Тематическое планирование для детей с ФФНР - 5 лет
календарно-тематическое планирование по логопедии на тему
Документация учителя-логопеда
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie_dlya_detey_5_let.docx | 116.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Старшая группа
I период обучения (октябрь - ноябрь - два занятия в неделю), 20 занятий
№ п/п | Тема занятия | Задачи | Планируемый результат | Средства оценки усвоения материала |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Развитие внимания и понимания речи | Развивать внимание, понимание речи и словесно-логическое мышление | Уметь слушать инструкцию и выполнять ее последовательно. Заканчивать простейшие обобщения, знание основных цветов | Игра «Разложи по полочкам» |
2 | Формирование понятия о действии предмета | Уточнить понятие «действие». Рассмотреть разные и одинаковые действия. Учить подбирать к действию объекты, а к объекту действия | Понимать вопросы: кто? что? что делает? Подбирать ответы в соответствии с вопросом | Игра «Четвертый лишний» |
3 | Развитие слухового внимания и фонематического восприятия | Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие на материале неречевых звуков и слов, близких по звуковому составу | Различать звучание разных предметов, музыкальных инструментов. Выделять из потока звуков заданный звук, слог. Определять слова, сходные по звуковому составу | Игра «Верно или нет?» |
4 | Нарицательные существительные с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения | Развивать умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами | Игра «Назови ласково» | |
5 | Падежные конструкции, винительный падеж существительных в единственном числе | Учить дифференцировать вопросы: кто? кого? что? в зависимости от того, является ли существительное одушевленным или неодушевленным | Уметь изменять начальную форму существительного, ставя его в винительном падеже единственного числа | Игра «Кто это? Что это?» |
6 | Звуки [у], [а] | Выделять заданный гласный звук из потока звуков | Определять наличие или отсутствие звука в потоке звуков | Игра «Хлопни, когда услышишь» |
7 | Глаголы мужского и женского рода в прошедшем времени | Учить образовывать глаголы мужского и женского рода в прошедшем времени | Пользоваться в речи глаголами мужского и женского рода в прошедшем времени | Игра «Кто сказал правильно?» |
8 | Согласование существительного и глагола в единственном и множественном числе | Учить согласовывать существительное с глаголом в числе | Пользоваться в речи глаголами, согласовывая их с существительными в единственном и множественном числе | Упражнение «Один играет, двое играют» (изменять слова по образцу) |
9 | Звуки [а], [и] | Выделять гласный звук в начале слов | Выделять первый ударный гласный звук, затем в безударной позиции | Игра «Назови первый звук» |
10 | Понятия: «слово», «предложение». Составление предложений из трех слов. | Учить составлять предложения, заменяя дополнение без наглядной опоры. Учить строить фразу по опорной схеме. Активизировать словарный запас | Уметь составлять предложение из трех слов (подлежащее + сказуемое + дополнение) | Упражнение «Придумай предложение из трех слов» (по образцу и |
11 | Пересказ текста, составленного по демонстрируемому действию | Учить отвечать на вопрос развернутой фразой из 3-4 слов, пересказывать текст, составленный из 3-4 простых предложений с наглядной опорой в виде натуральных объектов, предметов и действий с ними. Развивать внимание и словеснологическое мышление | Понимать вопрос что делать?, отвечать на него полно и точно | Пересказ |
12 | Звуки [а], [у], [и] | Анализ звуковых сочетаний типа ау, уи, ауи | Выделять последовательно все звуки в звукосочетании | Игра «Назови звуки по порядку» |
13 | Согласование числительных один, одна с существительными | Учить соотносить на слух и правильно согласовывать в речи существительные мужского и женского рода с числительными один, одна и подбирать существительные к этим числительным | Уметь согласовывать существительные с числительными в роде | Игра «Кто больше назовет?» (один, одна) |
14 | Падежные конструкции. Родительный падеж существительных в единственном числе без предлога и с предлогом у | Учить образовывать существительное в родительном падеже единственного числа от существительного в именительном падеже, согласовывая существительное с соседними словами. Уточнить значение предлога у | Уметь пользоваться в речи существительными в родительном падеже, отвечая на вопросы: чего не стало? у кого? | Игра «Чего нет?» |
15 | Звуки [м], [н], [в], [ф] | Выделять согласный звук в начале слова | Выделять первый согласный звук | Игра «Назови первый звук» |
16 | Приставочные глаголы | Учить дифференцировать по смыслу глаголы, имеющие разные приставки и общую основу (ехать, учить), самостоятельно подбирать по смыслу нужный приставочный глагол | Уметь изменять глаголы с помощью приставок, пользоваться этими словами в речи | Игра «Скажи наоборот» |
Конспекты занятий
Тема | Цели | План занятия | Оборудование | Литература |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 -я неделя октября | ||||
Развитие внимания и пони мания речи. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия | Развивать слуховое внимание, понимание речи, словесно-логическое мышление, фонематическое восприятие на материале неречевых звуков и слов, близких по звуковому составу | Организационный момент Знакомство с кабинетом, выделение зон (игровая, для занятий). Логопед. Сядет тот, у кого в одежде есть ... цвет (основные цвета и некоторые оттенки). Основная часть 1. Игра «Найди лишний кубик» (по цвету и размеру). 2. Игра «Найди такой же предмет по цвету» (форме): - в окружающей обстановке; - на картинках. Физкультминутка Игра «Тихо - громко» (громко - бегать, спокойно- ходить, тихо - ходить на цыпочках). 3. Игра «Что ты слышишь?» (отгадать, что звучит и назвать действие, например, переливается вода, ложка стучит в стакане). 4. Игра «Верно или нет?» (услышав правильное название слова, поднять красный кружок, неправильное - желтый), например, панан, баман, паман, банан, ба- мам. Итог занятия Логопед. Дети, сегодня мы учились различать предметы по цвету (форме), подбирать предмет к образцу. Учились внимательно слушать. | Цветные кубики; геометрические фигуры, разные по цвету; предметные картинки Бубен; ширма; стакан с водой; ложка; колокольчик; бумага; фишки: красные, желтые, предметные картинки | [12,с.31-32, 62- 63] |
2-я неделя октября | ||||
