Моя профессия - учитель - логопед
рабочая программа по логопедии на тему

Климашина Екатерина Валерьевна

Учитель -логопед - это не только любимая профессия,  но и призвание. 

Самая большая радость для любого педагога - это видеть искорки интереса во взлядах ребят и слезы радости в глазах у их родителей, когда у детей все получается. А учителя - логопеды вдвойне учителя, потому что не только исправляют недостатки звукопроизношения,  лексико - граммматического строя, связной речи, корректируют и развивают фонематическое восприятие, но и учат детей быть добрыми, умными, любящими своих близких, город, страну.

Само слово ЛОГОПЕД можно расшифровать так:

Л - любовь ко всем детям

О - образование и самообразование

Г - гордость своей профессией

О - опыт работы

П - позитивный настрой

Е - единство работы всех специалистов с семьей

Д - достижение положительных результатов.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фронтальное занятие в подготовительной группе для детей с ФФН.
Тема: Звук [С].

Цель: автоматизировать звук [С] в словах и предложениях, уточнить и активизировать словарь по темам «Продукты» и «Посуда».

Программные задачи:

  1. Развитие фонематического восприятия и слуха.
  2. Закрепление навыка анализа и синтеза слова суп.
  3. Закрепление умения подбирать слово на заданный звук.
  4. Совершенствование навыка деления слов на слоги.
  5. Закрепление умения составлять предложения по заданному слову, а также путем преобразования деформированной фразы.
  6. Совершенствование навыков словообразования, наращивания слова.
  7. Закрепление правильного употребления грамматических категорий.
  8. Развитие внимания, памяти, мышления.

Тип занятия: обобщающее занятие.

Оборудование:

  1. Цветовые символы звуков.
  2. Презентация «Звук С»
  3. Мультимедийный проектор.

Организационная форма: игра.

Ход занятия.

  1. Организационный момент

          Логопед задает вопросы  (Слайд 2)

  • Чем солят суп?
  • Чем косят траву?
  • Кто охраняет дом?
  • Когда тает снег? (Слайд 3)
  • На чем сидим?
  1. Сообщение темы занятия. (Слайд 4)

Логопед:  - Какой звук встречается в каждом слове?

Дети: - Звук [с].

Логопед: - Молодцы! Кто из вас даст характеристику звуку [с]? Какой он?

Дети: - Согласный, твердый, глухой.

Логопед: - Совершенно верно! Теперь я приглашаю вас пойти в супермаркет купить продукты и что-нибудь из них приготовить!

  1. Игра «Супермаркет» (Слайд 5)

На экране появляются  предметные картинки по теме “Продукты”, в которых есть звук [с].

Дети идут в «супермаркет» и один из них «покупает» мясные продукты, второй - молочные, третий - напитки. Свои действия дети комментируют:

  • Я купил.... (сосиски, сыр, колбасу, сметану,….)

4. Произношение слов со звуком [с]

Логопед предлагает детям вспомнить, в названиях каких продуктов встречается звук [с].

5. Словообразование.  (Слайд 7)

Логопед просит «разложить» «купленные продукты»

- В чем будем хранить сливочное масло? (В масленке)

соль (в солонке), сахар - (в сахарнице), сухари - (в сухарнице), сливки

- (в сливочнике), салат - (в салатнице).

  1. Игра «Скажи ласково». (Слайд 14)

сковорода –  сковородочка

кастрюля - кастрюлечка

стакан - стаканчик

поднос - подносик

скалка - скалочка

  1. Определение позиции звука [с] в словах. (Слайд 20)

На экране появляются  схемы с указанием позиции звука (в начале, середине, конце)

Логопед предлагает детям назвать предмет, определить место звука [с] в слове  и  выбрать картинки, которые подходят для конкретной схемы.

[С] в начале слова – сахар, сыр, сок.

[С] в середине слова – колбаса, мясо, кастрюля.

[С] в конце слова – поднос, ананас, абрикос.

8. Речевая подвижная игра.  (Слайд 24)

Дети прыгают на каждый слог называемого логопедом слова.

Мы попрыгаем немножко

Пусть слова разделят ножки 

(сок, сухари, самовар, мясо, скалка)

9. Наращивание слова. (Слайд 25)

Логопед показывает картинку с изображением стакана, наполненного цветной жидкостью, поясняет, что это сок. Но если это-слово добавить к другим звукам, получится новое слово. Логопед произносит начало каждого слова с интонацией незаконченности. Воло...(сок), ле..., пе..., но..., ку..., коло...

10. Звуковой анализ и синтез. (Слайд 26-29)

Логопед предлагает детям «сварить суп». Сколько звуков в слове суп? Логопед просит слово суп обозначить цветовыми символами звуков.

