Роль речевых игр в коррекции речи дошкольников.
методическая разработка по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
Роль речевых игр в коррекции речи
дошкольников
Ребенка от рождения окружает мир звуков, которым он начинает интересоваться уже в младшем дошкольном возрасте. Важно как можно раньше научить ребенка правильному произношению, умению замечать и исправлять речевые ошибки, а таким образом - развивать культуру речи ребенка.
Детям иногда трудно сразу правильно воспроизвести услышанное слово: четко произнести звуки в нем, не нарушить составную структуру слова.
Четкость и чистота речи зависят от многих факторов:
- от состояния и подвижности артикуляционного аппарата;
- развития речевого дыхания, что обеспечивает нормальное звукообразование;
- развития дикции;
- развития фонематического слуха;
- умения отличать одни речевые звуки от других, в частности близкие по звучанию.
Прислушиваясь к различным словам, «играя» с ними, дети развивают свой слух, артикуляцию, улучшают произношение. В дошкольном возрасте - игр является ведущим видом деятельности ребенка, эффективным методом и одной из форм обучения и воспитания, которая стимулирует речевую активность детей.
Игры со словом и звуком для детей является не только привлекательными, но и полезными. Речевые игры направлены на развитие речи у детей, уточнения и закрепления словарь, на формирование правильного звукопроизношения. Одновременно они являются основой для активизации познавательной деятельности, развития умственных способностей. У дошкольников формируется умение высказывать свое мнение, делать выводы, применять новые знания в различных жизненных ситуациях.
Речевые игры имеют большое значение для развития речи и мышления детей; они активизируют, обогащают их словарный запас, улучшают фонематический слух у детей, прививают интерес и любовь к языку.
Уважаемые родители, играйте с детьми!
Сотрудничество педагогов и родителей - залог успеха.
Словесные игры для развития и обогащения активного
речевого словаря
А) Дополни предложения
- Летом листочки на деревьях зеленые, а осенью..
- Зайчик летом, а зимой...
- Грибы растут..., а огурчики - на...
- Рыба живет в..., а медведь - в...
- Сахар сладкий, а лимон...
- Днем светло, а ночью...
Б) Закончи предложение
Дети по очереди заканчивают каждое из предложений:
Я хочу...
Я умею...
Я помогу...
Я принесу...
Я спою...
В) Догадайся и подскажи
На доске выставлены рисунки. Педагог называет несколько признаков одного из изображенных объектов, а дети называют сам объект.
- воронье, серое... - крыло;
- зеленый, прожорливый... - крокодил;
- хищный, ширококрылый... - орел;
- блестящее, гладкое... - зеркало.
Г) Скажи какой
- Карандаш - новый, большой, красивый, ребристый, цветной, тонкий, прочный...
- Лист осенний, желтый, большой, маленький, опавший...
- Цветок - душистый, весенний, лесной, яркий, маленький...
- Река - быстрая, прозрачная, глубокая, чистая, широкая...
Словесные игры на распознавание частей речи,
выяснение взаимосвязи между ними
А) Веселая семейка
Правильно назвать животных и их детенышей.
- Папа - лис, мама - лиса, малыши - лисята.
- Петух, курица, цыплята.
- Кот, кошка, котята.
- Гусь, гусыня, гусята.
- Медведь, медведица, медвежата.
Б) Большой - малый
Подобрать ласкательное слово.
- Мама - мамочка,
- ваза - вазочка,
- кот - котик,
- солнце - солнышко,
- река - речушка,
- береза - березка,
- листок - листочек.
В) Два - один
Образование из двух простых слов одного сложного:
- Небо и склон - небосклон,
- лес и полоса - лесополоса,
- птица и ферма - птицеферма,
- лист и падать - листопад,
- хлеб и делать - земледелец,
- лес и рубить - лесоруб,
- снег и падать - снегопад.
Г) Поймай мяч
Воспитатель называет существительное и бросает ребенку мяч. Ребенок образует из предложенного слова прилагательное и возвращает мяч педагогу.
- весна - весенний,
- солнце - солнечный,
- береза - березовый,
- липа - липовый,
- дождь - дождливый.
Речевые игры для формирования умения выражать
собственное мнение
А) Согласие - несогласие
Задача педагога - формировать у детей умение утверждать или оспаривать тезис, обосновывать свое мнение.
Воспитатель. Сегодня будет дождь.
Дети. Нет, не будет, потому что небо чистое.
Воспитатель. Все птицы улетают в теплые края.
Дети. Нет, некоторые остаются зимовать (воробей, ворона, галка).
Б) Найди по признакам
Задача педагога - учить на основе сенсорного обследования выделять существенные признаки предметов (деревянный стол, льняная салфетка, стеклянная ваза); использовать слова, которые называют эти признаки, во время совместного с воспитателем составления рассказа - размышления.
Внимательно рассмотреть стол и ответить на вопрос: Какого цвета стол? Какой формы? Из чего изготовлен? Почему столешница твердая? Почему стол устойчив?
Совместно с воспитателем дети составляют такой рассказ. Стол — очень важная вещь в доме, потому что... (за ним можно обедать, рисовать, читать). Столешница должна быть прочной, потому что... (на мягкую неудобно ставить посуду, вазу). У стола должно быть четыре ножки, потому что... (он будет устойчивым). Без стола дома не обойтись.
В) Рассказ-небылица
Задача педагога - учить определять тему размышления вставными конструкциями «я думаю», «я знаю», «мне кажется», «на мой взгляд»; отрицать неподходящие явления, используя подчинительные союзы «потому что».
После прослушивания рассказов-небылиц дети определяют несоответствия, которые они заметили.
Летом ярко светит солнце, поэтому дети вышли на прогулку. Они сделали из снега горку и начали кататься на санках. Потом слепили из песка снежную бабу. Вот как весело было детям!
Г) Фантастическая гипотеза
Технология подобных гипотез довольно проста. Она имеет форму вопроса: «Что было бы, если бы?»
- Что было бы, если бы исчезли все взрослые?
- Что было бы, если бы вдруг исчезло солнце?
- Что было бы, если бы к нам пришел крокодил?
- Что было бы, если бы не было деревьев и цветов?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий театральной постановки «Как краски кубанскую радугу спасали» из опыта работы учителя-логопеда Микрюковой Натальи Анатольевны « Роль театрализованной деятельности в коррекции речи детей дошкольного возраста с ОНР»
Театральная деятельность - палочка -выручалочка для логопеда! Поставьте детей на сцену - результат получите замечательный. Коррекция речи дошкольников с общим недоразвитием ре...
Роль логопедической ритмики в коррекции речи детей дошкольного возраста
Занятие по логопедической ритмике с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста.Тема: «Поход в горы».Цели:- расширить представления о горах, походе, туристическом снаряжении;- учить координирова...
Познавательно-речевое развитие и коррекция речи при проведении игр развивающего характера
Методическая разработка "Познавательно-речевое развитие и коррекция речи при проведении игр развивающего характера...
Роль дидактической игры в коррекции речи
Роль дидактической игры в коррекции речи...
Роль дыхательной гимнастики в коррекции речи детей
В статье даются рекомендации по обследованию типа дыхания у детей и упражнения по дыхательной гимнастике для детей, имеющих патологию прикуса....
Роль речевых игр в развитии речи дошкольников
Роль речевых игр в развитии речи дошкольников...
"Роль родителей в процессе коррекции речи"
laquo;Две особенности решительно отличают человека от животных: разум и речь; разум нужен человеку для самого себя, а речь - для ближнего. Поэтому нужно прилагать одинаковую заботу к тому и другому, ...