Формирование понятия о действии предмета. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия | Уточнить понятие «действие». Рассмотреть разные и одинаковые действия. Учить подбирать к действию объекты и к объекту действия. Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие | Организационный момент Логопед. Сядет тот, кто выполнит задание (топать, хлопать, присесть, крикнуть, подпрыгнуть и т.д.). Основная часть 1. Игра «Кто это? Что делает?»: - действия детей (разные и одинаковые); -собачка (лает, прыгает, бежит, ест, пьет, кружится и т.д.). 2. Игра «Четвертый лишний» (лишнее животное или птица, как передвигается). Физкультминутка Игра «Летает - не летает». 3. Игра «Кто пришел? Что принес?» (игрушки с музыкальными инструментами). 4. Игра «Хлопни, когда услышишь звук [а], [о], [у] в ряду других звуков». Звук [а]: а-у-м-и-с-а-с-з-а-ш-ж-а Звук [у]: а-у-м-и-у-с-а-з-ш-у-ж Звук [о]: а-о-м-и-о-у-с-а-ш-о-ж-о Итог занятия Логопед. Дети, сегодня мы выполняли разные движения. Слушали и различали звуки | Игрушка собачка; предметные картинки животных и птиц Игрушки: мишка, собачка, кукла; барабан; бубен; погремушка; ширма | [12, с. 32- 33, 62-63] |
3-я неделя октябрь | ||||
Нарицательные существительные с суффиксами уменьши-тельно- ласкатель-ного значения. Звуки [у], [а] | Развивать умение образовывать слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Уметь выделять заданный звук из потока звуков | Организационный момент Логопед. Сядет тот, кто назовет свое имя ласково. Основная часть 1. Игра «Четвертый лишний» (повторение и закрепление прошлого задания). 2. Звуки [а], [у]. Звукоподражание со звуками [а], [у]: а-а-а - плачет девочка; а-а-а - поет; а-а-а - укачивает куклу; у-у-у - гудит пароход; у-у-у - звучит дудочка; у-у-у - плачет мальчик. Игра «Хлопни, когда услышишь звук [а], [у]»: в ряду звуков; в ряду слогов. [а] - та-то-ту; ну-ны-на; бо-ба-бы; [у] - му-мы-ма; но-на-ну. Артикуляция звуков [а], [у], соотнесение с символами. Физкультминутка Игра «Большой - маленький» (на ласковое слово - бегать, если его нет - приседать). 3. В гости пришли две куклы (большая и маленькая). Кукла - куколка, Катя - Катенька; рассмотреть части тела (голова - головка, рука - ручка и т.д.). 4. Игра «Подарки Кате и Катеньке» (игрушки, отличающиеся размерами). 5. Игра «Назови ласково»: окружающие предметы; изображение на картинках Итог занятия Дети рассказывают, чем они занимались на занятии. Оценка их деятельности | Картинки с животными Зеркала Две куклы Игрушки разного размера; окружающие предметы; предметные картинки | [7, с. 17-18, 31-34] |
4-я неделя октября | ||||
Винительный падеж существительных в единственном числе Глаголы мужского и женского рода в прошедшем времени | Учить дифференцировать вопросы кто? кого? что? в зависимости от того, является ли существительное одушевленным или неодушевленным. Учить образовывать глаголы мужского и женского рода в прошедшем времени | Организационный момент Логопед. Сядет тот, кто назовет первое слово, начинающееся на звук [а], второе на звук [у], свое имя - ласково. Основная часть 1. Упражнение «Живое - неживое». Различение одушевленных и неодушевленных предметов. 2. Игра «Четвертый лишний» (по принципу «живое неживое»). Физкультминутка Игра «Живое - неживое» (услышав одушевленное слово, дети хлопают над головой, неодушевленное топают ногами). 3. Игра «Скажем про Таню и Рому». Логопед (показывает картинку). Таня подметала пол. Что делала Таня? Дети. Таня подметала пол. Логопед. Что делал Рома? Дети. Рома строил башню. По другим картинкам дети отвечают на вопросы: Что делал (а) Рома? (Таня?) 4. Игра «Эхо». Логопед. Мальчик умывается. Дети. Мальчик умывался вчера. Итог занятия Оценка деятельности детей | Предметные картинки, мяч Картинки с сюжетом | [12, с. 33 - 34]; [7,с. 20-21] |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1-я неделя ноября | ||||
Согласование существительного и глагола в единствен ном и множествен- ном числе. Звуки [а], [и] | Учить согласовывать существительное с глаголом в единственном и множественном числе. Обучать выделению гласного звука в начале слов (в ударной и безударной позиции) | Организационный момент Логопед. Сядет тот, кто назовет по одному слову, обозначающему «живой» и «неживой» предмет. Основная часть
Девочка пьет сок девочки пьют сок. Мальчик покупает лимон дети покупают лимоны. Дети выбирают парную картинку и образовывают от глаголов единственного числа глаголы множественного, согласовывая их с существительным.
Перекидывая мяч, дети образовывают от глаголов единственного числа глаголы множественного и наоборот Физкультминутка «Большой маленький»
Выделение звука [и] из слов: игры, иглы, ивушка, иволга; произнесение, характеристика, символ.
Итог занятия Дети перечисляют игры, которые им понравились и запомнились | Картинки с одним сюжетом Мяч Картинки - девочка с куклой, волк, символы Предметные картинки: индюк, ива, иголка, ирис, ишак; игрушки; инструменты | [7, с. 16,34] |
2-я и 3-я недели ноября | ||||
Составление трех- словных предложений. Пересказ текста, состав ленного по демонст-рируемому действию. Звуки [а], [у], [и] | Знакомить с понятиями: «слово», «предложение». Учить составлять трехсловные предложения. Учить строить фразу по опор ной схеме. Активизировать словарный запас. Учить отвечать на вопрос развернутой формой из трех, четырех слов, пересказывать текст, составляемый из трех-четырех простых предложений. Развивать внимание и Словесно-логическое мышление. Уметь выделять гласные звуки [а], [у], [и] в начале слов, анализ звуковых сочетаний ау, уи, ауи | Организационный момент Логопед. Сядет тот, кто назовет слово, начинающееся на звук [и], и вспомнит чистоговорку на этот звук. Основная часть 1. Упражнение «Придумываем предложения из трех слов». Составить предложения: а) по сюжетным картинкам и по вопросам: кто? Что делает? что?; б) при помощи опорных схем-карточек. 2. Игра «Что перепутал Незнайка?» (см. [11, с. 35, № 4]). Ваза разбила девочку. Гусеница склевала воробья. Курица утащила лису. Заяц догоняет волка. Корзина несла девочку. Рыбка поймала рыбака. Всадник везет лошадь. Физкультминутка «Что делаем?» (имитируем стирку, глажку и т.д.). 3. Звуки [а], [у], [и]. Придумать имя мальчика или девочки на заданный звук. Игра «Подари звуку [а] ([у], [и]) картинку, начинающуюся на этот звук. Анализ звукосочетаний ау, уа, иа, уи, ауи Физкультминутка «Мячики» Девочки и мальчики прыгают как мячики. Ножками топают, ручками хлопают. Головой кивают, все вместе отдыхают. 4. Рассмотреть картинку, на которой изображены дети, выполняющие определенные действия. Беседа по вопросам. Чтение рассказа к этой картинке. Пересказ детьми текста. Итог занятия Дети перечисляют игры, которые им запомнились | Сюжетные картинки Опорные схемы- карточки Опорные сигналы звуков [а], [у], [и] Предметные картинки Сюжетная картинка | [12, с.34- 35, 53-54] [7, с. 33-35] |
4-я неделя ноября, 1 -я неделя декабря | ||||
