Планирование образовательной деятельности для старшей, средней групп (от 4 до 6 лет) для детей с нарушением зрения на 2017 – 2018 учебный год
рабочая программа по логопедии (старшая группа) на тему

Чеха Юлия Алексеевна

В рабочей программе определена коррекционная направленность логопедических занятий, условия и средства формирования фонетической и грамматической сторон речи, звукопроизношения детей среднего и старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

Рабочая программа разработана с учётом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников МБДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №66»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Рассмотрена и принята

на педагогическом совете

МБДОУ «Детский сад № 66»

Протокол от _______ №__

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ

«Детский сад № 66»

 Мизюлина О.Г.___________

Приказ от ________  №____

Планирование образовательной деятельности

для старшей, средней групп (от 4 до 6 лет)

для детей с нарушением зрения

на 2017 – 2018 учебный год

Составитель:

учитель – логопед

Чеха Ю.А.

г. Энгельс, 2017 г.

Содержание

  1. Пояснительная записка……………………………………………………..3
  2. Основная часть
  1. Возрастные и индивидуальные особенности

 контингента детей………………………………………....…6

  1. Циклограмма учета рабочего времени педагога…………....8
  2. Выписка из учебного плана………………………………...10
  3. Содержание работы педагога по освоению детьми образовательных областей направление «Речевое развитие»………………………………………………….....14
  4. Содержание коррекционной работы………………………16
  5. Комплексно – тематическое планирование……………….19
  6. Формы организации образования………………………….21
  7. Планируемые результаты освоения детьми

 образовательной программы по возрасту………………...23

10)Система мониторинга достижения детьми

планируемых результатов освоения программы…………….24

11) Работа с родителями воспитанников………………………25

3.  Методическое обеспечение………………………………………………….27

Перечень приложений

  1. Приложение  №1. Перспективный план работы по формированию фонематической стороны речи.
  2. Приложение №2. Форма логопедического обследования.
  3. Приложение №3. Перспективный план работы с родителями.

Пояснительная записка

В рабочей программе определена коррекционная направленность логопедических занятий, условия и средства формирования фонетической грамматической сторон речи, звукопроизношения детей среднего и  старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

Рабочая программа разработана с учётом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников  МБДОУ.

Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.

Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания логопедической работы  в группах с нарушением зрения  в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов.

Основной нормативной  базой  рабочей  программы  являются:

  1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  4. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
  5.  Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №66» Энгельсского   муниципального района  Саратовской  области (утверждён приказом  комитета  по  образованию  и  молодёжной  политике №2803-од   от 23.12.2011 года.  

На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада.

Решение данной программы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционной программ.

  Исходя из этого, программу коррекционного обучения и воспитания детей с нарушением речи 6-го года жизни  авторов: Чиркиной Г.В., Филичевой Т.Б, необходимо адаптировать к условиям коррекции речи при детском саде.

Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 4-6 лет с нарушение речи.

Основной базой рабочей программы являются:

  • Образовательная программа детского сада.
  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) под редакцией Л.И Плаксиной.
  • Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» О.С. Гомзяк.
  • Методическое пособие Л.Н.Смирновой «Логопедия в детском саду».
  • Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркина «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» (подготовительная группа), 2-издание, Москва «Просвещение» 2009.
  • Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркина «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей»  (подготовительная группа), 2-издание, Москва «Просвещение» 2009.

Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей  с нарушениями речи  приобретают особую значимость от простого к сложному: систематичность, доступность и повторяемость материала.

Цель программы:

 Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей среднего и старшего дошкольного возраста с нарушением речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленным недоразвитием речевой системы старших дошкольников.  

Основные задачи коррекционного обучения.

  • Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
  • Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)
  • Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников.
  • Формирование грамматического строя речи.
  • Развитие связной речи старших дошкольников.
  • Развитие коммуникативности, успешности в общении.

Настоящая программа позволит наиболее рационально организовать работу учителя-логопеда, сэкономить время воспитателя и логопеда на подготовку к занятиям, обеспечить единство их требований в формировании полноценной речевой деятельности, создать предпосылки для дальнейшего обучения.

  1. Возрастные и индивидуальные особенности

контингента детей

Речь и мышление тесно связаны и с точки зрения психологии представляют собой единый речемыслительный комплекс. Речь является инструментом мышления, вне языковой деятельности мысли не существует. Любая мыслительная операция в той или иной мере опосредована речью.