  1. «Исправь ошибку».  (Слайд 31-34)

Логопед предлагает исправить предложения.

Сахар кусает Соню.

Стол постелили на скатерть.

На посуду поставили стол.

Салат ест гостей.

12.Итог занятия. (Слайд 35)

Логопед оценивает работу детей.



Предварительный просмотр:

Утверждаю

Заведующий МБДОУ ЦРР-д/с №242 «Садко»

                                          _______________________С.Ю. Новикова

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

КЛИМАШИНОЙ ЕКАТЕРИНЫ ВАЛЕРЬЕВНЫ

НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

  1. Выступления на родительских собраниях:

«Нарушение речи у дошкольников»

«Как выполнять домашнее задание логопеда»

«Результаты логопедической работы за учебный год».

  1. Предоставление сведений о результатах логопедического обследования(индивидуальное консультирование)
  2. Совместное выполнение взрослыми и детьми рекомендаций логопеда в тетрадях.
  3. Обновление логопедических уголков.
  4. Оформление консультации, подготовка папки-передвижки.

«Первые шаги в развитии мелкой моторики»(группы младшего дошкольного возраста)

  1. Оформление консультаций «Советы логопеда» для групп среднего дошкольного возраста.

Тема: «Развитие связной речи детей в семье»

  1. Оформление консультаций «Советы логопеда» для групп старшего дошкольного возраста.

Тема: «Упражнения для развития речевого дыхания у детей с нарушениями речи»

Все возр. группы.

По плану

Сентябрь

Апрель

Сентябрь

Октябрь

Февраль

В теч. года

В теч. года

        



Предварительный просмотр:

 Целевые ориентиры образования детей с ОВЗ

• Овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с ОВЗ в общественную жизнь.

• Использование речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становления разных видов детской деятельности, на основе овладения языком своего народа.

• К концу обучения дети должны правильно произносить и различать все фонемы родного языка, владеть навыками осознанного звукового анализа и синтеза слов разной слоговой структуры

СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

 Содержание коррекционной работы в соответствии с ФГОС ДО направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и/или психическом развитии воспитанников, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении основной программы дошкольного образования.

 Таким образом, содержание коррекционной работы в МБДОУ обеспечивает: • выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья;

• осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей;

• возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы и их интеграции в образовательном учреждении.

Алгоритм выявления детей с ОВЗ

  1. Выявление детей с ОВЗспециалистами психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) МБДОУ: педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели
  2. Заседание консилиума, где принимается решение о необходимости прохождения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) в целях проведения комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания 
  3. ПМПК дает рекомендации по созданию для ребенка специальных образовательных условий в МБДОУ
  4.  Специалисты ПМПк МБДОУ разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут ребенку и/или адаптированную образовательную программу
  5. Педагоги и специалисты МБДОУ осуществляют реализацию адаптированных образовательных программ и ведут динамическое наблюдение за развитием ребенка 

Психолого-медико-педагогическое обследование детей с ОВЗ

Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:

 • своевременно выявить детей с ограниченными возможностями;

• выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ;

• определить оптимальный педагогический маршрут;

• обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребенка с ОВЗ в дошкольном учреждении;

• спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;

 • оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;

• определить условия воспитания и обучения ребенка;

 • консультировать родителей ребенка с ОВЗ.

Психолого-медико-педагогическое обследование детей с ОВЗ включает в себя:

Медицинское обследование

Психолого-педагогическое обследование

Логопедическое обследование

Медицинская сестра

Педагог-психолог

Воспитатели

Учитель-логопед

  1. Личный анамнез
  2. Медицинское обследование в поликлинике по месту жительства

1.Эмоционально-личностная сфера

2.Познавательная сфера

3.Моторная функция

1.Выявление основных проблем в обучении(знания,

умения, навыки по

образовательным

областям)

  1. Речевое развитие

 

Педагогический мониторинг

Познавательная сфера

Эмоционально-личностная сфера

Мотивационно-потребностная сфера

Речевое развитие

1.Карта развития

ребенка

1.Е.А.Стребелева

“Диагностика умственного развития детей”

2.Ф.Гудинаф-Д.Харрис “Нарисуй человека”

3.А.Р.Лурия”10 слов”,”10 предметов”

1.А.М.Прихожан

Методика мотивационных предпочтений

”Три

Желания”

2.Тэммл,

 Дорки, Амен “Тест тревожности”

3.изучение эмоционального благополучия дошкольников в ДОУ

1.Т.А.Нежнова

Методика изучения мотивации у детей 5-7 лет

2.Т.В.Дембо,С.Я.