Согласование числительных один, одна с существительными. Родительный падеж существительных в единственном числе без предлога и с предлогом. Звуки [м], [н] | Учить соотносить на слух и правильно согласовывать в речи существительные мужского и женского рода с числительными один, одна и подбирать существительные к этим числительным. Учить образовывать существительные в родительном падеже единственного числа от существительных в именительном падеже, согласовывая существительное с соседними словами. Уточнить значение предлога [у]. Знакомить со звуками [м], [н], понятием «согласный звук» | Организационный момент Логопед. Сядет тот, кто «подарит» слова Ане (Уле, Ире). Каждый ребенок называет 23 слова на заданный звук. Основная часть 1. Игра: «Назови, не ошибись». Назвать части тела с числительным один, одна. Одна голова, один нос и т.д. 2. Игра «Расставь картинки». При слове «один» картинку положить под кубик, при слове «одна» картинку под пирамидку. 3. Игра «Исправим Незнайкины ошибки» [11, с. 35 № 5]. Физкультминутка «Мячики» 4. Произнести звуки [н], [м], выделить их в словах, дать характеристику звуков. 5. Выделить звуки [н], [м] на слух (из ряда согласных звуков, слогов, слов). 6. Игра «Подарки Наташе и Маше». Физкультминутка 7. Игры «Чего не стало?», «Чей голос?» (звукоподражание), «Кого испугался трусишка Коля?». Итог занятия Оценка деятельности детей | Кубик, пирамид ка; предметные картинки; «письмо» от Незнайки Опорные картинки; символы; синий квадрат – на каждого ребенка. Птичка (начало, конец слова). Предметные картинки; игрушки; картинки животных, птиц, насекомых | [12, с. 35- 37; 7, с. 35- 38] |
II период обучения (декабрь февраль), 24 занятия
№ п/п | Тема занятия | Задачи | Планируемый результат | Средства оценки усвоения материала |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 |
1 | Согласование числительных два, две с существительными | Учить различать на слух и правильно согласовывать в речи существительные мужского и женского рода с числительными два, две, подбирать существительные к этим числительным | Уметь согласовывать существительные с числительными в роде | Игра «Исправим Незнайкины ошибки» |
2 | Предлог на | Учить выделять предлог на в предложениях и словосочетаниях, составлять предложения с предлогом на по двум опорным словам | Уметь пользоваться в речи предлогом на. Уметь выделять предлог в предложении | Игра «Солнечный зайчик» |
3 | Падежные конструкции. Дательный падеж существительных в единственном числе | Учить правильно употреблять форму дательного падежа существительных в единственном числе без предлога, образовывать существительное в дательном падеже от существительного в именительном падеже | Уметь изменять начальную форму существительного, ставя его в дательный падеж единственного числа | Игра «Кому (чему) обрадовался Петя?» |
4 | Звуки [к], [т], [п] | Обучать анализу и синтезу обратного слога (ак, ат, ап). Определять наличие или отсутствие заданного звука в слове | Уметь выделять звуки в обратном слоге по порядку, соединять названные звуки в звукосочетание, слог, короткое слово | Игры «Назови звуки по порядку», «Отгадай» |
5 | Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картинок | Учить пересказывать текст с опорой на серию сюжетных картинок, отображающих последовательность событий | Уметь выделять начало, середину и конец события в сюжетных картинках. Составлять по ним последовательный рассказ | Составление рассказов по серии сюжетных картинок |
6 | Падежные конструкции. Творительный падеж существительных в единственном числе | Учить правильно употреблять форму творительного падежа существительных в единственном числе, образовывать существительное в творительном падеже от существительного в именительном падеже | Уметь изменять начальную форму существительного, ставя его в творительный падеж единственного числа | Игра «Кто с кем? Что с чем?» |
7 | Звуки [к], [х] | Учить дифференцировать звуки [к], [х] в словах (на слух и в произношении), анализировать обратный слог типа ак, ах | Выбирать слова со звуками [к] и [х], а также слова, в которых присутствуют оба звука | Игра «Раз, два, три - выходи» |
8 | Согласование местоимений мой, моя с существительными | Учить согласовывать местоимения мой, моя с существительными в роде. Подбирать к местоимению существительные с соответствующей родовой принадлежностью, учить исправлять ошибки в согласовании | Уметь пользоваться в речи местоимениями мой, моя, согласовывая их в роде | Игра «Жадный Петя (Жадная Маша)» |
9 | Дифференциация предлогов на, под | Учить выделять и называть предлоги на, под в разных предложениях, составлять предложения по двум опорным словам и заданному предлогу, добавлять в предложения пропущенный предлог | Уметь пользоваться в речи предлогами на, под, понимать их пространственное отношение. Выделять их в предложении как «маленькое слово» | Игра «Помоги Мурзику» |
10 | Падежные конструкции. Предложный падеж существительных с предлогом о | Учить правильно употреблять форму предложного падежа существительных в единственном числе с предлогом о, образовывать существительное в предложном падеже от существительного в именительном падеже | Уметь изменять начальную форму существительного, ставя его в предложный падеж с предлогом о | Игра «Думаем о ком, о чем?» |
11 | Звук [о]. Анализ междометий ох, ах, ух | Учить выделять звук [о] в начале слов, слова с этим звуком в стихах и рассказе. Обучать анализу звукосочетаний из трех гласных типа аоу | Выбирать слова со звуком [о] в начале слова. Совершенствовать навык анализа | Игра «Раз, два, три - картинку подними» |
12 | Падежные конструкции. Изменение существительных в единственном числе по падежам | Учить изменять существительное в зависимости от вопроса и соседних слов в предложении | Уметь изменять существительные по падежам, отвечая на вопросы полным предложением | Игра «Подскажи слово» |
13 | Предлог в | Учить определять пространственное расположение предметов с помощью предлога в, а также воспринимать, выделять и употреблять этот предлог в словосочетаниях и предложениях | Уметь употреблять в речи предлог в, выделять его в предложении как «маленькое слово» | Игра «Где шарик?» |
14 | Звуки [а], [у], [о] | Учить выделять гласный звук в середине односложных слов (дОм, мАк, дУб и др.) | Уметь выделять гласный звук из середины слова | Игра «Назови средний звук» |
15 | Подбор определений к предметам и объектам (какой по цвету? какой по форме?) | Учить подбирать определения по вопросам: какой по цвету? какой по форме? | Расширить словарь прилагательных | Игра «Кто больше?» |
16 | Подбор определений (какой по величине?) | Учить подбирать определения по вопросу какой по величине? | Расширить словарь прилагательных | Игра «Кто больше?» |
17 | Относительные прилагательные (какой по материалу?) | Совершенствовать навыки словообразования. Учить детей образовывать относительные прилагательные и включать их в предложения | Образовывать относительные прилагательные, согласовывать их в роде и числе с существительными | Игры «Варим суп», «Варим компот», «Варим варенье» |