Согласно теории П.Я.Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, на ранних этапах детского развития речь «подытоживает» результат, достигнутый действием; затем вступает в силу сопровождающая, направляющая действие функция речи. К концу дошкольного детства речь заменяет действие как способ решения задач. Это позволяет действию «свернуться», превратиться полностью в мыслительное действие, перенестись в план внутренней речи.

Таким образом, формирование интеллектуальной сферы ребенка напрямую зависит от уровня его речевой функции. Речь, в свою очередь, дополняется и совершенствуется под влиянием постоянно развивающихся и усложняющихся психических процессов.

Неполноценная по тем или иным причинам речевая деятельность оказывает негативное влияние на формирование психической сферы ребенка и становление его личностных качеств.

В первую очередь дефекты речевой функции приводят к нарушенному или задержанному развитию высших психических функций, опосредованных речью: вербальной памяти, смыслового запоминания, слухового внимания, словесно-логического мышления. Это отражается как на продуктивности мыслительных операций, так и на темпе развития познавательной деятельности (В.К.Воробьева, Р.И.Мартынова, Т.А.Ткаченко, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина). Кроме того, речевой дефект накладывает определенный отпечаток на формирование личности ребенка, затрудняет его общение с взрослыми и сверстниками (Ю.Ф.Гаркуша, Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова и др.).

Данные факторы тормозят становление игровой деятельности ребенка, имеющей, как и в норме, ведущее значение в плане общего психического развития, и затрудняют переход к более организованной учебной деятельности.

Недоразвитие речи, особенно лексико-грамматической ее стороны, значительным образом сказывается на процессе становления ведущей деятельности ребенка. Речь, как отмечал в своих исследованиях А.Р.Лурия, выполняет существенную функцию, являясь формой ориентировочной деятельности ребенка; с ее помощью осуществляется речевой замысел, который может сворачиваться в сложный игровой сюжет. С расширением знаково-смысловой функции речи радикально меняется весь процесс игры: игра из процессуальной становится предметной, смысловой. Именно этот процесс перехода игры на новый уровень и затруднен у детей с нарушением речи.

  Таким образом, указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально  организованной работы по их коррекции.

                                                                                                                               

  1. Циклограмма  работы в  старшей и средней  группах №4, №3

 (с нарушением  зрения)

учителя – логопеда Чеха Ю.А. на 2017 – 2018учебный год

Дни       недели

Время

Содержание работы

Понедельник

800   -  900

- индивидуально-коррекционная работа с детьми

9 00 – 920

-посещение музыкального занятия группа №3

920 – 1100

- индивидуально-коррекционная работа с детьми

1100 -  12 00

- методическая работа

12 00 – 13 00

- взаимодействие  со специалистами

13 00 – 15 00

- оформление индивидуальных тетрадей

15 00 – 16 45

 - индивидуально – коррекционная работа с детьми

16 45 – 17 00

- индивидуальные беседы и консультации с родителями

Вторник

8 00  - 9 00

- индивидуально-коррекционная работа с детьми

9 00 – 9 25

посещение музыкального занятия в гр.№4

09 25 – 11 00

- индивидуально-коррекционная работа с детьми

11 00 – 12 00

-коррекционная работа на прогулке, в процессе игры 

1200 – 1300

- подготовка к подгрупповым занятиям

1300 - 1400

- методическая работа

Среда

8 00 –   9 00

- индивидуально-коррекционная работа с детьми

9 00 – 9 20

- проведение подгруппового занятия по формированию фонетической стороны речи- 1 подгруппа

9 30 – 9 50

- проведение подгруппового занятия: 2 подгруппа

950 – 11 00

- индивидуально-коррекционная работа с детьми

1100 - 1200

-подготовка консультаций для родителей

Четверг

800 - 830

- индивидуальные беседы и консультации с родителями

8 30 – 11 00

-индивидуально-коррекционная работа с детьми

11 00– 12 00

- коррекционная работа на прогулке, в процессе игры  

12 00 – 13 00

- методическая работа

13 00 – 15 00

- оформление индивидуальных логопедических тетрадей

Пятница

800 – 1100

-индивидуально-коррекционная работа с детьми

1100 - 1200

- подготовка наглядного материала к занятиям

                         3)  Учебный план МБДОУ «Детский сад  № 66»

в средней  группе для детей с нарушением зрения

на 2017 – 2018 учебный год.

