Индивидуальное планирование логопедического коррекционно-развивающего обучения
календарно-тематическое планирование по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с воспитанницей старшей группы МБДОУ «Детского сада №5 п.г.т. Тымовское» - М. А. в условиях логопункта дошкольного образовательного учреждения на 2017-2018 учебно-воспитательный год.
- Подготовительный этап
Задача – тщательная и всесторонняя подготовка ребёнка к коррекционной работе
а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, потребность в них;
б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;
в) формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;
г) в процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой гимнастики;
д) укрепление физического здоровья (консультация врачей – узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж).
- Формирование произносительных умений и навыков
Задачи:
а) устранение дефектного звукопроизношения;
б) развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;
в) формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, грамматически правильной) речью.
Виды коррекционной работы на данном этапе:
1. Постановка звуков в последовательности:
свистящие - С, З, Ц, СЬ, ЗЬ
шипящий – Ш
сонор – Л, ЛЬ
шипящий – Ж
соноры – Р, Р
шипящий – Ч, Щ
Способ постановки смешанный
Подготовительные упражнения (кроме арт. гимнастики):
для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Щёточка», «Футбол», «Фокус»;
для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок»;
для Р, РЬ: «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемёт»;
для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык».
Работа по постановке звуков проводится с ребёнком индивидуально.
2.Автоматизация каждого исправленного звука в слогах:
а) С, З, Ш, Ж, С, З, Л автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь – в слогах со стечением согласных;
б) Ц, Ч, Щ, ЛЬ – наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;
в) Р, РЬ –в стечении согласных начиная от глухого ТРА, затем в обратных слогах и далее в прямых.
3.Автоматизация звуков в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в той или иной последовательности.
По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа будет проводиться в подгруппе.
4.Автоматизация звуков в предложениях.
Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с данным словом.
5. Дифференциация звуков:
С-З, С-С, С-Ц, С-Ц, С-Ш;
Ж-З, Ж-Ш;
Ч-С, Ч-Т, Ч-Щ;
Щ-С, Щ-Т, Щ-Ч, Щ-Ш;
Р-Л, Р-Р, Р-Л, Р-Й, Л-Л;
6. Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде…).
- Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения
- работа над понятием ряда (первый, в начале, последний, в конце; порядковые числительные: второй, третий…);
- развитие слухового восприятия на материале неречевых звуков;
- развитие фонематического восприятия, фонематических процессов, звукового анализа и синтеза;
- Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале.
Упражнения для развития внимания:
- «Корректурные пробы»;
- «От большего к меньшему»;
- «Найди различия», «Найди сходства», «Найди ошибки»;
- «Дорисуй»;
- Модификация методики «Лабиринты»;
- «Скажи наоборот»
- «Найди ошибки»
Упражнения для развития восприятия:
- «Посмотри и узнай», «Дотронься и узнай»;
- «Составь целое из частей»;
- «Определи стороны»;
- «Определи положение предметов»
Упражнения для развития памяти:
- «Опосредованное запоминание»;
- «Что изменилось?»;
- «Запомни и воспроизведи»;
- «Вспомни и покажи»;
- «Цепочка действий» (многоступенчатые инструкции);
Упражнения для развития воображения и мышления:
- «Нарисуй картинку из данного элемента»
- «Установи сходства и различия»
- «Группировка предметов»
- « Что сначала, что потом»
- «Отгадай загадку, объясни отгадку».
- Совершенствование лексико –грамматической стороны речи.
- пополнение лексики словами признаками, словами действиями, наречиями, антонимами, синонимами, многозначными словами;
- овладение ребёнком различными способами словообразования и словоизменения « Назови и покажи», «Составь новые слова»,
- « Доскажи словечко», «Назови семейку», «Чей, чья, чьё?».
- Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.
- Лексические и грамматические упражнения;
- нормализация просодической стороны речи;
Совершенствование диалогической формы речи:
- диалог по заданной теме;
- по воспринятым текстам;
- по ситуации
Формирование монологической формы речи через обучение:
- составлению пересказа;
- описательного рассказа;
- рассказа по сюжетной картине;
- творческому рассказу.
Учитель-логопед: Васильева С.П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПОДГРУППОВОЙ РАБОТЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (3 год обучения)
Перспективное календарно-тематическое планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушен...
Индивидуальный мониторинг динамики коррекционно - развивающей работы.
Индивидуальный план и мониторинг динамики коррекционно - развивающей работы разработан для детей с ТНР....
Индивидуальная комплексная коррекционно- развивающая программа обучения и воспитания
Целью коррекционно-педагогической работы является формирование психологического базиса для полноценного развития личности ребенка с ограниченными. В процессе коррекционного обучения и воспитания...
Индивидуальная образовательная программа коррекционно-развивающей направленности детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (со зрительной патологией)
Одним из актуальных направлений развития системы образования является внедрение в широкую практику инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся све...
Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (1 год обучения – старшая группа)
Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (1 год обучения – старшая г...
Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (2 год обучения – подготовительная группа)
Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (1 год обучения – старшая г...