18 | Составление рассказа с опорой на серию сюжетных картинок | Учить составлять рассказ по серии сюжетных картинок, правильно строить фразы. Развивать внимание и словеснологическое мышление | Уметь составлять точные, полные рассказы по серии сюжетных картинок | Составление рассказов |
19 | Подбор нескольких определений к предметам и объектам | Учить подбирать определения по цвету, форме, величине, материалу, согласовывать их в роде и числе | Расширить словарь прилагательных | Упражнение «Расскажи о ...» |
20 | Звуки [ы], [и] | Выделять гласные звуки [и], [ы] в конце слов (шарЫ, огнИ и т.д.) | Уметь выделять гласный звук в конце слова | Игра «Назови последний звук» |
21 | Предлоги в, на, под | Учить выделять и называть предлоги в, на, под в предложениях, составлять предложения по двум опорным словам и заданному предлогу, добавлять в предложения пропущенный предлог | Уметь пользоваться в речи предлогами в, на, под, понимать их значение | Игра «Помоги Незнайке» |
Конспект занятий
Тема | Цели | План занятия | Оборудование | Литература |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2-я неделя декабря | ||||
Приставочные глаголы, звуки [в], [ф] | Учить дифференцировать по смыслу глаголы, имеющие разные приставки и общую основу ехать, учить самостоятельно подбирать по смыслу нужный приставочный глагол. Знакомить со звуками [в], [ф], понятием «согласный звук». Уметь выделять согласный в начале слова. Развивать фонематические процессы | Организационный момент Логопед. Сядет тот, кто вспомнит, кого испугался трусишка Коля? Назовет слова со звуком [м]. Основная часть 1. «Сказка про машинку». Выполнять действия с машинкой по построенной дороге. (Ехала, выехала, поехала, до ехала, подъехала, съехала, объехала, въехала, заехала.) 2. Просмотр мультфильма «Ну, погоди!» (3-й выпуск). Рассмотреть ситуацию с глаголом ехать. 3. Игра «Скажи наоборот». [11, с. 38, № 4]. Физкультминутка «Мы ехали» (игра в «машинки») 4. Звуки [в], [ф]: - выделять звуки по картинкам, на слух в ряду слов; -характеризовать звуки (артикулирование, звонкость глухость, согласный звук); -упражнять в звуковом анализе по символам: ва, ву, ива, аф, уф, иф; -делить слова на слоги. Упражнение «Отхлопай отстучи»: вата, сова, ива, муха, фонтан, телефон, вагон, жираф, валенки. Итог занятия Оценка деятельности детей | Кукла Машинка; до рога; гараж; мост; картинки. Видеофильм «Ну, погоди!» (3-й выпуск) Мяч; рули на каждого ребенка; картинки; зеркала, символы Домики с этажами (1, 2, 3) | [12, с. 37- 39; 7, с. 31-34] |
3-я неделя декабря | ||||
Согласование числительных два, две с существи- тельными. Предлог на | Учить соотносить на слух и правильно согласовывать в речи существительные мужского и женского рода с числи тельными два, две и подбирать существительные к этим числительным. Учить выделять предлог на в предложениях и словосочетаниях, составлять предложения с предлогом на по двум опорным словам | Организационный момент Логопед. Сядет тот, кто придумает и назовет слова со звуками [в], [ф]. Основная часть 1. Игра «Назови, не ошибись». Назвать части тела с числительными два, две (две руки, две ноги, два глаза, два уха, два локтя, две пятки, две кисти, две ступни, два бока). 2. Игра «Расставь картинки». Сказать два и показать картинку с двумя мячами, сказать две и показать картинку с двумя пирамидками. 3. Игра «Поможем Буратино». Преобразовать предложения. В море плывет один дельфин - в море плывут два дельфина и т.д. Физкультминутка «Буратино» Танцевать под песню «Бу-ра-ти-но». 4. Игра «Принеси игрушку». [12, с. 39, №3] 5. Игра «Солнечный зайчик». [12, с.39, № 2] Игра «Путаница». Исправлять деформированную фразу. Итог занятия: Оценка деятельности детей | Предметные картинки с изображением двух одинаковых предметов. Игрушка Буратино; предметные картинки Различные игрушки. Зеркало | [12, с. 39-40] [7, с. 8-9] |
4-я неделя декабря | ||||
Дательный падеж существительных в единственном числе. Звуки [к], [т], [п] | Учить правильно употреблять форму дательного падежа существительных в единственном числе без предлога, образовывать существительное в дательном падеже от существительного в именительном падеже. Учить анализировать обратные слоги (ак, ат, ап). Определять наличие или отсутствие за данного звука в слове | Организационный момент Логопед. Сядет тот, кто назовет, чего у него два (глаза, уха, бока, локтя), две (руки, ноги, губы, коленки, пятки). Основная часть 1. Игра «Кому нужны эти вещи?». Игра в лото «Все работы хороши», отвечать полным ответом на вопрос кому нужны кастрюли для работы? - кастрюли нужны повару. 2. Игра «Чему обрадовался Петя?». Отвечать полным предложением: Петя обрадовался велосипеду. Физкультминутка «Мячики» 3. Назвать звуки [а], [у], [и] по артикуляции, символу. Характеризовать гласные звуки. 4. Выделять последний согласный в словах ([т], [к]), первый согласный ([п], [т], [к]). Артикулировать каждый звук, соотнося с символом. Характеризовать звуки. 5. Упражнение в звуковом анализе обратных слогов ак, ат, ап (с символами). 6. Игра «Подарки Тоше, Паше, Кузе». Подбирать картинки на заданный звук «гостям». Итог занятия Дети отвечают на вопросы: в какие игры они играли? С какими звуками познакомились? | Лото «Все работы хороши» Кукла; различные игрушки; предметные картинки. Зеркала; символы звуков [а], [у], [и], [к], М, [п]. Предметные картинки. Игрушки: тигренок, поросенок, котик | [12,с. 40- 41, с. 64], [7, с. 34- 42 (II ч.) |
2-я неделя января | ||||
Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картинок. Звуки [К], [Т], [п](2-е занятие) | Учить пересказывать текст с наглядной опорой на серию сюжетных картинок, отображающих последовательность событий и являющихся зрительным планом изложения. Учить синтезировать обратные слоги (ак, ат, ап), выделять все звуки по порядку в коротких словах (кот, топ,пот, ток) | Организационный момент Логопед. Сядет тот, у кого в имени (фамилии) слышится звук [к] ([т], [п]). Основная часть 1. На доске две картинки: кошка и мышка. Рассмотреть каждую. Объяснить содержание картинок (последовательных событий). Рассказать по серии сюжетных картинок. Ответить на вопросы: кого увидела кошка? куда спряталась мышка? почему кошка не поймала мышку? каким оказался ботинок? как можно назвать мышку? (умная, хитрая). Физкультминутка «Кошки-мышки» 2. Повторно прочитать рассказ. 3. Пересказ рассказа детьми. 4. Отгадывать звуки [к], [т], [п] по артикуляции, охарактеризовать их. Игра «Закончи слово». Договорить слова со звуками [к], [т], [п] (со-к, та-к, бы-к, еу-п), мос(т), лис(т), биле(т), тулу(п), хло(п). 5. Игра «Найди место звука [к] ([т], [п]) в слове». Итог занятия Дети отвечают на вопросы: какой рассказ они пересказывали? с какими звуками «играли»? | Картинки: кошка и мышка Символы звуков На каждого ребенка предметные картинки; схема слова | [12, с. 57-58] [7, с. 34- 42] |