Длительность  ННОД - 20 мин.

Максимально допустимый объём образовательной нагрузки в первой половине дня в средней группе не превышает 40 минут.

Перерывы   между  ННОД   не  менее  10 мин.

Обязательное  проведение  физ. минутки   и   зрительной   гимнастики.

Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки (указывается в циклограмме НОД)

№ п/п

Части образовательного процесса

Продолжительность ННОД в неделю

Объём ННОД  

 в неделю

Продолжительность   ННОД

в год

Объём  ННОД в год

1

Обязательная   часть

1.

Федеральный компонент

«Программа специальных (коррекционных)  образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)» под редакцией Плаксиной  Л. И. – 2003 г.

 

1.1

Физическое  развитие

Двигательная  деятельность

1.1.1.

Физкультурное занятие

60

3

2160

108

1.2

Познавательно – исследовательская  деятельность

 Программа «Основы здорового образа жизни» под ред. М.А. Павловой - 2008 г.;

Интегрируется в разные виды совместной деятельности детей и взрослых

1.3

Социально – коммуникативное  развитие

Игровая  деятельность, общение

Нравственное воспитание

Интегрируется в разные виды совместной деятельности детей и взрослых

1.4

Трудовая  деятельность

Интегрируется в разные виды совместной деятельности детей и взрослых

1.5

Познавательное  развитие

Познавательно – исследовательская  деятельность

  «Ознакомление с окружающим миром»:

Предметное окружение.

Явления общественной жизни.

Природное окружение.

Экологическое воспитание.

20

1

720

36

  « Развитие социально-бытовой ориентировки» (проводит учитель-дефектолог)

Интегрируется    в  разные  виды  совместной  деятельности  педагогов  с  детьми

 «Формирование элементарных математических представлений»

10

   0,5

360

18

 « Развитие зрительного восприятия» (проводит учитель-дефектолог)

20

1

720

36

 « Ориентировка  в пространстве» (проводит учитель-дефектолог)

10

     0,5

360

18

1.7

Речевое  развитие

Коммуникативная  деятельность

«Развитие  речи»

10

0,5

360

18

 «Подготовка к обучению грамоте»

-

-

1.8

Восприятие  художественной  литературы

 «Ознакомление с художественной литературой»

 В совместной  деятельности

1.9

Художественно – эстетическое  развитие

Изобразительная (продуктивная)  деятельность

 «Рисование»

       10

0.5

360

18

«Лепка»

       10

        0,5

    360

       18

«Аппликация»

       10

0,5

360

18

«Художественный  труд»

         -

«Конструирование»

В  совместной  деятельности

1.10

Музыкальная   деятельность

Музыкальное занятие

40

2

1440

72

2.

 Часть, формируемая  участниками  образовательного  процесса

2.1

*Кружковая   работа

В  совместной  деятельности  

Работа  по  региональной программе «ОЗОЖ» под редакцией Павловой М.А.

В  совместной деятельности

Всего:

200

10

7200

360

Учебный план МБДОУ «Детский сад  № 66»

в старшей группе для детей с нарушением зрения

на 2017 – 2018 учебный год.

Длительность ННОД  - 25  и  20 мин. 

Максимально допустимый объём образовательной нагрузки в первой половине дня в старшей группе –  45 минут.

В середине времени, отведённого на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Обязательное  проведение  зрительной  гимнастики. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут.

Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25 минут в день.

Один раз в неделю для детей 5 - 7 лет следует круглогодично организовывать занятия по физическому развитию детей на открытом воздухе. Их проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.

В тёплое время года при благоприятных метеорологических условиях непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию рекомендуется организовывать на открытом воздухе.

№ п/п

Части образовательного процесса

Продолжительность   ННОД  в неделю

Объём  ННОД  

 в неделю

Продолжительность   ННОД

в год

Объём  ННОД   в год

1

Обязательная   часть

1.

Федеральный компонент

«Программа специальных (коррекционных)  образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)» под редакцией Плаксиной  Л. И. – 2003 г.

 

1.1

Физическое  развитие

Двигательная  деятельная

1.1.1.

