Главные вкладки
Дифференциация С-Ш - занятие с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Сценарный план педагогического мероприятия с детьми
Тема: «Дифференциация звуков [с] - [ш]»
Возраст: старший возраст 5-6 лет.
Цель: освоение навыков фонематического анализа и синтеза слов со звуками [С, Ш].
Задачи:
Образовательные:
- Учить детей анализировать звуки С-Ш в сравнительном плане.
Развивающие: Упражнять детей в звуковом анализе слов.
- Упражнять в делении слов на слог, предложений на слова.
- Развивать психические процессы – память, внимание, мышление, воображение.
- Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
- Совершенствовать умение отвечать на вопросы полным ответом, навыки ведения беседы, выслушивать друг друга до конца, способы взаимодействия со сверстниками.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей самоконтроль за вновь поставленными звуками.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, навыки совместной деятельности.
Перечень видов детской деятельности и соответствующих им форм работы: просмотр презентации, рассматривание картинок по теме, книги, заучивание пальчиковой гимнастики
Перечень используемых методов и приемов: наглядные (рассматривание, просмотр), словесные (рассказ, беседа, вопрос - ответ, чтение, логические рассуждения), активизация словаря, практические (игровые, конструирование), поощрение.
Планируемые результаты: дети умеют выделять звуки С, Ш в слове; уточнять и сравнивать артикуляции и звучание звуков [С, Ш]; умеют высказывать своё предположение на основе работы с речевым материалом, на основе анализа объектов умеют делать выводы, обобщать, классифицировать по признакам; умеют структурировать знания по данной теме; умеют слушать и понимать других, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Перечень оборудования: ноутбук, слайд – презентация, мобильный телефон с камерой(для осуществления дистанционного консультирования)
Перечень используемого материала: демонстрационный материал - картинки и иллюстрации по теме, пластилин для конструирования букв, карточки звуко-буквенного анализа с обозначением места звука в слове, карточки с изображением букв, зеркала.
Этапы деятельности | Содержание деятельности | |
Совместная деятельность учителя-логопеда с детьми | Самостоятельная деятельность детей | |
Мотива-ционно- побуди-тельный этап | Послушайте слова (слайд 1) : самолёт, сова, собака, соска, слон. Какой одинаковый звук вы слышите в начале всех этих слов? Послушайте слова (слайд 2): барашек, лошадка, чашка, погремушка, мишка. Какой одинаковый звук вы слышите в середине всех этих слов? | Рассматривают картинки на слайде и внимательно слушают учителя-логопеда Отвечают на вопрос. Рассматривают картинки на слайде и внимательно слушают учителя-логопеда. Отвечают на вопрос. |
Анализ артикуля-ции, характери-стика звуков | - Что мы можем сказать об этих звуках? (Слайд 3) – Докажите, что эти звуки глухие. | С-Ш- они согласные, твердые, глухие. Мы обозначаем их квадратами синего цвета.– Их нельзя пропеть. Они состоят из шума. Воздух, выходя изо рта, встречает препятствия. Применяют тактильно-вибрационный метод. |
Определение темы и цели занятия | Сегодня мы будем различать звуки [с] — [ш] на слух и учиться правильно произносить их. | Внимательно слушают. |
Проговаривание изолиро-ванно, дифференциация звуков | – Что делают наши губы, зубы, язык, когда мы произносим звук С? Посмотрите в зеркала, а потом на меня. - Произнесем звук С. – Как работают губы, язык, зубы при произнесении звука Ш? На что похож звук Ш? На картинке справа нарисован шарик – он когда сдувается шипит: ш-ш-ш-ш-ш-ш. - Произнесем звук Ш. | – Когда мы произносим звук С, наши губы улыбаются, зубы смыкаются, кончик языка упирается в нижние зубы. Воздух холодный, похож на звук насоса. – При произнесении звука Ш наши губы вытягиваются в “трубочку”, зубы сближены, язык поднят “чашечкой” к нёбу. Контроль через зеркала |
Развитие артикуля-ционной моторики, дыхания и голоса | Упражнения на переключение: Слоник-лягушка Парус-горка Упражнение «Надуваем шарик» «Шарик лопнул» Снимает на камеру, для того чтобы отправить родителям. | Выполняют, контролируют движения губ и язычка в зеркала Соединяют пальцы рук вместе и произносят звук С-С-С Произносят звук Ш-Ш-Ш |
