Семинар-практикум для родителей на тему «Значение фольклора в развитии речи детей»
методическая разработка на тему
Цель: вовлечение родителей в образовательное пространство дошкольного учреждения, способствующее полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.docx | 20.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для родителей
на тему «Значение фольклора в развитии речи детей»
Цель: вовлечение родителей в образовательное пространство дошкольного учреждения, способствующее полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых.
Задачи:
1. Формировать у родителей элементарные представления о роли мелкой моторики в психофизическом развитии ребенка.
2. Научить элементам фольклорной пальчиковой гимнастики для развития внимания, памяти.
3. Продолжать развивать и активизировать речь детей с помощью фольклора (потешек, прибауток, колыбельных, сказок).
Оборудование: пальчиковые игры «Котенька - коток», «Этот пальчик… », театральные костюмы, театральная студия, аудиозапись.
Ход:
Сказочное собрание, попрошу внимание! Я сегодня, сказочница, расскажу вам сказочку о пяти частях.
1 часть – сказочная «Сказка – ложь, да, в ней намёк добрым молодцам урок» А.С Пушкин
«Рука - это вышедший наружу мозг человека» И. Кант.
На ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов. Например, мизинец – сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец – голова.
Развитие мелкой и общей моторики способствует овладению навыкам мелкой моторики, помогает развивать речь ребенка, повышает работоспособность коры головного мозга, развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение, снимает тревожность.
Использование в данной работе детского фольклора дает нам возможность не только влиять на развитие речи, но и уже на ранних этапах жизни ребенка приобщить к народной поэзии. Благодаря этому еще долго до ознакомления со сказками и другими крупными жанрами фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков.
Вопросы к 1 части:
Занимались ли Ваши родители с Вами пальчиковой гимнастикой? Как?
Играли ли Вы сами с Вашими пальчиками? Расскажите как?
Как вы играете с пальчиками Вашего ребенка?
2 часть – потешная - У наших у ворот всегда хоровод.
Приведите пример к определению.
Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, руками) ;
Заклички – обращения к явлениям природы (солнцу, дождю, ветру) .
Прибаутки – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
Сказки – для возраста ваших детей, с несложным сюжетом.
3 часть – поучительная - «Делу-время, потехе-час»
Как разучить потешку, песенку или стишок? Следует непременно обратить внимание на то, все ли слова в стихотворении понятны ребенку. Понять это совсем не сложно, повторяя за вами, малыш будет постоянно путать одно и то же слово, либо вообще его пропускать. Обязательно нужно рассказать ребенку, что значит данное слово или фраза, привести ему как можно больше синонимов через игру и многократное повторение в игровых ситуациях.
4 часть – игровая - « Играй, играй, да дело знай»
Давайте поиграем в игры:
«Котя-коток»
Котя-котенька-коток, (показывают ушки, ладошками над головой)
Котя серенький лобок. (поглаживание лба)
Приди котя ночевать, (сложить ладошки вместе, положить на них голову)
Нашу детку покачать. (изобразить качание ребенка)
Тебе я коту за работу заплачу, (постукивание кулачками)
Дам кусок пирога (сделать из ладошек лодочку)
И кувшин молока. (потавить кулачки друг на друга)
«Этот пальчик» (загибание пальцев, начиная с мизинца)
Это пальчик хочет спать,
Это пальчик – прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик – давно спит.
Тише, тише не шумите, (грозят указательным пальцем)
Наши пальцы не будите.
Встали пальчики! Ура! (растопырить пальцы и пошевелить ими)
В детский сад идти пора!
Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку ребенка, мы учим детей на материале народных сказок разнообразным выразительным движениям (как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса) .
А теперь дети сами покажут Вам, чему научились.
Начинаем сказки,
Катятся с гор салазки.
Бабушка Федора на передке
Едет с мешком в руке.
Завязан мешок завязками,
Ведь мешок со сказками.
Драматизация сказки «Колобок».
