КЛИНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФОРМ ДИСЛЕКСИИ.
статья по логопедии
Целью статьи «Клинические характеристики форм дислексии» является : расширение знаний педагогов по данной проблеме, повышение компетентности в вопросах диагностики , коррекции и профилактики нарушения процесса чтения у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klinicheskie_harakteristiki_form_disleksii.docx | 20.53 КБ |
Предварительный просмотр:
КЛИНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФОРМ ДИСЛЕКСИИ.
Суханова Татьяна Викторовна
Учитель – логопед, МБДОУ «Детский сад №243 г.Челябинска»
Аннотация
Целью статьи «Клинические характеристики форм дислексии» является : расширение знаний педагогов по данной проблеме, повышение компетентности в вопросах диагностики , коррекции и профилактики нарушения процесса чтения у дошкольников.
Форма проведения : сообщение-консультация.
Впервые на нарушения чтения и письма как на самостоятельную патологию речевой деятельности указал А. Куссмауль в 1877 г. Затем появилось много работ, , в которых давались описания детей с различными нарушениями чтения и письма. В этот период патология чтения и письма рассматривалась как единое расстройство письменной речи. В литературе конца 19 и начала 20 в. Было распространено мнение, что нарушения чтения и письма представляют собой одно из проявлений общего слабоумия и наблюдаются только у умственно отсталых детей.
Однако еще в конце 19в , в 1896г. В. Моарган описал случай нарушения чтения письма у четырнадцатилетнего мальчика с нормальным интеллектом. Морган определил это как «неспособность писать орфографически правильно и без ошибок и связно читать». В 1900 и 1907гг. Д. Гиншельвуд описал еще несколько случаев нарушения чтения и письма у детей с нормальным интеллектом, подтвердив, что нарушения чтения и письма не всегда сопровождают умственную отсталость. Гиншельвуд впервые назвал затруднения в овладении чтением и письмом «алексия» и «аграфия», обозначив их как легкие, так и тяжелые расстройства чтения и письма. Таким образом, в конце 19 и начале 20в. существовали две противоположные точки зрения. Одни авторы рассматривали нарушение чтения и письма как один из компонентов умственной отсталости, другие подчеркивали, что патология чтения и письма представляет собой изолированное нарушение, не связанное с умственной отсталостью.
Постепенно понимание природы нарушений чтения и письма менялось. Это расстройство уже не определялось как однородное оптическое нарушение. Одновременно происходит дифференциация понятий «алексия» и «дислексия», «аграфия» и «дисграфия».
Дислексия – это частичное расстройство процесса овладения чтением. Распространенность данного состояния среди детей довольно велика. В Европейских странах около 10% детей имеют дислексию и нормальный интеллект. У мальчиков дислексия встречается в 4,5 раза чаще чем у девочек. Дислексия обусловлена несформированностью ( нарушением) высших психических функций проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Современный анализ проблемы нарушения чтения основывается на понимании сложной психофизиологической структуры процесса чтения в норме и особенностей усвоения этого навыка детьми. Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют различные анализаторы : зрительный, речедвигательный, речеслуховой. В основе его лежат сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем.
Известны следующие формы дислексии – фонематическая, семантическая, аграмматическая, мнестическая и тактильная. Каждая форма дислексии имеет свои отличительные клинические признаки.
При фонематической дислексии дети не могут научиться читать от двух до 4 лет. Они с болим трудомусваивают отдельные буквы и не могут соединять их в слоги, слова. Другие же напротив усваивают буквы без труда, но в процессе чтения слогов и слов, делают большое количество ошибок, поскольку буква для них не является графемой (обобщенным графическим знаком). Фонематическая дислексия имеет две формы. Первая форма – это нарушение чтения, связанноес недоразвитием фонематического восприятия, которое проявляется в трудностях усвоения букв, а так же в замене звуков, сходных акустически и артикуляторно ( б-п, д-т, с-ш, ж-ш). Вторая форма – это нарушение чтения, обусловленное недоразвитием функции фонематического анализа. При этой форме наблюдается побуквенное чтение и искажение звуко-слоговой структуры слова. В процессе чтения слова дети затрудняются сливать звуки в слоги и слова по аналогии с уже заученными слогами, плохо узнают слоги. Чаще всего ребенок с этой формой дислексии смешивает на слух звуки, отличающиеся одним смыслоразличительным признаком (ц-с, с-ш, ж-ш). Отмечается так же побуквенное чтение и искажение звуко-слоговой структуры слова.