Физкультурное занятие

75

3

2700

108

1.2

Познавательно – исследовательская  деятельность 

Программа «Основы здорового образа жизни» под ред. М.А. Павловой - 2008 г.;

Интегрируется в разные виды совместной деятельности детей и взрослых

1.3

Социально – коммуникативное развитие

Игровая  деятельность

Нравственное воспитание

Интегрируется в разные виды совместной деятельности детей и взрослых

1.4

Трудовая  деятельность

Интегрируется в разные виды совместной деятельности детей и взрослых

1.5

Познавательное    развитие

Познавательно – исследовательская  деятельность

 «Ознакомление с окружающим миром»:

Предметное окружение.

Явления общественной жизни. Патриотическое воспитание.

Природное окружение.

Экологическое воспитание.

25

1

900

36

  « Социально-бытовая ориентировка» (проводит учитель-дефектолог)

Интегрируется  в  разные  виды  совместной  деятельности  педагогов  и  детей  

«Формирование элементарных математических представлений»

25

1

900

36

 « Развитие зрительного восприятия» (проводит учитель-дефектолог)

25

1

900

36

« Ориентировка  в пространстве» (проводит учитель-дефектолог)

25

1

900

36

1.6

Речевое  развитие

Коммуникативная  деятельность

 «Развитие речи»

12,5

0,5

450

18

Занятие  учителя – логопеда  по  формированию  фонетической  стороны  речи

25

1

900

36

1.7

Восприятие  художественной  литературы

«Ознакомление с художественной литературой»

12,5

0,5

450

18

1.8

Художественно – эстетическое  развитие

Изобразительная (продуктивная)  деятельность

 «Рисование»

50

2

1800

72

 «Лепка»

12.5

0,5

450

18

«Аппликация»

12.5

0,5

450

18

 «Художественный  труд»

      12,5

       0,5

       450

        18

«Конструирование»

      12,5

        0,5

      450

        18

1.9

Музыкальная   деятельность

Музыкальное занятие

     50        

      2

   1800

   72

2.

Часть, формируемая  участниками  образовательного  процесса

2.1

*Кружковая  работа «Читай-ка»

В  совместной  деятельности

2.2

Работа  по  региональной программе «ОЗОЖ» под редакцией Павловой М.А.

В  совместной  деятельности

Всего

    325

       15

  5775

    540

4) Содержание работы по освоению детьми образовательных областей

Образовательная область «Речевое развитие»

«Формированию фонематической стороны речи»

Тема

Количество часов

(указывается академический час)

Дата (Перспективное планирование)

Отметка о выполнении

1

Гласные звуки и буквы

5

    11.10.2017;

 18.10.2017;

08.11.2017;

24.01.2018;

28.02.2018.

2

Согласные звуки и буквы

19

01.11.2017;

15.11.2017;

22.11.2017;

 29.11.2017;

06.12.2017;

10.01.2018;  

31.01.2018;

07.02.2018;

 14.02.2018;

21.02.2018;  

14.03.2018;

21.03.2018;

28.03.2018;

 04.04.2018;

11.04.2018;  

18.04.2018;

09.05.2018;

16.05.2018.

3

Дифференциация гласных

2

25.10.2017;

 07.03.2018

4

Дифференциация согласных

7

13.12.2017;  

20.12.2017;

27.12.2017;

17.01.2018;

25.04.2018;

02.05.2018;

30.05.2018

5

Вводное и заключительное занятие

3

27.09.2017;

 04.10.2018;

06.06.2018.

5)Содержание коррекционной работы

 

 Коррекционную направленность логопедических занятий определяют:

1.     Использование специальной наглядности, крупной фронтальной (до 15-20 см) и дифференцированной индивидуальной (от 1 до 5 см); использование фонов, улучшающих зрительное восприятие при демонстрации объектов; преобладание пособий красного, оранжевого, желтого цвета, подставок, позволяющих рассматривать объекты в вертикальном положении;

2.     Выбор методов и приемов с учетом не только возрастных и индивидуальных возможностей, но и состояния зрительных функций, уровня развития восприятия, периода лечения. Быстрая утомляемость детей требует смены деятельности. Как обязательная часть любого занятия вводятся физкультминутки;

3.     Индивидуальный и дифференцированный подход с учетом рекомендаций тифлопедагога, уровня развития и возможностей ребенка. В индивидуальной работе необходимо учитывать остроту зрения и в зависимости от этого возможности ребенка, скорость вхождения в контакт во время процесса обучения, темп выполнения задания, реакцию на оценку деятельности, устойчивость внимания;

