра). В дальнейшем переходят к анализу речи. Выделение первого и последнего звука, различение гласных и согласных звуков, воспитание фонематического слуха тесно связано с развитием артикуляционного аппарата, так как четкость кинестетических раздражений, их сила создают благоприятные условия для улучшения звукового анализа. Неправильное звукопроизношение, смешение звуков в значительной мере задерживают возникновение артикуляционных образов в коре головного мозга.
Для логопеда, работающего с такими детьми, имеет особое значение развитие и совершенствование тонких движений пальцев рук. Развивать моторику можно с помощью пальчиковой гимнастики, включающей пальчиковые игры, отображающие реальность окружающего мира — предметов, животных, людей, явлений природы и пальцевые инсценировки сказок, историй, потешек.
При выполнении пальчиковой гимнастики активизируется тонкая моторика, расширяются возможности эмоционального развития детей, их воображения и собственного речевого творчества. Совершенствовать мелкую моторику можно и выполняя различные задания в тетрадях. Например, рисуя объекты, которые имеют образно-смысловую значимость (волны, снежинки, клубы дыма, струи и капли дождя, лучи солнца, трава, деревья, забор и т.п.), дорисовывая недостающие детали у предметов, выполняя обводку по трафаретам и штрихуя по образцу и по словесному ориентиру, раскрашивая контурные изображения в заданных параметрах пространственного расположения, рисуя по клеточкам различные предметы.
Такие задания способствуют развитию координированности движений руки, развивают ориентировочные действия в двухмерном пространстве листа, готовят руку к письму, развивают зрительное восприятие и внимание. Кроме того, в ходе таких упражнений дети легче усваивают категории множественного числа именительного, родительного, творительного и предложного падежей, согласование числительных с существительными и прилагательными, не затрудняются в образовании прилагательных от существительных, употреблении различных предлогов.
- Комплексно – тематическое планирование
Рабочая программа включает в себя 36 тематические недели. На основе этих тем строится перспективный план занятий в течение учебного года.
Каждую неделю выделяются лексические темы, связанные с ближайшим окружением детей, имеющие большую практическую значимость и важные для организации общения. В их контексте проводится специальная работа по формированию фонематической стороны речи.
Календарно-тематическое планирование лексико-тематических циклов в старшей группе №4 с нарушением зрения
Месяц | Неделя | Название темы |
Сентябрь | 1 2 3 4 | Диагностика Диагностика «Детский сад». «Фрукты. Овощи». |
Октябрь | 1 2 3 4 | «Грибы». «Ягоды». «Хлеб». «Осень». |
Ноябрь | 1 2 3 4 | «Рукотворный мир». «Россия – наша Родина». «Москва – столица России». «Наш город Энгельс». ( 5 – «Материнская нежность») |
Декабрь | 1 2 3 4 | «Зимующие птицы». «Домашние животные». «Дикие животные». «Новогодний праздник». |
Январь | 1 2 3 4 | Каникулы. Неделя зимних игр и забав. «Посуда. Электроприборы». Диагностика. «Одежда, обувь, головные уборы» («Свойства дерева и металла»). (5 – «Зима») |
Февраль | 1 2 3 4 | «Профессии». «Транспорт». «Наши защитники». «Народные традиции. Масленица». |
Март | 1 2 3 4 | «Семья». «Дружба и друзья». «Театр, цирк, библиотека» (Человек и культура). «Птицы» |
Апрель | 1 2 3 4 | «День смеха. Неделя книг». «Космос». «Земля – наш дом». «Лес». |
Май | 1 2 3 4 | «Цветущая весна». «День победы». «Насекомые». «Лето». Диагностика. |
- Формы и средства организации образовательной деятельности.
Учитель-логопед:
- подгрупповые коррекционные занятия,
- индивидуальные коррекционные занятия.
Родители:
- игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка;
- контроль за выполнением заданий и произношением ребенка;
- выполнение рекомендаций учителя-логопеда.
Работа логопеда планируется на основе результатов обследования, которому посвящаются первые 2 недели обучения. Эти результаты отражаются в специальной речевой карте обследования. В ней также отмечается состояние всех основных речевых и неречевых функций (речь, слух, зрение, моторика, и др.), а также причины и этиология речевой и зрительной патологии.
В период обследования логопед комплектует подгруппы из детей с однообразными нарушениями речи и зрения не более 6-7 человек в каждой.
Дети с нарушением зрения и нарушением речи не в состоянии полноценно овладевать учебным материалом на занятиях со своей группой. Наблюдается не только отставание в развитие речи, но и нарушения внимания, памяти, быстрая истощаемость нервной системы. Поэтому логопеду целесообразно объединять детей в подгруппы с учетом уровня речевого развития и дефекта зрения.
Количество занятий.
Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября, с 15 по 31 мая и промежуточное с 01-14 января. Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 16 сентября.