Рубинштейн

“Диагностика самооценки”

3.Рисунок семьи

4.И.Вандвик,

П.Экблад

”Два дома”

1.Е.А.Стребелева

Диагностика речевого развития детей

Мониторинг динамики развития детей с ОВЗ проводится 3 раза в учебном году. На основании данных мониторинга составляется индивидуальная образовательная программа, которая содержит основные направления, формы, содержание и сроки реализации коррекционно-развивающего процесса.

Условия воспитания и обучения детей с ОВЗ

На основании заключения специалистов ПМПк, ПМПК для воспитанника в МБДОУ №242 создаются специальные условия обучения и воспитания, а именно:

• создание условий, обеспечивающих сенсорный и эмоциональный комфорт ребенка;

• создание адаптированной образовательной программы;

• постоянная помощь в осмыслении усваиваемых знаний и умений;

• организации занятий, способствующих формированию представлений об окружающем мире, отработке средств коммуникации и социально-бытовых навыков;

• организуются индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия с психологом;

• оказывается логопедическая помощь по коррекции речевых расстройств учителем-логопедом;

 • психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с ОВЗ с педагогами и детьми, формируется толерантное отношение к детям с ОВЗ;

• проводится целенаправленная работа с родителями детей с ОВЗ;

 • осуществляется психологическое сопровождение, отслеживающее взаимодействие семьи и ДОУ и с родителями нормально развивающихся детей.

 В дошкольном образовательном учреждении для детей с ОВЗ функционирует логопункт, кабинет педагога-психолога. Для обеспечения коррекционно-развивающего сопровождения детей с ОВЗ в воспитательно-образовательном процессе используются специально адаптированные индивидуальные программы.

 Для разработки индивидуальных программ развития детей с ОВЗ используются элементы следующих программ:

1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи. - М.: МГОПИ, 1993.

2. Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи. - М.: Просвещение, 2011.

3. Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей: пособие для логопедов. - М.: Просвещение, 1979.

4. «Интеллектуальное развитие детей в коррекционных ДОУ» Составители: Беспалова Е.Н., Зашихина О.П., Игаева О.В., Лаврентьева Т.Н. и др. Под.ред. Петровской Н.М.

В работе с детьми с ОВЗ также используется диагностический и коррекционно- развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога; учебно-дидактический материал, специальные методические пособия, учебно-игровые и дидактические материалы, мультимедийные, аудио- и видео- материалы.



Предварительный просмотр:

«Уголок логопеда»

Развитие речи детей в раннем возрасте        (1-3 лет).

                                                                      «Уголок логопеда»

Что можно сделать для развития речи

ребенка раннего возраста?

1.    С малышом нужно говорить и обязательно слушать его ответы. Ребенок нуждается в собеседнике – в человеке, который не только говорит с ним, но и реагирует на то, что он хочет сказать.

2.    Побуждайте ребенка рассказывать вам о том, что он делает. Помогайте крохе употреблять известные ему слова. Учите малыша играть в сюжетные игры, сопровождая их словесными комментариями.

3.    На прогулке показывайте малышу новые для него предметы и рассказывайте о них. Интонационно выделяйте голосом новое для малыша слово.

4.    Разглядывайте с ребенком книги, в которых есть иллюстрации. Учите кроху показывать вам картинки, которые вы называете и самого рассказывать о том, что на них нарисовано.

5.    Сделайте фотоальбом, иллюстрирующий различные действия вашего малыша. Разглядывая фотографии, просите малыша рассказать о том, что он видит.

6.    Пойте вместе с ребенком простые песенки, отстукивая их ритм.

7.    Помните: при стимуляции раннего речевого развития ребенка надо придерживаться золотого правила: все то, что мы хотим, чтобы ребенок повторил за нами и научился сам произносить правильно, должно быть ему интересно, понятно и доступно в произношении на данном этапе.

8.    Не следует ругать ребенка за нежелание заниматься или неправильное выполнение задания: у него может сложиться негативное отношение к занятиям.

Вы можете воздействовать на продуктивность работы ребенка, поощряя  его словесно или призами за хорошую работу.

9.    В период от 2 до 3 лет занятия с ребенком должны проводиться в игровой форме, быть максимально насыщенными разнообразными игрушками, реальными предметами, картинками. Время одного занятия не должно превышать 15 минут, однако в день можно организовать 2-3 занятия.

 

   Литература:

    1.Журнал «Логопед в детском саду». 2008. №5(30).

    

Подготовила учитель-логопед Ю.О. Малькова

 

 

 

                                                                       

«Уголок логопеда»

Развитие громкости и высоты голоса, интонированности речи в раннем возрасте        (1-3 лет).

Попросите ребенка вначале повторить за вами, а затем самостоятельно произнести отдельные звуки, слоги, слова: тихо-громко, высоко-низко (как говорят, например, маленькая собака и большой пес), ласково-сердито. Если малыш не справляется, рекомендуется начать работу с различения громкости, высоты и только затем интонированности звуков, проговариваемых вами.

