Страна правильной речи. Методическая разработка НОД.
план-конспект занятия по логопедии на тему

Буйвалова Наталья Николаевна

Методическая разработка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strana_pravilnoy_rechi.docx257.24 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка НОД

для детей с нарушением  речи 6-7 лет.

                       

                                                                           


Схема конспекта.

Учитель-логопед : Буйвалова Наталья Николаевна

Возрастная группа : Подготовительная к школе группа.

Тема непосредственно-образовательной деятельности: «Страна правильной речи»

Образовательная область: Речевое развитие. Коррекционно-образовательная работа.

Характеристика группы:

Дети подготовительной к школе группы, посещающие дошкольный логопункт в количестве – 21 человек: из них 10 мальчиков, 11 девочек. Категория детей с разными речевыми нарушениями: ФФНР, ОНР IV уровня. У детей отмечается нарушения звукопроизношения, недостаточная сформированность фонематического слуха и восприятия, лексико-грамматических категорий, связной речи. Дети активны, любознательны, легко вступают в контакт со взрослыми и сверстниками.

Цель:

Обобщить знания, полученные на логопедических занятиях за учебный год.

Задачи:

Образовательные: Закреплять знания о механизме образования звуков. Совершенствовать навыки автоматизации звуков изолированно, в слогах, словах, предложении, в связной речи. Умение определять место звука в слове.

Формировать навыки самоконтроля за правильным произношением звуков в собственной речи.

Развивающие: Способствовать развитию артикуляционной и мелкой моторики через выполнение специальных упражнений. Развивать фонематический слух, звуковой анализ слова. С помощью подобранных игр формировать навыки усвоения лексико-грамматических категорий языка:  образование новых слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, образование слов множественного числа И.п.  Развивать познавательные процессы – память, внимание, мышление, зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные:  Воспитывать коммуникативные навыки сотрудничества в коллективе, умение помогать друг другу, воспитание уверенности в своих способностях. Способствовать вовлечению родителей в образовательный процесс, с помощью специальных упражнений.

Здоровьесберегающие:

Создание положительного эмоционального настроя и интереса к путешествию. Снятие психоэмоциональной нагрузки, развитие двигательных навыков.

Средства обеспечивающие образовательный процесс:  карта «Страны Правильной речи», конверты с заданиями от жителей городов, равное количество кругов красного и синего цвета, карточки и картинки на определённый звук, мяч,  изображение паровозика с вагончиками, карточки «Найди отличия»,  мягкие модули в форме дуг – 2шт., шапочки жука и осы, музыкальное сопровождение, использование ИКТ – презентация, закладки.

Планируемый результат:

Создание положительного эмоционального настроя и интереса к путешествию. Формировать навыки самоконтроля за правильным произношением звуков в собственной речи. Закрепление знаний о механизме образования звуков. Развитие фонематического слуха, звукового  анализа слова.  Развитие зрительного восприятия. Воспитание сотрудничества в коллективе. Вовлечение родителей в образовательный процесс. Формирование лексико-грамматических категорий языка.

  1. Организационный момент.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети входят в музыкальный зал под музыку « Разноцветная игра», встают полукругом лицом к родителям.

Чётко проговаривают правило хором  и индивидуально два человека.

- Ребята, посмотрите кто пришел к нам сегодня в гости? (это ваши мамы)

- Давайте поздороваемся.

-Я хочу вам предложить отправиться в путешествие по стране Правильной речи, в этой стране очень много разных городов.

-А давайте и ваших мам пригласим в это увлекательное путешествие.

-Ребята, я думаю, что вы сможете подружиться с жителями этой страны, ведь вы занимались целый год и многому научились.

Целевая установка.

Чтобы подружиться с жителями этой страны нужно правильно и четко произносить все звуки.

-Давайте повторим правило:

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо!

Ясно, чётко говорим,

Потому, что не спешим!

Создание положительного эмоционального настроя и интереса к путешествию.

Формировать навыки самоконтроля за правильным произношением звуков в собственной речи.

  1. Основная часть.

Дети вместе с мамами выполняют артикуляционную гимнастику.

Дети подходят к карте, рассматривают её, пальчиком ведут по дороге до первого города. (звучит музыка «Дорогою добра»)

Дети сидя на стульчиках, выполняют задания на слух.

Дети работают в командах – команда «синих» и «красных».

Каждая команда подходит к своему столу.

  1. Дети раскладывают картинки по вагончикам поровозика.

1-й команде звук (С), 2-й команде звук (Ш)

2.Дети изолированно произносят звуки и дают характеристику звукам.

3.Команда «красных» делит слово БУСЫ  на слоги, называя первый и последний слог, команда «синих» - слово ШУБА.

