Познавательно-речевое развитие и коррекция речи при проведении игр развивающего характера
методическая разработка (старшая группа) на тему
Методическая разработка "Познавательно-речевое развитие и коррекция речи при проведении игр развивающего характера
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 106.91 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ № 2 г. Нефтегорска
Структурное подразделение государственного бюджетного
общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы № 2 с углубленным изучением отдельных предметов «Образовательный центр» города Нефтегорска муниципального района Нефтегорский Самарской области
Познавательно-речевое развитие и коррекция речи
при проведении игр развивающего характера
(из опыта работы)
Васильева Т.В.
воспитатель I квалификационной категории
Нефтегорск
Игра - основной вид деятельности дошкольника. В процессе игры создаются и развертываются условные формы взаимосвязи между детьми и моделируемыми реалиями действительности. Объекты, явления и процессы окружающего мира имитируются в игре, заменяясь условной наглядной моделью. Проведение на групповых, подгрупповых и индивидуальных занятиях специально подобранных игр создает максимально благоприятные условия для развития речи детей и позволяет решать педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребенка условиях игровой деятельности. Специально организованные игры способствуют возрастанию у детей интереса к занятиям, повышению внимания, речевой активности. Наглядно – игровые средства представляют, с одной стороны, наглядное пособие, с другой – дидактическую игру со своим содержанием, организацией и методикой проведения.
Наглядно – игровые средства дают возможность детям с ОНР, наглядно представить конкретную ситуацию, необходимую для порождения определенного речевого высказывания. Содержание каждого игрового пособия способствует решению максимального количества образовательных и воспитательных задач, развитию всех психических функций. Наглядно – игровые средства, предложенные Уваровой Т.Б рекомендованы для учителей – логопедов, воспитателям коррекционных групп. Могут применяться на логопедических занятиях по разным направлениям (Формирование временных понятий, произносительной и лексико-грамматической стороны речи, фонематического восприятия, обучение грамоте)
Наглядно-игровые приемы по формированию лексико-грамматических средств языка
Грамматический строй речи формируется постепенно, самостоятельно . путем подражания речи взрослых, в процессе общения и разнообразной речевой практики. Грамматика включает в себя три основных тесно взаимосвязанных и взаимодействующих компонента: морфологию, словообразование, синтаксис. Постепенность и определенная последовательность овладения грамматическим строем объясняется не только возрастными закономерностями развития нервной деятельности ребенка, но и сложностью грамматической системы русского языка, особенно морфологической.
Трудность в овладении грамматической стороной речи в том, что ребенок не осознает этих значений, употребляет их интуитивно. У детей с речевыми нарушениями понижена способность воспринимать различия лексико – грамматических элементов речи, что ограничивает их возможности и способности, необходимые для продуктивного и творческого применения конструктивных элементов языка в процессе речевого высказывания.
Из- за своеобразного понимания служебных слови недостаточного развития пространственных представлений дети с нарушениями речи часто искажают предложно – падежные конструкции. Предлагаемые пособия, способствующие развитию лексико – грамматических средств языка, выполнены с учетом решения максимального количества задач: для развития пространственных отношений, зрительного восприятия, внимания. Памяти , речевой практики.
Воспитатель: Однажды семья привезла с дачи домой овощи. Фрукты и ягоды, т.е урожай. Его необходимо разложить по блюдам: овощи в соломенное блюдо, фрукты в стеклянное блюдо, ягоды в фарфоровое. Дети берут со стола перевернутые вниз картинки, комментируя свои действия. Например: « Это свекла. Свекла – овощ. Я положу свеклу в соломенное блюдо. Это клубника. Клубника – ягода. Я положу ее в фарфоровое блюдо. Это яблоко. Яблок фрукт. Я положу его в стеклянное блюдо.
«Деревья, листья и ветки»
Цель: Формировать навык образования относительных прилагательных , активизировать словарь по теме, развивать мелкую моторику и координацию движений.
Воспитатель: Над сказочным лесом пронесся ураган, который сорвал с каждого дерева листья и сломал ветку. Нужно определить, с какого дерева листья, ветка, и назвать их. Ветка клена( какая?)- кленовая, лист дуба (какой?) дубовый. Дети по одному берут перевернутые картинкой вниз карточки, рассматривают, называют и прикрепляют картинки к соответствующему дереву.
«Урожай»
Цель: Обобщать знания по темам « Овощи», « Фрукты», « Ягоды», активизировать словарь, дифференцировать данные понятия. В начале занятия воспитатель предлагает детям вспомнить, что такое урожай.
«Животные нашей планеты»
Цель: Активизировать словарь по теме, развивать грамматику и связную речь.
Демонстрируются картинки с изображениями диких животных: белого медведя, лисы, волка, бурого медведя, моржа, льва, жирафа, зайца. Белки, бегемота, тюленя, лося. Воспитатель читает стихотворение, демонстрирует пособие.
Какая все- таки Земля
Чудесная планета:
Есть страны, где всегда зима
А есть, где вечно – лето!