Примерные упражнения.                                                                            

Громкость голоса.                                                                               

Объясните ребенку, что в зависимости от удаления объекта его голос слышится тише или громче; подберите картинки с изображением животных, насекомых, детей; предложите послушать голоса и угадать, близко или далеко они находятся. Предложите малышу самому произнести тихо и громко слоги, слова.

Совместите громкость голоса с движениями руки: тихо – рука внизу, громко – вверху. Потренируйте ребенка произносить гласные (а, о, у  и т.д.) под движение вашей руки, постепенно повышая и понижая голос по мере ее поднятия и опускания.

Высота голоса.

Подражайте голосам животных и их детенышей. Повышайте и понижайте голос в соответствии с движением руки. «Лесенка» - покажите ребенку картинку, на которой нарисована лесенка. Объясните, чем выше мы будем подниматься, тем тоньше должен быть голос. Выберите слово или слог, которые будете поочередно произносить с ребенком (можно взять картинку с изображением животного или человека), и начинайте подъем.

Интонированность голоса.

«Злюка» - подберите разнообразные картинки (мебель, посуда, одежда и т.д.), объясните малышу, что по речи можно определить настроение человека. Продемонстрируйте, как сердито называть предметы на картинках, попросите его повторить. Проведите аналогичную работу, произнося слова то ласково, то удивленно, то радостно и т.д.

«Путаница» - называя слова с различной интонацией, предложите ребенку угадать, какие эмоции вы хотели выразить, самому произнести слова с разной интонацией.

 

      Литература:

1. Журнал «Дошкольное воспитание». 2007. №11.


                                     Подготовила учитель-логопед Ю.О. Малькова



 

 

«Уголок логопеда»

Работа над слоговой структурой слов в раннем возрасте (1-3 лет).

Слова должны быть знакомыми и понятными ребенку, а также сопровождаться наглядными пособиями (картинками, предметами). Не важно, как малыш произносит звуки. Важно соблюдает ли он слоговую структуру слов, повторяемых за вами, и правильно ли ставит ударение.

Обязательно соблюдайте этапы работы:

1)    слова, состоящие из двух одинаковых слогов: мама, папа, дядя, няня, Тата, Ляля и т.д.;

2)    имена, состоящие из двух слогов, с ударением на первом: Ната, Нина, Катя, Оля и т.д.

3)    односложные слова: мяч, суп, кот, дом, сок, нос и т.д. Необходимо следить за тем, чтобы малыш «не проглатывал» последний звук в слове);

4)    двухсложные слова с ударением на первом слоге: уши, осы, киса, каша, ноги и т.д.

5)    двухсложные слова с ударением на втором слоге: нога, рука, вода, коза, лиса и т.д.

6)    трехсложные слова с ударением на втором, первом, третьем слогах: собака, машина, корова, лопата; кубики, волосы, улица, лошади; самолет, молоко, голова, магазин.

Приемы работы.

Попросите ребенка:

-         повторить слово,

-         назвать слово по картинке,

-         проговорить слово с отбиванием ритма; п

-         опробуйте «наращивать» слова – объясните ребенку, что вы будете начинать слово, а он должен закончить, а затем правильно повторить все слово целиком (хорошо, если во время игры на столе будут лежать картинки или предметы, - они послужат ребенку опорой, он сможет правильно соотнести проговариваемое слово с соответствующим ему зрительным образом).                                                                                                           Приведем примеры.

Договариваем слог ля: ля-ля, Ва-ля, Га-ля, То-ля, Ко-ля.

Договариваем слог сы: ли-сы, но-сы, ко-сы, о-сы, у-сы.

Договариваем слог ка: ру-ка, зай-ка, ут-ка, лож-ка.

 

 

    Литература:

1. Журнал «Дошкольное воспитание». 2007. №11.

 Подготовила учитель-логопед Ю.О. Малькова

 

 

 



Предварительный просмотр:

Распространенные ошибки родителей, пагубно влияющие на речевое развитие ребенка

Часто, кажется, что ничего не предвещало беды, но у ребенка «из ничего» возникают сложности в овладении устной речью. Затем, как следствие, эти проблемы перерастают в еще более весомые, когда ребенок переходит из дошкольного учреждения в школу. Многие речевые нарушения обусловлены серьезными патологическими факторами, как врожденными, так и приобретенными, но особое внимание хотелось бы акцентировать на тех негативных составляющих, которые родители способны, и обязаны преодолеть самостоятельно, чтобы помочь своему ребенку.

Прежде всего, особого внимание заслуживает речевая среда. Полноценное речевое развитие маленького человека невозможно без полноценной речевой среды. Многие родители ошибочно полагают, что малыш не нуждается в их помощи, что излишнее внимание к общению с ребенком ни к чему. Таким образом, игнорируя особенности деткой речи, многие родители собственными руками лишают ребенка очень важной составляющей его развития.