3-я неделя января | ||||
Творительный падеж существительных в единственном числе. Звуки М. [к] | Учить правильно употреблять форму твори тельного падежа существительных в единственном числе, образовывать существительное в творительном падеже от существительного в именительном падеже. Отвечать на вопросы: (с) кем? (с) чем? Учить детей дифференцировать звуки [к] и [х] в словах (на слух и в произношении), анализировать обратный слог (ак, ах) | Организационный момент Повторять звуки [п], [т], [к] по символам, при артикулировании. Придумать слово на заданный звук. Основная часть 1. Выделять звук [х] в словах на слух в конце слов: пух, мох, мех, вдох, выдох, взмах. Произносить согласные, глухие, твердые звуки, наблюдать за их звучанием и артикуляцией. Отбирать картинки со звуком [х] в словах. Анализировать слоги ах, ух, составлять схемы слогов. 2. Упражнение «Попугайчики». Воспроизводить слоговые ряды: ка-ко-ку, ха-хо-хы; ак-ок-ук; ах-ох-ух; ка-ха; хо-ко; ку-ху; ха -ка-ха; ко-ко-хо. 3. Игра «Раз, два, три - выходи!». Логопед. К зеркалу подходят те, кто нашел в названии предмета звук [к], а к доске, кто нашел звук [х]. Физкультминутка Боксеры - ах-ах-ах - мы побороли страх; старички - ох-ох-ох - что-то стал я плох; дети на поляне —ух-ух-ух, очень много мух. 4. Читать стихотворение. Веселые рифмы С белкой пляшет бегемот, Грустно смотрит серый кот — Он сметаною объелся, У него болит живот. Машет веером варан, Молотком стучит баран, Подметает шваброй ежик, Усом крутит таракан. Отвечать на вопросы: с кем? кем? чем? 5. Игра «Кто с кем?». Кошка (с кем?) - С котятами, лошадь - с жеребятами. Образовывать существительные в творительном падеже. 6. Игра «В кафе». С чем будете блинчики? Со сметаной, с вареньем, мясом, с творогом; пирожки – с капустой, с картошкой; чай – с сахаром, с лимоном; мороженое - с джемом, с карамелью, с шоколадом. Итог занятия Дети отвечают на вопросы: с какими звуками они познакомились и «играли»? какие игры запомнили? | Символы звуков [п], [т], [к]; зеркала; символ звука [х]; предметные картинки на звук [х] Предметные картинки на звуки [к], [х] Картинки животных с детенышами. Детская посуда | [7, с. 44- 45] [12, с.66] [11, с.48] |
4-я неделя января | ||||
Согласование местоимений мой, моя с существительными. Предлог под. Дифференциация предлогов на, под | Учить согласовывать место имения мой, моя с существительными в роде. Подбирать к место имению существительные с соответствующей родовой принадлежностью и по за данному обобщению учить исправлять ошибки в согласовании. Учить выделять и называть предлоги на и под в разных предложениях, составлять предложения по двум опорным словам и заданному предлогу, добавлять в предложение пропущенный предлог | Организационный момент Выполнить инструкцию: ладони положить на голову, быстро вытянуть руки вперед, положить левую ладонь на правую. Основная часть 1. Игра «Чудесный сундучок». Детям доставать свои вещи из сундучка и проговаривать: «Мой носок», «Моя заколка» и т.д. 2. Игра «Поможем Незнайке?». Исправлять в стихотворении слова: Незнайка. Этот стол теперь моя, и хозяин тоже я! Логопед. Этот стол и твой и мой и сидим мы тут с тобой! Незнайка. Мой кроватка, мой подушка, спальня мой и мой игрушка! Логопед. И кроватка там твоя, и подушка там твоя, и твои под этой спинкой наволочка и простынка, только спальня не твоя, спальня общая! Физкультминутка Игра «Будь внимателен». Положить ладони на стол, под стул, на голову, под стол. 3. Упражнение «Найди, что на дубе?, что под дубом?» (иллюстрации в книжке «Развиваем речь»). 4. Составлять предложения по картинкам с предлогами на, под. 5. Выделять предлоги на. под из связного текста. 6. Игра «Где твоя игрушка?» Расположить игрушки на чем-то, под чем-то. Отвечать полным предложением на вопрос: где твоя игрушка стоит (лежит)? Итог занятия Дети отвечают на вопросы: какие игры запомнились? Какие понравились? | По одной вещи каждого ребенка в сундучке. Кукла Незнайка Картинки в книжке «Развиваем речь» Небольшие игрушки для каждого ребенка | [12, с. 42-43] [7, с. 19- 20] [7,IIч, с. 14-15] [9] [6] |
1-я и 2-я неделя февраля | ||||
Предложный падеж существительных с предлогом о. Составление рассказа с опорой на серию сюжетных картинок. Звук [о] | Учить правильно употреблять форму предложного падежа существительных в единственном числе с предлогом о, образовывать существительные в предложном падеже от существительного в именительном падеже. Учить выделять звук [о] в начале слов, слышать этот звук в словах(в стихах, рассказах). Продолжать учить анализу звукосочетаний из трех гласных типа аоу. Учить составлять рассказ по серии сюжетных картинок, правильно строить фразы | Организационный момент Игра «Скажи наоборот» (преобразование слогов) ка ха, ко ..., ку .... кы... ак ..., ук ... ха-ха-ха ..., хо-хо-хо. Основная часть 1. Звук [о]: — выделять из слов по картинкам и на слух; — артикулирование звука; — характеристика звука при помощи символов. Игра «Хлопни, если услышишь звук [о] (в ряду гласных звуков - в словах). Анализ звукосочетаний (при помощи символов) - оау, аоу, оиу, уоа («чтение» по символам). Пальчиковая гимнастика Игра «Найди место звука [о] в слове. Игра «Живые слова» (звуковой анализ, составление схем слов кот, ток (символы звуков [к], [т]). Игра «Телеграф» (деление слов на слоги) на том же речевом материале (картинки). Физкультминутка «Будь внимателен!» 2. Предложный падеж существительных с предлогом о. Игра «Еда для животных» (о чем мечтает животное?). Игра «Давайте помечтаем». Отвечать полным предложением: «Я мечтаю о мороженом! Я мечтаю о щенке!». 3. Составление рассказа «Весна» по серии сюжетных картинок:
Дети отвечают на вопросы: с каким звуком познакомились? о чем мечтали? как назвали составленный рассказ? | Предметные картинки на звук [о]. Зеркала. Символы звуков [о], [а], [у], [и]. Раздаточные картинки и карточки Карточки из игры «Большой - маленький». Серия сюжетных картинок «Весна» | [12, с. 67-68] [7, с. 45-46] [7, ч. II, с. 17-18, 25-26] [10, с.90] |
3-я неделя февраля | ||||
Изменение существительных в единственном числе по падежам. Звуки [а], [у], [о], [и] | Учить изменять существительные в зависимости от вопроса и соседних слов в предложении. Обучать выделению гласного звука в начале, середине слов (односложных) | Организационный момент Логопед. Сядет тот, кто назовет слово со звуком [о]. Припомнить картинки, придумывать слова. Занятие проводится на ковре с игрушками. Основная часть
Логопед. Сейчас я буду рассказывать про девочку Лену и ее любимую куклу, а вы заканчивайте мои предложения [11, с. 45]. Дети выполняют.