Из фишек красного и синего цвета команды выкладывают звуковую схему данных слов.

4.Команда «красных» обводит букву С, команда «синих» букву Ш.

Дети подходят к карте двигаются к следующему городу. (звучит музыка «Дорогою добра»)

Дети работают в командах за столами.

Находят отличия на картинках.

Дети подходят к карте двигаются к следующему городу. (звучит музыка «Дорогою добра»)

Дети встают в круг и выполняют пальчиковую гимнастику вместе с родителями.

Дети подходят к карте двигаются к следующему городу. (звучит музыка «Дорогою добра»)

Дети садятся на стульчики смотрят презентацию и отгадывают сказку.

Дети подходят к карте двигаются к следующему городу. (звучит музыка «Дорогою добра»).

Дети делятся на две команды и соревнуются друг с другом, проползая под мягкими дугами – модулями.

Дети подходят к карте двигаются к следующему городу. (звучит музыка «Дорогою добра»).

Дети встают в круг. Логопед бросает мяч, говорит задание , дети выполняют задание.

Дети подходят к карте двигаются к следующему городу. (звучит музыка «Дорогою добра»).

Дети сидят на стульчиках и смотрят сценку. Сценку исполняют только участники.

Дети отвечают в каких словах заблудились звуки.

Стихотворение читает один из воспитанников.

Чтобы говорить четко и красиво нужно потренировать язычок. Я предлагаю позвать к нам 2-3 мам.

Артикуляционная гимнастика.

-Ну вот, язычок потренировался можно отправляться в путь.Ребята, а как мы найдем эту страну?

-У меня есть карта будем двигаться по карте.

-И первый город, в который мы попали:

Звукобуквоград.

-Как вы думаете, кто живет в этом городе?

В этом городе живут звукобуквознайки.

Вот какие задания они приготовили.

Развитие фонематического слуха.

Закричал охотник – Ой! Двери (звери) гонятся за мной.

Жучка будку (булку) не доела. Неохота, недоело.

Тает снег. Течёт ручей. На ветвях полно врачей (грачей).

На поляне весной вырос зуб (дуб) молодой.

На глазах у детворы крысу (крышу) красят моляры.

Логопед делит детей на две команды, предлагает командам подойти к своим столам.

1.Определить место положение заданного звука ( в начале слова, в середине или в конце)

2.Произнести изолированно звуки и дать им характеристику.

3.Разделит слово БУСЫ и ШУБА на слоги и выложить звуковую схему каждого слова.

4.Найти среди других букв букву С и букву Ш.

На пути Горы Внимания.

Логопед предлагает  пройти за столы.

Полянка послушных пальчиков.

-Что же нужно сделать, чтобы пальчики стали послушными?

Логопед предлагает выполнить зарядку для пальчиков вместе с мамами.

Посадила я цветочки: (Попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь)

Маки раз, два – ноготочки,  (Поочередно загибают                     пальцы, начиная с большого сначала на правой руке,

А гвоздики – это три:  Затем на левой руке)

Полюбуйся, посмотри!            

Флокс – четыре, астры – пять.

Я их буду поливать!

Шесть – ромашки, семь – люпины,

Ну, а восемь – георгины,

Девять маргаритки в ряд, -

Получился целый сад!

Десять у крылечка встанут

Ярко-красные тюльпаны,

И одиннадцать шиповник.

Я – хозяйка и садовник!

-Отправляемся дальше в путь следующий город Сказок.

-Как вы думаете, кто живёт в этом городе?

Здесь живут сказочные герои. (Презентация: «Угадай-ка сказку»)

Физминутка.

На нашем пути оказался Тоннель.

-Что такое тоннель? Как нам его обойти?

Логопед делит детей на две команды.

-Продолжаем наше путешествие, мы подошли к городу Словоград, здесь живут словознайки, они знают много разных слов и предлагают вам поиграть в игру.

Д/и «Назови ласково»

Д/и «Один – много»

Последний город, к которому мы приближаемся город Стихосложение

Логопед предлагает детям исполнить сценку про «Осу и жука»

Автор: Встретил жук в одном лесу симпатичную осу…

Жук: Ах, какая модница! Пож-ж-жвольте пож-ж-жнакомитться.

 Оса: Уваз-з-заемый прохоз-з-зый! Ну, на сто з-з-з это похоз-зе! Вы не предсталяете, как вы сепелявите!

Автор: И красавица оса улетела в небеса.

Жук: Штранная гражданка, наверно, иноштранка!

Логопед: В каких словах заблудились чужие звуки? Такая история и с вами происходила не раз. Но шло время, дети усердно занимались и научились чётко произносить звуки).