Одним из наиболее пагубных факторов является так называемое «сюсюканье». Родители довольно часто, в порыве нежных чувств подражают малышу, нарочно искажая свою речь. Степень этих искажений и их вариации крайне разнообразны, а поэтому могут нанести урон многим компонентам речевой системы ребенка. Отдельно в этой ситуации следует выделить тот факт, что своим поведением родители сами лишают своего ребенка мотивации к овладению полноценной речью. Ребенок быстро усваивает тот факт, что родителям нравится такое общение и не торопится что-то исправлять в своей речи.

Часто родители наносят серьезный урон речи ребенка, игнорируя «тревожные звоночки», которые указывают на проблемы в развитии. Среди родителей часто бытует мнение, что ребенок просто перерастет патологию, что после определенного возраста все встанет на свои места. Таким образом, подобный попустительский стиль воспитания тормозит речевое развитие ребенка. К тому же родители упускают те сенситивные периоды, когда патологию можно исправить гораздо быстрее и проще, когда ребенку требуется только помощь в овладении материалом, а не серьезная коррекционная работа.

Стоит отметить нежелание родителей работать над собственными несовершенствами. Очень распространены случаи, когда ребенок, неосознанно, подражая матери, искажает определенные звуки речи. Родители обычно прибывают в полной уверенности, что этот дефект обусловлен генетически, передается из поколения в поколение и не торопятся его исправлять.

Вредоносным фактором является и быстрая, неразборчивая речь взрослого. Во-первых, в этой ситуации опять срабатывает механизм подражания, и дети неосознанно перенимают некую неряшливость в общении. Во-вторых, у ребенка возникают трудности в усвоении слого-звуковой структуры слов. Если ребенок не может разобрать, услышанное, то и воспроизвести полноценно он это никогда не сможет. В-третьих, при быстрой и невыразительной речи теряются окончания слов, таким образом, страдает и грамматический строй речи, а именно согласование слов в предложении.

Так же, одной из основных бед нашего времени, является бедный речевой опыт детей. Этот пагубных фактор охватывает все возрастные группы детей, кроме того оказывает крайне негативные последствия даже на детей, речевое развитие которых не вызывало опасения. Дети не приучены разговаривать, им сложно сформулировать свою мысль, описать ситуацию. Конечно, жизнь в мегаполисе откладывает свои отпечатки, один из них катастрофическая нехватка времени. Родители сильно выматываются и устают на работе, вследствие чего у них не остается ни сил, ни времени на общение со своим ребенком.

Отдельно стоит выделить темпы развития технического прогресса. Часто родителям проще включить ребенку телевизор, компьютер, нежели почитать ему или спросить, как прошел его день. Странно, но родителей не пугает тот факт, что дети, не освоив речевую систему, знают, где включается компьютер.

Если подытожить написанное, то можно выделить несколько основных правил, которые помогут ребенку в преодолении речевых дефектов и полноценном становлении его речи. К подобным правилам стоит отнести следующие:

  1. Правильная, грамотная и выразительная речь взрослых.
  2. Проговаривание действий, называние предметов при общении с детьми раннего возраста (накапливание пассивного словаря)
  3. Создание ситуаций, когда ребенок в раннем возрасте должен выразить свое желание словесно.
  4. Четкое проговаривание неправильно сказанных ребенком слов, акцентирование его внимания на правильном образце.
  5. Создание благоприятной речевой среды, организация игр, провоцирующих речевую активность детей.
  6. Создание благоприятного климата в семье, располагающего к общению всех членов семьи.
  7. Организация свободного времени ребенка с помощью различных кружков, секций, общения со сверстниками.
  8. Своевременное обращение за консультацией к специалисту, при отклонениях в развитии речи ребенка.

Конечно, соблюдение этих правил не является панацеей от всех речевых проблем. Но, стоит отметить, что их соблюдение способно существенно облегчить жизнь и ребенку и родителю.



Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика –

основа формирования правильного звукопроизношения у дошкольников

План семинара-практикума

  1. Орг.момент.
  2. Представление воспитателями картотек для проведения артикуляционной гимнастики, имеющихся  на группах.
  3. Артикуляционная гимнастика-считалочка с презентацией
  4. Теоретическая часть "Артикуляционная гимнастика - основа формирования правильного звукопроизношения у дошкольников"
  5. Видео сюжет "Проведение артикуляционной гимнастики в средней группе"
  6. Практикум "Артикуляционное дерево", «Логокуб», «Кубики для артикуляционной гимнастики»
  7. Выставка-презентация картотек и игровых пособий для проведения артикуляционной гимнастики, имеющихся в логопедическом кабинете.