Дети отвечают полными предложениями. Затем рассаживаются за столами. 3. Игра «Волшебный лес». Детям раздают картинки с изображением разных зверей [11, с. 46, №5] Физкультминутка 4. Звуки [а], [у], [о], [и]. Повторять символы-звуки. Упражнение «Отгадай звук» (по артикуляции, символу). Закреплять понятия «гласный звук». «Чтение» по символам ау, уа. Упражнение «Запомни - повтори - назови звуки по порядку» (аоу, ауи, оуа, иао). Игра «Назови первый звук в имени девочек» (Аня, Оля, У ля, Ира). Игра «Четвертое лишнее». Из ряда слов выбрать лишнее Аня, август, осень, аист. Оля, овощи, уши, окна. Ира, ива, Инна, утка. Усики, осень, утка, ушки. Аня, август, овцы, аист. Упражнение «Выбери картинки» (на заданный звук). Игра «Найди место звука в слове» [а], [у], [о] (мак, дом, лук). Итог занятия Оценка деятельности детей | Коляска; кукла; бант; расческа Кукла Незнайка Предметные картинки животных Символы гласных звуков [а], [у], [о], [и] Предметные картинки на звуки [а], [у], [о], [и] | [12, с. 44- 46] |
4-я неделя февраля | ||||
Предлог в. Подбор определений к предметам и объектам | Учить определять пространственное расположение предметов с помощью предлога в, выделять и употреблять в речи. Учить подбирать определения по вопросу: какой по цвету? какой по форме? | Организационный момент Вспомнить имена девочек на звуки [а], [у], [и], [о]. Основная часть 1. Игра «Где шарик?» (в банке, в ящике, в стакане, в коробке и т.д.). Логопед. Когда мы прячем предмет внутрь, в середину, появляется маленькое слово - предлог в. 2. Игра «Назови продукты». Логопед. Куда, в какие продукты кладем соль, сахар? Дети отвечают. 3. Упражнение «Составь предложение с маленьким словом в». Дети выполняют. Физкультминутка «Мой веселый, звонкий мяч...» 4. Игра «Мяч». Рассказать, какой мяч? (подбор определений по форме, цвету). Упражнение «Во саду ли, в огороде». Описать овощи и фрукты по форме и цвету из окружающей обстановки. 5. Упражнение «Найди такой же предмет». Подобрать картинки или предметы (по форме, цвету). 6. Игра «Найди пару». Каждый участник находит другого с такой же карточкой. Итог занятия Оценка деятельности детей | Шарик на ниточке; банка; стакан; коробка; ящик. Солонка (соль); сахарница (сахар). Картинки с одним сюжетом. Мяч Муляжи: яблоко, огурец, морковь Геометрические формы разного цвета Набор карточек с геометрическими фигурами | [12, с. 46-47] [7, с. 22-23] |
III период обучения (март - апрель - 2 занятия в неделю), 14 занятий
№ п/п | Тема занятия | Задачи | Планируемый результат | Средства оценки усвоения материала |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Согласование прилагательного с существительным в роде | Учить правильно согласовывать прилагательные с существительными мужского, женского и среднего рода, подбирать существительные к прилагательным, отвечающим на вопросы: какой? какая? какое? | Согласовывать прилагательные с существительными в мужском, женском и среднем роде | Игра «Подбери слово» |
2 | Распространение предложений путем введения однородных определений | Учить подбирать к предмету или объекту возможно большее количество определений. Включать слова-признаки в определенное место предложения перед определяемым словом. Расширять и активизировать словарный запас. Уточнять понятия «слово», «предложение» | Расширять словарный запас словами - прилагательными, пользоваться ими в речи. Четко отграничивать понятия «слово», «предложение». Пользоваться в речи «длинными» предложениями | Игра «Кто больше подберет слов» |
3 | Звук [с] | Учить выделять звук [с] в любой позиции в слове. Развивать фонематический слух, слуховое внимание | Уметь делать полный анализ односложных слов (суп, сок и др.) | Игра «Назови звуки в слове по порядку» |
4 | Составление рассказа по серии сюжетных картинок | Учить составлять рассказ по серии сюжетных картинок, отображающих последовательность событий. Правильно строить предложения с включением определения. Развивать внимание и словесно - логическое мышление детей | Уметь составлять точные, полные рассказы по серии сюжетных картинок | Составление рассказов |
5 | Предлоги к, от | Учить определять пространственное расположение предметов с помощью предлогов к, от, а также воспринимать, выделять и употреблять эти предлоги в словосочетаниях и предложениях | Уметь употреблять в речи предлоги к, от, четко дифференцировать их пространственную противоположность | Игра «Перевертыши» |
6 | Звук [з] | Учить слышать и выделять звук [з] в начале слов. Развивать фонематический слух и слуховое внимание | Уметь выделять первый согласный и последующий гласный звуки в словах (зубы, зонт и др.) | Игра «Назови первый и второй звуки в слове» |
7 | Пересказ рассказа, составленного по сюжетной картинке | Учить пересказывать текст, составленный по сюжетной картинке. Уточнять и активизировать словарный запас. Развивать внимание и словесно -логическое мышление | Уметь точно и полно пересказывать текст рассказа по сюжетной картинке | Пересказы |
8 | Составление рассказа по сюжетной картинке | Учить составлять рассказ по сюжетной картинке, изображенные события на которой — конечный результат действия. Продолжать учить отвечать на вопросы со словами почему?, правильно строить длинные фразы с включением определения. Развивать внимание и словесно - логическое мышление | Уметь составлять точные, полные рассказы по сюжетной картинке. Использовать распространенные предложения с включением слов признаков предметов | Составление рассказов |
9 | Звуковой анализ и синтез слов | Развивать фонематическое восприятие и навыки звукового анализа и синтеза | Уметь выполнять звуковой анализ односложных слов (типа мак, том, сок, кот и др.); синтез коротких слов (типа ум, ау, ах, ус и т.п.) | Игры «Назови звуки в слове по порядку», «Отгадай слово» |
10 | Глаголы-антонимы | Учить правильно подбирать глаголы - антонимы, строить фразу по сюжетной картинке. Развивать чувство языка | Уметь подбирать слова-глаголы с противоположным значением, употреблять их в предложениях | Игра «Скажи наоборот» |
11 | Уточнение обобщений | Уточнять обобщающие понятия: «овощи- фрукты»; «одежда -обувь»; «домашние животные -дикие животные»; уметь классифицировать их по определенным признакам и определять в одну общую группу | Четко дифференцировать некоторые обобщающие понятия | Игры «Лото», «Третий лишний», «Кто больше назовет слов» |
Конспект занятий
Тема | Цели | План занятия | Оборудование | Литература | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
1 -я неделя марта | ||||||
