Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей ОНР (2ой год обучения) Дифференциация предлогов «на» и «под».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Говорушкина Елена Александровна

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей ОНР (2ой год обучения) подготовительная группа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_predlogov_2.docx24.32 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

 

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

ТЕМА: ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ.

 Дифференциация предлогов «на» и «под».

Возрастная группа: Подготовительная.

Профиль группы: ОНР.2-ой год обучения.

Учитель-логопед: Говорушкина Е.А.

МОСКВА 2016

 Тема «Дифференциация предлогов «на» и «под».

Цель: Продолжать учить детей различать значение предлогов «на» и «над» и правильно употреблять их в речи.

Коррекционно-образовательные задачи: обучение составлению предложений по двум опорным словам и заданному предлогу. Обучение правильно употреблять предлоги «НА» и «ПОД» с существительными в различных падежах; внимательно рассматривать картинки и сравнивать изображения; составлять схемы предложений.

Коррекционно-развивающие  задачи: Развитие диалогической речи, развитие лексико- грамматического строя речи ,зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координация речи с движением. Развитие умения ориентироваться на плоскости листа.

Коррекционно-воспитательные задачи : Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности и ответственности Оборудование: кукла Маша; котенок; карточки со схемами предлогов по количеству детей; сюжетные ,контурные и предметные картинки; схемы для  составления  предложений. Карточки  с деформированными  предложениями. Таблицы лото «На и  под»-«Домашнее задание  для Маши»

  Ход занятия

 Организационный момент

Детям раздаются  карточки с контурным изображением, предлагается найти на стульчике конверт с аналогичным изображением предмета .

Садитесь на стульчики., и откройте  конвертики. Что  на них изображено?

Дети : Это  схемы маленьких слов « на» и «под»

Логопед : – Когда мы говорим эти «маленькие слова»?

«Маленькое слово» НА  появляется тогда, когда предмет находится вверху; ПОД – когда предмет находится внизу.

Сегодня мы с Вами будем учиться различать эти маленькие слова.

         Основная часть занятия

  1.  Дидактическая  игра « Найди котенка» ( различение значения предлогов «на»и «под» , правильное употребление их в речи., составление предложения по двум опорным словам и заданному предлогу.)

Логопед: Мы сегодня с вами пойдем в  гости к девочке  Маше. У Маши есть котенок, игривый  и шустрый, поэтому зовут его Шустрик. Он очень любит играть, всюду бегает, забирается на различные предметы, прячется в разных местах комнаты. Мы сейчас посмотрим на игру котенка и расскажем, где он оказался во время игры. А в своих ответах вы будете выделять маленькое слово (картина с изображением комнаты, котенок с магнитом).

Закройте  глазки. Откройте. Назовите, куда спрятался  котенок

Дети: Котенок спрятался ПОД стол. И т.д.

Логопед: Какое маленькое слово вы услышали в предложении? Покажите схему Молодцы!  

Задание  повторяется несколько раз.

  1. Дидактическая  игра «Помоги Маше» (Формирование зрительного внимания . Составление предложений по заданной  схеме.)

Пока котенок играл, все вещи разбросал. Собиралась Маша в школу. Смотрит, вокруг беспорядок, вещи валяются, от Маши «прячутся». Посмотрите  на свои картинки на конвертах, постараетесь найти  этот предмет в комнате и составить предложение с маленькими словами.

( картина с  изображением комнаты и разбросанными вещами) совместное составление схемы предложения  (пример: «Карандаш лежит под столом»), его анализ.

Пример: Дети – Карандаш лежит под столом.

Логопед: Хорошо. Давайте составим схему этого предложения. Из чего состоят предложения?

Дети: Из  слов.  

Логопед: Сколько нужно взять полосок? Почему на первом месте находится  особенная полоска? Сколько слов в предложении? Что поставим в конце предложения?

Назови 1-е слово в предложении (второе, четвертое).

Назови, какое  маленькое  слово есть в предложении. Какое слово стоит на 3-ем месте?

(Дети по очереди работают у доски, осуществляют взаимопроверку).

Опрос всех детей – выделение предлога из самостоятельно составленного предложения

 

3.Динамическая пауза ( координация речи с движением)

 Стала Маша  одеваться

Ищет вещи. Где же  вещи?

Ищет вещи  Маша, Маша-растеряша

(поворот в одну сторону, в другую  сторону в исходное положение)

И на стуле нет (руки вперед, развести в  стороны)

И под стулом нет (присесть, встать, развести руки в стороны)

На кровати нет, под кроватью нет (аналогичные движения)

Вот какая Маша, Маша-растеряша.

4. Припоминание предложений с предлогами. Работа  над формированием  слухового внимания, и памяти.

Вспомните стихотворение, где Маша искала свои вещи? (на стуле, на кровати, под кроватью).

Детям предлагается сесть за столы.

 5 Дидактическая игра «Исправь ошибки» (Работа над формированием слухового внимания, памяти. Умение применить полученные  знания  о предлогах.  Работа с  деформированными  предложениями.)

(Игрушка  котик с тетрадкой, деформированные предложения)

 Посмотрите, что нам принес Шустрик. Что у него в лапках? Тетрадка. Тетрадка Маши. Посмотрите, что в ней? Двойка! Послушайте, что  Маша написала: «Бабушка села скамейку. Воробей взлетел ветку. Мяч укатился шкаф. Тапочки стоят кроватью».

Давайте исправим Машины ошибки.

6 Дидактическая игра « домашнее задание для Маши» (Работа со схемами. Самостоятельная работа детей с дальнейшей  проверкой. Ориентирование на плоскости листа.)

Ребята, давайте поможем Маше сделать домашнее задание. Садитесь за столы, открывайте конверты с заданием. (Работа со схемами.)

 Разложите  карточки рядом со схемой обозначающей маленькое  слово.

Проверка: Какую карточку ты положил первой в первом  ряду?

 - Какая карточка у тебя  вторая во втором ряду?

Итог занятия

Вспомните, у кого мы были в гостях? С  какими маленькими словами мы играли? Когда появляется маленькое слово НА? Когда появляется маленькое слово ПОД?
Молодцы. Вы очень помогли Маше.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по формированию лексико-грамматического строя речи у детей.

Пять конспектов занятий по технологии формирования лексико-грамматического строя речи у детей Филичевой, Чиркиной....

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «Ранняя весна». Предлог «БЕЗ».

Материал полезен коллегам, которые работают в группах компенсирующей и комбинированной  направленности для детей с тжелыми нарушеними речи....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка у детей дошкольного возраста с ОНР.

Конспект  занятия по формированию лексико-грамматических средств языка у детей дошкольного возраста с ОНР.Цели:- обучение детей умению образовывать существительные в родительном падеже единс...

Конспект занятия по формированию лексико - грамматического строя речи для детей старшей группы с ОНР и стертой формой дизартрии

В занятии используется материал коррекционных приемов необходимых при ОНР и стертой фомы дизартрии, используются как традиционные методы так и элементы инновационных технологий....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: "Согласование существительных с глаголами единственного и множественного числа. Лексическая тема «Почта»."

Цель: Учить согласовывать имена существительные с глаголами единственного и множественного числа.Задачи:1. Упражнять в подборе имён существительных к именам прилагательным и учить согласовывать их в р...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста по теме "Народные промыслы"

Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста по теме "Народные промыслы"...