Артикуляционная считалка (автор Куликовская Т.А.).

Итак, сели ровно, спинки выпрямили, плечи расправили, ручки положили на колени,  ножки подружили, посмотрели на меня - улыбнулись.

А теперь, внимание на экран. Начинаем.

Все ребята по порядку

Утром делают зарядку.

Язычок наш хочет тоже

На детишек быть похожим.

Раз - мы песенку запели (бегемотик)

Два - уселись на качели (качели)

Три - на лошади скакали (лошадка)

На четыре - поболтали (индук)

Пять - по зубкам постучали (барабанщик)

Шесть - мы в часики играли (часики)

Семь - лакали словно кошка (лакает кошечка)

Восемь - спела нам гармошка (гармошка)

Девять - сделали грибок. (грибок)

Десять - ротик на замок.

Теоретическая часть

По современным нормативам ребенок должен овладеть всеми звуками своего родного языка к 6-7 годам. Однако, статистика показывает, что далеко не все  дошкольники  к этому возрасту успешно овладевает правильным произношением звуков.

Нарушение произношения может быть вызвано следующими причинами:

1. Дефектами строения артикуляционного аппарата.

2. Недостаточной сформированностью артикуляционных движений.

3. Недостатками в развитии фонематического слуха.

Недостаток звукопроизношения оказывает негативное влияние на эмоционально-психическое состояние ребенка и мешает не только его развитию, но и общению со сверстниками, полноценной социализации.

Научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно – важнейшие цели, которые стоят перед логопедами, воспитателями и родителями. Правильное произношение может быть сформировано лишь в том случае, если у ребенка хорошо развиты подвижность и переключаемость органов артикуляции, а именно: мимической мускулатуры, языка, губ, мягкого неба, маленького язычка.

На важность и необходимость своевременного формирования артикуляционной моторики у детей  указывали многие отечественные исследователи - Роза Ефимовна Левина, Михаил Ефимович Хватцев, Федор Федорович Рау, Татьяна Борисовна Филичева, Мария Федоровна Фомичева, Галина Васильевна Чиркина и другие

Поэтому  успешное формирование правильного звукопроизношения невозможно без предварительной подготовки, а именно проведения артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики как раз и состоит в том, чтобы нормализовать качества выполнения движений: развивать силу, точность, координацию движений, способность удерживать артикуляционную позу и переключаться с одного движения на другое.

Артикуляционная гимнастика бывает двух видов: пассивная (взрослый выполняет движения за ребенка) и активная (ребенок самостоятельно выполняет упражнения).

В зависимости от того, чему мы будем учить ребенка, либо переключаться с одной позы на другую, либо удерживать позу, артикуляционные упражнения делятся на динамические и статические.

 К статическим относятся:  «улыбка», «трубочка», «окошко», «лопатка»,  «иголочка» они служат для формирования артикуляционного уклада.

 Динамические упражнения: «улыбка-трубочка», «качели», «часики»,«лопатка-иголка».

Существуют комплексы упражнений для активных органов артикуляции:

  • губ,
  • нижней челюсти,
  • языка,
  • мягкого нёба,
  • мимической мускулатуры (щёк).

  А также специфические комплексы упражнений с учетом фонетической группы:

  • Для заднеязычных звуков;
  • Для переднеязычных звуков (т, т’, д, д’, н, н’) звуков;
  • Для губных звуков;
  • Для свистящих звуков;
  • Для шипящих звуков;
  • Для сонорных звуков;
  • Для мягких звуков;
  • Для звонких звуков.

Принципом отбора артикуляционных упражнений служит характер дефекта произношения и целесообразность рекомендуемых движений для правильного произнесения данного звука

Недостаточно только отобрать нуждающиеся в коррекции движения, нужно научить ребенка правильно применять соответствующие движения, выработать точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от одного движения к другому

Точность движения речевого органа определяется правильностью конечного результата, что может быть оценено конечным местоположением и формой этого органа.

Плавность и легкость движения предполагают движения без толчков, подергиваний и дрожания органа.

Темп - это скорость движения. Вначале движение производится несколько замедленно, взрослый регулирует темп при помощи отстукивания рукой или счета вслух, постепенно убыстряя его. Затем темп движения должен стать произвольным - быстрым или медленным.

Устойчивость конечного результата означает, что полученное положение органа удерживается без изменений произвольно долго.

Переход (переключение) к другому движению и положению должен совершаться плавно и достаточно быстро.

Как проводить артикуляционную гимнастику?

1. Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично, в противном случае новый навык не закрепиться. Желательно заниматься ежедневно 2 раза в день по 3-5 минут (лучше, чтобы после последнего приема пищи прошло не менее 1 часа). Не следует предлагать детям более 2-3 заданий за один раз, каждое выполняется по 5-6 раз.