Подбор определений (какой по величине?). Звуки [ы], [и] | Учить подбирать определение по во просу: какой по величине?. Выделение гласных [ы], [и] в конце слов | Организационный момент Игра «Почитай-ка». По символам прочитать короткие слова ау, уа, иа. Основная часть 1. Игры «Большой - маленький». «Сравни предметы». Сравнить предметы разной величины (столы, стулья, по суда, куклы, игрушки, машинки, кубики, петушки и др.) по направлениям: большой - маленький, высокий - низкий, широкий - узкий, длинный - короткий. 2. Игра «Встречаем гостей». Мальчик Дэни приехал в гости из далекой страны. (Выделить последний звук в имени Дэни и охарактеризовать его.) Привез фото мамы и папы, но фото плохо получились и видны только усы у папы и губы у мамы. (Выделить последний звук в словах усы, губы; охарактеризовать его.) Физкультминутка «Каравай» (поем для Дэни). 3. Игра «Найди место картинке». Выделить последний звук [и], [ы]. 4. Игра «Скажи наоборот». Преобразовать слоги, слова пы-пы-пы=пи-пи-пи; ми-ми-ми=мы-мы-мы; бить-быть; завить-завыть. Упражнение «Найди последний звук в слове и назови его». Итог занятия Дети отвечают на вопрос с каким звуком познакомились? | Символы гласных звуков [а], [у], [и]. Наборы предметов и картинок, разных по величине Кукла-мальчик. Символы звуков [и], [ы] Зеркала. Схемы Предметные картинки. Мяч Карточки; картинки | [7,11 ч. с. 53; III ч. с. 26] | ||
2-я неделя марта | ||||||
Подбор определений (какой по материалу?) Предлоги в, на, под | Совершенствовать навыки словообразования. Учить образовывать относительные прилагательные и включать их в предложения. Учить выделять и называть предлоги в, на, под в разных предложениях, составлять предложения по двум опорным словам и заданному предлогу, добавлять в предложения пропущенный предлог | Организационный момент «Отгадай звук» (по артикуляции, символу); звуки [и], [ы]. Основная часть 1. Игра «К нам приехал Дэни» (продолжение). Логопед. Дэни приехал издалека и привез с собой свои любимые игрушки и предметы. Давайте их рассмотрим и назовем, из чего они сделаны. Какие они? Дети рассматривают и называют предметы, отвечая на вопросы: какой? какая? какое? Словарная работа: соломенная (корзина); глиняная (лошадка); фарфоровая (посуда); фарфоровый чайник, фарфоровая чашка, фарфоровое блюдце). 2. Игра «Мамины помощники». Варить из овощей суп, делать салат; варить варенье из фруктов и ягод. Отвечать полным предложением: «Я делал капустный салат; варил гороховый суп и яблочное варенье». Физкультминутка 3. Предлоги в, на, под. Упражнение «Отгадай, где шарик (мячик)?». Назвать расположение игрушки. Игра «Исправим Незнайкины ошибки». Читать предложения с «перепутанными» предлогами, исправлять и произносить правильное предложение. Игра «Вставь пропущенное маленькое слово» (предлоги в, на, под). Итог занятия Оценка деятельности детей | Символы Корзина; чай ник; чашка; блюдце; глиняная лошадка Картинки с овощами и фруктами; кастрюлька; ваза для варенья; салатница Шарик (мяч); коробочка; стол Конверт с письмом | [12, с. 47] [7, II ч.; с. 25, 28] | ||
3-я неделя марта | ||||||
Подбор нескольких определении к предметам и объектам. Звук [с] | Упражнять в подборе определении по цвету, форме, величине, материалу, согласовывать их в роде и числе с существительн - ми. Расширять словарь прилагательных.Учить выделять звук [с] в любой позиции в слове. Развивать слуховое внимание и фонематический слух | Организационный момент Игра «Скажи наоборот» (преобразование слогов со звуками [и], [ы]). Основная часть
Подбирать определения к предметам (игрушки, посуда, муляжи фруктов и овощей); за каждое слово награда - фишка.
Подбирать одно общее слово к трем словам-признакам. Вкусные, сладкие, шоколадные ... конфеты; удобное, мягкое, низкое ... кресло. Физкультминутка Отгадывать загадки [7, с. 13].
звуком [с]». «Определи место звука [с] в слове».
- первый звук: бок - сок; дом - сом; - последний звук: лев - лес; нож - нос; голод - голос; труд -трус. Итог занятия Оценка деятельности детей | Различные предметы; фишки По картинкам в книге (см. ссылку на литературу) Зеркала; предметные картинки Символ звука [с] Карточки | [1,с.87] [3, с. 54 - 69] [11, с. 164- 165] | ||
4-я неделя марта | ||||||
Согласование прилагательного с существительным в роде. Предлоги к, от | Учить правильно согласовывать в речи прилагательные с существительными мужского, женского и среднего рода, подбирать существительные к прилагательным, отвечая на вопросы: какой? ка кая? какое? Учить определять пространственное расположение предметов с помощью предлогов к, от, а также воспринимать, выделять и употреблять эти предлоги в словосочетаниях и предложениях | Организационный момент Логопед. Сядет тот, кто назовет слова со звуком [с] (в любой позиции). Основная часть 1. «Цветная сказка». Чтение сказки с показом рисунков. Беседа по содержанию. Вспомнить, что было красного (зеленого, синего, желтого) цвета? 2. Игра «Подбери слова». Подбирать к существительному слова-признаки, согласовывая их в роде. Стол - деревянный, большой, прямоугольный. Окно - прозрачное, большое, стеклянное. Физкультминутка «Хлоп, ладошки!» Вот у нас игра какая: Хлоп, ладошка, хлоп, другая! Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп! По коленкам - шлеп, шлеп. По плечам теперь похлопаем! По бокам себя пошлепаем! Можем хлопнуть за спиной! Хлопаем перед собой! 3. Предлоги к, от. Упражнение «Выполни задание» (подойди к окну, отойди от окна, встань к шкафу, отойди от шкафа и т.д.). На вопрос что ты сделал? ребенок отвечает полным предложением. 4. Упражнение «Составим предложение»: - по опорным словам. (Катя, идти, дом, к) - договаривание предложений: Я иду к ..., Я иду от ... . Игра «Скажи наоборот» К дому - от дома; к парку - от парка, к машине - от машины. Итог занятия Оценка деятельности детей | Листочки с раскрашенными картинками в 4 цвета (красный, синий, желтый, зеленый) Окружающие предметы; символы предлогов к, от; мяч | [1,с. 67] [3, с. 54-59] | ||
5-я неделя марта | ||||||
Распространение предложений путем введения одно родных определений. Звук [з] | Учить подбирать к объекту или предмету возможно большее количество определений. Включать слова-признаки в определенное место предложения перед определенным словом. Расширять и активизировать словарь детей. Уточнить понятия «слово», «предложение». Учить слышать и выделять звук [з] в начале слов. Развивать фонематический слух и слуховое внимание | Организационный момент Игра «Скажи наоборот» (предлоги к, от). Основная часть 1. Загадка о мяче. Отвечать на вопросы: какой мяч по цвету? по форме? По величине? по материалу? Подбирать определения к слову «мяч»? (откладывать слова-полоски на каждое подобранное определение). 2. Игра «Коробочка». Логопед. Здесь, в коробке, есть предметы. Все сейчас получат свой. Осмотрите предмет, потрогайте и подумай те — он какой? Дети разбирают предметы, рассматривают и описывают. Физкультминутка «Хлоп, ладошки!» 3. Звук [з] (артикуляция, характеристика, символ). 4. Упражнение «Назови первый звук в слове» (выделение первого согласного звука [з]). 5. Упражнение «Назови второй звук в слове» (выделение последующего гласного звука): ЗАйка, ЗУбы, ЗОнт, ЗА вод, ЗАмок, ЗАбор. Итог занятия Оценка деятельности детей | Мяч Полоски-слова: существительное - синяя, прилагательные - красные Коробка с раз личными пред метами для описания Зеркала, предметные картинки Схемы слов, звуков | [12, с. 49] [1, с. 92] |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1-я неделя апреля | |||||