Участники: ведущий – воспитатель; старик, старуха, заяц, волк, медведь, лиса – родители; колобки – все дети.
Ведущий: Жили – были старик со старухой. Вот и просит старик у старухи.
Старик: Испеки мне, старая, колобков.
Старуха: Да из чего испечь – то, муки-то нет.
Старик: Эх, старуха! По амбару помети, по сусекам поскреби - вот и наберешь муки на колобков.
Ведущий: Старуха так и сделала: намела, наскребла горсти две муки. Замесила тесто, на сметане, скатала колобков, изжарила их в масле и положила на окошко простынуть. Надоело колобкам лежать, и покатились они в лес.
(Под музыку колобки идут по кругу, музыка останавливается, заходит заяц) .
Заяц: Колобки, колобки, я вас съем!
Ведущий: Нет, не ешь нас косой, а лучше потанцуй с нами. «Танец с платочками»
Заяц: Молодцы колобки, красиво танцуете. Не буду вас кушать.
Ведущий: Покатились колобки дальше.
(Под музыку колобки идут по кругу, заходит волк) .
Волк: Колобки, колобки, я вас съем.
Ведущий: Не ешь нас серый волк, а лучше поиграй с нами в игру.
Игра «Жмурки»
Волк: Очень хорошо поиграли со мной, не буду вас кушать.
Ведущий: Покатились колобки дальше.
(Под музыку колобки идут по кругу, заходит медведь)
Медведь: Колобки, колобки, я вас съем.
Ведущий: Ну где тебе, косолапому, съесть нас! Поиграй лучше с нами. Игра «Кто уснул под дубком»
Медведь: Понравилась мне ваша игра. Не буду вас кушать.
Ведущий: И покатились колобки дальше.
(Колобки под музыку ходят по кругу, заходит лиса)
Лиса: Здравствуйте, колобки! Какие вы хорошенькие, румяненькие, красивенькие. А спойте мне песенку, не то я вас съем.
Песня «Капелька»
Лиса: Славная песенка, мне понравилась, не буду вас кушать. Несла я в корзинке грибочки, вас ими лучше угощу.
5 часть - опытная - «Азбука к мудрости ступенька»
«Опыт родителей семьи П… по развитию речи детей»
Ведущий: Вот и сказки конец. А кто слушал, смотрел, участвовал - молодец!
В заключении, уважаемые родители, хочется отметить, что детям фольклор любого народа близок и интересен. А мы взрослые помогаем, приобщиться к нему, играть и играть, набираться уму-разуму, становиться добрее, понимать шутки, радоваться, общаться со сверстниками. Детский фольклор помогает нам в установлении контакта с детьми, создание благоприятных условий для обучения детей выразительной речи и выразительных движений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение фольклора в развитии речи детей
Уважаемые родители,если Вы хотите сделать своих детей более эмоциональными,раскрепощёнными,улучшить у них речь,внимание,память,воспитать их гармонически развитой личностью,то приобщайте детей к народн...
Семинар-практикум для воспитателей по теме "Дидактические игры по развитию речи для детей дошкольного возраста"
Семинар-практикум для воспитателей Цель: Систематизирование и углубление знаний педагогов по теме «Дидактические игры по развитию речи для детей дошкольного возраста»....
СТАТЬЯ " ЗНАЧЕНИЕ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА."
СТАТЬЯ " ЗНАЧЕНИЕ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА"ВОСПИТАТЕЛЬ ГУДКОВА НАТАЛИЯ НИКОЛАЕВНА...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «Физкультминутки – как средство развития речи детей дошкольного возраста».
laquo;Забота о здоровье - это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. »В....
ЗНАЧЕНИЕ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
ЗНАЧЕНИЕ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....
Семинар – практикум для родителей на тему: «Влияние фольклора на развитие личности ребенка»
1. Дать представление слушателям о влиянии фольклора на развитие личности ребенка. (Воспитатель зачитывает доклад по данной теме).2. Раскрыть роль малых фольклорных жанров в воспитании любви к окружаю...