4.     Создание условий для лучшего зрительного восприятия при проведении фронтальных занятий с детьми, размещение наглядного материала на фоне других объектов. Следует рассаживать детей как можно ближе к рассматриваемому объекту, использовать индивидуальную наглядность для детей с низкой остротой зрения. Размещать на доске предметы размером от 10 до 15 см в количестве не более 8-10 шт., а объекты размером 20-25 см – не более 5 шт. одновременно. Размещать объекты следует так, чтобы они не сливались в единую линию или пятно, а выделялись и могли быть рассмотрены по отдельности;

5.     Условия для полного и точного восприятия демонстрируемого объекта:

  • выбор адекватного фона;
  • выбор оптимального цвета;
  • постоянное использование указки для уточнения;
  • ребенок с окклюзией находится при показе у доски со стороны открытого глаза;
  • педагог находится у доски справа, обязательно лицом к детям;
  • объекты на рассматриваемой картине имеют четкий контур;
  • непрерывная зрительная нагрузка составляет не более 10 мин.

    Важнейшим звеном всей системы коррекционной работы является игровая деятельность: игры и упражнения, способствующие развитию слухового внимания; адаптированные дидактические игры и пособия (рисунки с четким контуром, обязательно в рамке).

2) При организации логопедической работы решаются и специальные задачи дошкольного учреждения для детей с нарушениями зрения:

  • обогащение зрительных представлений (рисунки предметов);
  • развитие зрительно-двигательной координации (все задания на соединение);
  • развитие слухового внимания (ориентировка на звуковые свойства предмета);
  • стимуляция зрительно-познавательной активности;
  • включение в предметно-практическую деятельность мыслительных операций (дифференцирование гласных и согласных, звукобуквенный анализ слова);
  • развитие зрительного восприятия в единстве с развитием несенсорных психических функций (внимания, памяти, мышления, речи).

Важной частью работы логопеда является формирование фонематического слуха, включающая следующие задачи:

  • развитие интереса к занятиям;
  • уточнение и расширение представлений об окружающем мире, развитие речи;
  • исправление недостатков слухового  восприятия, воспитание фонематического слуха;
  • укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие навыков четкого артикулирования звуков;
  • развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки;
  • координация мелких мышц кисти руки.

Формирование навыков звукового анализа начинается с умения различать неречевые звуки (шум машины, шуршание листьев, шум ветра). В дальнейшем переходят  к анализу речи. Выделение первого и последнего звука, различение гласных и согласных звуков, воспитание фонематического слуха тесно связано  с развитием артикуляционного аппарата, так как четкость кинестетических раздражений, их сила создают благоприятные условия для улучшения звукового анализа. Неправильное звукопроизношение, смешение звуков в значительной мере задерживают возникновение артикуляционных образов в коре головного мозга.

Для логопеда, работающего с такими детьми, имеет особое значение развитие и совершенствование тонких движений пальцев рук.  Развивать моторику можно с помощью пальчиковой гимнастики, включающей пальчиковые игры, отображающие реальность окружающего мира — предметов, животных, людей, явлений природы и пальцевые инсценировки сказок, историй, потешек.
    При выполнении пальчиковой гимнастики активизируется тонкая моторика, расширяются возможности эмоционального развития детей, их воображения и собственного речевого творчества. Совершенствовать мелкую моторику можно и выполняя различные задания в тетрадях. Например, рисуя объекты, которые имеют образно-смысловую значимость (волны, снежинки, клубы дыма, струи и капли дождя, лучи солнца, трава, деревья, забор и т.п.), дорисовывая недостающие детали у предметов, выполняя обводку по трафаретам и штрихуя по образцу и по словесному ориентиру, раскрашивая контурные изображения в заданных параметрах пространственного расположения, рисуя по клеточкам различные предметы. 
Такие задания способствуют развитию координированности движений руки, развивают ориентировочные действия в двухмерном пространстве листа, готовят руку к письму, развивают зрительное восприятие и внимание. Кроме того, в ходе таких упражнений дети легче усваивают категории множественного числа именительного, родительного, творительного и предложного падежей, согласование числительных с существительными и прилагательными, не затрудняются в образовании прилагательных от существительных, употреблении различных предлогов.

