Страна правильной речи. Методическая разработка НОД.
план-конспект занятия по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
Методическая разработка НОД
для детей с нарушением речи 6-7 лет.
Схема конспекта.
Учитель-логопед : Буйвалова Наталья Николаевна
Возрастная группа : Подготовительная к школе группа.
Тема непосредственно-образовательной деятельности: «Страна правильной речи»
Образовательная область: Речевое развитие. Коррекционно-образовательная работа.
Характеристика группы:
Дети подготовительной к школе группы, посещающие дошкольный логопункт в количестве – 21 человек: из них 10 мальчиков, 11 девочек. Категория детей с разными речевыми нарушениями: ФФНР, ОНР IV уровня. У детей отмечается нарушения звукопроизношения, недостаточная сформированность фонематического слуха и восприятия, лексико-грамматических категорий, связной речи. Дети активны, любознательны, легко вступают в контакт со взрослыми и сверстниками.
Цель:
Обобщить знания, полученные на логопедических занятиях за учебный год.
Задачи:
Образовательные: Закреплять знания о механизме образования звуков. Совершенствовать навыки автоматизации звуков изолированно, в слогах, словах, предложении, в связной речи. Умение определять место звука в слове.
Формировать навыки самоконтроля за правильным произношением звуков в собственной речи.
Развивающие: Способствовать развитию артикуляционной и мелкой моторики через выполнение специальных упражнений. Развивать фонематический слух, звуковой анализ слова. С помощью подобранных игр формировать навыки усвоения лексико-грамматических категорий языка: образование новых слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, образование слов множественного числа И.п. Развивать познавательные процессы – память, внимание, мышление, зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные: Воспитывать коммуникативные навыки сотрудничества в коллективе, умение помогать друг другу, воспитание уверенности в своих способностях. Способствовать вовлечению родителей в образовательный процесс, с помощью специальных упражнений.
Здоровьесберегающие:
Создание положительного эмоционального настроя и интереса к путешествию. Снятие психоэмоциональной нагрузки, развитие двигательных навыков.
Средства обеспечивающие образовательный процесс: карта «Страны Правильной речи», конверты с заданиями от жителей городов, равное количество кругов красного и синего цвета, карточки и картинки на определённый звук, мяч, изображение паровозика с вагончиками, карточки «Найди отличия», мягкие модули в форме дуг – 2шт., шапочки жука и осы, музыкальное сопровождение, использование ИКТ – презентация, закладки.
Планируемый результат:
Создание положительного эмоционального настроя и интереса к путешествию. Формировать навыки самоконтроля за правильным произношением звуков в собственной речи. Закрепление знаний о механизме образования звуков. Развитие фонематического слуха, звукового анализа слова. Развитие зрительного восприятия. Воспитание сотрудничества в коллективе. Вовлечение родителей в образовательный процесс. Формирование лексико-грамматических категорий языка.
| ||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание |
Дети входят в музыкальный зал под музыку « Разноцветная игра», встают полукругом лицом к родителям. Чётко проговаривают правило хором и индивидуально два человека. | - Ребята, посмотрите кто пришел к нам сегодня в гости? (это ваши мамы) - Давайте поздороваемся. -Я хочу вам предложить отправиться в путешествие по стране Правильной речи, в этой стране очень много разных городов. -А давайте и ваших мам пригласим в это увлекательное путешествие. -Ребята, я думаю, что вы сможете подружиться с жителями этой страны, ведь вы занимались целый год и многому научились. Целевая установка. Чтобы подружиться с жителями этой страны нужно правильно и четко произносить все звуки. -Давайте повторим правило: Говорим всегда красиво, Смело и неторопливо! Ясно, чётко говорим, Потому, что не спешим! | Создание положительного эмоционального настроя и интереса к путешествию. Формировать навыки самоконтроля за правильным произношением звуков в собственной речи. |
| ||
Дети вместе с мамами выполняют артикуляционную гимнастику. Дети подходят к карте, рассматривают её, пальчиком ведут по дороге до первого города. (звучит музыка «Дорогою добра») Дети сидя на стульчиках, выполняют задания на слух. Дети работают в командах – команда «синих» и «красных». Каждая команда подходит к своему столу.