В жаре пустынь, в степной пыли
И там, где льды холодные
Живут во всех частях Земли
Различные животные
Они такие разные
Такие многоцветные
Пугливые, опасные
Большие, неприметные
Несильные, могучие
Безрогие, рогатые
Лохматые, колючие
Бесхвостые, хвостатые
С тяжелыми копытами
И с коготками острыми
Голодные и сытые
Неяркие и пестрые
И очень грациозные
И слишком неуклюжие
Изящные и грозные
С зубами. Как оружие
Одни полны величия
Другие – трепетания
Но главное различие
Их место обитания
Одни на Севере живут
Другие в Средней полосе
А третьим на жаре уют
И, все таки довольны все
Животные со всей Земли
Сегодня в гости к нам пришли
Теперь они в гостях у нас
Но дали нам задание
Чтоб их доставили сейчас
До места обитания
Дети берут картинку с изображением животного и .прикрепляют его к той картинке, где это животное обитает.( Морж живет на Севере. Обезьяны живут в жарких странах
Игра « Цветочная сказка»
Цель: Формировать умение употреблять предлоги: на, под, в, за, К, от, с, из-за, из- под. Развивать ориентацию в пространстве, активизировать словарь по теме.
Воспитатель: Среди цветов этой клумбы жило много жучков, комаров, бабочек. Но недавно недалеко поселилась бабочка, которая охотится за насекомыми. Теперь они все прячутся от нее. Помогите насекомым спастись от жабы. Изображения насекомых лежат на столе, приглашается ребенок, выбирает насекомое и располагает на свой выбор или по инструкции воспитателя. Появляется жаба, бабочка прячется под цветок. Ребенок полностью повторяет предложение.
Игра « Ромашки»
Цель: Развивать слоговую структуру, формировать навык деления слов на слоги, развивать мелкую моторику, абстрактно – логическое мышление.
Воспитатель: как – то жарким летним днем
Говорят букашки
« А давайте – ка начнем собирать ромашки!
В холодочке у реки
Мы сплетем из них венки
Но пчела сказала вдруг:
Ну кА погодтие!
Муха, бабочка и жук
Все ко мне летите
Выбрав для себя цветок
Сядьте в серединку
Я же каждый лепесток превращу в картинку
После их перемешаю
Где какой – сама не знаю
Прежде, чем сорвать цветки
Подбери – ка лепестки
Но , подумай хорошо, сидя на травинке
Подойдет ли лепесток, к этой сердцевинке
Их непросто подобрать
Слоги нужно сосчитать
Что ж, поможем мы букашкам
Сами соберем ромашки?
Молодцы, но все же нужно
Повторить картинки дружно
Вы надежды оправдали
Лепестки все подобрали
У ромашек яркий вид
Вас пчела благодарит!
Игры на развитие фонематического восприятия и обучению грамоте
Наглядно – игровые средства с успехом можно применять в работе над формированием фонематического восприятия и обучению грамоте.
Несформированность фонетической стороны речи часто обусловлена неразвитостью высших психических функций ребенка, недоразвитием фонематического слуха. Применяемые наглядно – игровые средства призваны способствовать развитию перечисленных функций в интересной, доступной и понятной детям игр
Игра « Ваза и цветы»
Цель: Развивать фонематическое восприятие, учить подбирать звуковые схемы к картинкам и картинки к схемам.
Воспитатель: Дети по лесу гуляли
И букет цветов нарвали
Посмотрите – ка : цветы –
Небывалой красоты
У цветочков в серединке
Нарисованы картинки
Вазы тоже непростые
Всюду – схемы звуковые
С вами мы цветы возьмем
И по вазам разнесем
Это, может и несложно
Только нужно осторожно
И, конечно же не сразу
Брать цветы и ставить в вазу
Картинку нужно называть
И к слову схему подбирать
Ну что ж, вы выполнили это
Какие яркие букеты!
Давайте мы к ним подойдем
И вновь картинки назовем!
Литература:
- Алексеева М.Н. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников»
- Арушанова А.Г. «Речь и речевое общение»
- Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду»
- Никитин С.В. «Сенсорное воспитание в детском саду»
- Пиаже Ж. «Ребенок и мышление ребенка»
- Сохина Ф.А. «Развитие речи детей дошкольного возраста».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПЫТА РАБОТЫ «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИГР РАЗВИВАЮЩЕГО ХАРАКТЕРА»
из опыта работы...
Познавательно-речевое развитие при проведении игр развивающего характера
Из опыта работы...
«Познавательно – речевое развитие при проведении игр развивающего характера у старших дошкольников».
Каждая игра – это общение ребёнка с взрослыми!!!...
Мастер-класс нa тему «Познавательное развитие у детей при проведении игр развивающего характера»
Методические рекомендации по познавательному развитию детей....
«Познавательно – речевое развитие при проведении игр развивающего характера»
Сообщение из опыта работы на педсовете в ДОУ...
Консультация для педагогов на тему: «Познавательно – речевое развитие детей при проведении игр развивающего характера».
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых...
- Мне нравится (2)