  1. Комплексно – тематическое планирование

Рабочая программа включает в себя 36 тематические недели. На основе этих тем строится перспективный план занятий в течение учебного года.

Каждую неделю выделяются лексические темы, связанные с ближайшим окружением детей, имеющие большую практическую значимость и важные для организации общения. В их контексте проводится специальная работа по формированию фонематической стороны речи.

Календарно-тематическое планирование лексико-тематических циклов в старшей группе №4 с нарушением зрения

Месяц

Неделя

Название темы

Сентябрь

1

2

3

4

Диагностика

Диагностика

«Детский сад».

«Фрукты. Овощи».

Октябрь

1

2

3

4

«Грибы».

«Ягоды».

«Хлеб».

«Осень».

Ноябрь

1

2

3

4

«Рукотворный мир».

«Россия – наша Родина».

«Москва – столица России».

«Наш город Энгельс».

( 5 – «Материнская нежность»)

Декабрь

1

2

3

4

«Зимующие птицы».

«Домашние животные».

«Дикие животные».

«Новогодний праздник».

Январь

1

2

3

4

Каникулы.

Неделя зимних игр и забав.

 «Посуда. Электроприборы». Диагностика.

«Одежда, обувь, головные уборы» («Свойства дерева и металла»).

(5 – «Зима»)

Февраль

1

2

3

4

«Профессии».

«Транспорт».

«Наши защитники».

«Народные традиции. Масленица».

Март

1

2

3

4

«Семья».

«Дружба и друзья».

«Театр, цирк, библиотека» (Человек и культура).

«Птицы»

Апрель

1

2

3

4

«День смеха. Неделя книг».

«Космос».

«Земля – наш дом».

«Лес».

Май

1

2

3

4

«Цветущая весна».        

«День победы».

«Насекомые».

«Лето». Диагностика.

  1.  Формы и средства организации образовательной деятельности.

Учитель-логопед:

  • подгрупповые коррекционные занятия,
  • индивидуальные коррекционные занятия.

Родители:

  • игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка;
  • контроль за выполнением заданий и произношением ребенка;
  • выполнение рекомендаций учителя-логопеда.

Работа логопеда планируется на основе результатов обследования, которому посвящаются первые 2 недели обучения. Эти результаты отражаются в специальной речевой карте обследования. В ней также отмечается состояние всех основных речевых и неречевых функций (речь, слух, зрение, моторика, и др.), а также причины и этиология речевой и зрительной патологии.

В период обследования логопед комплектует подгруппы из детей с однообразными нарушениями речи и зрения не более 6-7 человек в каждой.

Дети с нарушением зрения и нарушением речи не в состоянии полноценно овладевать учебным материалом на занятиях со своей группой. Наблюдается не только отставание в развитие речи, но и нарушения внимания, памяти, быстрая истощаемость нервной системы. Поэтому логопеду целесообразно объединять детей в подгруппы с учетом уровня речевого развития и дефекта зрения.

Количество занятий.

Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября, с 15 по 31 мая и промежуточное с 01-14 января. Логопедические  подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 16 сентября.

В подготовительной к школе группе: 2 раза в неделю: 1 по формированию фонематической стороны речи  (Приложение №1). Работа по коррекции звукопроизношения проводится индивидуально 2 раза в неделю с каждым ребенком.

        Индивидуальная и подгрупповая  логопедическая работа проводится с 8.00 до 12.00 и с 15.00 до 17.00 . Каждое групповое  занятие длится 20 минут. Каждое индивидуальное занятие длится 10-15 минут.

Каждую неделю выделяются лексические темы, связанные с ближайшим окружением детей, имеющие большую практическую значимость и важные для организации общения. В их контексте проводится специальная работа по формированию фонематического слуха и лексико-грамматической сторон речи детей.

На подгрупповых занятиях изучаются те звуки, которые правильно произносятся всеми детьми или уже скоррегированные на индивидуальных занятиях звуки. После уточнения, расширения и обогащения словарного запаса и отработки грамматических категорий проводится работа по развитию связной речи – на базе пройденного речевого материала.