Стихотворение «Буква Р»

Пёс рычит. Мурлычет кот… Мне же просто не везёт.

Я стараюсь, но молчу, очень Р сказать хочу.

Не выходит у меня «эр»… Вот недавно, например,

Я зову: «Марина!» - Слышится: «малина»…

Улыбается сестра: «За малиной в лес пора!»

Вновь твержу я «Эл» да «эл», всем, наверно, надоел…

Во дворе трещит мотор,  в конуре рычит Трезор.

Дождь шуршит, грохочет гром – это «эр» звучит кругом!

Я сегодня рано встал. Рот раскрыл, загрохотал:

«Тррракторр. Грррач. Поррртрет. Игррра. РРРадость. РРРадуга. Уррра!»

Развитие артикуляционной моторики. Вовлечение родителей в образовательный процесс.

Артикуляционная гимнастика.

-упражнение «бегимотики»

-«месим тесто»

-«блинчик»

-«окошечко»

-«парус»

-«чашечка»

-«лошадка»

-«моторчик»

(Все задания находятся в конвертах.)

Развитие фонематического слуха.

(Для деления детей на команды использует круги красного и синего цвета в равном количестве по числу детей.

Для одной команды используются картинки со звуком С, для другой команды со звуком Ш.)

(Фишки красного и синего цвета для выкладывания звуковой схемы. Карточки с буквами.)

Закрепление знаний о механизме образования звуков. Определение места положения звука в слове. Развитие зрительного восприятия. Умение помогать друг другу.

 (В конвертах картинки для каждой команды, необходимо найти отличия на картинках.)

Развитие внимания, мышления.

 

Развитие мелкой моторики пальцев рук, снятие напряжения.

Вовлечение родителей в образовательный процесс.

Развитие зрительного восприятия, памяти, мышления.

Снятие психоэмоциональной нагрузки, развитие двигательных навыков. Воспитание сотрудничества в коллективе.

(Используются мягкие модули в виде дуг для команд. Необходимо проползти под дугами и бегом вернуться к команде.)

(Для игры используется мяч.

Логопед называет предмет в единственном числе и бросает мяч ребёнку, ребёнок называет предмет во множественном числе.)

Формирование лексико-грамматических категорий языка.

(Для инсценировки сценки участники надевают шапочки с изображением жука и осы.)

Формирование навыков самоконтроля за правильным произношением звуков в связной речи, воспитание уверенности в своих способностях.

3.Заключительная часть.

Дети отвечают на поставленные вопросы, отгадывают загадку. Делают выводы о проведённом путешествии.

-Ребята, вы большие молодцы!

А наше путешествие подошло к концу.

-Вам понравилось наше путешествие? В какой стране мы побывали, чему научились? Жители этой страны желают вам:

Чтобы вы всегда, везде

На уроке и в труде

Никуда бы не спешили

Четко, ясно говорили.

Давайте откроем последний конверт, что же в нем?

Отгадайте загадку.
-Она вкладывается в книжки, чтоб не искать странички. 
Это предмет ребятки, называется – (закладка) 
Где пригодиться вам закладка? (в школе)

Эти закладки вам дарят на память жители страны Правильной речи.

До свидания, до новых встреч. Музыка «Игра».

(В конверте загадка и закладки по количеству детей.)

Рефлексия занятия, формирование положительных эмоций.

Список используемой литературы:

  1. Журавель Н.И. Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ. – М.: Сфера, 2008.
  2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М.: ГНОМ и Д, 2001.
  3. Козий Л., Гурин Ю. Презентация «Угадай-ка сказку».- сайт Viki.rdf.ru
  4. Тырышкина О.В. Индивидуальные логопедические занятия. Старший дошкольный возраст.-  Волгоград, 2012.
  5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Миронова С.А., Лагутина А.В. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.-М.:  Прсвещение. 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия для детей старшей группы (5-6 лет) с фонетико-фонематическим недоразвитием речи "Путешествие в страну правильной речи". Учитель-логопед МДОУ д/с "Росинка" г. Балашова Иванова Т.Е.

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИЗадачи:Образовательные.Закрепление знаний о структурных единицах речи (звук, буква, слово, предложение, текст.Закрепление практических умений и навыков пользо...

Занятие по развитию речи «Путешествие по Стране правильной речи»

Занятие по развитию речи «Путешествие по Стране правильной речи» в подготовительной группе[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19102087","attributes":{"alt":"","class":"media...

Конспект итогового занятия по развитию речи и социальному миру «Путешествие в страну правильной речи»

Тема: «Путешествие по городу Правильной речи»Цели:Образовательные:- закрепить разбор слова, работу над предложением, умение составлять описательные рассказы по картинам;- продолжить з...