В подготовительной к школе группе: 2 раза в неделю: 1 по формированию фонематической стороны речи (Приложение №1). Работа по коррекции звукопроизношения проводится индивидуально 2 раза в неделю с каждым ребенком.
Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа проводится с 8.00 до 12.00 и с 15.00 до 17.00 . Каждое групповое занятие длится 20 минут. Каждое индивидуальное занятие длится 10-15 минут.
Каждую неделю выделяются лексические темы, связанные с ближайшим окружением детей, имеющие большую практическую значимость и важные для организации общения. В их контексте проводится специальная работа по формированию фонематического слуха и лексико-грамматической сторон речи детей.
На подгрупповых занятиях изучаются те звуки, которые правильно произносятся всеми детьми или уже скоррегированные на индивидуальных занятиях звуки. После уточнения, расширения и обогащения словарного запаса и отработки грамматических категорий проводится работа по развитию связной речи – на базе пройденного речевого материала.
- Планируемые результаты освоения детьми
образовательной программы по возрасту
В итоге логопедической работы дети должны научиться:
- понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной группы;
- фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
- правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
- пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
- владеть элементарными навыками пересказа;
- владеть навыками диалогической речи;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, ставить вопросы к текстам и пересказывать их;
- владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
- грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги – употребляться адекватно;
- использовать в спонтанном обращении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
- различать понятия «звук», «твёрдый звук», «мягкий звук», «слог»;
- четко дифференцировать все изученные звуки.
- Система мониторинга достижения детьми
планируемых результатов освоения программы
Логопедический мониторинг детей проводится 3 раза в год: на начало и конец учебного года, а также проводится промежуточная диагностика, которая направлена на выявление динамики тяжёлых нарушений речи.
Основная цель:
- Изучить условия воспитания и развития ребёнка на основе беседы и анализа документов;
- Выявить уровень развития ведущей деятельности и оценить в соответствии с возрастными нормами;
- Выявить особенности эмоционально-личностной и познавательной сферы общего психического развития ребёнка;
- Оценить состояние связной речи;
- Определить степень овладения компонентами языковой системы;
- Определить овладение навыками готовности обучения к школе.
В первые две недели пребывания детей в группе проводится логопедическое обследование их речи. Результаты обследования отражаются в специальной речевой карте обследования.
В ней также отмечается состояние всех основных речевых и неречевых функций (речь, слух, зрение, моторика, и др.), а также причины и этиология речевой и зрительной патологии.
Представлены образцы речевых карт для детей с недоразвитием фонетического строя речи и общего недоразвития речи.
Закончив обследование, логопед (на основе речевой карты Приложение №2) рассказывает воспитателям об основных дефектах речевого развития каждого ребёнка, показывает, в чем они состоят, особенно подробно говорит о содержании коррекционного обучения детей, имеющих наиболее серьёзные отклонения в речевом развитии.
В конце года подводятся итоги логопедической работы.
- Работа с родителями воспитанников
Педагог выполняет задачу просветительского блока коррекционной работы с семьёй, через ознакомление родителей о развитии ребёнка, индивидуально-психологическими особенностями, фактами и причинами нарушений речи. Использую в своей работе следующие виды работы с родителями:
- словесные (беседы, консультации, конференции, анкетирование, родительские собрания);
- Наглядные (речевые уголки, папки-передвижки, прайс-листы);
- Практические (дни открытых дверей, занятия – практикумы, речевые праздники).
Основной формой наглядного вида взаимодействия с родителями у логопеда является тетрадь для домашних заданий. Она служит для нас “телефоном доверия” - взрослый может написать в ней любой вопрос, сомнение относительно качества выполнений заданий ребёнком. Номера выполненных заданий он отмечает кружком, невыполненных - минусом. Тетрадь заполняется логопедом раз в неделю, для того, чтобы занятия в семье проводились систематично и не в ущерб здоровью ребёнка. В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания и памяти.
Благодаря установленным доверительно-партнерских отношений между учителем-логопедом и всеми участниками коррекционного процесса, успешно преодолеваются не только собственно нарушения речи, внимания, памяти, мышления, моторики, поведения у ребёнка, но и решаются многие внутриличностные конфликты и проблемы родителей, создаётся благоприятный психоэмоциональный климат в семьях детей с отклонениями в развитии, формируются детско - родительские отношения.
Из всех перечисленных форм работы наиболее эффективными считает Чеха Ю.А. словесные и практические, так как они дают возможность непосредственно взаимодействовать с родителями, вызывают у них больший интерес, эмоциональный отклик, желание обращаться за помощью к логопеду. Наглядные формы работы эффективны лишь в том случае, когда первоначально внимание родителей будет нацелено на изучение предлагаемой наглядной информации (на родительских собраниях, семинарах, консультациях).