Статические упражнения выполняются по 5-7 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

2. Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом. Размер зеркала должен быть таким, чтобы ребенок видел в нем себя и взрослого.

3. Прежде чем начать занятия, лучше познакомить ребенка с названиями артикуляционных органов. Такое знакомство лучше провести в форме сказки. В результате ребенок должен усвоить названия органов: зубы, нижняя и верхняя губа, небо, язык.

4.   Артикуляционную гимнастику выполняйте не торопясь, под счет, следя за точностью, координированностью движения, за полнотой объема.

При отборе заданий для артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать определенную последовательность, идти от простых к более сложным. Рекомендуется проводить их эмоционально, в игровой форме. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то задание недостаточно хорошо, не следует вводить новых, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые  приемы.

Артикуляционную гимнастику выполняйте сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Дети сидят за столами или полукругом перед воспитателем. Размещать детей надо так, чтобы они все видели лицо воспитателя, которое должно быть хорошо освещено, губы ярко окрашены. Взрослый должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Не надо забывать и правила личной гигиены. У ребенка всегда должен быть чистый платочек, чтобы вытирать губы,  обязательно чисто вымытые  руки и у ребенка и у взрослого.

Работа  организуется следующим образом:

  1. Воспитатель рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
  2. Показывает его выполнение.
  3. Упражнение выполняет каждый ребенок по очереди, а воспитатель проверяет правильность выполнения.
  4. Упражнение выполняют все дети одновременно.

Инструкция к упражнению должна быть короткой и понятной ребенку.

  • Улыбнись
  • Покажи зубы,
  • Приоткрой рот,
  • Положи широкий язык на нижнюю губу и удержи под счёт.

Каждое артикуляционное упражнение имеет название, которое отражает его сущность. Для лучшего запоминания необходимо создать образ упражнения, поэтому используется картинка.  

Артикуляционные упражнения могут быть использованы в любых возрастных группах, выполняются по нарастающей от младшей группы к подготовительной. Гимнастика, адресованная детям двух, трех, четырех лет стимулирует естественное появление звуков.

Детям 2 младшей  группы рассказывают, что в речи принимают участие рот, губы, зубы, язык, кончик языка. Знакомят со следующими упражнениями: улыбка, заборчик, трубочка, птенчики, змейка, часики, качели (динамические упражнения).

В средней группе вводятся новые понятия – верхняя и нижняя губа, верхние и нижние зубы, бугорки за верхними зубами.

В старшей и подготовительной группе уже идет работа по формированию артикуляторной моторики. Дети пяти, шести лет и старше смогут при помощи артикуляционной гимнастики преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

В старшей группе вводится  понятие – спинка языка. Следим за плавностью, легкостью, переключаемостью в динамических упражнениях, точностью и устойчивостью при выполнении статических упражнений.

В подготовительной группе уделяем внимание упражнениям на дифференциацию звуков, соотнесение движений с произнесением звуков. Например, «губы улыбаются, когда произносим И».

Работа воспитателя по формированию звукопроизношения и работа логопеда по исправлению произношения звуков различны по организации, приемам, по продолжительности и требуют различных знаний, умений, навыков. Рассмотрим по этапам эти отличия:

Работа воспитателя и логопеда

Факторы

Воспитатель

Логопед

Педагогическая цель

Стимулирует естественное

появление звуков

Преодолевает сложившиеся

нарушения звукопроизношения

Формы организации

гимнастики

Преобладает фронтальная

форма организации

гимнастики

Преобладает индивидуальная

форма организации гимнастики

Адресация

упражнений

Преобладают

общеразвивающие

упражнения

Преобладают специфические

упражнения

Характер выполнения

упражнений

Преобладают динамические

упражнения

Преобладают статические

упражнения

Роль воспитанника в

процессе коррекции

Используется активная

артикуляционная гимнастика

Используются пассивная,

пассивно-активная и активная

артикуляционная гимнастика

Критерии отбора

упражнений

учет нормальной

артикуляции вызываемого звука, возможность использования зрительного

контроля со стороны педагога

учет нормальной артикуляции

вызываемого звука, учет

конкретной формы (пропуск,

замена, искажение)

нарушения воспитываемого

звука, учет индивидуальных

особенностей и

возможностей ребенка

Нагрузка

Умеренная,

доступная для большинства

детей

От минимальной до

максимальной

Таким образом, и воспитатель, и логопед должны ясно представлять характер и  особенности своей работы, чтобы, помогая друг другу, достигнуть единой цели – воспитать у ребёнка правильную речь и подготовить его для  успешного обучения в школе.