Пересказ рассказа, состав ленного по сюжетной картинке. Звуковой анализ и синтез слов | Учить пересказывать текст, состав ленный по сюжетной картинке. Уточнять и активизировать словарный запас. Развивать внимание и словесно- логическое мышление; фонематическое восприятие и навыки звукового анализа и синтеза слов | Организационный момент Логопед. Сядет тот, кто назовет слова со звуком [з] в начале слова. Основная часть 1. Рассмотреть сюжетную картинку «Как поступают друзья?», «А у меня мячика нет» (из серии Р.С. Буре). Логопед. Кого видите на картинке? Что делают большие ребята? С чем подошел маленький мальчик? Почему он грустит? Что сделала девочка? Как помочь малышу не грустить? Почему надо делиться с друзьями? Дети рассказывают по картинке. На полянке играли дети. У Оли, Саши и Коли были мячи. К ним подошел маленький Алик. У него была красная машинка. Ему очень хотелось поиграть мячом, ноу него его не было. Алик грустно смотрел, как дети весело играют с мячами. Тогда Оля предложила ему свой мяч. 2. Пересказать рассказ. Физкультминутка «Мой веселый звонкий мяч» 3. Звуковой анализ и синтез слов. Логопед (выставляет на доске в два ряда символы изученных гласных и согласных звуков). Почему в первом ряду символы красного цвета? Почему эти звуки называются гласными? (название гласных звуков по изображению). Почему во втором ряду символы синего цвета? Почему эти звуки называются согласными? Дети отвечают. «Чтение» коротких слов по символам ау, ах, ух, ох, сок, пух, кот. 4. Упражнение «Отгадай слово» (синтез): сон, усы, так, тук, танк, насос, каска и др. За правильный ответ - фишка. Анализ слов (по карточкам): мак, кот. Выделить первый, второй, третий звуки в словах. Итог занятия Оценка деятельности детей | Картинка «А у меня мячика нет» Символы изученных звуков [а], [у], [о], [ы], [и], [м], [н], [п], [т], [к], [х], [с], [з] Карточки мак, кот, сын Квадратики синего и красного цвета; фишки | [12, с.58] | |
2-я неделя апреля | |||||
Составление рассказа по сюжетной картинке. Глаголы-антонимы | Учить составлять рассказ по сюжетной картинке, изображенные события на которой - конечный результат действия. Продолжать учить отвечать на вопрос: почему?, правильно строить длинные фразы с включением определения. Развивать внимание и словесно-логичесекое мышление. Учить правильно подбирать глаголы-антони-мы, строить фразу по сюжетной картинке. Развивать чувство языка Учить правильно подбирать глаго-лы-антонимы, строить фразу по сюжетной картинке. Развивать чувство языка | Организационный момент Игра «Назови звуки в слове по порядку» (мы, ты, ам, ум, сок, тук, сын). Основная часть 1. Л о г о п е д (выставляет на доске картинку «Маленькие помощники»). Какое время года изображено на картине? Какие признаки весны вы отметили? Что мальчик вешает на дерево? Для кого этот домик? Как он называется? Как называется второй домик? Что использовали мальчики для того, чтобы сделать скворечник и улей (инструменты). Как назовем поступки детей? Посмотрите еще раз внимательно на картинку, что видите на переднем плане, на дальнем, какие деревья растут, сколько детей? Дети отвечают. Физкультминутка «Снегирем» Сел на ветку снегирек (руки к плечам, в стороны, помахать). Брызнул дождик - он промок («брызгать» пальчиками, сжаться в «комочек»). Ветерок подул слегка фуки вверх, раскачивать в стороны). Обсуши нам снегирька («обтирать» себя руками, помахать «крылышками»). 2. Составление рассказа по вопросам: - кого видите на картинке? - что делает каждый ребенок? - что за домики на картинке? - о чем разговаривают дети? Прослушивание рассказов детей. 3. Игра «Мальчик Наоборот» Логопед. Мама говорит мальчику ложиться - он встает; повернуться - он отворачивается; убрать игрушки - он разбрасывает. 4. Игра «Картинки-перевертыши» (глаголы с противоположными действиями). Составлять предложения по картинкам: девочка надевает фартук - снимает; малыш строит башню - ломает; мальчик ловит мяч - бросает. 5. Игра «Скажи наоборот» (с мячом). Встал - лег; уснул - проснулся; вешать - снимать; повернись - отвернись; открой - закрой; отпусти - подними, бежать - стоять; зайти - выйти; согни - выпрями. Итог занятия Логопед. Дети, сегодня вы придумывали интересные, полные и выразительные рассказы | Сюжетная картинка «Маленькие помощники» Картинки; глаголы-антонимы Мяч | [12, с. 50, 59] |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование для детей подготовительной группы с ОНР
Календарно-тематическое планирование для детей подготовительной группы с ОНР...
Календарно-тематическое планирование (группа детей 5-6 лет) по теме: СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ при воспитании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста
Календарно-тематическое планирование...
Комплексно – тематическое планирование для детей старшей возрастной группы «Народные праздники и традиции Нового года»
«Социализация»Д.И.: «Найди лишнее»Цель: развивать логическое мышление, развивать умение классифицировать игрушки – новогодние и другие (мягкие, резиновые…)Д.И.: «Назови слово»Цель: развивать умение оп...
Примерное комплексно – тематическое планирование для детей среднего дошкольного возраста
Примерное комплексно – тематическое планирование для детей среднего дошкольного возраста по программе " От рождения до школы" Веракса Н.Е. и др....
Тематическое планирование для детей с ФФНР - 6 лет
Документация учителя-логопеда...
Комплексно-тематическое планирование для детей средней группы на тему:«Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»
Структурное подразделение муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 12 г. Челябинска» Комплексно-тематическ...
Активизация словаря детей 3-4 лет и содействие формирования связной речи дошкольников с использованием приемов мнемотехники Перспективно-тематическое планирование для детей второй младшей группы
Активизация словаря детей 3-4 лет и содействие формирования связной речи дошкольников с использованием приемов мнемотехники Перспективно-тематическое планирование для детей второй младшей группы...