Педагогом ежегодно составляются перспективные планы работы с родителями в старшей, средней групп за 2017-2018 учебный год (Приложение №3).
Данная практика взаимодействия с родителями показала себя достаточно эффективной:
- дети лучше стали усваивать пройденный материал;
- большинство детей с интересом занимаются с логопедом и дома с родителями;
- поднялся уровень речевого и эмоционального развития детей;
- повысилась активность и компетентность родителей в коррекционно-педагогическом процессе.
3. Методическое обеспечение
В течение учебного года при составлении конспектов занятий, консультаций для родителей, планов образовательного процесса активно пользовалась методической литературой:
- Агранович З.Е. «В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников». - СПб.: Детство-Пресс, 2004.
- Александрова Т.В. «Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников: Пособие для логопедов и воспитателей». – СПб.: Детство-Пресс, 2004.
- Вакуленко Л.С. «Коррекция нарушений звукопроизношения у детей. Учебно-методическое пособие». - Спб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2012.
- Дедюхина Г.В., Янышина Т.А., Могучая Л.Д. «Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом». Учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских работников». - М.: Издательство «Гном и Д», 2001.
- Коненкова И.Д. «Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития». – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003.
- Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие». – М.: ТЦ Сфера, 2004.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. 3 период. Пособие для логопедов». – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. « Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения». Пособие для логопедов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004.
- Лапп Е.А. «Развитие связной речи у детей 5-7 лет с нарушениями зрения: планирование и конспекты». – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Парамонова Л.Г. «Логопедия для всех. 4-е изд.» - СПб.: Питер, 2010.
- Пятница Т.В., Башинская Т.В. «Система коррекционного воздействия при моторной алалии. Ч.2.» - М.: ТЦ Сфера, 2011.
- Руденко В.И. «Логопедия. Практическое пособие для логопедов, студентов и родителей». – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004.
- Ракитина В.А., Рыжанкова Е.Н. «Логопедическая азбука» - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
- Савина Л.П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов». – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.
- Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4-5 лет с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей». – М.: Мозаика-Синтез, 2004.
- Созонова Н.Н., Куцина Е.В. «Логопедические кроссворды (для детей 6-8 лет)» - Екатеринбург: ООО «КнигоМир», 2010.
- Тимонен Е.И., Туюлайнен Е.Т. «Непрерывная система коррекции общего недоразвития речи в условиях специальной группы детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа)». – СПб.: - «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
- Ткаченко Т.А. «Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей». - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2002.
- Ткаченко Т.А. «Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей». - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2001.
- Ткаченко Т.А. «Формирование лексико-грамматических представлений. Сборник упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками». – М.: Издательство ГНОМ и Д», 2003.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушение зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду/ Под ред. Л.И.Плаксиной.-М.: Издательство «Экзамен», 2003.
- Поваляева М.А. « Справочник логопеда».-Изд.9-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по развитию зрительного восприятия «Поможем Федоре…» для детей с нарушением зрения подготовительной к школе группы
В конспекте автор используемые технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные, приемы эйдотехники, мнемотехники....
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ НА 2017-2018 учебный год
Данная программа предназначена для работы с ребёнкам с диагнозом аутизм.СодержаниеI.Целевой раздел1.1. Пояснительная записка индивидуальной адаптированной программы для детей с ОВЗ (аутизм)1.2. Цели и...
Тематический план НОД для детей среднего дошкольного возраста по ранней профориентации «В мире профессий» на 2017-2018 учебный год
Тематический план НОД...
План работы Районного методического объединения воспитателей детских садов средних, младших групп р.п.Озинки Озинского района Саратовской области на 2017-2018 учебный год.
Тема РМО на 2017-2018 учебный год: «Новые подходы в организации совместной деятельности воспитателя и детей». Цель работы РМО: создавать условий способствующих повышению профессиональ...
Планирование образовательной деятельности для средней группы № 1 (от 4 до 5 лет) для детей с нарушениями зрения
Пояснительная запискаОсновная частьВозрастные и индивидуальные особенности контингента детейЦиклограмма учета рабочего времени педагогаВыписка из учебного планаСодержание работы педагога по освоению д...
Перспективный план распределения задач по формированию основ безопасного поведения в быту в средней группе для детей с нарушением зрения на 2018 – 2019 учебный год
Разработанный перспективный план по формированию основ безопасного поведения в быту, наряду с традиционными формами работы содержит дидактические игры и упражнения, которые кроме решения основных зада...
План действий пилотной площадке МАДОУ "Детский сад № 6" по реализации комплекса мер по отработке и тиражированию эффективных практик организации образовательного процесса для детей с ОВЗ на 2017-2018 учебный год
План действий пилотной площадке МАДОУ "Детский сад № 6" по реализации комплекса мер по отработке и тиражированию эффективных практик организации образовательного процесса для детей с О...