1-й команде звук (С), 2-й команде звук (Ш) 2.Дети изолированно произносят звуки и дают характеристику звукам. 3.Команда «красных» делит слово БУСЫ на слоги, называя первый и последний слог, команда «синих» - слово ШУБА. Из фишек красного и синего цвета команды выкладывают звуковую схему данных слов. 4.Команда «красных» обводит букву С, команда «синих» букву Ш. Дети подходят к карте двигаются к следующему городу. (звучит музыка «Дорогою добра») Дети работают в командах за столами. Находят отличия на картинках. Дети подходят к карте двигаются к следующему городу. (звучит музыка «Дорогою добра») Дети встают в круг и выполняют пальчиковую гимнастику вместе с родителями. Дети подходят к карте двигаются к следующему городу. (звучит музыка «Дорогою добра») Дети садятся на стульчики смотрят презентацию и отгадывают сказку. Дети подходят к карте двигаются к следующему городу. (звучит музыка «Дорогою добра»). Дети делятся на две команды и соревнуются друг с другом, проползая под мягкими дугами – модулями. Дети подходят к карте двигаются к следующему городу. (звучит музыка «Дорогою добра»). Дети встают в круг. Логопед бросает мяч, говорит задание , дети выполняют задание. Дети подходят к карте двигаются к следующему городу. (звучит музыка «Дорогою добра»). Дети сидят на стульчиках и смотрят сценку. Сценку исполняют только участники. Дети отвечают в каких словах заблудились звуки. Стихотворение читает один из воспитанников. | Чтобы говорить четко и красиво нужно потренировать язычок. Я предлагаю позвать к нам 2-3 мам. Артикуляционная гимнастика. -Ну вот, язычок потренировался можно отправляться в путь.Ребята, а как мы найдем эту страну? -У меня есть карта будем двигаться по карте. -И первый город, в который мы попали: Звукобуквоград. -Как вы думаете, кто живет в этом городе? В этом городе живут звукобуквознайки. Вот какие задания они приготовили. Развитие фонематического слуха. Закричал охотник – Ой! Двери (звери) гонятся за мной. Жучка будку (булку) не доела. Неохота, недоело. Тает снег. Течёт ручей. На ветвях полно врачей (грачей). На поляне весной вырос зуб (дуб) молодой. На глазах у детворы крысу (крышу) красят моляры. Логопед делит детей на две команды, предлагает командам подойти к своим столам. 1.Определить место положение заданного звука ( в начале слова, в середине или в конце) 2.Произнести изолированно звуки и дать им характеристику. 3.Разделит слово БУСЫ и ШУБА на слоги и выложить звуковую схему каждого слова. 4.Найти среди других букв букву С и букву Ш. На пути Горы Внимания. Логопед предлагает пройти за столы. Полянка послушных пальчиков. -Что же нужно сделать, чтобы пальчики стали послушными? Логопед предлагает выполнить зарядку для пальчиков вместе с мамами. Посадила я цветочки: (Попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь) Маки раз, два – ноготочки, (Поочередно загибают пальцы, начиная с большого сначала на правой руке, А гвоздики – это три: Затем на левой руке) Полюбуйся, посмотри! Флокс – четыре, астры – пять. Я их буду поливать! Шесть – ромашки, семь – люпины, Ну, а восемь – георгины, Девять маргаритки в ряд, - Получился целый сад! Десять у крылечка встанут Ярко-красные тюльпаны, И одиннадцать шиповник. Я – хозяйка и садовник! -Отправляемся дальше в путь следующий город Сказок. -Как вы думаете, кто живёт в этом городе? Здесь живут сказочные герои. (Презентация: «Угадай-ка сказку») Физминутка. На нашем пути оказался Тоннель. -Что такое тоннель? Как нам его обойти? Логопед делит детей на две команды. -Продолжаем наше путешествие, мы подошли к городу Словоград, здесь живут словознайки, они знают много разных слов и предлагают вам поиграть в игру. Д/и «Назови ласково» Д/и «Один – много» Последний город, к которому мы приближаемся город Стихосложение Логопед предлагает детям исполнить сценку про «Осу и жука» Автор: Встретил жук в одном лесу симпатичную осу… Жук: Ах, какая модница! Пож-ж-жвольте пож-ж-жнакомитться. Оса: Уваз-з-заемый прохоз-з-зый! Ну, на сто з-з-з это похоз-зе! Вы не предсталяете, как вы сепелявите! Автор: И красавица оса улетела в небеса. Жук: Штранная гражданка, наверно, иноштранка! Логопед: В каких словах заблудились чужие звуки? Такая история и с вами происходила не раз. Но шло время, дети усердно занимались и научились чётко произносить звуки). Стихотворение «Буква Р» Пёс рычит. Мурлычет кот… Мне же просто не везёт. Я стараюсь, но молчу, очень Р сказать хочу. Не выходит у меня «эр»… Вот недавно, например, Я зову: «Марина!» - Слышится: «малина»… Улыбается сестра: «За малиной в лес пора!» Вновь твержу я «Эл» да «эл», всем, наверно, надоел… Во дворе трещит мотор, в конуре рычит Трезор. Дождь шуршит, грохочет гром – это «эр» звучит кругом! Я сегодня рано встал. Рот раскрыл, загрохотал: «Тррракторр. Грррач. Поррртрет. Игррра. РРРадость. РРРадуга. Уррра!» | Развитие артикуляционной моторики. Вовлечение родителей в образовательный процесс. Артикуляционная гимнастика. -упражнение «бегимотики» -«месим тесто» -«блинчик» -«окошечко» -«парус» -«чашечка» -«лошадка» -«моторчик» (Все задания находятся в конвертах.) Развитие фонематического слуха. (Для деления детей на команды использует круги красного и синего цвета в равном количестве по числу детей. Для одной команды используются картинки со звуком С, для другой команды со звуком Ш.) (Фишки красного и синего цвета для выкладывания звуковой схемы. Карточки с буквами.) Закрепление знаний о механизме образования звуков. Определение места положения звука в слове. Развитие зрительного восприятия. Умение помогать друг другу. (В конвертах картинки для каждой команды, необходимо найти отличия на картинках.) Развитие внимания, мышления.