Семантическая дислексия (механическое чтение) проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста, при технически правильном чтении, при этом слово, предложение, текст, не искажаются. Нарушение понимания обусловлено трудностями звуко-слогового синтеза и нечеткостью представлений о синтаксических связях внутри предложения. После прочтения слова, дети не могут показать соответствующую картинку и ответить на вопрос, связанный со значением хорошо известного слова. Дети с семантической дислексией затрудняются в выполнении такого задания, как слитно произнести слово, предьявленное в виде последовательно произнесенных изолированных звуков с короткой паузой между ними.
Аграмматическая дислексия чаще всего наблюдается у детей с системным общим недоразвитием речи разного патогенеза на синтетической ступени формирования навыка чтения. При этой форме наблюдается:
- изменение падежных окончаний и числа существительных;
- неправильное согласование в роде, числе, падеже существительного и прилагательного;
- изменение окончаний глаголов 3-его лица прошедшего времени.
Оптическая дисграфия проявляется в трудностях в усвоении и смешении графически сходных букв. У этих детей нарушено зрительное восприятие и вне речи. При поражении правого полушария наблюдаются трудности при чтении левой части слова, зеркальное чтение, смешиваются буквы.
Мнестическая дислексия проявляется в трудности усвоения букв, в их недифференцированной замене. Она обусловлена нарушением процессов установления связей между звуком и буквой и нарушением речевой памяти. Дети не могут воспроизвести в определенной последовательности ряд из 3-5 звуков или слов, нарушают порядок, сокращают количество, делают пропуски звуков или слов. Нарушение ассоциации между зрительным образом буквы и слухо-произносительным образом звука особенно ярко проявляется на этапе овладения звуко-буквенными обозначениями.
Тактильная дислексия наблюдается у слепых детей. В основе ее лежат трудности дифференциации тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля.
Дислексия у детей проявляется в неспособности достигать такого уровня развития навыков чтения, а также письма и орфографии, который был бы пропорционален их умственным способностям. Дислексия нередко сопровождается дисграфией и дисорфографией.
Литература:
- Диагностический справочник логопеда./ Н.Н. Полушкина.- М. АСТ: Астрель; Полиграфиздат, 2010
- Логопедия / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской,- М.;Владос, 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Характеристика форм работы с родителями в адаптационный период.
Для успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад , положительное отношение к нему. Это зависит, прежде всего , от ...
Психолого-клиническая характеристика дошкольников с псевдобульбарной дизартрией
Повышение эффективности коррекционной логопедической работы по устранению нарушений речи у дошкольников с клиническим диагнозом "дизартрия" является на данный момент одной из актуальных проблем логопе...
Характеристика форм гигиенической физкультуры
Гигиеническая физическая культура - это различные формы физической культуры, включенные в рамки повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, другие физические упражнения в режиме дня, не св...
Клиническая систематика и психолого-педагогическая характеристика детей с расстройствами аутистического спектра.
Программно-методическое обеспечение и содержание коррекционно-развивающей работы с детьми....
Клиническая характеристика нарушений речи
Речевые нарушения, наблюдаемые в детском возрасте, могут быть физиологического (связаны со сроками созревания периферических центральных структур головного мозга)и патологического (болезненн...
Характеристика форм гигиенической физической культуры
Гигиеническая физическая культура - это различные формы физической культуры, включенные в рамки повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, другие физические упражнения в режиме дня, не св...
КЛИНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФОРМ ДИСЛЕКСИИ.
Целью сообщения «Клинические характеристики форм дислексии» является : расширение знаний педагогов по данной проблеме, повышение компетентности в вопросах диагностики , коррекции и профила...