Теоретическая часть сопровождается презентацией по теме выступления

Одним из наиболее важных принципов в работе с детьми, особенно с нарушением звукопроизношения является принцип повторяемости. Но одни и те же упражнения, повторяющиеся из занятия в занятие, быстро надоедают ребенку.

Для того, чтобы заинтересовать детей, упражнения стали объединять в небольшие сказки. Ведь все люди на свете любят сказки. И эта любовь начинается с детства. Истории с движениями, как правило, легче и быстрее запоминаются, потому что опираются на принцип активности. Он заключается в том, что человек усваивает 10% из того, что слышит, 50% из того, что видит, и 90% из того, что делает. Можно рассказывать сказку и одновременно выполнять упражнения.

В младших группах в основном используются сказки о прогулках веселого язычка.

Одну из них я предлагаю вашему вниманию. Мастер-класс воспитателя ФИО «Артикуляционная гимнастика в средней группе «Прогулка Язычка» (видео сюжет)

В старших группах также используются сказки, но уже более серьезные, например авторские сказки Т.В.Рожковой «Божья коровка», «Загадочная бабочка», «Невоспитанный мышонок». (презентация картотеки артикуляционных сказок). Можно также использовать стихи, загадки, считалки.

   

Практикум

Исходя из того, что мышление дошкольников носит наглядно – образный характер, большинство артикуляционных упражнений связано с определенными игровыми образами. Картинки-символы используются в различных игровых пособиях.

Кубики для проведения артикуляционной гимнастики. Для каждого звука - отдельный кубик. Догадайтесь, для постановки какого звука кубик с упражнениями "заборчик", "лошадка", "маляр", "грибок", "барабанщик", "заведи моторчик".

Игровое пособие "Логокуб" позволяет производить сменяемость материала, а именно картинок-символов, как педагогу, так и  самому ребенку, манипулируя речевым кубом самостоятельно.

Вашему вниманию хочу представить пособие «Артикуляционное дерево».

Итак, наступила осень. Листочки на деревьях желтеют, краснеют и опадают. Но у нас не обычное дерево, а артикуляционное. На каждом листочке – картинка с упражнением для язычка. Возьмите себе каждый по листочку с дерева и расскажите нам об упражнении, которое нужно сделать. (Воспитатели берут себе по листочку с дерева, называют картинку и показывают соответствующее упражнение.)

   Упражнения, которые преподносятся детям в игровой форме, основаны на непроизвольных движениях, не утомляют их, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче. Главное, подходить к выполнению  артикуляционных упражнений творчески.



Предварительный просмотр:

                    Артикуляционная гимнастика

 (выполняется ежедневно, каждое упражнение повторяется по 5-7 раз, язык удерживать в каждом положении по 5-7 секунд)

  1. «Лопатка»

Широкий язык изо рта высунуть, убрать

  1. «Качели»

Язык тянем вниз к подбородку, затем вверх к носу

  1. «Почистим зубки»

а)влево- вправо за верхними зубами

б) от середины нёба к зубам

      4. «Маляр»

  Ведем язык по нёбу к горлу и обратно

5.«Лошадка»

Медленно сильно цокать языком, губы при этом в улыбке

 6. «Грибочек»

Язык присосать к нёбу, видна подъязычная связка

7. «Вкусное варенье»

Широким языком облизать верхнюю губу, затем втянуть язык в рот

8. «Чашечка»

Широкие края языка удерживать приподнятыми вверх

9. «Язык чистит за нижними зубами»

Влево- вправо

10. «Горка»

Кончик языка упираем в нижние зубы

11. «Заборчик, квадратик, трубочка»

Чередование положения языка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессия учитель - логопед

« Профессия учитель – логопед». Я наполнить хочу этот мир добротой,Чтобы светом наполнились души людей,Чтобы в сердцах зажигался огонь,Чтобы стали друг к другу немножко добрей!  Место р...

Проект на тему "Строительные профессии" учителя-логопеда

Краткосрочный проект «Профессии на стройке»                  Участники проекта: учитель-логопед, в музыка...

Эссе "Моя профессия-учитель-логопед"

"Моё педагогическое кредо"...

ЭССЕ «Моя профессия учитель – логопед

На свете есть много различных профессий,И в каждой есть прелесть своя.Но нет благородней, нужней и чудесней Чем та, кем работаю я!...

Эссе «Моя профессия – учитель - логопед»

Эссе «Моя профессия – учитель - логопед» Терпение и творчество, упорство и победа-Вот главные этапы в работе логопеда! С малых лет я мечтала стать учителем. Любимой игрой в...

Профессия учителя-логопеда - профессия исследователя.

В.В.Путин: «Мы обновляем страну, меняем нашу жизнь, меняемся сами. И все, что мы делаем, мы делаем для наших детей, потому что мы хотим, чтобы они жили лучше нас, чтобы они были лучше чем мы, чт...