Развитие мелкой моторики пальцев рук, снятие напряжения. Вовлечение родителей в образовательный процесс. Развитие зрительного восприятия, памяти, мышления. Снятие психоэмоциональной нагрузки, развитие двигательных навыков. Воспитание сотрудничества в коллективе. (Используются мягкие модули в виде дуг для команд. Необходимо проползти под дугами и бегом вернуться к команде.) (Для игры используется мяч. Логопед называет предмет в единственном числе и бросает мяч ребёнку, ребёнок называет предмет во множественном числе.) Формирование лексико-грамматических категорий языка. (Для инсценировки сценки участники надевают шапочки с изображением жука и осы.) Формирование навыков самоконтроля за правильным произношением звуков в связной речи, воспитание уверенности в своих способностях. |
3.Заключительная часть. | ||
Дети отвечают на поставленные вопросы, отгадывают загадку. Делают выводы о проведённом путешествии. | -Ребята, вы большие молодцы! А наше путешествие подошло к концу. -Вам понравилось наше путешествие? В какой стране мы побывали, чему научились? Жители этой страны желают вам: Чтобы вы всегда, везде На уроке и в труде Никуда бы не спешили Четко, ясно говорили. Давайте откроем последний конверт, что же в нем? Отгадайте загадку. Эти закладки вам дарят на память жители страны Правильной речи. До свидания, до новых встреч. Музыка «Игра». | (В конверте загадка и закладки по количеству детей.) Рефлексия занятия, формирование положительных эмоций. |
Список используемой литературы:
- Журавель Н.И. Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ. – М.: Сфера, 2008.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М.: ГНОМ и Д, 2001.
- Козий Л., Гурин Ю. Презентация «Угадай-ка сказку».- сайт Viki.rdf.ru
- Тырышкина О.В. Индивидуальные логопедические занятия. Старший дошкольный возраст.- Волгоград, 2012.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Миронова С.А., Лагутина А.В. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.-М.: Прсвещение. 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия для детей старшей группы (5-6 лет) с фонетико-фонематическим недоразвитием речи "Путешествие в страну правильной речи". Учитель-логопед МДОУ д/с "Росинка" г. Балашова Иванова Т.Е.
ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИЗадачи:Образовательные.Закрепление знаний о структурных единицах речи (звук, буква, слово, предложение, текст.Закрепление практических умений и навыков пользо...
Логопедическое занятие по развитию речи "Страна правильной речи"
Итоговое занятие...
Практикум для родителей по развитию речи «Секреты Королевы страны Правильной речи»
Практикум для родителей по развитию речи...
Занятие по развитию речи «Путешествие по Стране правильной речи»
Занятие по развитию речи «Путешествие по Стране правильной речи» в подготовительной группе[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19102087","attributes":{"alt":"","class":"media...
Конспект итогового занятия по развитию речи и социальному миру «Путешествие в страну правильной речи»
Тема: «Путешествие по городу Правильной речи»Цели:Образовательные:- закрепить разбор слова, работу над предложением, умение составлять описательные рассказы по картинам;- продолжить з...
Методическая разработка на тему: Мастер класс «Использование игровых технологий по развитию речи в работе учителя –логопеда в условиях ФГОС ДОУ. Путешествие в страну Правильной речи.
Цель: предоставление, обобщение, систематизация и распространение личного педагогического опыта для педагогов....