Развитие функций фонематиче-ского слуха | С помощью схемы, попробуем произнести зашифрованные звуки (слайд4) ↑ ↓ ↑ ↓ ↓ ↑ ↓ ↑ ↑ ↓ ш с ш с с ш с ш ш с | Произносят зашифрованные звуки, с визуальной опорой на движение руки. |
Связь звука с буквой | - Звуки [с - с’] на письме, какой буквой обозначаются? -- Давайте вспомним, как выглядит письменная буква эс - Из скольких элементов состоит заглавная буква эс? Слепите из пластилина эту букву - Согласный звук [ш] обозначает буква Ш, найди эту букву в алфавите. - Из скольких элементов состоит эта буква? Слепите букву Ш | Буквой «эс» Находят букву С среди других букв - из 1 Лепят Находят букву. - из 3 Лепят |
Дифференциация звуков в слогах | Теперь давайте все вместе произнесём слоги: ШО – СО ,УС – УШ ,СУ – ШУ – СУ ,СТУ – ШТУ – ШТУ,СО –ШО ,ИС – ИШ ,СЫ – ШИ – СЫ ,СТЫ – ШТЫ - СТЫ | Вместе с учителем произносят слоги с опорой на буквы. |
Дифференциация звуков в словах, определение места звуков в слове | (Слайд 5)Назовите и внимательно послушайте слова, определите первый звук в названии картинок. Найдем место картинкам рядом со схемой: сом, шуба, сани, слива, снеговик, шарф, шахматы. (слайд 6) Назовите слова. Какой звук «С» или «Ш» находится в середине всех этих слов: лягушка, маска, ромашка, ослик, оса, мишка, чебурашка. (слайд 7)На какой звук заканчиваются слова? Карандаш, лес, мышь, автобус, камыш, ананас. | Определяют на слух какой звук находится в начале слова-С или Ш – выбирают и кладут пластилиновую букву на карточку Определяют на слух какой звук находится в середине слова-С или Ш – выбирают и кладут пластилиновую букву на карточку . Определяют на слух какой звук находится в конце слова-С или Ш – выбирают и кладут пластилиновую букву на карточку. |
Дифференциация звуков в предложе-нии | (слайд 8) Бабушка Шура и гномик Слава приглашают жить к себе животных. К бабушке Шуре в избушку пойдут животные в названии которых есть звук Ш, а к гномику Славе (кошка, барсук, лиса, лошадь, барашек, косуля). - Как можно назвать одним словом животных, которые живут с бабушкой Шурой? -Как можно назвать одним словом животных, которые живут с гномиком Славой? | Составляем предложение: Кошка пойдет жить в дом к бабушке Шуре. Барсук пойдет жить в лес к гномику Славе и т.д. Кошка, лошадь, барашек – это домашние животные. Барсук, лиса, косуля – это дикие животные. |
Домашнее задание | Дома с мамой или папой повторите те упражнения, которые мы сегодня сделали: «Лягушка-хоботок», «Парус-горка», «Шарик» | Внимательно слушают. |
Итог | Ещё раз назовите, какие звук мы сегодня учились произносить? Вы молодцы. Сегодня вы поработали очень хорошо, и я надеюсь, что на следующем занятии вы поработаете ещё лучше. До свидания. | Внимательно слушают учителя. Повторяют изученное. Прощаются. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».
Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....
Презентация "Дифференциация звуков К-Г"
В данной презентации показаны все этапы работы по дифферециации звуков "К"-"Г"....
дифференциация звуков Л-ЛЬ
презентация с материалом для дифференциации звуков Л-ЛЬ для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи III уровня...
"Полёт на звездолёте". Конспект занятия в подготовительной группе (ОНР) на дифференциацию звуков "с" - "з"
Цели занятия:1. Различение и правильное произнесение звуков "с" - "з". 2. Закрепление навыка чтения слов. 3. Повторение считалок, скороговорок. 4. Развитие фонематического слуха. 5. Развитие памяти, в...
Дифференциация звуков "с"- "ш"
Данная презентация предназначена для учителей- логопедов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Презентация представляет собой разработку занятия по дифференциации звуков "с"- "ш". Занят...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...
Самоанализ коррекционного занятия в подготовительной группе по теме «Дифференциация дифференциации звуков и букв С — Ш».
Данное занятие посвящено звуков и букв С — Ш. Учебный материал соответствует требованиям государственной программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной для детей с ОНР в условиях специального детского ...