Дифференциация С-Ш - занятие с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Мезенцева Анна Алексеевна

сценарий пед.мероприятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_ped.meropriyatiya.docx28.77 КБ

Предварительный просмотр:


Сценарный план педагогического мероприятия с детьми

Тема: «Дифференциация звуков [с] - [ш]»

Возраст: старший возраст 5-6 лет.

Цель: освоение навыков фонематического анализа и синтеза слов со звуками [С, Ш].

Задачи:

Образовательные:

  • Учить детей анализировать звуки С-Ш в сравнительном плане.

Развивающие:  Упражнять детей в звуковом анализе слов.

  • Упражнять в делении слов на слог, предложений на слова.
  • Развивать психические процессы – память, внимание, мышление, воображение.
  • Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
  • Совершенствовать умение отвечать на вопросы полным ответом, навыки ведения беседы, выслушивать друг друга до конца, способы взаимодействия со сверстниками.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей самоконтроль за вновь поставленными звуками.
  • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, навыки совместной деятельности.

 Перечень видов детской деятельности и соответствующих им форм работы: просмотр презентации, рассматривание картинок по теме, книги, заучивание пальчиковой гимнастики

Перечень используемых методов и приемов: наглядные (рассматривание, просмотр), словесные (рассказ, беседа, вопрос - ответ, чтение, логические рассуждения), активизация словаря, практические (игровые, конструирование), поощрение.

Планируемые результаты: дети умеют выделять звуки С, Ш в слове; уточнять и сравнивать артикуляции и звучание звуков [С, Ш]; умеют высказывать своё предположение на основе работы с речевым материалом,  на основе анализа объектов умеют делать выводы, обобщать, классифицировать по признакам; умеют  структурировать знания по данной теме; умеют слушать и понимать других,  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Перечень оборудования:  ноутбук, слайд – презентация, мобильный телефон с камерой(для осуществления дистанционного консультирования)

Перечень используемого материала: демонстрационный материал - картинки и иллюстрации по теме, пластилин для конструирования букв, карточки звуко-буквенного анализа с обозначением места звука в слове, карточки с изображением букв, зеркала.

Этапы деятельности

Содержание деятельности

Совместная деятельность учителя-логопеда с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Мотива-ционно- побуди-тельный этап

 Послушайте слова (слайд 1) : самолёт, сова, собака, соска, слон.

 Какой одинаковый звук вы слышите в начале всех этих слов?

Послушайте слова (слайд 2): барашек, лошадка, чашка, погремушка, мишка.

Какой одинаковый звук вы слышите в середине всех этих слов?

Рассматривают картинки на слайде и внимательно слушают учителя-логопеда

Отвечают на вопрос.

Рассматривают картинки на слайде и внимательно слушают учителя-логопеда.

Отвечают на вопрос.

Анализ артикуля-ции, характери-стика звуков

- Что мы можем сказать об этих звуках? (Слайд 3)

– Докажите, что эти звуки глухие.

С-Ш- они согласные, твердые, глухие. Мы обозначаем их квадратами синего цвета.– Их нельзя пропеть. Они состоят из шума. Воздух, выходя изо рта, встречает препятствия.

Применяют тактильно-вибрационный метод.

Определение темы и цели занятия

Сегодня мы будем различать звуки [с] — [ш] на слух и учиться правильно произносить их.

Внимательно слушают.

Проговаривание изолиро-ванно, дифференциация звуков

– Что делают наши губы, зубы, язык, когда мы произносим звук С? Посмотрите в зеркала, а потом на меня.

- Произнесем звук С.

– Как работают губы, язык, зубы при произнесении звука Ш? На что похож звук Ш? На картинке справа нарисован шарик – он когда сдувается шипит: ш-ш-ш-ш-ш-ш.

- Произнесем звук Ш.

– Когда мы произносим звук С, наши губы улыбаются, зубы смыкаются, кончик языка упирается в нижние зубы. Воздух холодный, похож на звук насоса.

– При произнесении звука Ш наши губы вытягиваются в “трубочку”, зубы сближены, язык поднят “чашечкой” к нёбу.

Контроль через зеркала

Развитие артикуля-ционной моторики, дыхания и голоса

Упражнения на переключение:

Слоник-лягушка

Парус-горка

Упражнение «Надуваем шарик»

«Шарик лопнул»

Снимает на камеру, для того чтобы отправить родителям.

