Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей ОНР (2ой год обучения) Дифференциация предлогов «на» и «под».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей ОНР (2ой год обучения) подготовительная группа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsiatsiya_predlogov_2.docx | 24.32 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
ТЕМА: ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ.
Дифференциация предлогов «на» и «под».
Возрастная группа: Подготовительная.
Профиль группы: ОНР.2-ой год обучения.
Учитель-логопед: Говорушкина Е.А.
МОСКВА 2016
Тема «Дифференциация предлогов «на» и «под».
Цель: Продолжать учить детей различать значение предлогов «на» и «над» и правильно употреблять их в речи.
Коррекционно-образовательные задачи: обучение составлению предложений по двум опорным словам и заданному предлогу. Обучение правильно употреблять предлоги «НА» и «ПОД» с существительными в различных падежах; внимательно рассматривать картинки и сравнивать изображения; составлять схемы предложений.
Коррекционно-развивающие задачи: Развитие диалогической речи, развитие лексико- грамматического строя речи ,зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координация речи с движением. Развитие умения ориентироваться на плоскости листа.
Коррекционно-воспитательные задачи : Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности и ответственности Оборудование: кукла Маша; котенок; карточки со схемами предлогов по количеству детей; сюжетные ,контурные и предметные картинки; схемы для составления предложений. Карточки с деформированными предложениями. Таблицы лото «На и под»-«Домашнее задание для Маши»
Ход занятия
Организационный момент
Детям раздаются карточки с контурным изображением, предлагается найти на стульчике конверт с аналогичным изображением предмета .
Садитесь на стульчики., и откройте конвертики. Что на них изображено?
Дети : Это схемы маленьких слов « на» и «под»
Логопед : – Когда мы говорим эти «маленькие слова»?
«Маленькое слово» НА появляется тогда, когда предмет находится вверху; ПОД – когда предмет находится внизу.
Сегодня мы с Вами будем учиться различать эти маленькие слова.
Основная часть занятия
- Дидактическая игра « Найди котенка» ( различение значения предлогов «на»и «под» , правильное употребление их в речи., составление предложения по двум опорным словам и заданному предлогу.)
Логопед: Мы сегодня с вами пойдем в гости к девочке Маше. У Маши есть котенок, игривый и шустрый, поэтому зовут его Шустрик. Он очень любит играть, всюду бегает, забирается на различные предметы, прячется в разных местах комнаты. Мы сейчас посмотрим на игру котенка и расскажем, где он оказался во время игры. А в своих ответах вы будете выделять маленькое слово (картина с изображением комнаты, котенок с магнитом).
Закройте глазки. Откройте. Назовите, куда спрятался котенок
Дети: Котенок спрятался ПОД стол. И т.д.
Логопед: Какое маленькое слово вы услышали в предложении? Покажите схему Молодцы!
Задание повторяется несколько раз.
- Дидактическая игра «Помоги Маше» (Формирование зрительного внимания . Составление предложений по заданной схеме.)
Пока котенок играл, все вещи разбросал. Собиралась Маша в школу. Смотрит, вокруг беспорядок, вещи валяются, от Маши «прячутся». Посмотрите на свои картинки на конвертах, постараетесь найти этот предмет в комнате и составить предложение с маленькими словами.
( картина с изображением комнаты и разбросанными вещами) совместное составление схемы предложения (пример: «Карандаш лежит под столом»), его анализ.
Пример: Дети – Карандаш лежит под столом.
Логопед: Хорошо. Давайте составим схему этого предложения. Из чего состоят предложения?
Дети: Из слов.
Логопед: Сколько нужно взять полосок? Почему на первом месте находится особенная полоска? Сколько слов в предложении? Что поставим в конце предложения?
Назови 1-е слово в предложении (второе, четвертое).
Назови, какое маленькое слово есть в предложении. Какое слово стоит на 3-ем месте?
(Дети по очереди работают у доски, осуществляют взаимопроверку).
Опрос всех детей – выделение предлога из самостоятельно составленного предложения
3.Динамическая пауза ( координация речи с движением)
Стала Маша одеваться
Ищет вещи. Где же вещи?
Ищет вещи Маша, Маша-растеряша
(поворот в одну сторону, в другую сторону в исходное положение)
И на стуле нет (руки вперед, развести в стороны)
И под стулом нет (присесть, встать, развести руки в стороны)
На кровати нет, под кроватью нет (аналогичные движения)
Вот какая Маша, Маша-растеряша.
4. Припоминание предложений с предлогами. Работа над формированием слухового внимания, и памяти.
Вспомните стихотворение, где Маша искала свои вещи? (на стуле, на кровати, под кроватью).
Детям предлагается сесть за столы.
5 Дидактическая игра «Исправь ошибки» (Работа над формированием слухового внимания, памяти. Умение применить полученные знания о предлогах. Работа с деформированными предложениями.)
(Игрушка котик с тетрадкой, деформированные предложения)
Посмотрите, что нам принес Шустрик. Что у него в лапках? Тетрадка. Тетрадка Маши. Посмотрите, что в ней? Двойка! Послушайте, что Маша написала: «Бабушка села скамейку. Воробей взлетел ветку. Мяч укатился шкаф. Тапочки стоят кроватью».
Давайте исправим Машины ошибки.
6 Дидактическая игра « домашнее задание для Маши» (Работа со схемами. Самостоятельная работа детей с дальнейшей проверкой. Ориентирование на плоскости листа.)
Ребята, давайте поможем Маше сделать домашнее задание. Садитесь за столы, открывайте конверты с заданием. (Работа со схемами.)
Разложите карточки рядом со схемой обозначающей маленькое слово.
Проверка: Какую карточку ты положил первой в первом ряду?
- Какая карточка у тебя вторая во втором ряду?
Итог занятия
Вспомните, у кого мы были в гостях? С какими маленькими словами мы играли? Когда появляется маленькое слово НА? Когда появляется маленькое слово ПОД?
Молодцы. Вы очень помогли Маше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий по формированию лексико-грамматического строя речи у детей.
Пять конспектов занятий по технологии формирования лексико-грамматического строя речи у детей Филичевой, Чиркиной....
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка у детей старшего дошкольного возраста с ОНР ТЕМА: Путешествие в деревню к бабушке Наташе
обмен опытом работы по развитию речи у детей с тяжелыми нарушениями речи старшего возраста...
Конспект занятия по формированию лексико – грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «Ранняя весна». Предлог «БЕЗ».
Материал полезен коллегам, которые работают в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей с тжелыми нарушеними речи....
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка у детей дошкольного возраста с ОНР.
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка у детей дошкольного возраста с ОНР.Цели:- обучение детей умению образовывать существительные в родительном падеже единс...
Конспект занятия по формированию лексико - грамматического строя речи для детей старшей группы с ОНР и стертой формой дизартрии
В занятии используется материал коррекционных приемов необходимых при ОНР и стертой фомы дизартрии, используются как традиционные методы так и элементы инновационных технологий....
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: "Согласование существительных с глаголами единственного и множественного числа. Лексическая тема «Почта»."
Цель: Учить согласовывать имена существительные с глаголами единственного и множественного числа.Задачи:1. Упражнять в подборе имён существительных к именам прилагательным и учить согласовывать их в р...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста по теме "Народные промыслы"
Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста по теме "Народные промыслы"...