  1. Планируемые результаты освоения детьми

образовательной программы по возрасту

В итоге логопедической работы дети должны научиться:

  • понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной группы;
  • фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
  • правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
  • пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
  • владеть элементарными навыками пересказа;
  • владеть навыками диалогической речи;
  • отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, ставить вопросы к текстам и пересказывать их;
  • владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
  • грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги – употребляться адекватно;
  • использовать в спонтанном обращении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
  • различать понятия «звук», «твёрдый звук», «мягкий звук», «слог»;
  • четко дифференцировать все изученные звуки.

  1. Система мониторинга достижения детьми

планируемых результатов освоения программы

Логопедический мониторинг  детей проводится 3 раза в год: на начало  и конец учебного года, а также проводится промежуточная диагностика,  которая направлена на выявление динамики  тяжёлых нарушений речи.

Основная цель:

  • Изучить условия воспитания и развития ребёнка на основе беседы и анализа документов;
  • Выявить уровень развития ведущей деятельности и оценить в соответствии с возрастными нормами;
  • Выявить особенности эмоционально-личностной и познавательной сферы общего психического развития ребёнка;
  • Оценить состояние связной речи;
  • Определить степень овладения компонентами языковой системы;
  • Определить овладение навыками готовности обучения к школе.

В первые две недели пребывания детей в группе проводится логопедическое обследование их речи. Результаты обследования отражаются в специальной речевой карте обследования.

     В ней также отмечается состояние всех основных речевых и неречевых функций (речь, слух, зрение, моторика, и др.), а также причины и этиология речевой и зрительной патологии.

   Представлены образцы речевых карт для детей с недоразвитием фонетического строя речи и общего недоразвития речи.

 Закончив  обследование, логопед (на основе речевой карты  Приложение  №2) рассказывает воспитателям об основных дефектах речевого развития каждого ребёнка, показывает, в чем они состоят, особенно подробно говорит о содержании коррекционного обучения детей, имеющих наиболее серьёзные отклонения в речевом развитии.

В  конце  года  подводятся  итоги  логопедической  работы.

  1. Работа с родителями воспитанников

Педагог  выполняет задачу просветительского блока коррекционной работы с семьёй, через ознакомление родителей о развитии ребёнка, индивидуально-психологическими особенностями, фактами и причинами нарушений речи. Использую в своей работе следующие виды работы с родителями:

  • словесные (беседы, консультации, конференции, анкетирование, родительские собрания);
  • Наглядные  (речевые уголки, папки-передвижки, прайс-листы);
  • Практические (дни открытых дверей, занятия – практикумы, речевые праздники).

Основной формой наглядного вида взаимодействия с родителями у логопеда является тетрадь для домашних заданий. Она служит для нас “телефоном доверия” - взрослый может написать в ней любой вопрос, сомнение относительно качества выполнений заданий ребёнком. Номера выполненных заданий он отмечает кружком, невыполненных - минусом. Тетрадь заполняется логопедом  раз в неделю, для того, чтобы занятия в семье проводились систематично и не в ущерб здоровью ребёнка. В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания и памяти.

Благодаря установленным доверительно-партнерских отношений между учителем-логопедом и всеми участниками коррекционного процесса, успешно преодолеваются не только собственно нарушения речи, внимания, памяти, мышления, моторики, поведения у ребёнка, но и решаются многие внутриличностные конфликты и проблемы родителей, создаётся благоприятный психоэмоциональный климат в семьях детей с отклонениями в развитии, формируются детско - родительские отношения.

Из всех перечисленных форм работы наиболее эффективными считает Чеха Ю.А. словесные и практические, так как они дают возможность непосредственно взаимодействовать с родителями, вызывают у них больший интерес, эмоциональный отклик, желание обращаться за помощью к логопеду. Наглядные формы работы эффективны лишь в том случае, когда первоначально внимание родителей будет нацелено на изучение предлагаемой наглядной информации (на родительских собраниях, семинарах, консультациях).

Педагогом ежегодно составляются перспективные планы работы с родителями  в старшей, средней групп за 2017-2018 учебный год (Приложение  №3).

Данная практика взаимодействия с родителями  показала себя достаточно эффективной:

- дети лучше стали усваивать пройденный материал;

- большинство детей с интересом занимаются с логопедом и дома с родителями;

- поднялся уровень речевого и эмоционального развития детей;

- повысилась активность и компетентность родителей в коррекционно-педагогическом процессе.