Выполняют, контролируют движения губ и язычка в зеркала

Соединяют пальцы рук вместе и произносят звук С-С-С

Произносят звук Ш-Ш-Ш

Развитие функций фонематиче-ского слуха

С помощью схемы, попробуем произнести зашифрованные звуки (слайд4)

↑ ↓ ↑ ↓ ↓ ↑ ↓ ↑ ↑ ↓

ш с ш с с ш с ш ш с

Произносят зашифрованные звуки, с визуальной опорой на движение руки.

Связь звука с буквой

 - Звуки [с - с’] на письме, какой буквой обозначаются?

-- Давайте вспомним, как выглядит письменная буква эс

- Из скольких  элементов состоит заглавная буква эс? Слепите из пластилина эту букву

 - Согласный звук [ш] обозначает буква Ш, найди эту букву в алфавите.

- Из скольких элементов состоит эта буква? Слепите букву Ш

Буквой «эс»

Находят букву С среди других букв

- из 1

Лепят

Находят букву.

- из 3

Лепят

Дифференциация звуков в слогах

Теперь давайте все вместе произнесём  слоги:

ШО – СО  ,УС – УШ  ,СУ – ШУ – СУ   ,СТУ – ШТУ – ШТУ,СО –ШО  ,ИС – ИШ   ,СЫ – ШИ – СЫ   ,СТЫ – ШТЫ - СТЫ

Вместе с учителем произносят слоги  с опорой на буквы.

Дифференциация звуков в словах, определение места звуков  в слове

(Слайд 5)Назовите и внимательно послушайте слова, определите первый звук в названии картинок. Найдем место картинкам рядом со схемой: сом, шуба, сани, слива, снеговик, шарф, шахматы.

 (слайд 6) Назовите слова. Какой звук «С» или «Ш» находится в середине всех этих слов: лягушка, маска, ромашка, ослик, оса, мишка, чебурашка.

(слайд 7)На какой звук заканчиваются слова? Карандаш, лес, мышь, автобус, камыш, ананас.

Определяют на слух какой звук находится в начале слова-С или Ш – выбирают и кладут пластилиновую букву на карточку

Определяют на слух какой звук находится в середине слова-С или Ш – выбирают и кладут пластилиновую букву на карточку .

Определяют на слух какой звук находится в конце слова-С или Ш – выбирают и кладут пластилиновую букву на карточку.

Дифференциация звуков в предложе-нии

(слайд 8) Бабушка Шура и гномик Слава приглашают жить к себе животных. К бабушке Шуре в избушку пойдут животные в названии которых есть звук Ш, а к гномику Славе (кошка, барсук, лиса, лошадь, барашек, косуля).

- Как можно назвать одним словом животных, которые живут с бабушкой Шурой?  

-Как можно назвать одним словом животных, которые живут с гномиком Славой?

Составляем предложение: Кошка пойдет жить в дом к бабушке Шуре.

Барсук пойдет жить в лес к гномику Славе и т.д.

Кошка, лошадь, барашек – это домашние животные.

Барсук, лиса, косуля – это дикие животные.

Домашнее задание

Дома с мамой или папой повторите те упражнения, которые мы сегодня сделали: «Лягушка-хоботок», «Парус-горка», «Шарик»

Внимательно слушают.

Итог

Ещё раз назовите, какие звук мы сегодня учились произносить? Вы молодцы. Сегодня вы поработали очень хорошо, и я надеюсь, что на следующем занятии вы поработаете ещё лучше. До свидания.

Внимательно слушают учителя.

Повторяют изученное.

Прощаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс: «Применение техники работы с бумагой квиллинг в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста»

Материал содержит подробную информацию об использовании нетрадиционной техники работы с бумагой-квиллинг при организации творческой деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Для пр...

Опыт работы "Ознакомление и закрепление ПДД с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста через проведение совместных праздников"

В статье представлен опыт работы МБДОУ "Детский сад № 1" г. Сосновый Бор Ленинградской области совместного проведения праздников по ПДД с учащимися школы....

Презентация для совместной деятельности с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста "Дед Мороз и его братья - зимние волшебники"

Презентация для детей старшего дошкольного возраста по формированию у детей целостной картины мира. Дед Мороз в России. Резиденция Деда Мороза, Снегурочки и главного Снеговика России в Архангельске. П...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Тема: «Дружный хоровод».Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, музыкальная.Задачи:- расширять представления детей о национальной культуре нар...

Картотека подвижных игр с гиперактивными детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста

laquo;Слушай хлопки»Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности.Ход игры: Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении.Когда ведущий хлопнет...

Мастер-класс «Элементы 3D моделирования в технике «Агамограф» с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста»

Цель мастер-класса: знакомство педагогов дошкольного и начального школьного образования с элементами 3d-моделирования в технике «Агамограф», развитие творческого потенциала педагогов, повы...