3. Методическое обеспечение

В течение учебного года при составлении конспектов занятий, консультаций для родителей, планов образовательного процесса активно пользовалась методической литературой:

  1. Агранович З.Е. «В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников». -  СПб.: Детство-Пресс, 2004.
  2. Александрова Т.В. «Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников: Пособие для логопедов и воспитателей». – СПб.:  Детство-Пресс, 2004.
  3. Вакуленко Л.С. «Коррекция нарушений звукопроизношения у детей. Учебно-методическое пособие». -  Спб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2012.
  4. Дедюхина Г.В., Янышина Т.А., Могучая Л.Д. «Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом». Учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских работников». -  М.: Издательство «Гном и Д», 2001.
  5. Коненкова И.Д. «Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития». – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003.
  6. Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие». – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. 3 период.  Пособие для логопедов». – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002.
  8. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. « Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения». Пособие для логопедов. – М.: Издательство  ГНОМ и Д, 2004.
  9. Лапп Е.А. «Развитие связной речи у детей 5-7 лет с нарушениями зрения: планирование и конспекты». – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  10.  Парамонова Л.Г. «Логопедия для всех. 4-е изд.» - СПб.: Питер, 2010.
  11.  Пятница Т.В., Башинская Т.В. «Система коррекционного воздействия при моторной алалии. Ч.2.» - М.: ТЦ Сфера, 2011.
  12.  Руденко В.И. «Логопедия. Практическое пособие для логопедов, студентов и родителей». – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004.
  13.  Ракитина В.А., Рыжанкова Е.Н. «Логопедическая азбука» - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
  14.  Савина Л.П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов». – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.
  15.  Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4-5 лет с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей». – М.: Мозаика-Синтез, 2004.
  16.  Созонова Н.Н., Куцина Е.В. «Логопедические кроссворды (для детей 6-8 лет)» - Екатеринбург: ООО «КнигоМир», 2010.
  17.  Тимонен Е.И., Туюлайнен Е.Т. «Непрерывная система коррекции общего недоразвития речи в условиях специальной группы детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа)». – СПб.: -  «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  18.  Ткаченко Т.А. «Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей». - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2002.
  19. Ткаченко Т.А. «Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей». - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2001.
  20.  Ткаченко Т.А. «Формирование лексико-грамматических представлений. Сборник упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками». – М.: Издательство ГНОМ и Д», 2003.
  21.  Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений  4 вида (для детей с нарушение зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду/ Под ред. Л.И.Плаксиной.-М.: Издательство «Экзамен», 2003.
  22. Поваляева М.А. « Справочник логопеда».-Изд.9-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по развитию зрительного восприятия «Поможем Федоре…» для детей с нарушением зрения подготовительной к школе группы

В конспекте автор используемые технологии: здоровьесберегающие,  информационно-коммуникативные, приемы эйдотехники, мнемотехники....

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ НА 2017-2018 учебный год

Данная программа предназначена для работы с ребёнкам с диагнозом аутизм.СодержаниеI.Целевой раздел1.1. Пояснительная записка индивидуальной адаптированной программы для детей с ОВЗ (аутизм)1.2. Цели и...

План работы Районного методического объединения воспитателей детских садов средних, младших групп р.п.Озинки Озинского района Саратовской области на 2017-2018 учебный год.

Тема РМО на 2017-2018 учебный год: «Новые подходы в организации совместной деятельности воспитателя и детей». Цель работы РМО: создавать условий способствующих повышению профессиональ...

Планирование образовательной деятельности для средней группы № 1 (от 4 до 5 лет) для детей с нарушениями зрения

Пояснительная запискаОсновная частьВозрастные и индивидуальные особенности контингента детейЦиклограмма учета рабочего времени педагогаВыписка из учебного планаСодержание работы педагога по освоению д...

Перспективный план распределения задач по формированию основ безопасного поведения в быту в средней группе для детей с нарушением зрения на 2018 – 2019 учебный год

Разработанный перспективный план по формированию основ безопасного поведения в быту, наряду с традиционными формами работы содержит дидактические игры и упражнения, которые кроме решения основных зада...

План действий пилотной площадке МАДОУ "Детский сад № 6" по реализации комплекса мер по отработке и тиражированию эффективных практик организации образовательного процесса для детей с ОВЗ на 2017-2018 учебный год

План действий пилотной площадке МАДОУ "Детский сад № 6" по реализации комплекса мер по отработке и тиражированию эффективных практик организации образовательного процесса для детей  с О...